Вы здесь

Принципы формирования и проведения структурной политики. Мировой опыт и его применение в России. Определение принципов, целей, направлений, задач, институтов структурной политики (О. Б. Березинская, 2014)

Определение принципов, целей, направлений, задач, институтов структурной политики

Следующим важным вопросом является выработка принципов структурной политики и ее содержания – целей, направлений, задач, институтов. Действительно, в России в настоящее время существует широкий набор разнообразных концепций и стратегий развития регионов и отраслей, нередко являющихся их самопрезентациями для инвесторов и основанием для привлечения бюджетных средств, получения налоговых преференций или государственной поддержки в других формах. Однако многообразие стратегических программ отражает отсутствие зафиксированной общей концепции в государственном масштабе.

Важно отметить, что при наличии стабильных базовых принципов структурной политики ее реализация меняет и сам объект проведения структурной политики, поэтому направления, задачи, регламенты, институты ее проведения неизбежно модифицируются. В частности, региональная политика ЕС в последние десятилетия претерпела заметную эволюцию, что было обусловлено расширением ареала ее проведения при ограниченности соответствующих финансовых ресурсов.

Базовым принципом реализации политики сплочения был и является принцип эффективного партнерства (властей различных государств, различных уровней власти, государственного и частного капитала, бизнеса и общества и т. д.), планирования и надлежащего администрирования. Важно также, что она реализуется в условиях принципа субсидиарности (порядок взаимодействия властных уровней, когда задачи решаются на самом низком, малом или удаленном от центра уровне, на котором их решение возможно и эффективно). Иными словами, принятие решения о реализации проектов в рамках структурной политики принимается на уровне центра (рассмотрение проекта, экспертиза целесообразности в рамках структурной политики, выделение финансовых ресурсов соответствующими структурами), он же и осуществляет мониторинг их реализации и контроль за исполнением, а весь практический менеджмент осуществляется на самом низком властном уровне.

Эволюция направлений проведения региональной политики и политики сплочения Евросоюза, ее целей, методов и институтов прошла следующие этапы.

Первый этап. Зарождение региональной политики (с 1957 г. до середины 80-х гг. XX в.[4]), предопределенное преамбулой Римского договора 1957 г. (европейская интеграция должна объединить национальные хозяйства и обеспечить их гармоничное развитие при сокращении экономических контрастов между отдельными территориями). Региональная политика не была выделена отдельным и значимым направлением, целью являлось сглаживание региональных диспропорций. При этом предметно обсуждались только региональные аспекты общей социальной и аграрной политик. Практическое содействие региональному развитию в этот период оказывал Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank) капиталовложениями в районах, специализирующихся на сельском хозяйстве, угледобыче или черной металлургии. В начале 60-х гг. были созданы Европейский социальный фонд (European Social Fund) и Европейский фонд сельскохозяйственного управления и гарантий (European Agricultural Guidance and Guarantee Fund) для содействия улучшению хозяйственной структуры аграрных районов, в 1975 г. – Европейский фонд регионального развития (European Regional Development Fund). Ежегодное финансирование соответствующих проектов составляло порядка 0,5 млрд экю.

Второй этап. Формирование и реформирование наднациональной региональной политики (вторая половина 80-х гг. – конец XX в.[5]). Стимулами для этих процессов послужило сначала вступление в Европейское сообщество стран с относительно менее высоким уровнем социально-экономического развития (Испания и Португалия, 1986 г.), а затем – присоединение высокоразвитых Швеции, Финляндии и Австрии (1995 г.). В 1986 г. принят Единый европейский акт (декларация цели создания общего рынка, формулировка принципов Европейского политического сотрудничества). В 1988–1989 гг. проведена реформа структурных фондов и принципов их взаимодействия с Европейским инвестиционным банком (European Investment Bank), разработан механизм реализации и инструментарий региональной политики, уточнены ее цели и задачи. Принципами функционирования структурных фондов стали концентрация, партнерство, дополняемость, программный характер. В 1993 г. создан Фонд сплочения (Cohesion Fund) для поддержки стран, чей ВИД на душу населения не превышает 90 % от среднего по Сообществу. Вплоть до 1993 г. ежегодное финансирование региональной политики фондами Европейского сообщества составляло порядка 14 млрд экю, доля ассигнований на региональную политику в расходах общего бюджета Сообщества около 20 %. За 1994–1999 гг. финансирование превысило 200 млрд экю (треть бюджета ЕС).

Конец ознакомительного фрагмента.