Избавление от осуждения
Духовно совершенствующийся спросил однажды у молящегося:
– Уважаемый, как по-вашему можно избавиться от осуждения?
– Это не так сложно, – ответил тот. – Ведь все человеческие несовершенства сосредоточены в наших душах: как в моей, так и твоей.
– Вы ошибаетесь, уважаемый, – горячо возразил Совершенствующийся, – я не убиваю, не ворую, не совокупляюсь беспорядочно, не пьянствую…
Молящийся тихо улыбнулся:
– Я говорю не только о явных несовершенствах. Загляни-ка в свою душу поглубже. Можешь ли ты сказать, что никогда не желал смерти живому существу, которое тебе представлялось недопустимо нечестивым? Только честно. Что лукавить перед самим собой?
Совершенствующийся вздохнул и промолчал.
– Можешь ли ты сказать, что никогда не желал обладать тем, что ты не произвёл, завладеть чем-то, принадлежащим другому?
Совершенствующийся прикусил губу.
– Можешь ли ты утверждать, что никогда в мыслях не желал совокупиться с красивой девушкой, встретившейся тебе?
Совершенствующийся покраснел.
– Вот и ответ на твой вопрос, – заключил Молящийся. – Как только осуждение осквернит твоё сердце, честно загляни в собственную душу. Там ты точно обнаружишь то, за что ты дерзнул осудить другого. Если и не оно само, то намёк на него.
Совершенствующийся воскликнул в отчаянии:
– Что же выходит: мы все мерзавцы, а потому можно предаваться разврату безо всякой надежды очистить свою душу?
– Едва ли это так, – возразил Молящийся. – Я бы посоветовал тебе преодолевать естественное для живых существ несовершенство практикой сердечной любви ко Всевышнему, трепетного благоговения пред Творцом, практикой любви, благоговения, сострадания, обожествления и одухотворения сущего. В этом надежда, здоровье и своеобразное – неземное – счастье… Правда, мало, кто может увлечься этим. Потому что такая практика в конечном счёте приводит к переселению на Небо ещё при жизни в теле… А кому оно нужно? Ведь живые существа хотят очищения, оставаясь страстными и привязанными к земным омрачениям. Поэтому, думаю, тебе лучше посоветоваться с каким-то признанным земным авторитетом.
«Молящийся говорит верно», – подумал Совершенствующийся. И отправился к таковому.