Об умении, мастерстве и находчивости
Можно много видеть, читать, можно кое-что вообразить, но чтобы сделать – необходимо уметь, а умение дается только изучением техники.
По мере нашего продвижения в жизни, мы узнаём пределы наших возможностей.
Небо никогда не поможет тем людям, которые не будут действовать.
Беда, коль пироги начнет печь сапожник, а сапоги тачать пирожник.
Плох тот ученик, который не превзошёл своего учителя.
Лучший рассказ
– Сегодня изучите обряд чайной церемонии, – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушёл в парк и сидел там весь день, молясь и размышляя. Ученики успели обсудить и выучить всё, что было записано на свитке. Наконец учитель вернулся и спросил учеников о том, что они прочли.
– Вот что мы прочли о чае, напитке богов: «Белый журавль моет голову» – это значит, что нужно прополоскать чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.
– Учитель входит во дворец, – это значит, что нужно засыпать чай в чайник, – добавил второй.
– Струя греет чайник, – это значит, что нужно залить чайник кипящей водой, – подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нём чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя.
– Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика.
– Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочёл, а о том, что понял».
– Учитель, но он вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
– Дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
1. Какого ученика похвалил учитель?
2. Какие главные слова этой причти?
Простое решение
Один мудрец искал способного и талантливого ученика, котрому можно было бы передать свои знания. Он решил собрать всех учеников.
Мудрец сказал им:
– У меня возникла проблема, и я хочу знать, кто из вас сможет её решить. Видите – в стене позади меня находится самая большая, тяжёлая и массивная дверь в городе. Кто из вас сможет открыть её без посторонней помощи?
Некоторые из учеников просто опустили голову: проблема казалась неразрешимой. Другие исследовали дверь более тщательно, обсудили возможность использования рычага и особенности материала и пришли к выводу, что решить эту задачу невозможно.
Все сказали, что сделать то, что просил мудрец, невозможно.
Только один ученик подошёл к двери и подверг её тщательному исследованию. Он простучал её поверхность, пытаясь оценить её толщину и плотность материала, отметил, из чего сделана дверь и насколько надёжно смазаны петли. Он стучал по ней, нажимал, давил на определённые участки.
Все предполагали, что дверь была закрыта или её заклинило. А на самом деле она была лишь слегка прикрыта.
Ученик глубоко вздохнул, сосредоточился и мягко толкнул дверь. Дверь с лёгкостью и без малейшего сопротивления открылась.
Она была разработана и сконструирована так безупречно, что достаточно было легчайшего толчка, чтобы она открылась.
Мудрец нашёл себе преемника. Он повернулся к остальным ученикам и произнёс следующие слова:
– Успех в жизни и работе зависит от нескольких ключевых факторов, и сегодня вы могли наблюдать их в действии. Во-первых, позвольте своим чувствам полностью исследовать и понять реальность, которая вас окружает. Во-вторых, не делайте поспешных и потому неправильных выводов. В-третьих, будьте достаточно смелы, чтобы принять решение. В-четвёртых, приняв его, действуйте уверенно и без сомнений. В-пятых, сосредоточьтесь и вложите в это действие всю вашу силу и энергию. И, наконец, не бойтесь совершить ошибку.
1. Какую задачу поставил перед учениками учитель?
2. Как ученики пытались открыть дверь?
3. Как поступил будущий преемник мудреца?
4. От чего, по мнению мудреца, зависит успех в жизни и работе?
Находчивый мальчик
Новый учитель пришел в класс. Он сразу заметил одного мальчика, которого все дразнили и называли дурачком.
На перемене он спросил учеников, за что они его так обзывают.
– Потому что он дурачок, – ответил один парень, – если дать ему на выбор две монеты: большую пятикопеечную и маленькую десятикопеечную, он выберет пять, потому что уверен, что она действительно больше. Хотите проверить?
Он достал две монетки и предложил мальчику выбрать. Тот, как обычно, выбрал монету в пять копеек. Учитель удивился и спросил:
– Ты действительно не понимаешь, что выбираешь монету, которая больше по размеру, а не по достоинству?
– Конечно, понимаю.
– Тогда зачем ты выбираешь пять копеек?
– Потому что, если я начну выбирать правильно, они больше не будут предлагать мне денег!
1. Что ты можешь сказать о мальчике?
2. Как ты думаешь, кто в этой ситуации выглядит не очень умным?