Глава 2. Базовое понимание
Они не пьянели от роскоши, не теряли власти над собой и здравого рассудка под воздействием богатства, но, храня трезвость ума, отчетливо видели, что и это все обязано своим возрастанием общему согласию в соединении с добродетелью, но когда становится предметом забот и оказывается в чести, то и само оно идет прахом и вместе с ним гибнет добродетель…
«Хотел бы, да нет денег», – часто слышим мы. «Да деньги-то есть, но не знаю, куда бы их потратить», – реже, но все же тоже мы слышим. Удовлетворенные объяснением и пропитанные сочувствием, мы думаем о том, как несправедлив мир, и говорим в ответ первому: «Да, увы, так устроено человечество, везде деньги, все от них зависит, и никуда от этого не деться». Второму же мы в ответ лишь ухмыляемся, пожимая плечами, а про себя думаем: «Вот дурак, деньги есть, а как потратить, не знает, лучше бы отдал их в детский приют (или мне, на худой конец)». Это один пример.
Перейдем теперь к другому примеру. Вечером семья сидит у телевизора и внимательно или не очень слушает все сообщения, озвучиваемые приятным и прилизанным телеведущим. Все думают о разном. Но вот в очередной раз из динамика телевизора доносится новость о том, что у правительства недостаточно финансов. И за ужином у семьи происходит примерно такое обсуждение: «Что уж говорить о нас, если денег нет даже у правительства». Такое высказывание о деньгах происходит миллионы раз каждый день.
Примеры эти взяты из повседневной жизни, дома или на работе, на отдыхе или на кухне, где язык особенно развязывается, если это происходит, например, в компании. Эти простенькие примеры не имеют ни негативного, ни позитивного потенциала. В связи с принятой системой воспитания и образования деньги воспринимаются большинством людей как данность, изменение которой происходит только по неподвластным им причинам. Поэтому и не всякий раз удается задуматься о том, в чем же причина отсутствия денег, а в чем – их присутствия.
Но вопрос этот важен всегда, и именно сейчас – как никогда. Ибо отношения в денежной сфере прочно интегрировались в наше духовное состояние, с небольшими ремиссиями и наступлениями. Поэтому, полностью подтверждая свойство человека избегать сложных вопросов, а, вернее, избегать поиска правдоподобных ответов на них, мы попросту уходим от поставленных выше задач.