Глава 8. Деньги и … без денег. Связь труда и денег
Для четкого уяснения некоторых моментов денежной системы представим ситуацию двумя способами: с деньгами и без них. Разберем, к примеру, такой случай: на взятый в банке кредит компания приобрела полуфабрикаты для строительных материалов, затем на второй кредит сделала из них строительные материалы, а затем продала за деньги эту свою продукцию строителям. Попробуем убрать деньги. Целью всего здесь, как известно, является потребность в зданиях. Получается, что несколько человек с помощью транспорта перевезли с одного склада на другой определенные материалы, затем специалисты и рабочие с помощью различных технических средств довели эти материалы до нового состояния, а затем другие люди приехали и увезли эти компоненты на место стройки, где затем возвели новое здание. С точки зрения строительства логика здесь достаточно хорошо выдержана: материалы сначала надо обработать и после привезти на стройку, где они будут использованы.
Но вот приведем в пример другую ситуацию. Допустим, я работаю в банковской сфере и занимаюсь анализом курсов акций, то есть, попросту говоря, переворачиваю бумажки и делаю свои выводы, которые потом доношу до других. За это мое занятие я получаю зарплату, то есть деньги. Я вполне доволен, так как через несколько месяцев я скапливаю сумму, которая позволяет мне поехать в автомагазин и купить там мой любимый «Форд». Я очень доволен и уезжаю, преисполненный радостных чувств.
Теперь опять же уберем деньги из этих событий. Начинается все с того, что я хожу в здание, которое находится по определенному адресу, там сижу и много читаю, затем на основании прочитанного пишу что-то вроде отчета. В это время, а может чуть раньше, большое количество рабочих автомобильного завода с помощью техники и конвейера из поставленного металла и деталей монтируют и собирают один из автомобилей. Затем его проверяют и отвозят на заводскую стоянку. Оттуда его забирают другие люди и увозят на стоянку в город. После этого я прихожу на эту стоянку, сажусь в эту машину и уезжаю к себе домой.
Цепь событий, которые трудно связать между собой. Я, живущий в большом городе и не ведающий об автомобильной промышленности, ближайший завод которой находится на расстоянии тысячи километров, иду просто так на стоянку и забираю один из автомобилей, который мне понравился – операция, которой воспротивились бы все, потому что возникает справедливый вопрос – а с чего это я пришел и взял просто так этот прекрасный «Форд»? Ответом, конечно, послужит существование денег и наличие их у меня. Но возникнет другой вопрос – может ли быть причиной присвоения автомобиля факт чтения бумаг и составление отчета по ним? Деньги опять же ответят – Да! Таким образом, можно сказать, что деньги объединяют подчас вещи, которые между собой вроде бы никак не связаны. С другой стороны, они помогают распределить произведенное согласно тем приоритетам, которые выстроены. Здесь крайне важно подчеркнуть распределительную роль денег.
При этом можно сказать, что форма расчетов в деньгах в совокупности с назначением цен создает в современном мире весьма своеобразную ситуацию с потреблением. Существует необходимость копить денежные знаки для того, чтобы заполучить в свои руки крупные предметы. Например, чтобы купить автомобиль, в России необходимо не меньше 8000 долларов США (ранее – 3000). При месячной зарплате в 800 долларов нужно в течение трех лет каждый месяц откладывать по 300, чтобы к концу этого срока приехать на стоянку и забрать машину себе. При этом производство автомобиля занимает не три года, но около двадцати минут общего времени на конвейере. Чем же обусловлена тогда необходимость ожидать три долгих года? Ответ на этот вопрос куда сложнее, чем представляется. Во-первых, конечно, такая необходимость связывается с ограниченностью ресурсов и общего количества произведенных автомобилей. Но чтобы понять в какой точке возможность купить автомобиль исчезает, нужно, чтобы на время установился хотя бы небольшой дефицит.
С другой стороны, для того, чтобы получать зарплату, необходимо, например, ходить каждый день в офис и заниматься там, как уже сказано, анализом динамики курсов акций. Таким образом, для покупки автомобиля нужно каждый день в течение трех лет приходить в офис и сидеть там, занимаясь определенным делом. То есть искусственно устанавливается связь между двумя вышеуказанными событиями. В данном случае с целью стимулирования.
Мы должны подчеркнуть здесь, что ведь можно прийти и попробовать реализовать свои хозяйственные права и возможности без денег, однако, никто не даст. Таким образом, происходит одно из величайших преобразований, одна из феноменальных черт денег – чтобы получить хозяйственные права и возможности, нужно самому действовать. И система мотивирует сама себя на продолжение деятельности.
Однако, во многих странах Запада (и не только), видимо, заметив искусственность связи, особенно в первой части (срок производства на несколько порядков меньше срока ожидания), применяют другую тактику. Можно приехать и забрать автомобиль сразу, но ходить в офис придется все равно, но уже не три года, а несколько больше, так как необходимо будет выплачивать проценты по кредиту, который дается на покупку автомобиля. То есть высокий жизненный стандарт открывается для людей только с условием монотонного и ежедневного труда, приложения усилий. «Хочешь есть – напрягайся и маршируй в ногу»[4]. В этом одна из основополагающих черт современной денежной системы: она открывает доступ к благам тем, кто прикладывает определенные усилия, то есть обязует человека к занятиям. Существование без работы не приветствуется, неважно насколько интенсивен труд, главное, чтобы он был. Пособие по безработице маленькое по сравнению с возможностями. Быть безработным в некоторой мере постыдно. В этом плане аристократическое наследие преодолено – теперь работа считается чем-то заслуживающим уважения и может давать доступ к высокому жизненному стандарту.
Развитая система кредитования преследует цель повышения платежеспособного спроса, который, в свою очередь, стимулирует производство. Здесь присутствует некая отсрочка платежа для конечного потребителя, однако отсутствует временной лаг между сроками производства и сроками ожидания потребления. То есть производитель получает возможность сбывать свои автомобили и, соответственно, делать новые – достигается бесперебойность и высокий уровень производства.
Проблема отсутствия платежеспособного спроса в больших государствах всегда несколько надумана. Она же приводит к глубоким экономическим провалам в них. Поэтому решение этой проблемы для этих государств имеет огромное значение. Создать платежеспособный спрос не трудно, необходимо только снабдить деньгами массы населения. Другое дело – добиться стабильности и распределения.
Все это имеет отношение ко всем видам экономик, где присутствуют деньги, однако, больше всего описываемое здесь играет роль для экономик с высокой степенью свободы.
Вспомним, что деньги являются не заданным фактором, а фактором, вводимым для определенных целей: направления деятельности, создания меры стоимости, средства обращения, меры сбережения, регулирования и так далее. Таким образом, деньги призваны служить и созданию платежеспособного спроса. Именно с их помощью он и создается. Плюс ко всему здесь используются различные операции кредитования, бартерные операции и другие.
Большие государства обычно имеют у себя практически полный набор производств, необходимых для автономного существования. Недостающие ресурсы они получают из других стран.
Над деньгами с течением времени вырастали горы новых финансовых инструментов, предназначенных для выравнивания диспропорций в различных сферах, вызванных повсеместным использованием денег.