РАЗДЕЛ II. ЧЕЛОВЕК
И человек великий – всего лишь человек.
…Ограничен разум человека, но зато безграничен разум человеческий, то есть разум человечества.
В сущности человек любуется лишь собою в окружающем мире…
Он очеловечил его: в этом суть его.
Термины и понятия по разделу: человек, индивид, личность, полиморфизм, этнос, социум, антропология, коллективный разум, информационное общество.
Проблемы для обсуждения:
1. Человек в научной картине мира.
2. Природно-биологическая сущность человека.
3. Природно-социальная сущность человека.
§ 4. Человек в научной картине мира
Человек (человечество) – особенная динамичная составляющая природы, которая в силу своего генетически обусловленного любопытства постоянно познает и изменяет мир и самого себя, творит культуру и собственную историю. Сущность человека, его происхождение и назначение, место человека в мире всегда были и остаются центральными проблемами философии, религии, науки и искусства, т.е. проблемами для самого человека. Поэтому многие современные науки рассматривают человека в качестве объекта познания.
Слово «человек» включает в себя две части: «чело» значит «голова» или «лоб», и «век» означает отрезок времени. «Век» в данном случае – это не обязательно «сто лет». Это просто определенный отрезок времени, предназначенный для жизни какого-то существа, подобно тому, как мы говорим: «Каждому отпущен свой век», – вовсе не подразумевая при этом: «каждому отпущено сто лет», а напротив, подразумевая, что «каждому отпущен свой собственный срок». Слово «чело» тоже несет несколько иную смысловую нагрузку, чем слово «голова»: чело – это нечто более возвышенное, более развитое, чем голова. В контексте со словом «человек», очень часто используются и такие слова как «индивид» и «личность».
Когда мы говорим слова «индивидуальный», «индивидуальность», порой лишь догадываемся, что означают эти слова в их первоначальном смысле. Обычно мы их используем в значении «особенный, отличающийся какими-то характерными признаками от других». В то же время, слово «индивид» латинского происхождения и означает «неделимый» (от лат. in – частица, означающая отрицание, и divido – «делить»). Поэтому это слово можно понимать как-то, что уже не делится. Если какое-либо общество можно разделить на группы, а группу в свою очередь можно поделить на отдельных людей, то индивид – это существо, которое уже нельзя поделить на самостоятельно существующие составные части. Во-вторых, слово «индивид» может означать нечто сохраняющее свою целостность. В психологическом контексте речь, конечно же, идет уже не о телесной, а о психической целостности.
Таким образом, слово «индивид» означает «человеческое существо, имеющее целостную психическую организацию».
Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности; устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид» (единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех других). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.
Человек – предмет изучения таких наук как социология, психология, физиология, педагогика, медицина и др. Кроме того, знания о человеке могут быть не только научные, но и вненаучные – фольклорные, мифологические, философские, религиозные, художественные, житейские и «паранаучные» (хиромантия, френология, астрология, графология, физиогномика, парапсихология).
Очевидно, вненаучное человекознание сохраняет фундаментальное значение для гуманистических направлений в педагогике, психотерапии, медицине, политике и т. д. Первым шагом человека в духовном творчестве и познании себя было создание мифов. Примечательно, что самыми распространенными среди них были антропогонические мифы, рассказывающие о происхождении человека, его отдельных органов, свойств или способностей. Историко-этнографическая коллекция мифов поражает своим сюжетным и поэтическим богатством: в ней отыскиваются и рассказы о космическом происхождении людей, и о процессе эволюционного преобразования обезьяны в человека.
Вследствие такого разнообразия наук и ненаук, человек оказывается предметно «разъединен» на множество частей и изучается под различными углами зрения. Это одновременно хорошо и не очень хорошо. С одной стороны, отдельные науки изучают структуры и процессы человеческого организма или человеческого общества глубоко и детально, а, с другой стороны, не всегда удается соединить разрозненные знания в одно целое, не удается воссоздать целостное представление обо всей системе «человек» и, следовательно, получить объективную и полную информацию о нем.
Науки о человеке традиционно принято подразделять на естественные и гуманитарные. К первым относят, например, генетику, анатомию и физиологию человека, физическую антропологию, медицину. Гуманитарные науки, прежде всего, интересуются явлениями, которые выделяют человека из животного мира, тогда как естественные науки акцентируют то, что объединяет человека с животными – гены, анатомическое строение, рефлексы, биохимия и т.п.
К гуманитарным наукам причислены науки, изучающие человека в сфере его умственной, нравственной и общественной деятельности: археология, филология, языкознание, история, социология, этнология, искусствознание, мифология, педагогика, криминология, правоведение, политология, психология человека, антропогеография и др.
С помощью гуманитарных наук человек познает самого себя, эти науки как бы смотрят вовнутрь человека и в построенный им искусственный мир культуры. Однако не все науки однозначно распределяются на категории естественные и гуманитарные (примером является как раз психология человека).
Ученые социологи давно смирились с трудностями разграничения социологии и других гуманитарных наук, предпочитая говорить о тесных узах социологии с антропологией, психологией, экономикой, политологией, историей – ее «двоюродными сестрами». Все они объединяются под разными именами: «социальные науки», «общественно-психологические науки», «общественно-политические» и т.д.
Поэтому в англоязычных странах, а затем и у нас в стране появилась наука антропология – это комплексная наука, включающая не только физическую (биологическую) антропологию, но и культурную, социальную и психологическую антропологии, а также доисторическую археологию и этнолингвистику. Своеобразие этого объединения заключается в том, что оно не исключает иных объединений данных наук или же их самостоятельного существования (в плане организации исследований, подготовки специалистов и систематизации знаний).
Антропология (человекознание) – (от греч. anthropos – человек и logos – слово, знание) – широкий круг знаний, охватывающий в той или иной мере все разделы духовной культуры, в центре которого находятся вопросы о том, что такое человек (в чем его сущность или природа), как он взаимосвязан с окружающим миром, в чем смысл его существования, каким он должен быть, каким способом он может стать лучше.
Под человеком в данном случае понимается не только его телесное содержание, но и то содержание духовной культуры, которое служит удовлетворению потребности людей в самопознании и самосовершенствовании. Если допустить синонимию «человека» и «антропологии», то можно выделить, по крайней мере, четыре значения человекознания, различающиеся своей широтой:
1) человекознание как вся совокупность знаний о человеке;
2) человекознание как все науки о человеке (научное человекознание);
3) человекознание как комплексная наука о человеке (западный вариант антропологии);
4) человекознание как физическая (в идеале биологическая) антропология (современная модель антропологии).
И все-таки, несмотря на довольно детальную проработку проблемы человека в науке, в философии, религии и уже укрепившемуся мнению о человеке как сложной природно-социальной системе, изменения, происходящие в современном обществе, заставляют ученых, философов и теологов каждый раз снова и снова возвращаться к теме «человек».
Поэтому признаками, с одной стороны, нарастающих изменений в обществе, а, с другой стороны, непреходящей актуальностью проблемы человека, является появление различных антропологий (философской, социальной, педагогической, биологической, юридической и пр.), которые опять «разбирают» человека по своим предметным областям и уводят нас от единой науки о человеке.
В связи с исторически сложившимся разнообразием наук, изучающих человека, существует и множество подходов к определению понятия «человек».
Социология определяет человека как высшую ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.
В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова человек определен как живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. В биологии используется понятие «человек разумный», применительно к зоологической систематике: вид в отряде приматов; в истории используется часто словосочетание «первобытный человек» – исторический предок современного человека.
Довольно интересную, с точки зрения автора, интерпретацию понятию «человек», предложил в свое время В. И. Даль. По его мнению, человек – каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесною речью. Инстинкт животного, соединенье низшей степени рассудка и воли, заменяет ему дары эти, разрозненные в человеке и даже вечно спорящие между собою – это сердце и думка.
Высшая степень человечности была бы та, где разум и воля слились бы в одно, сознательно во всем согласуясь взаимно. Как животное отличается от растения осмысленными инстинктами и образует особое царство, так и человек отличается от животного разумом и волей, нравственными понятиями и совестью и образует не род и не вид животного, а царство человека.
В философии категория «человек» представлена в качестве фундаментальной категории, являющейся смысловым центром практически любой философской системы. Данный подход указывает на сложность философского определения человека, которое состоит в невозможности однозначного подведения его под какое-либо более широкое родовое понятие (например, природа, Бог или общество), поскольку человек – это всегда одновременно микрочастица космоса, в нем божественное начало и он часть социума.
В связи с этим, в философии сложилось несколько концепций человека: биологическая (рассматривает человека как сугубо биологическое существо), социальная (рассматривает человека как сугубо социальное существо), биосоциальная (рассматривает человека как биологическое существо, перешедшее к социальному образу жизни) и интегрированная (во всех проявлениях жизнедеятельности человека обнаруживаются одновременно и биологическое и социальное начала).
Интересно, что в истории философии человек традиционно понимался в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и дух. При этом тело выступает одновременно как элемент природы, и как собственно человеческое тело, определяемое не только через его биологические особенности, но и через особый спектр таких исключительно человеческих чувств и состояний, как стыд, смех, плач и т.п.
Душа также может пониматься в двух основных ракурсах: во-первых, как жизненный центр тела, отвечающий за дыхание, за жизнь; во-вторых, как личностное начало, индивидуализирующее человека в обществе и описывающееся в философии через проблемы свободы воли, свободы, творчества, игры.
Дух воплощает в себе фундаментальную сущностную идею «человечности» как таковой, где видовая особенность человека во времена Аристотеля связывалась преимущественно со свойствами разумности (человек как «разумное животное») и социальности (человек как «политическое животное»).
Следует, однако, помнить, что выделение тела, души и духа, осуществляемое в рамках философского анализа, далеко не раскрывает всех сущностных особенностей человека. Конкретный человек – это практически всегда исключение из общего правила, уникальная целостность, где в индивидуальном личностном опыте достаточно трудно дифференцировать телесный, душевный и духовный уровни.
Принимая во внимание предыдущие рассуждения, выберем обобщенную концепцию человека как триединого природно-социального объекта, состоящего из тела, духа и разума. В такой интерпретации тело – это структурно-функциональная (анатомо-физиологическая) составляющая человека, которая может чувствовать как душа и быть умным как разум, и поэтому физическое развитие и состояние здоровья тела человека определяет развитие и состояние души и разума.
Дух человека в данном случае – это способность человека к эмоциональному переживанию всего происходящего с ним. Развитый дух «заставляет» тело быть чувственным, а разум – эмоциональным.
Разум человека можно отождествить с уровнем развития его интеллектуальных способностей. Причем, интеллект человека не столько управляет духом и телом, сколько учит их быть разумными. В данном месте, уважаемый читатель, позволь сделать ремарку: если ты позволишь телу или духу подчинить разум, то можешь стать ленивым толстяком с неуправляемой, а, значит всех раздражающей, излишней эмоциональностью. Поэтому, для того чтобы стать человеком, необходимо учить свое тело, учить дух и учить разум.
Много взглядов и много определений, сходных и противоречивых и все это о человеке. Попробуем разобраться в этом сложном вопросе, используя системный подход. С точки зрения, такого подхода, человек есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного.
Как живой организм, человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим (биофизической, биохимической, физиологической) закономерностям, на уровне сознательной психики и личности человек обращен к социальной жизни с ее социально- экономическими закономерностями.
Наиболее полно представить человека можно посредством рассмотрения человека сквозь призму его разнообразных потребностей.
Одну из классификаций потребностей человека разработал американский психолог А. Маслоу. Он выделил пять уровней (своеобразную пирамиду) потребностей:
– физиологические и сексуальные (в пище, дыхании, одежде и т.п.);
– индивидуально-личностные (в безопасности, стабильности, уверенности в будущем);
– социальные (в привязанности, принадлежности к коллективу, общении, участие в совместной трудовой деятельности);
– престижные (в уважении, в социальном статусе, признании);
– духовные (в самовыражении, творчестве).
В основе пирамиды потребностей по А. Маслоу лежат физиологические потребности, удовлетворение которых может привести к возникновению потребностей следующего уровня, то есть индивидуально-личностных потребностей. И так до вершины пирамиды, на которой расположены духовные потребности человека.
При движении по пирамиде от основания к ее вершине, проявляется одна довольно простая закономерность: только после того, как удовлетворены потребности предыдущего (более низкого) уровня, возможно возникновение, а, следовательно, проявление в поведении потребностей последующего (более высокого) уровня.
Но, если мы хотим представить человека как сложную систему, в которой отражается его эволюция, история и взаимодействие с природой, отражается биологическая и социальная составляющие человека, необходимо использовать системный подход (рис. 3.).
Рис. 3. Система потребностей человека.
Биологические (анатомо-физиологические) потребности человека – это возможность физического существования человека, тепловой, радиационный и магнитно-волновой комфорт, состав воздуха, питьевая вода, сбалансированное питание, полноценный сон и другие виды отдыха, определенная степень подвижности, сексуальная и выделительная потребности.
Этолого-поведенческие (психологические) потребности человека – это возможность психолого-эмоционального контакта с другими людьми и личное пространство, создание своей группы (в том числе семейной), определенное место в иерархии коллектива и определенный этологический «климат» – поведенческий склад и тип, например, темп жизни и др.
Этнические потребности человека включают этническую самостоятельность своего народа, принадлежность к этнически самостоятельной группе через национальную одежду, быт, обычаи, пейзаж родной природы, соответствующая среда «второй» и «третьей» природы (архитектура, организация населенных мест).
Социальные (и социально-психологические) потребности человека заключаются в гарантированных законом гражданских свободах, в отсутствии страха перед войной или потерей работы, голодом, воровством, свобода познания и самовыражения, чувство нужности обществу, сознание своего пола и возраста, равномерность информационно-познавательной среды (без информационных перегрузок).
Трудовые потребности человека ориентированы на потребность в познании изменяющейся в пространстве и времени окружающей среды, труд (игра для детей) по возрасту и способностям, труд как социально-адаптационный процесс приспособления общества к условиям существования, образование и труд по интересам, обеспечение труда различными ресурсами, поощрение труда.
Экономические потребности человека – это обеспеченность пищей, одеждой, жильем, предметами обихода, средствами труда, сферой услуг, отдыхом, средствами и источниками информации, средствами самовыражения, семьей и детьми как экономической структурой.
В течение всей жизни человека удовлетворение перечисленных потребностей, закономерно сопровождается удовлетворением материально-энергетических, информационных и эстетических составляющих потребностей (различная штриховка на рисунке).
Таким образом, человек кристаллизует в себе все, что накоплено человечеством в течение веков. Эта кристаллизация осуществляется и через приобщение к культурной традиции, и через механизм биологической наследственности.
1) В чем заключаются различия понятий «человек», «индивид», «личность»?
2) Какие науки, и какие стороны жизнедеятельности человека изучают?
3) В связи с чем в науке появились антропологические подходы к изучению человека?
4) Какой принцип положен в основу классификации потребностей человека по А. Маслоу?
5) Что положено в основу классификации потребностей человека при системном подходе?
§ 5. Природно-биологическая сущность человека
Человек является широко распространенным на Земле биологическим видом организмов. Он включает многочисленные популяции (группировки организмов одного вида), дающие при смешении плодовитое потомство и обнаруживающие значительную фенотипическую изменчивость (фенотипическая изменчивость – касающаяся фенотипа, т.е. внешних черт строения организмов).
За время своего обитания на планете человек заселил не только самые благоприятные территории – тропические, лесостепные и степные, но даже пустыни, полярные области и горные районы. Тем не менее, наиболее многочисленные современные группы обитают в тропических лесах и в областях умеренного пояса со смешанным лесом.
Характерные анатомо-физиологические особенности для всех популяций человека: прямостояние и прямохождение, свободные верхние конечности, используемые для употребления и изготовления орудий, высокое развитие мозга и средств общения, а также некоторые черты строения зубов, челюстей, пищеварительных желез и других органов питания.
В царстве природы человеку ученые определили свое систематическое положение. Так, человек отнесен к виду человек разумный (Homo sapiens), роду человек (Homo), семейству гоминид (Hominidae), отряду приматов (Primates), классу млекопитающих (Mammalia), типу хордовых (Chordata). Организм человека имеет много признаков, общих с позвоночными и, особенно с млекопитающими животными.
Как и у всех позвоночных, основу внутреннего скелета человека составляет осевой стержень – позвоночный столб, которому в зародышевом развитии предшествует спинная струна, или хорда. Человек обладает двумя парами конечностей, замкнутой сердечнососудистой системой, трубчатой нервной системой. Тело его построено по принципу двусторонней симметрии и характеризуется чертами метамерии, свойственной всем позвоночным.
Необходимость сохранения равновесия при прямохождении, с одной стороны, вызвала образование кривизны позвоночного столба, перемещение общего центра тяжести. С другой стороны, освобождение верхних конечностей от функций опоры тела и передвижения обусловило увеличение массивности скелета нижних конечностей, мощное развитие их мышц, возникновение сводов стопы с их рессорной функцией. Существенно изменилось и строение таза, который стал массивнее, шире и оказался основной опорой при прямохождении. К прямохождению приспособились все системы внутренних органов, усложнились способы доставки крови к сердцу от нижних конечностей и к головному мозгу от сердца. Диафрагма переместилась из вертикального положения в горизонтальное, мышцы брюшного пресса стали выполнять значительно большую роль в акте дыхания.
Как и представителям класса млекопитающих, человеку присущи характерное строение кожи (сильное развитие дермы, многочисленные сальные и потовые железы, волосяной покров, хотя и перешедший на большей части поверхности тела в рудиментарное состояние), постоянная температура тела, легочный тип дыхания, четырехкамерное сердце, безъядерные эритроциты, выкармливание детей молоком, вырабатываемым молочными железами. Вынашивание зародыша в материнском организме сопровождается возникновением у человека, как и других высших млекопитающих, специального органа – плаценты.
Млекопитающие обладают хорошо развитыми нервной системой и органами чувств, что способствовало их выживанию и прогрессу. Человек ушел вперед по сравнению с другими млекопитающими благодаря сильному развитию и дифференциации коры головного мозга.
Головной мозг человека и по абсолютным и по относительным показателям превзошел мозг обезьян. Так, например, масса головного мозга человека оказалась в 3 раза больше массы мозга гориллы, масса тела которой в 3 раза превосходит массу тела человека. Довольно интересен и тот факт, что энергозатраты на поддержание работы центральной нервной системы у человека превышают таковые у обезьян почти в 2,5 раза.
Нейроны (от греч. neuron – нерв, клетки центральной нервной системы) мозга человека и высших млекопитающих (и не только их) практически идентичны. Однако мышление, интеллект, в современном смысле слова, свойственны только человеку. Его мозг отличается от мозга высших млекопитающих не качеством нейронов, а их количеством и сложностью связей между ними. Значит, на каком-то этапе усложнения мозга количество нейронов и сложность связей, сложенные с определенным уровнем информации в ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота, основное вещество хромосом клеток, отвечающих за передачу наследственности), переступили некоторый предел, за которым началось качественное изменение функциональных возможностей мозга – он приобрел новые свойства – обрел сознание. Произошло отделение «Я» от не «Я», качественно изменились аналитические способности – способности предвидеть результаты своих действий и многое другое.
Благодаря необычайно высокой организации нервной системы у человека возникли предпосылки для безграничного прогресса не только интеллектуальной, но и эмоциональной сфер.
Средства общения у человека представлены жестами и мимикой (≈ 47–48 % передаваемой и получаемой информации), интонацией (тембром) голоса (≈ 44–45 % передаваемой и получаемой информации), членораздельной речью (≈ 7–8% передаваемой и получаемой информации), обеспечиваемыми соответствующим развитием и координацией мускулатуры тела и головы, мимических мышц лица, аппарата голосообразования, а также средств управления ими, включая корковые центры речи в головном мозге.
Членораздельная речь (вторая сигнальная система по И. П. Павлову) – главный канал межличностных коммуникаций в человеческом социуме – недоступна для животных, но, в то же время, она составляет всего 7–8% от всей информации, которая транслируется человеком в окружающую среду. Подавляющая часть информации (91–93 %) транслируется человеком в окружающую среду в виде жестов, мимики, оттенками голоса. Это просто проверить, например, известный отечественный ученый и педагог А. С. Макаренко, мог произнести фразу «подойди ко мне» в восьми интонациях, по которым его воспитанники могли легко догадаться – что их ждет – похвала или разнос.
Конец ознакомительного фрагмента.