Вы здесь

Природа земли и жизни. Предисловие (В. М. Голубев, 2015)

© Голубев В. М., 2015

© Написано пером, 2015

* * *

Голубев Вадим Михайлович, Россия. Кандидат геолого-минералогических наук, ВНИИОкеангеология, Санкт-Петербург. Изучает принципы и механизмы геодинамики, биодинамики и геоэкологии в плане Общей теории Земли и человека. Теория закладывает основы надсистемной науки геономии и духовного научного мировоззрения. Разделы теории публиковались на международных конгрессах и конференциях в России, Японии, США, ФРГ, Канаде, Чехии, Индии, Турции, Бразилии и Китае, в научных журналах и книгах.

Книги ГЕОКОСМОСа изначально выложены на сайте «Вадимир Голубев (ВНИИОкеангеология)»: http://extremprognos.narod.ru/ и на портале «ЭКОСФЕРА МИРА»: http://edinomir.narod.ru/


Предисловие

Познай Землю, как себя, и познаешь смысл жизни

Всеобщая связь явлений еще с античности стала мировоззренческой проблемой, которую не разрешить, не анализируя Землю во всей ее полноте и космических отношениях. Только всеохватная теория может прояснить системные связи и движущие силы земных процессов, и только после этого человек станет поистине разумным. И только так придет осознание смысла жизни, личного и общего, и смысла самой природы.

Попытки создания общенаучной теории Земли неизвестны, а отношение историков и аналитиков науки к возможности появления непротиворечивой даже исключительно геологической теории скептическое. Сомнения вызваны переплетением множества гипотетических процессов и нереальностью однозначной реконструкции геологической истории. К тому же от всеобщей теории требуется не столько описание строения и эволюции геосферы и биосферы, что периодически делается. Необходим всесторонний синтез знания с установлением закономерностей развития Земли, жизни и человека.

Но ни в геологии, ни в биологии, ни даже в физике и тем более в философии, социологии и психологии нет общепринятых теорий, а имеются их разные толкования, причем наряду с оппозиционными теориями. Что же остается говорить о сочетаемости теорий разных наук? Несмотря на выдающиеся достижения XX века в изучении Земли, жизни, человека и космоса связной научной картины мира не складывается, и она даже дробится и расплывается из-за узкой специализации наук. Сказывается скованность наук о Земле и наук о человеке идеями саморазвития, которые предстают отголосками геоцентризма и антропоцентризма, а они принимают видимость за действительность.

Между тем идея органичной связи Земли с Космосом витает в отдельных умах, зародившись вместе с сознанием первобытного человека. Яркий вклад в развитие духовной идеи внесла школа русского космизма, заложенная в начале ХХ века трудами В. И. Вернадского, К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского, Н. К. Рериха и других крупных ученых, оставшихся всеохватными натуралистами. Они и стали пионерами освоения космоса, начав исследования его влияния на Землю и человека. Исследования вышли на качественно новый уровень с наступления эры освоения космоса в 1957–1961 годах.

Но Космос есть больше, чем космическое пространство, и его не понять в отрыве от Земли, как не понять Землю в отрыве от Солнечной системы и Галактики. Их системное исследование обеспечивает сравнительно-исторический метод актуализма, который по современным геологическим и астрофизическим процессам позволяет судить о далеком прошлом. Короткопериодные и длиннопериодные физические процессы однотипны, только работают на разных уровнях организации природы. Принципы физической реальности и системной полноты составили методологию Общей теории Земли и человека, а логическая цельность сделала теорию более чем гипотетико-дедуктивной.

Первая книга теории, посвященная геосфере и биосфере (жизни), стала базисом второй книги, посвященной антропосфере (человеку) и ноосфере. Вряд ли можно назвать гипотезой неоспоримое, но во многом еретическое для науки, утверждение, что Земля является открытой системой и живет по законам Космоса. Подлинно новое и перспективное утверждение – это проведение вселенских установок посредством каскадных взаимодействий физических полей. Следы системных лунно-солнечных воздействий просматриваются в структуре и динамике всех сфер Земли, придавая космическим и земным полям значение движущих сил ее возрастной эволюции.

Всё это согласуется с требованиями системного подхода и общей теории систем. Эволюция Земли неотрывна от возрастной эволюции Солнечной системы и Галактики, направляемой полевым алгоритмом Вселенной. Организующим посредником служит небесная механика, которая определяет ритм и характер динамических взаимодействий тел Солнечной системы и активность Солнца, а в итоге стимулирует динамику Земли. Геодинамическое поле ступенчато трансформируется на знаковых структурно-вещественных уровнях Земли, системно направляя преобразования ее сфер.

Требованиям системного анализа уже удовлетворяла натурфилософия античного времени, видевшая мир единым. Но она была забыта на архивной полке самонадеянной аналитической наукой, зашоренной дисциплинарными подходами и дробной. Всеобщая теория возрождает натурфилософию в новом качестве, закладывая основы надсистемной науки геономии. Учение о Земле, а в целом мироведение нацелено на изучение общих законов и закономерностей геокосмоса [Голубев, 1996 а, б; 2000 б, в].

Понятие «геокосмос» («геокосм») введено в значении мира Земли и человека во всех их сферах и космических отношениях, и дополняет понятия «макрокосм» («вселенная») и «микрокосм» («человек»). Новое понятие исправляет невинное упущение древних греков, не знавших планетарного смысла Земли и олицетворивших ее в богине Гее, породившей первое поколение богов. Земля, предстающая материнской для жизни и проводником принципов и законов Космоса, отеческого для жизни, занимает достойное натурфилософское место. Теория Земли и человека обретает естественную структуру: от общего к частному – от геосферы и Космоса к биосфере и антропосфере.

Всеобщая теория опирается на достижения специализированных наук и системно обоснована, хотя и обходится без математического аппарата. Дедуктивно-индуктивное размышление остается первейшим способом исследования, ибо без вербальной теории физико-математическая модель оказывается одним из вариантов явления или процесса, вырванного из контекста. Да и большинство теоретических вариантов не реализуется в природе из-за ограничений, налагаемых всем множеством взаимодействующих факторов. Неполная формальная модель под давлением новых фактов и/или факторов готова рассыпаться как карточный домик, что не раз бывало в науках о Земле и космосе.

Свойства и закономерности, открытой в бесконечность, Земли способна прояснить только системная теория, которая связует ведущие процессы во всех сферах Земли и Космоса одним принципом (древом принципов). А именно, принципом ступенчатых резонансов многокомпонентного энергоинформационного поля Вселенной.

Чем ближе к истине, тем меньше ее вариантов. Универсальный принцип, работающий на всех системных уровнях организации природы, возможен всего один (как всякое верное решение). И уже сам по себе удостоверяет всеобщую теорию, которая не доказывается никак иначе вследствие ограниченности сознания и земной провинциальности человека разумного. Эмпирические подтверждения теории есть необходимые, но частные и по большому счету недостаточные аргументы.

Общая теория Земли и человека прошла проверку временем, не сказавшемся на ее положениях, которые обнародованы в апреле и мае 1986 года в Географическом обществе СССР (Ленинград) двумя докладами о развитии геосферы, биосферы и антропосферы. Конспект и разделы теории докладывались в 1989–2005 годах на международных конгрессах и конференциях в России, Японии, США, ФРГ, Канаде, Чехии, Индии, Турции, Бразилии и Китае, и публиковались в научных журналах и книгах [Голубев, 1989; 1992 а; 1993 г; 1994 а, б, в; 1995; 2000 а; 2005 и другие]. Радикально новые идеи вызывали бурный интерес, полемику и расходились по всему миру.

Теория оформилась в виде книги к 1988 году, а к 1994 году – в виде дилогии «ГЕОКОСМОС». В 1988–2004 годах книги рекомендованы к изданию членами РАН Д. В. Наливкиным, Ю. А. Косыгиным, И. С. Грамбергом и Д. С. Лихачевым, Географическим обществом СССР, Горным научно-техническим обществом СССР и Международным фондом истории науки. Рекомендации также даны ведущими специалистами Института геологии и геофизики Сибирского отделения РАН, ВНИИ геологии и минеральных ресурсов Мирового океана, Института истории естествознания и техники РАН.

Однако статьи, направленные в 1992–1996 годах в журналы «Геотектоника», «Вулканология и сейсмология», «Палеонтологический журнал», «Известия РГО», «Экология», «Вопросы философии», отклонялись как противоречащие научным воззрениям. Издание «ГЕОКОСМОСа» тоже увязло в коммерциализации научных издательств и цензуре издателей, мировоззренческой и политической. Последовали отказы издательств ЛГУ и «Наука» (1988 год), Российского Фонда Фундаментальных Исследований (март 1995 года) и Российского Гуманитарного Научного Фонда (май 1997 года). После десятилетних проволочек, с 1997 года, в издательстве «Филологический факультет СПбГУ», «ГЕОКОСМОС» выложен в Интернет: http://extremprognos.narod.ru/

Годы испытаний не прошли даром для Общей теории Земли и человека, которая, как дерево, разрасталась и находила подтверждения в научных открытиях и социальной обстановке. На фоне назревавшего, а затем прорвавшегося мирового кризиса сложился метод прогноза экстремальных природных, социальных и индивидуальных состояний, и наметилось устройство праведного Единого мира. Всеобщая теория превратилась из актуальной в злободневную и переросла в духовно-нравственное учение, которое упрочило естественно-научную геономию и духовное научное мировоззрение. Книги «ГЕОКОСМОСа» перешли из разряда научно-популярных в научно-публицистические.

Геономия высветила коренные проблемы наук и перспективы познания. В новом значении предстала геология – сложнейшая по объекту изучения наука, преломляющая в геофизике, геохимии и палеонтологии все фундаментальные науки. Геология стоит между ними и науками о человеке и предметно познала величие вселенской эволюции. Утверждая неисповедимость путей познания, геология оказалась единственно реальной почвой для учения о природе и человеке. Если для становления геологии потребовались два тысячелетия и Джордано Бруно, то для зарождения геономии – два десятилетия

Ленинград – Санкт-Петербург

1982… 1989…2000 годы…