Вы здесь

Приоритетные национальные проекты. Цифры, факты, документы. ПРОЕКТ. «ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ – ГРАЖДАНАМ РОССИИ» ( Коллектив авторов)

ПРОЕКТ

«ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ – ГРАЖДАНАМ РОССИИ»

ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА[1]

● Увеличение объемов жилищного строительства.

● Увеличение объемов ипотечного кредитования.

● Формирование нормативной базы, необходимой для выпуска ипотечных ценных бумаг.

● Увеличение уставного капитала Агентства по ипотечному жилищному кредитованию.

● Снижение среднего времени нахождения в очереди на улучшение жилищных условий.

● Поддержка молодых семей.

● Исполнение государственных обязательств по предоставлению жилья ветеранам войн и вооруженных конфликтов, чернобыльцам, инвалидам и другим категориям граждан.

ЦЕЛЕВЫЕ ОБЪЕКТЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТА

● Субсидирование приобретения молодыми семьями жилья, в том числе и молодыми специалистами на селе.

● Государственная поддержка ОАО «АИЖК».

● Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры.

● Обеспечение жильем ветеранов и инвалидов.

УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМОВ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Президент РФ В. Путин:

«Наша задача – к 2007 году обеспечить значительный рост объемов жилищного строительства, по отношению к уровню 2004 года не менее чем на одну треть».

(Выступление на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета, 5 сентября 2005 года)

Первый заместитель председателя Правительства Д. Медведев:

«Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктуры должно позволить увеличить объем жилищного строительства к 2007 году более чем на одну треть по сравнению с 2004 годом. Это должно создать условия для сбалансированности спроса и предложения на рынке жилья, что является крайне важным».

(Выступление на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов, 29 ноября 2005 года)

15 декабря 2005 года Министерство регионального развития РФ представило председателю Правительства Михаилу Фрадкову скорректированный доклад о реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».


Главным механизмом реализации проекта является федеральная целевая программа «Жилище». Особенность новой программы – ее сбалансированность с точки зрения федеральной поддержки и стимулирования не только спроса, но и предложения на рынке жилья. Базовые задачи будут решаться путем реализации комплекса нормативно-правовых, организационных и финансовых мероприятий по четырем основным направлениям, первое из которых – развитие жилищного строительства.


Чтобы обеспечить людей недорогим жильем, прежде всего нужно больше строить. Однако до сих пор темпы роста строительства сдерживало отсутствие коммунальной инфраструктуры на предоставляемых земельных участках.

Просто выделить земельный участок – мало, так как построенные на нем здания станут жилым микрорайоном, только если к ним проведены свет, тепло, вода, построены дороги и т. п. Как правило, вкладывать средства в строительство инженерных сетей и инфраструктуры муниципалитеты вынуждают самих строителей. В результате получается и долго, и дорого. Страдает бизнес, а еще больше – будущие жильцы, покупающие метры по цене, включающей все эти дополнительные расходы.

Новый Градостроительный кодекс обязал городские власти предоставлять под застройку участки со всей необходимой инфраструктурой. Норма эта вступила в действие с 1 октября 2005 года и должна помочь развернуть массовое строительство. Но на такую подготовку в местных бюджетах очень часто просто не хватает денег.

В начале ноября 2005 года Росстрой объявил о проведении конкурсного отбора земельных участков для выполнения проекта «Доступное жилье». Субъектам Российской Федерации было предложено в течение ноября подготовить и представить в агентство данные об имеющихся земельных участках, планируемых к застройке в 2006—2010 годах и не обеспеченных собственным финансированием строительства коммунальной инфраструктуры.

Правительство пообещало регионам вполне конкретную финансовую помощь. Механизм ее получения следующий: за счет средств федерального бюджета будут осуществляться госгарантии на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой и субсидирование процентов по банковским кредитам. То есть на все необходимые работы организация будет изыскивать средства самостоятельно – скорее всего брать кредит. Государство же поможет его вернуть. При этом федеральные гарантии предполагается предоставлять на часть суммы основного долга – в 2006 году не более 70%, начиная с 2007 года – не более 50%, ответственность за оставшуюся часть возлагается на банки и заемщиков.

(«Российская газета», 02.11.2005)

Предоставление за счет средств федерального бюджета государственной гарантии на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой и субсидирование процентов по банковским кредитам как раз и осуществляется в рамках программы «Жилище».

В качестве дополнительного обеспечения кредитов могут быть использованы гарантии субъектов Российской Федерации, муниципалитетов, залог прав заемщиков на земельный участок, который обеспечивается коммунальной инфраструктурой, другие активы заемщиков. При этом предполагается, что общий объем бюджетной гарантии по кредитам не может быть более 70% от основной суммы.

Поскольку кредиты на подготовку земельных участков могут быть обеспечены возвратом средств от продажи земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой, или жилья, построенного в последующие периоды, то кредиты должны предоставляться на срок не менее 2–5 лет. При этом государственная гарантия должна быть предусмотрена в необходимом объеме на весь срок кредитования.

Субсидирование процентов по займу будет производиться в размере 50% на весь срок выплаты. Данная мера федеральной поддержки будет реализована на условиях софинансировани на паритетной основе со стороны региональных или местных бюджетов.

На реализацию подпрограммы предусмотрено:

в 2006 году – 12,5 млрд. – государственная гарантия от 2 до 5 лет и 1,7 млрд. рублей – на субсидирование по процентным ставкам;

в бюджете 2007 года планируется предусмотреть 17,5 млрд. рублей государственной гарантии на период от 2 до 5 лет с учетом гарантии, предоставленной в 2006 году.


Общий объем гарантий – 30 млрд. рублей, а также 5 млрд. рублей – на субсидирование процентов по кредитам, в том числе 3,8 млрд. – по кредитам, предоставленным в 2007 году.


Руководитель Федерального агентства по строительству и ЖКХ Сергей Круглик:

«Реализация подпрограммы даст возможности обеспечить дополнительный ввод жилья: в 2007 году – 7,8 млн. квадратных метров, в 2008 году – 11,5 млн. кв. метров и в 2009 году – 13,5 млн. кв. метров, а в 2010 году – 18,4 млн. кв. метров».

(Из выступления на расширенном заседании Коллегии Министерства регионального развития РФ, Москва, 12.10.2005)

Глава Министерства регионального развития РФ В. Яковлев:

«В рамках национальной программы „Доступное и комфортное жилье“ за два года планируется обеспечить финансирование в объеме 213 млрд. рублей. Если говорить по объему, то это беспрецедентная, огромная сумма. Она позволит нам решить стратегические государственные задачи в жилищном строительстве <…> в России существует дополнительная потребность в жилплощади в объеме 1, 5 млрд. кв. метров, в то время как в эксплуатации на данный момент находится 2 млрд. 800 млн. кв. метров жилья. В очереди на социальное жилье в настоящее время находится 4,5 млн. семей. При этом государство имеет прямую обязанность по всем законам обеспечить 1,2 млн. семей жильем».

(Заседание общественного совета по жилищной политике при Минрегионразвития РФ, Москва, 27.10.2005)

УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМОВ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ

Президент РФ В. Путин:

«В последнее время много говорится об ипотеке. Однако на практике делается еще явно недостаточно. Прошу завершить формирование нормативной базы, необходимой для выпуска ипотечных ценных бумаг. Поручаю Правительству Российской Федерации разработать механизм субсидирования ипотечных кредитов, а также значительно, значительно увеличить уставный капитал Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, предоставив ему серьезные государственные гарантии».

(Выступление на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета, 5 сентября 2005 года)

«… Жилищное кредитование должно стать долгосрочным и доступным для граждан».

(Из Послания Федеральному Собранию, 26 мая 2004 года)

Рынок ипотечного кредитования в России только начал развиваться, его объем составляет всего около 1 млрд. долл., и роль государства в его развитии сегодня исключительно важна, особенно в регионах: именно Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) активно рефинансирует кредиты региональных банков, что позволяет им расширять объемы кредитования даже в условиях ограниченного доступа к долгосрочным финансовым ресурсам.


Наиболее важными задачами по увеличению объемов ипотечного кредитования являются разработка и принятие нормативно-правовых документов в части регулирования рынка ипотечных ценных бумаг, привлечение на рынок ипотечных ценных бумаг средств пенсионных и страховых компаний, страхование ипотечных кредитов, создание бюро кредитных историй и жилищно-накопительных кооперативов, совершенствование системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, зашиты прав добросовестного приобретателя жилой недвижимости.


Согласно проекту объем выданных ипотечных кредитов должен возрасти в 7,6 раза по сравнению с 2004 годом за счет значительного увеличения уставного капитала АИЖК, расширения системы государственных гарантий и субсидирования ставки процента по кредиту.

Предусмотрены меры по оказанию бюджетной поддержки унифицированной системе рефинансирования ипотечных жилищных кредитов через содействие АИЖК, что позволит обеспечить привлечение долгосрочных ресурсов и увеличение объемов предоставления долгосрочных ипотечных жилищных кредитов населению.

По новой государственной программе при получении ипотечного кредита молодыми семьями государство выплатит за них первый взнос из расчета 40% стоимости стандартного жилья, а ставка по кредиту составит всего 8% годовых. Для всех остальных граждан власти также готовы снизить процентную ставку с текущих 14% до 8%.

Руководитель Федерального агентства по строительству и ЖКХ Сергей Круглик:

«Расходы федерального бюджета на 2006—2007 годы должны быть направлены на предоставление дополнительных государственных гарантий по заимствованиям агентства в размере 30 млрд. рублей и увеличению уставного капитала АИЖК на 8,2 млрд. рублей. Предполагается, что за 2006—2007 годы 446 тыс. семей воспользуются ипотечными кредитами для улучшения жилищных условий, а за 2006—2010 годы – более 1,4 млн. семей. В 2007 году объем выданных кредитов составит 151 млрд. рублей, что в 7,1 раза больше по сравнению с 2004 годом, а в 2010 году – 415 млрд. рублей».

(Из выступления на расширенном заседании Коллегии Министерства регионального развития РФ, Москва, 12.10.2005)

ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ВЫПУСКА ИПОТЕЧНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ

Президент РФ В. Путин:

«В последнее время много говорится об ипотеке. Однако на практике делается еще явно недостаточно. Прошу завершить формирование нормативной базы, необходимой для выпуска ипотечных ценных бумаг».

(Из заявления Президента на встрече с руководством Правительства, парламента и членами президиума Госсовета, 5 сентября 2005 года)

Первый заместитель председателя Правительства Д. Медведев:

«Надо заинтересовать бизнес в снижении стоимости жилья, причем все это на фоне развития местной строительной индустрии и увеличения производства строительных материалов. <…> Фактически речь идет о формировании полноценного и во многом нового рынка жилья, жилья доступного и по возможности недорогого».

(Выступление на заседании Государственного совета «О первоочередных мерах по реализации приоритетных национальных проектов», 27 декабря 2005 года)


Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» (№ 152-ФЗ), разрешающий банкам привлечение средств за счет выпуска ипотечных облигаций, был принят в ноябре 2003 года. Однако практика показала, что для эффективной работы закона требуется принять 15 подзаконных актов и внести ряд поправок в сам закон.

В этой связи Федеральная служба по финансовым рынкам разработала необходимые нормативные акты, которые были утверждены приказами руководителя ФСФР О. Вьюгина и в настоящее время проходят утверждение в Минюсте.

Согласно этим актам, с 1 января 2006 года российские кредитные организации получают возможность выпускать ипотечные облигации. Правительство планирует к середине 2006 года также принять положение о другой разновидности ипотечных бумаг – «ипотечных сертификатах участия».

Первый транш ипотечных облигаций на сумму 1,5 миллиарда рублей АИЖК планирует выпустить уже в первом квартале 2006 года.

УВЕЛИЧЕНИЕ УСТАВНОГО КАПИТАЛА АГЕНТСТВА ПО ИПОТЕЧНОМУ ЖИЛИЩНОМУ КРЕДИТОВАНИЮ

Президент РФ В. Путин:

«Что касается ипотеки, то здесь предполагается решить сразу несколько вопросов. Первый вопрос – мы добавим денег в уставной капитал Агентства по ипотечному кредитованию и впервые выделим около 15 миллионов рублей на государственные гарантии этих кредитов. Это должно привести к удлинению сроков ипотечного кредитования: не 7–8 лет, как теперь, а 20—25–30 лет».

(«Прямая линия» с Президентом России, 27 сентября 2005 года)

Первый заместитель председателя Правительства Д. Медведев:

«В соответствии с прямыми указаниями Президента даны поручения ускорить работу по этому проекту. Особое внимание будет уделяться подготовке нормативных актов в жилищной сфере».

(Выступление на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов, 29 ноября 2005 года)

Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) было создано 5 сентября 1997 года в форме открытого акционерного общества со 1 00-процентно государственным капиталом. Непосредственной целью агентства являются:

● создание единых стандартов ипотечного жилищного кредитования;

● обеспечение доступности ипотечных кредитов для широких слоев населения на всей территории России;

● создание возможности рефинансирования для ипотечных кредиторов;

● создание вторичного рынка для обязательств, обеспеченных ипотекой;

● формирование рынка ипотечных ценных бумаг.

В 2000 и 2001 годах уставной капитал агентства составлял 80 млн. руб., в конце 2002 года – 11 2 млн. руб. Текущий размер уставного капитала ОАО «АИЖК» – 690 млн. руб. – был установлен к концу 2003 года.

Условия стандартного кредита агентства по состоянию на ноябрь 2005 года:

Процентная ставка.(фиксированная) _ _ _ 14% годовых в рублях

Срок предоставления кредита _ _ _ _ _ _ от 1 года до 27 лет

Первоначальный взнос (max) _ _ _ _ _ _ _70% стоимости жилья

Первоначальный взнос (min) _ _ _ _ _ _ _30% стоимости жилья

Ежемесячный платеж _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _до 50% совокупного дохода заемщика


В настоящее время единая система рефинансирования ипотечного жилищного кредитования действует в 87 субъектах. На территории шести субъектов (Иркутская, Смоленская, Ивановская, Тульская, Мурманская, Сахалинская области) ЕСР ИЖК действует через систему сервисных агентов.

По состоянию на осень 2005 года агентством аккредитовано 60 региональных операторов в 58 субъектах РФ. Кроме того, агентство заключило соглашения с 42 и аккредитовало 49 сервисных агентов. По стандартам ОАО «АИЖК» ипотечные кредиты выдают 83 организации в 58 регионах РФ.

(«КоммерсантЪ», 21.11.2005)

В 2003 году ипотечные кредиты на вновь построенное жилье составили 3% портфеля, на жилье вторичного рынка – 97%. В 2004 году – 7% и 93% соответственно.

По стандартам агентства первичными кредиторами выдано 25694 ипотечных кредита.

Агентством рефинансировано закладных на сумму 11 млрд. 295 млн. рублей.

В портфеле предприятия содержится 25 тыс. закладных на 10 млрд. рублей. Общий объем рынка ипотеки в России приближается к 3 млрд. долл., из них 350 млн. долл. принадлежит ОАО «АИЖК».

Благодаря принятым Государственной Думой поправкам в федеральный бюджет 2006 года ОАО «АИЖК» стало единственным получателем государственных гарантий по ипотечным облигациям – это 14 млрд. рублей. Одновременно на увеличение капитала агентства было выделено 3, 7 млрд. рублей.


В июне 2005 года Правительство РФ одобрило «Концепцию развития унифицированной системы рефинансирования ипотеки», по которой до 2010 года на гарантии ОАО «АИЖК» б дет израсходовано суммарно 152 млрд. рублей.


По словам генерального директора агентства Александра Семеняки, «такой объем средств обеспечивает улучшение жилищных условий для 3, 3 млн. семей в стране. Объем рынка ипотечных кредитов благодаря госгарантиям вырастет с нынешних 40 млрд. рублей до 1 трлн. рублей».

Увеличение уставного капитала агентства также позволит постепенно снижать ставку по ипотечным кредитам: с текущих 14% годовых до 12% в 2006 году и до 8% к 2010 году.

Само агентство для увеличения своего уставного капитала планирует дополнительно разместить обыкновенные именные бездокументарные акции.


Министр финансов России Алексей Кудрин:

«В проекте бюджета-2006 были учтены все просьбы и поправки Президента России. Помимо этого, отменена обязательная проверка финансового состояния перед предоставлением гарантий и отменено право Министерства финансов РФ взыскать долги с ОАО „АИЖК“ в случае, если государству придется расплатиться по долгам агентства с владельцами выпущенных им облигаций».


Заместитель генерального директора Агентства по ипотечному жилищному кредитованию Дмитрий Глазунов:

«Теперь мы уверены, что та задача, которую нам поставило государство на следующий год – рефинансировать ипотечных закладных на 22 млрд. рублей, – будет выполнена».

СНИЖЕНИЕ СРЕДНЕГО ВРЕМЕНИ НАХОЖДЕНИЯ В ОЧЕРЕДИ НА УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ С 20 ДО 7 ЛЕТ

Президент РФ В. Путин:

«… Надо прекратить обманывать людей, заставляя их годами стоять в очереди на приобретение жилья… <…> Надо навести порядок в сфере предоставления социального жилья. Получение жилья по договору социального найма должно стать доступным для тех, кто в нем действительно нуждается…»

(Из Послания Федеральному Собранию, 26 мая 2004 года)

Реализация национального проекта «Доступное жилье» предполагает в том числе и уменьшение среднего времени ожидания улучшения жилищных условий с 20 лет в 2004 году до 7 лет в 2010 году.


Основные направления работы, которые позволят уменьшить срок ожидания гражданами получения жилья – увеличение объемов строительства, предоставление социальных ипотечных кредитов и законодательное установление оснований и процедуры получения социального жилья.


Согласно планам Правительства, объем вводимого в эксплуатацию жилья к 2007 году должен составить 56, 3 млн. кв. м, а к 2010 году объем готового жилья должен достигнуть 80 млн. кв. м. Количество граждан, имеющих возможность взять ипотечный кредит, должно возрасти в 30 раз.

Таким образом, доля граждан России, для которых жилье перестанет быть недоступным, к 2010 году должна составить 15—20%.

Важной стороной вопроса является законодательное установление категорий граждан, которые могут рассчитывать на получение жилья из социального фонда.

Во вступившем в действие 1 марта 2005 года Жилищном кодексе гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны малоимущие граждане, жилищные условия которых не соответствуют региональным нормам.

В то же время статус «малоимущих» граждан фактически не определен: «Малоимущими гражданами в рамках настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению».

Основанием для признания граждан малоимущими является отсутствие дохода, достаточного для приобретения жилого помещения (либо погашения кредита для его приобретения) по нормам предоставления, сложившимся в данном муниципальном образовании, исходя из сложившейся средней рыночной стоимости жилья на данной территории. При этом в сумму дохода не включается прожиточный минимум и подлежащее налогообложению имущество, находящееся в собственности граждан.

Одним из путей пополнения фонда социального жилья является реализуемая в ряде регионов практика предоставления городом площадей под застройку на условиях передачи застройщиком части жилых помещений (по установленной квоте) городу.

Так, в Санкт-Петербурге, согласно принятому в мае 2004 года закону, целевое предоставление земельных участков осуществляется «при условии передачи Санкт-Петербургу не менее 10% жилого фонда сверх платы, установленной подпунктом 2 пункта 2 статьи 9 настоящего Закона Санкт-Петербурга».

(ИА «Regnum», 25.04.2005)

В некоторых регионах квота не устанавливается законом, а оговаривается с фирмой-застройщиком при заключении договора.

Другим примером решения жилищной проблемы стала передача ведомственных служебных жилых помещений муниципалитетам с возможностью их последующей приватизации жильцами.

Так, например, в настоящее время получают жилье в собственность жители военного городка в Екатеринбурге. Министерство обороны подписало ходатайство правительству России о том, чтобы жилая зона этого военного городка была открыта и передана в имущество муниципальных властей, что позволит в дальнейшем гражданам приватизировать свое жилье.

Случай не единичен. Например, муниципальный жилищный фонд Ижевска с момента начала процесса передачи ведомственного жилья увеличился с 3, 5 до 9 млн. кв. м, то есть в 2, 6 раза.

ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ СЕМЕЙ И ПОМОЩЬ МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ НА СЕЛЕ

Президент РФ В. Путин:

«Особый вопрос – значительное увеличение расходов федерального бюджета на поддержку молодых семей. Надо помочь решению жилищной проблемы молодых специалистов на селе. Рассчитываю здесь на заинтересованное участие региональных и местных властей. Практика, положительная практика такой работы имеется».

(Выступление перед Правительством, Госсоветом и руководством Думы, 5 сентября 2005 года)

Первый заместитель председателя Правительства Д. Медведев:

«В рамках проекта „Доступное и комфортное жилье“ за два года более 110 тыс. молодых семей должны получить возможность улучшить свои жилищные условия, в том числе с использованием ипотечных кредитов <…> Собственное жилье в начале жизненного пути – это возможность создать семью, воспитывать детей и важнейшее условие профессиональной самореализации. Жилье – это серьезный стимул для привлечения молодых специалистов в науку, образование и на село».

(Выступление на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов, 29 ноября 2005 года)

Цель подпрограммы – предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы:

● молодым семьям, в которых возраст супругов не превышает 30 лет, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий;

● молодым специалистам на селе определенных сфер занятости (здравоохранение, образование, агропромышленный комплекс, культура), возраст которых не превышает 30 лет, выразившим намерение работать в определенном районе сельской местности и не имеющим там жилья.

Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены сроки и этапы реализации подпрограммы:

● первая стадия: 2006—2007 годы;

● вторая стадия: 2008–201 0 годы.

Объем и источники финансирования подпрограммы:

Общий объем финансирования подпрограммы составляет 268,9 млрд. рублей, в том числе:

● средства федерального бюджета – 32,2 млрд. рублей;

● средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов – 80 млрд. рублей;

● личные средства граждан и кредитные (заемные) средства – 156,7 млрд. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы:

● создание условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;

● привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты, личных средств граждан;

● создание условий для формирования активной экономической позиции молодежи;

● укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе;

● привлечение и закрепление на селе молодых специалистов определенных сфер занятости (здравоохранение, образование, агропромышленный комплекс, культура).

Исполнители подпрограммы:

● федеральные органы исполнительной власти;

● органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, участвующие в реализации мероприятий подпрограммы;

● банки, соответствующие установленным критериям участия в подпрограмме или отобранные по конкурсу.

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов выразил мнение о том, что кредит на приобретение жилья должен предоставляться молодым людям без первого взноса, а в дальнейшем государству следует погашать часть кредита после рождения каждого ребенка. «Родили первого ребенка, получайте погашение кредита на 25%, после рождения второго надо снять 50%, а уж после рождения третьего „вообще все простить“.

Именно такая схема апробируется в Москве. Участники программы «Молодой семье – доступное жилье», которая реализуется в столице с 2003 года, получают квартиру с рассрочкой платежа сроком до 5 лет. При этом в рамках программы предусматриваются льготы в виде списания части задолженности. При рождении первого ребенка списывается задолженность по оплате 10 кв. м обшей жилой площади, второго ребенка – 14 кв. м общей жилой площади, третьего ребенка и последующих – 18 кв. м общей жилой площади.


В текущем году в Москве в рамках этой программы осуществляется строительство 200 тыс. кв. м жилой площади. Начиная с момента реализации свои жилищные условия улучшили более 16, 7 тыс. молодых семей.


В настоящее время как на федеральном, так и на региональном уровнях реализуются различные программы поддержки молодых семей.

В частности, в Самарской области с конца 2003 года успешно реализуется областная целевая программа «Молодой семье – доступное жилье». Инициатор этой программы, глава департамента по делам молодежи администрации Самарской области Олег Фурсов, отметил, что «федеральными финансовыми средствами поддержка не исчерпывается. В этом самое активное участие принимает и областной бюджет, что прописано как на местном законодательном уровне, так и отдельной строкой в губернском бюджете. Кроме того, с ректорами ведущих вузов области проводятся переговоры по их совместному участию в реализации программы для своих студентов и сотрудников, а также с рядом крупных предприятий, таких как завод «Коммунар», Тольяттинский пищевой комбинат».

В рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов на селе» семьям и специалистам будет предоставляться государственная поддержка в виде бюджетных субсидий на погашение первого взноса при получении жилищного ипотечного кредита. Параллельно будет действовать и система предоставления субсидий на приобретение готового или строительство нового жилья. «Субсидирование молодым семьям первого взноса при приобретении жилья или строительстве индивидуального жилья будет производиться на уровне 40% стоимости стандартного жилья, при этом 10% – за счет средств федерального бюджета и 30% – за счет регионального и местного бюджетов», – сказал Сергей Круглик на заседании коллегии Минрегиона. Таким образом, по его словам, «реализация данной меры позволит обеспечить в 2006—2007 годах 88 тысяч молодых семей, или 35, 2% нуждающихся в улучшении жилищных условий; всего же за 2006—2010 годы смогут улучшить свои жилищные условия 350 тысяч молодых семей».

Что касается помощи молодым специалистам в сельской местности, Министерством регионального развития предлагается предоставлять субсидию на погашение первого взноса при получении ипотечного кредита в размере от 30 до 60% стоимости стандартного жилья. Размер субсидии и условия софинансирования со стороны местных бюджетов будет дифференцирован по трем группам регионов в зависимости от уровня доступности приобретения жилья с помощью ипотечных кредитов. В четвертой группе регионов с самым низким уровнем доступности жилье оплачивается за счет федерального и местного бюджетов (50:50) и предоставляется молодым специалистам по договору найма с правом выкупа.

По данным Минрегиона, на государственную поддержку молодых специалистов на селе предусмотрено:

● в бюджете 2006 года – 1, 4 млрд. рублей;

● в бюджете 2007 года – 1, 7 млрд. рублей.

Общее число молодых специалистов, которые будут обеспечены жильем в рамках подпрограммы в 2006—2007 годах, составит 24, 5 тыс. человек, или 34, 7% их общего числа. Всего за 2006—2010 годы в рамках подпрограммы смогут улучшить жилищные условия 70, 7 тыс. молодых специалистов на селе.

(Данные Министерства регионального развития)

ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ЖИЛЬЯ ВЕТЕРАНАМ ВОЙН И ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ, ЧЕРНОБЫЛЬЦАМ, ИНВАЛИДАМ И ДРУГИМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН

Президент РФ В. Путин:

«В гораздо больших объемах должны исполняться государственные обязательства по предоставлению жилья ветеранам войн и вооруженных конфликтов, чернобыльцам, инвалидам, другим категориям граждан».

(Выступление на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета, 5 сентября 2005 года)

Под действие подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» попадают ветераны, военнослужащие, увольняемые в запас, граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравниваемых к ним местностей, вынужденные переселенцы, а также граждане, пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС и принимавшие участие в ликвидации последствий аварии, и ряд других категорий граждан.

Размер жилищных субсидий, выделяемых за счет федерального бюджета этим гражданам, будет уточняться, исходя из рыночной стоимости жилья в том регионе, где они собираются покупать квартиру. На реализацию подпрограммы за два года будет выделено свыше 51 млрд. рублей.


Согласно Жилищному кодексу РФ, вступившему в силу 1 марта 2005 года, ветераны и инвалиды имеют право на жилье по договору социального найма. Эти категории граждан определены федеральными законами как имеющие право на социальную защиту (ФЗ № 5 «О ветеранах» и ФЗ № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»), и средства на обеспечение их жильем заложены в федеральном бюджете.


Субъекты Федерации на региональном уровне принимают законы, позволяющие решить проблему обеспечения жильем льготных категорий граждан.

В январе 2004 года в Москве вступил в силу закон «О приоритетах в предоставлении жилья и безвозмездных субсидий в 2004 г.», установивший новые правила предоставления жилплощади.

● К категориям граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью, относятся дети-инвалиды, сироты, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, семьи погибших и умерших ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС, эвакуированные из зоны отчуждения чернобыльской катастрофы, инвалиды войны 1-й группы.

● К категориям граждан, имеющих право на первоочередное обеспечение жилой площадью, относятся инвалиды войны, инвалиды 1-й и 2-й групп, инвалиды-колясочники, инвалиды с детства, участники ВОВ, ветераны боевых действий на территории других государств, участники ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.


В настоящее время для северных территорий актуальны вопросы привлечения и закрепления специалистов, а также переселения с этих территорий на «большую землю» людей, достигших пенсионного возраста.

Договоренность об использовании жителями районов Крайнего Севера (северных территорий Красноярского края, Таймыра и Эвенкии) механизма долгосрочного ипотечного жилищного кредитования для приобретения жилья в любом регионе страны была достигнута в мае 2005 года в ходе встречи губернатора Таймырского автономного округа О. Бударгина с представителями Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. Приезжающим в районы Крайнего Севера будет предоставлена возможность приобретения жилья уже с первых лет работы, в том числе с предоставлением некоторым категориям работников бюджетной сферы субсидий за счет средств бюджета.

В настоящее время МЧС реализует федеральную целевую программу «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года», одной из важных частей которой является подпрограмма «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф».

Объем средств федерального бюджета, предусмотренных на подпрограмму в 2005—2010 годах, составляет свыше 4,1 млрд. рублей, в том числе в 2005 году – 587 млн. рублей. Жильем планируется обеспечить около шести тысяч семей «ликвидаторов».

В 2002—2004 годах на реализацию программы обеспечения жильем из федерального бюджета было выделено 519,5 млн. рублей, в том числе в прошлом году – 364,5 млн. рублей. Дополнительно из бюджетов субъектов РФ было выделено 609 млн. рублей. Таким образом, за счет всех источников финансирования для участников подпрограммы приобретено около 2400 квартир.

В Санкт-Петербурге проживают 9,5 тыс. пострадавших от радиационных катастроф, 2990 из них – инвалиды. Город взял на себя обязательства по строительству и распределению жилья для инвалидов-чернобыльцев. За 2003—2005 годы построено четыре дома, 21 апреля 2005 года ордера на квартиры получили еще 55 инвалидов-чернобыльцев.

Конец ознакомительного фрагмента.