Глава 7. Выпуск денег
Теперь же затронем немного дальнейшую эволюцию денег. После того, как начали образовываться государства, встал вопрос власти и организации. Обнаружилось, что при всеобщей воспринимаемости, деньги являются эквивалентом власти, так как с их помощью можно побуждать людей к тем или иным действиям. Существующая и зачастую порочная природа одних людей привела их к желанию побуждать других людей к определенным действиям со своими целями и породила соответствующую страсть к обладанию деньгами и их выпуску.
Деньги стали выпускаться центральными сложившимися органами власти, сначала, вероятно, как сеньораж. То есть органы власти, вероятнее всего, для обеспечения экономических процессов стали выпускать деньги, как средство организации жизни, обращений и сбережения. Делали ли они это бесплатно (то есть распространяли деньги как нынешняя ФРС по нулевой ставке) или обменивали деньги на товары – история умалчивает. Однако, безусловно, деньги в те моменты их существования были прерогативой власти. В то же время, следует отметить роль золота и других драгоценных металлов. Так как в качестве денег использовалось золото и другие металлы и, учитывая их свойство быть добытыми, деньги могли появляться фактически ниоткуда. Власть с целью установить контроль объявляла монополию на рудники драгоценных металлов и потом сама распоряжалась деньгами.
Определенная близорукость власти в этом вопросе проявилась в золотой инфляции времен массового поступления золота из новых испанских колоний, когда стало ясно, что деньги есть не абсолютная величина.
Кроме того, в исторической перспективе в разные периоды не все определялось деньгами, социально-классовые цензы в Средние Века устанавливали ограничения определенных классов по участию в определенных видах деятельности и общения. Так, например, крестьяне не служили в армии. Ремесленники и горожане, сколько бы денег своим трудом они не смогли заработать, не имели доступа к высшему обществу. Таким образом, несмотря на огромную роль в человеческой жизни деньги не имели всеопределеяющего значения, человеческие правила могли нарушить денежную гегемонию.