Вы здесь

Принцип Навального. Путеводитель, энциклопедия и экскурсия по самому успешному информационному взрыву новой России. Истоки, аналоги и предпосылки (Роман Масленников, 2011)

Истоки, аналоги и предпосылки

Борьба с коррупцией в государственных закупках. В частности, в «Живом Журнале» есть проекты, борющиеся с коррупцией под эгидой уважаемых журналистов не один год. Они рассматривают как нечестные тендеры, так и критикуют техническую сторону организации закупок в Интернете. Речь идет, например, о дневнике Ивана Бегтина, генерального директора в ООО «Лаборатория интеллектуального анализа данных»[92]. Иван долгое время критиковал деятельность Навального, однако после внесения одной из поправок в закон зауважал[93]. Или же еще пример – Александр Малютин[94], главный редактор газеты Известия.




Александр Малютин




Иван Бегтин


А сейчас борьба с коррупцией поддержана как на государственном уровне, так и некоторыми партиями: и КПРФ («Народное ополчение»), и «Белые фартуки», и партия «Новое дело» и многие другие. Тема-то благодатная!

Если вы посмотрите их блоги, то увидите, что вопросы поднимаются здравые, логичные, трезвые. Но – совершенно неэмоциональная подача не дает никакой обратной связи.


Гринмейл в истории. Все чаще Навального ассоциируют с практикой «Гринмейла» – рейдерской технологии. Есть примеры в мировой практике: Ральф Найдер, Кеннет Дарт[95]. Подробнее о Ральфе Найдере – смотрите ниже. Но все дело в том, что ни от «Транснефти», ни от «Роснефти», ни от других организаций, в которых есть миноритарный пакет, Навальный ничего не получил. Может быть, пока ничего не получил?




Ральф Нейдер


Пиаровская концепция новой партии. На основе примера деятельности Ральфа Найдера в России можно организовать целое общественное движение и в перспективе партию. «В Европе партии потребителей, зеленых, антиглобалистов, практически повсеместно имеют от четверти до ТРЕТИ мест в Парламентах. России эта ниша еще НИКЕМ НЕ ЗАНЯТА. Между тем, раскрутить ее по модели Нейдера весьма просто и не дорого», – пишет политтехнолог Олег Матвейчев. Подробнее смотрите в Приложении.


Кто мог бы быть Навальным? Анатолий Вассерман называет технику опубликования эксклюзивной коммерческой информации «сливным бачком». И напоминает, что истории известны подобные примеры[96].

Поразмышляем, кто мог бы быть Навальным?

Тот же Александр Хинштейн? Слишком политизирован. Член партии «Единая Россия».




Александр Хинштейн


Или может быть, Александр Минкин? Староват. Журналист «МК». Ангажирован.




Александр Минкин


А может быть, Владимир Соловьев? Вряд ли: у него свой образ. Тоже далек от молодежи? Да, нет. Просто Владимир – не активный блоггер и более последователен в своих политических взглядах.




Владимир Соловьев


Наиболее вероятным кандидатом на роль Навального мне представляется именно Владимир Соловьев. Может быть, и известный радиоведущий жаждал этих лучей славы блогера-активиста, чем и вызваны его резко-отрицательные отзывы в адрес Навального? Хотя, здесь и сам Владимир понимает, что говорить о состоявшейся карьере Навального еще рано – пусть хотя бы побудет блогером столько, сколько он был бессменным ведущим самого популярного утреннего шоу и при этом в рамках одной радиостанции.

Другие же «журналисты-правдорубы» менее известны публике: Илья Азовский ("Правда Северо-Запада"), Алексей Кунгуров[97], Михаил Бекетов («Химкинская правда»), Александр Аликин («Деловой Петербург»). Кто их знает или вспомнит прямо сейчас? Возможно, дело в том, что у них нет блога или была другая специализация (например, история)… А возможно и потому, что здоровье и репутация некоторых сильно пострадали в результате нападений, уголовных дел и проч. по инициативе «укушенных пером».

А может быть, «Навальным» могли бы стать – Гарри Каспаров или Борис Немцов? Или большая ассоциация с Западом, или с неуспешным политически прошлым. А может быть, Илья Яшин или Олег Козырев? Наиболее вероятные варианты: популярные блогеры, общественные деятели. Но первый – слишком молод, а второй – больше писатель, нежели активист. Хотя, возможно и они еще скажут свое слово в новейшей истории России.




Илья Яшин




Олег Козырев

схема[98]