ПРОДАЕМ МАШИНУ
Как бы вам ни нравился ваш автомобиль, рано или поздно его придется продавать. Дело в том, что даже самая качественная машина со временем изнашивается, а запчасти и обслуживание дорогостоящих автомобилей часто не оправдывают затраченных средств.
Первый вопрос, который возникает в случае с продажей машины, – какую цену назначить за свой автомобиль. Для того чтобы на него ответить, в первую очередь необходимо узнать оптовую и розничную цены на этот автомобиль. Это даст вам начальное представление о продаже. Помимо этого, следует выяснить, сколько автомобилей той же марки продается в розницу. Также узнайте, какую цену местные продавцы запрашивают за эквивалентное авто.
Если вы планируете продавать особенный или коллекционный автомобиль, внимательно изучите соответствующие разделы в автомобильных журналах. Кроме того, вы можете проконсультироваться в местном автомобильном клубе или у профессионального оценщика в страховой организации.
После того как вы выясните примерную цену на ваш автомобиль, можно сосредоточиться на определении цены, дав ему объективную оценку. Составьте список таких функций, как автоматическая трансмиссия, кондиционер и другие усовершенствования, произведенные вами, поскольку все это может добавить стоимости вашей машине. Необходимо оценить техническое состояние автомобиля. Чем оно лучше, тем быстрее можно продать машину и по более высокой цене. Следует учитывать, что, если вы будете продавать автомобиль не в сезон массовых продаж, ваши шансы возрастут, поскольку конкурентов будет меньше. Определить такие периоды в вашем городе можно самостоятельно, изучив местный рынок с помощью рекламных объявлений.
Посмотрите объявления в газетах и Интернете. Выберите наиболее удачные, их можно взять за образец. Обратите внимание на стиль издания. Дело в том, что в одних журналах рекламные объявления предоставляют информацию в развернутом виде, а в других указывают лишь наиболее важные детали. Сначала представьте свой автомобиль с помощью краткой характеристики (год, модель, комплектация, пробег). В том случае, если вы продаете машину в зимний сезон, сделайте акцент на полный привод, если летом – на наличие кондиционера. Следует учитывать, что сокращения сэкономят пространство и позволят сделать объявление более емким, однако сокращать нужно таким образом, чтобы объявление было понятным.
Завершить объявление нужно ценой и контактной информацией. Многие продавцы не указывают цену, однако, если вы не хотите, чтобы вас атаковал поток звонков от тех, кого интересует именно цена, это необходимо сделать. Если цена на ваш автомобиль привлекательна, будьте готовы к тому, что вам будут звонить не только добросовестные покупатели, но и аферисты.
Если вы составили удачное объявление, вам придется принимать многочисленные звонки, а заинтересованные покупатели непременно захотят взглянуть на автомобиль. Мы рекомендуем вам назначать встречи с потенциальными покупателями с максимально короткими промежутками времени. Таким образом возрастет конкуренция, и вам, возможно, удастся поднять цену. В целях безопасности следует назначать встречи в людных местах и приходить на них с кем-нибудь из родственников или друзей.
Разумеется, заинтересованные покупатели захотят провести тест-драйв. В этом случае необходимо проверять права и сопровождать их во время проверки. Что касается продажи автомобиля через посредников, она принесет вам больше дохода, однако на это придется потратить большее количество времени и усилий. Кроме того, за услуги посредника придется заплатить немалую сумму, поэтому лучше продавать автомобиль самостоятельно.
Итак, каким же образом совершить сделку купли-продажи автомобиля с максимальной выгодой для себя? Во-первых, следует помнить золотое правило «Быстро не значит выгодно». Какой бы путь продажи вы ни выбрали, вам потребуется некоторое время и средства, чтобы продать старое авто. Кроме того, сфера торговли всегда привлекает аферистов, поэтому необходимо позаботиться о безопасности сделки.
Оптимальный способ продать старый автомобиль – поискать покупателя среди приятелей и знакомых. Новость о продаже подержанного авто, как правило, быстро распространяется среди знакомых, поэтому есть большие шансы, что кто-то как раз подумывает о приобретении именно такого автомобиля. Следует отметить, что этот путь выбирает большинство автомобилистов, по крайней мере на начальном этапе поиска потенциальных покупателей.
Однако этот рекламный трюк имеет как достоинства, так и недостатки. Дело в том, что в кругу знакомых ваша машина всегда на виду, поэтому скрыть все случившиеся с ней дорожные инциденты и серьезные неисправности вам, скорее всего, не удастся. Такая стратегия обязывает вас без утайки рассказывать обо всех недостатках предлагаемого товара. Нередко случается, что, купив машину у знакомых, новоиспеченный автовладелец сталкивается с такими серьезными дефектами, о которых даже не подозревал при заключении сделки. Разумеется, все претензии в таких случаях предъявляются продавцу. Поэтому, оставив покупателя в неведении, вы рискуете не только испортить с ним отношения, но и приобрести нехорошую репутацию среди знакомых. Еще одним существенным недостатком такого способа продажи является необходимость реального снижения цены, поскольку продавать машину в втридорога другу или хорошему знакомому друга, мягко говоря, неэтично.
Необходимо учитывать, что в большинстве комиссионных магазинов для определения цены автомобиля проводится обязательная диагностика. В том случае, если вас не устроит итоговая цена, вам придется платить за услуги экспертов.
И все же этот путь не лишен преимуществ. Продавая машину таким образом, вы полностью освобождаете себя от забот и финансовых трат, которые неизбежны в случае с другими способами. Ведь реализация автомобиля в большинстве случаев связана с материальными издержками на рекламу, а в данном случае функцию рекламных агентов берут на себя ваши знакомые, причем совершенно бесплатно. Конечно, в случае удачной продажи вы можете отблагодарить знакомого, однако это уже вопрос вашего желания.
Кроме того, хороший знакомый вряд ли обманет вас или окажется ненадежным партнером в столь ответственном и дорогостоящем деле, как продажа автомобиля. Еще одним несомненным достоинством данного способа реализации подержанной машины является быстрая продажа.
Удобным моментом является и генеральная доверенность. Если покупатель ваш родственник или хороший знакомый, вам достаточно просто подписать бумагу (доверенность). При этом ее необязательно заверять у нотариуса, что позволит вам избежать лишних трат. Данный способ практически универсален, поскольку таким образом можно продать любой автомобиль – от отечественных «жигулей» до дорогостоящей иномарки. Нужно просто предложить машину нужным людям. Что касается остальных вариантов, они подходят лишь для одной, или двух категорий автомобилей и требуют от продавца больших временных и финансовых затрат.
Как известно, реклама – двигатель торговли, поэтому, если никто из ваших родственников и знакомых не смог вам помочь, следующим шагом может стать объявление о продаже автомобиля в одной или нескольких газетах. Стоит отметить, что данный способ наиболее подходит для подержанных машин отечественного производства, а также для старых иномарок.
Дело в том, что за дорогостоящими автомобилями большинство покупателей предпочитает обращаться на авторынок, где на продажу выставляются относительно «свежие» модели без пробега по России. А вот покупатели, нацеленные на приобретение недорогих автомобилей, в первую очередь обращаются к печатным изданиям и проверяют все заинтересовавшие их варианты.
Таким образом, если вы предлагаете подержанный автомобиль по приемлемой цене, то шансов, что приедут именно к вам, достаточно. В большинстве случаев хорошие машины уходят с первого раза и без торгов.
Описанный способ имеет ряд преимуществ по сравнению с предыдущим. Во-первых, у вас есть возможность немного приукрасить достоинства вашей машины, что, разумеется, заинтересует покупателя. Даже когда он приедет на осмотр и увидит не совсем то, что ожидалось, у вас есть неплохие шансы продать машину по изначальной цене. В данном случае все зависит от ваших способностей к убеждению. Кроме того, незнакомому покупателю неизвестно, что раньше происходило с вашим автомобилем, поэтому продать даже битую машину можно с минимальным количеством усилий.
Однако везде есть свои недостатки. Во-первых, после выхода публикации вам придется постоянно поддерживать идеальную чистоту в салоне и кузове автомобиля, а это предполагает затраты на химчистку и регулярную мойку. Во-вторых, продать машину с первой попытки в большинстве случаев не удается, поэтому встречи с потенциальными покупателями будут отнимать определенное время. В-третьих, ваше предложение может заинтересовать аферистов, что повышает риск остаться и без машины, и без денег.
Теперь поговорим о стоимости рекламной кампании. В настоящее время многие издания принимают объявления от частных лиц бесплатно, однако существует ряд ограничений, обусловленных объемом и внешним видом объявлений. Вам, скорее всего, предложат выделить ваше объявление, например курсивом или полужирным шрифтом. Следует учитывать, что услуги такого рода платные и стоят порядка 250–300 рублей.
Помимо этого, в последнее время печатается много объявлений, к которым прилагается фотография предлагаемого объекта. Предполагается, что таким образом клиент сможет увидеть автомобиль, на осмотр которого он собирается ехать, и оценить, подходит ли ему данный вариант. Данный способ практикуют журналы, газеты, а также некоторые интернет-сайты. Однако за публикацию объявления с фотографией вам придется заплатить 400–600 рублей при условии, что фотография уже готова (услуги фотографа будут стоять 300–400 рублей).
Предприимчивые автовладельцы, стараясь ускорить процесс продажи, не только дают объявление, но и отправляются на авторынок. Разумеется, это выгодный вариант, однако он почти всегда обходится продавцу в круглую сумму. С понедельника по четверг все продавцы платят 100 рублей, а вот уже в пятницу тариф возрастает в два раза. Что касается выходных, тариф поднимается до 600 рублей. Таким образом, если стоять на авторынке неделю, получится весьма внушительная сумма.
Следует также учитывать, что авторынки давно освоили профессиональные продавцы, занимающиеся иномарками, пригнанными из-за рубежа, стоимость которых составляет минимум 9000-10 000 долларов. Поэтому покупателей, интересующихся отечественными подержанными автомобилями, очень мало. Разумеется, можно приехать в выходные, однако это, как показывает опыт, не дает положительных результатов. Что касается подержанных иномарок, основная часть потребителей этого сегмента автомобильного рынка ищет нужный автомобиль по объявлениям и открытые торговые площадки посещает крайне редко.
Следует отметить, что во всех цивилизованных странах уже давно не принято заниматься непосредственной продажей автомобилей. Если выразиться точнее, там этот процесс существенно отличается от российских аналогов. Например, если у вас нет времени стоять на авторынке целыми днями, можно поручить продажу автомобиля автокомиссионному магазину. Кстати, в России такой метод популярен среди владельцев дорогостоящих иномарок.
В последнее время появилось множество организаций, осваивающих вторичный авторынок, при этом большинство из них заработало свою репутацию за счет продажи новых автомобилей. Этот вариант является наиболее безопасным, поскольку в данном случае вы имеете дело с юридическим лицом, которое несет ответственность за законность всех сопутствующих продаже процедур. Однако это достаточно дорогостоящая услуга: итоговая цена автомобиля должна включать в себя комиссионные, которые составляют 7-10 % от среднерыночной стоимости машины.
Кроме того, если вы найдете покупателя самостоятельно, вам придется оплатить стоянку авто в пределах 50-150 рублей в сутки и, разумеется, издержки за рекламу. Следует также учитывать, что, если в течение определенного времени ваше предложение не заинтересует покупателей, вы будете оплачивать суточную стоянку автомобиля.
В большинстве случаев за продажей авто следует покупка нового. В последнее время во многих автосалонах практикуется удобный метод – обмен старого автомобиля на новый. Как показывает опыт, это оптимальный способ расстаться со старой машиной и приобрести новую, ведь так вы делаете два дела одновременно, существенно экономя время и финансы. Обменять старый автомобиль можно практически в любом автосалоне. Для этого нужно приехать на своей машине, после чего ее осмотрят, проведут диагностику и определят цену. Если предпродажная сумма и условия сделки вас устроят, стоимость вашего автомобиля засчитывается при покупке новой машины.
Однако из любого правила есть исключения. Несмотря на то что в данном случае вы избавлены от сложностей, связанных с продажей старой машины, этот способ подойдет вам лишь в том случае, если разница в несколько сотен долларов не имеет для вас особого значения. Дело в том, что при таком подходе за основу берется среднерыночная стоимость конкретного автомобиля, однако сотрудникам автосалона выгодно найти максимальное количество дефектов и неисправностей в вашей машине, а от этого существенно снижается цена. Помимо этого, если машина оценивается несколько дороже, чем та, покупку которой вы планируете, заключение сделки будет довольно проблематично.
По мнению экспертов, владельцам отечественных автомобилей лучше использовать способ продажи через знакомых. Это позволит совершить более рентабельную сделку, хотя придется потратить немало времени на встречи с потенциальными покупателями. Вариант с объявлением более подходит тем, кто хочет реализовать более подержанную иномарку в приличном состоянии. А вот если речь идет о дорогостоящем авто импортного производства, имеет смысл сотрудничать с автосалоном. Выгодна и продажа через комиссионный автомагазин, поскольку в этом случае исключается возможность столкновений с мошенниками, что немаловажно. В случаях с повышенной срочностью продажи поможет ломбард, который приобретет автомобиль в течение часа, однако на руки вы получите не более 70 % от его средней стоимости.