Вы здесь

Природа Бизнеса. 87 секретов эффективного бизнеса. 12 основных секретов. выживания. в бизнес-среде (Асхат Ибрагимов)

12 основных секретов

выживания

в бизнес-среде

1. БИЗНЕС-СРЕДА ИЗМЕНЧИВА


Всегда будьте начеку: наш мир изменяется, меняются рынки, меняются тренды. Постоянство лишь в том, что изменения постоянны. Все условно нестабильно, все постоянно меняется.

Многие предприниматели думают о себе: «Я такой классный, такой большой, я достиг уровня», – а на следующем отрезке пути их разносят в пух и прах молодые предприниматели, которые принесли на рынок какую-то новую идею, новый тренд. И все, прежние герои остаются у обочины.

В данный момент мы находимся на этапе больших изменений, который носит название «кризис». Изменения наращивают темп, набирают обороты везде: в информационных и технологических трендах, обновляются многие процессы.

Достигнув определенного уровня, избегайте стереотипа стабильности «состоявшегося человека». Развитие и движение должны быть постоянными.

2. НАЙДИТЕ СПОСОБ ВЫЖИВАНИЯ


Обитатели морских рифов выживают по-разному: одни очень маленькие и юркие, другие, наоборот, крупные и неповоротливые. Одни могут быть ярко окрашенными хищниками, а другие – совсем неприметными существами. Некоторые живут один сезон, как тропические рыбки, а иные – столетия, как черепахи.

Бизнес также может быть разным в зависимости от ресурсов. Он может быть небольшим, гибким, постоянно меняющимся и удовлетворяющим потребности, которые возникают на рынке здесь и сейчас, – от продаж до уникального производства. А может быть крупным и создавать фундаментальные структуры, тем самым показывая, что он устойчив и непобедим. Это другая стратегия.

И у тех и у других есть свои сильные и слабые стороны – как у маленьких, так и у больших.

Об этом нужно помнить и всегда иметь дополнительные инструменты защиты и варианты стратегии поведения на рынке.

3. ВСЕ ТРЕБУЕТ НАДЕЖНОЙ ЗАЩИТЫ


Яйцо имеет скорлупу. Мозг находится внутри крепкой черепной коробки. Каждый вид живых существ оберегает своих детей.

Все самое важное в компании должно быть надежно защищено.

Защищать следует квалифицированных сотрудников, информацию, технологии, материальные ценности, а также новые направления в бизнесе: свои планы, новые технические разработки, уникальные продукты.

Очень важно, чтобы самые ценные части вашего бизнеса имели несколько степеней защиты.




4. БУДЬТЕ ПРОЩЕ. ПРИНЦИП ОДНОКЛЕТОЧНОСТИ


Наилучшую способность к выживанию демонстрируют простейшие, одноклеточные бактерии. Они выживают практически при любых условиях.

Ваши предложения должны быть просты, доходчивы и понятны целевой аудитории.

Внутри цепи передачи информации на предприятии все задачи должны быть однозначны и понятны исполнителю.

Задачи должны соответствовать уровню и возможностям исполнителя.


Упражнение. Ищем простые и эффективные элементы вокруг нас.

– В кафе. Предлагайте посетителям бесплатный стакан воды.

– Совместная работа. Заведите общую таблицу в Google Docs для ведения единых списков задач или клиентской базы.

– Нет транспорта? Предлагайте самовывоз со скидкой!

– Нет денег на упаковку? Оберните товар модной теперь крафт-бумагой и перевяжите экологичной бечевкой.

– Проекты тормозят? Делайте одно простое действие по проекту каждый день.

– Разбейте операции подчиненных на простые элементы.

5. РАЗМНОЖАЙТЕСЬ


Приведу пример ряски. Если в водоем при благоприятных условиях попадет хоть один листик ряски, то через некоторое время она заселит все свободное пространство.

И в бизнесе сначала отрабатывайте самое простое, то, что выполнимо, измеримо.

Дальше сегментируйте это, размножайте, почкуйте, расширяйте, открывайте филиалы.

Хорошо отрабатывайте одну схему, потом ее масштабируйте, заполняя все благоприятное пространство для этого бизнеса.


Упражнение. Пробуем умножать свои достижения.

– Хорошо продается продукт? Создавайте серию!

– Придумайте систему возврата клиентов за повторной покупкой: напоминания, рассылки, бонусы.

– Увеличивайте количество сотрудников, открывайте филиалы.

– Изложите на бумаге вашу идею о приумножении бизнеса.

6. ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ


Когда вы отработали простые системы, можно переходить к более сложным, сочетая дополнительные ресурсы и возможности.

Любая сложная система состоит из простых подсистем.

Если взять, к примеру, лес как систему, то в нем сочетаются разные подсистемы: деревья, кустарники, животные, птицы, грибы, мхи, лишайники – каждый вид живет своей жизнью, по своим законам, и при этом все вместе они создают уникальный единый комплекс.


Упражнение. Строим надсистему.

– Откройте франшизу на ваш успешный бизнес.

– Преуспели в каком-то деле? Создавайте бизнес в соседней нише (например, премиальный или эконом-сегмент).

– Переходите в надсистему: создавайте профессиональную ассоциацию или объединение.

7. ВЫРАСТАЯ, НЕ ТЕРЯЙТЕ ГИБКОСТЬ


Организованные системы всегда имеют больше возможностей для выживания, но привлекают внимание крупных хищников.

Система должна состоять из гибких, маленьких частей, способных в нужный момент собраться в крепкую систему.

Здесь я приведу пример косяка селедки. Селедка – юркая, подвижная рыба, но когда появляются хищники, весь косяк сбивается в один мощный комок, который начинает вращаться, создавая водоворот, из которого не каждый хищник способен выхватить отдельную рыбу.

Конечно, существуют траулеры, которые сетью могут забрать сразу весь косяк. Но траулер не является частью живого океана, рыба еще не успела адаптироваться к этому «хищнику».

В момент становления и развития в условиях нашего времени бизнесу угрожают новые «хищники». Это заинтересованные лица или конкуренты, которые могут пытаться раздробить ваш бизнес. Одна из моделей защиты – иметь множество отдельных подразделений, которые могут работать независимо друг от друга и в то же время способны объединяться для выполнения большого и сложного заказа.

8. КОНКУРИРУЙТЕ


В природе конкуренция особенно ярко проявляется в брачный период в борьбе за самку, когда каждый самец старается показать себя особым образом. Каждая особь демонстрирует себя по-своему: кто-то показывает силу, кто-то – красоту, кто-то – умение петь.

В бизнесе это делает реклама. Мы особым образом зазываем свою целевую аудиторию, привлекаем ее внимание, обращаем внимание на те или иные аспекты, интересные для нее. Здесь важно проявить себя в полной мере и так, чтобы это было доступно.

9. ПРИСПОСАБЛИВАЙТЕСЬ


Существует множество приемов выиграть борьбу за выживание и приспособиться к окружающим изменениям. Ищите те, которые подходят вам. Кто-то маскируется, кто-то впадает в спячку, кто-то активно набирает жир.

В природе свои принципы. Бывают приливы и отливы, день и ночь. Каждому моменту свойственны свои условия жизни, свои уникальные особенности. Звери активны по-разному. Нужно учитывать изменения в жизни бизнеса и выстраивать эту жизнь адекватно изменениям.

Здесь еще раз сделаю акцент: изменения бывают всегда.

Создаваемая вами система должна быть готова к любым изменениям и уметь оперативно перестраиваться, напоминая собой калейдоскоп. Чуть изменив его положение, получаем новую картинку. Есть стержневые моменты, пусть они будут. Внешняя же оболочка должна приспосабливаться к разным изменениям.

10. ИЗУЧАЙТЕ ПОВАДКИ


В природе каждый уникален. Нельзя со всеми поступать одинаково. Нужно выявить потребности своих будущих клиентов, сделать предложение, важное именно для них.

Мы сталкиваемся с тем, что у всех людей свои привычки, свои особенности. Даже манера общения у всех своя. В разговоре нам приходится быстро подстраиваться под каждого человека, с которым мы имеем дело. С кем-то можно пошутить, а с кем-то нужно говорить серьезно. У каждого свой стиль поведения, свои интересы и особенности.

Находя подход к каждому, можно договориться о необходимом и достаточном результате для всех.

11. ДЕРЖИТЕ НОС ПО ВЕТРУ


Мы живем в век информационных технологий, многие не успевают за их развитием. Возникают новые проблемы, потребности. Осваивая новые технологии, новый функционал, можно всегда оставаться востребованным на рынке.

Нужно направлять свою деятельность в сторону новых потребностей и проблем.




12. ЭФФЕКТ БАБОЧКИ


Никогда никого не обижайте – это может сыграть свою роль в будущем.

Приведу один пример из своей жизни, очень для меня показательный. Из него я вынес урок: всегда относись к людям по-человечески.

В Санкт-Петербурге у нас намечался крупный заказ на несколько миллионов. Приехав с коллегами в компанию для переговоров, мы встретили пожилую женщину, которая мыла пол. Мы подошли к ней, уважительно поздоровались и сказали, что, пока полы сохнут, подождем на лестничной площадке, не заходя в приемную, чтобы не испортить ее работу.

На переговорах нас попросили показать то, что мы делаем, а мы тогда были начинающими предпринимателями. И в этот момент в кабинет зашла та самая уборщица. Оказалось, что она родственница директора этой компании. И она сказала: «Эти ребята хорошие, ценят труд, поэтому они люди дела. На них можно положиться». Ее добрые слова сыграли ключевую роль, с нами заключили контракт.

Никогда не надо считать себя выше или лучше человека любой другой профессии или специальности. Всегда может наступить момент, когда этот человек сыграет в вашей судьбе важную роль.

Будьте человеком всегда и во всем. Это важно. Сохраняйте свою человечность.