Глава 9. Деньги и свобода. О неустойчивости оценки роли денег
Также, как Дж. Оруэлл прекрасно доказал, что война – это мир, а свобода – это рабство, легко можно доказать, что деньги дают человеку свободу, при этом делая его страшно несвободным. Свобода – если бы не было денег, то потребление было бы ограничено тем кругом товаров, которые присутствуют у тех, кто готов вам их отдать, деньги же позволяют сделать процедуру передачи товаров и услуг безразличной для продавца. Несвобода – деньги ограничивают потребление в тех рамках, которые определяют их эмитенты. Я хочу одного, а с помощью денег мне навязывают другое.
Понятие свободы двояко. Говорят, что к первоначальному и бывшему единственным принципом, – «делаю все, что хочу в рамках свободы», – добавился принцип «при этом не ущемляя свободу других» или «я имею свободу не желать, чтобы другой делал что-либо». Если курящий хочет курить, а некурящий не желает вдыхать дым, то они немного повздорят и разойдутся подальше друг от друга, если же они узнают о правах человека, то ни один не сойдет со своего места, пока один не докурит, а другому не надоест спорить. В итоге оба в проигрыше: один надышался дымом, другой услышал о себе много нелицеприятного.
Исходя из этого, деньги дают свободу там, где ее не было без денег, и могут забирать там, где она была без денег. Таким образом, еще показывается конечный набор возможностей и свойств денег, как инструмента. Есть потенциал для совершенствования.