Содержание и концептуальное обоснование структурной политики, формулирование необходимости ее проведения
Структурная политика Евросоюза направлена на сокращение разрыва между уровнями развития различных регионов и уменьшение отставания регионов, находящихся в наименее благоприятных условиях. Особенностью структурной политики Евросоюза является уход от поддержки конкретных видов экономической деятельности (отраслевой политики), поскольку это трактуется как нарушение принципа добросовестной конкуренции предприятий. Традиционным и историческим исключением является поддержка сельского хозяйства и рыболовства отдельных стран – членов ЕС, однако соответствующая политика имеет более широкие цели в виде развития сельских территорий и реализации программ защиты морских ресурсов[1]. Для России основанием для проведения отраслевой политики могут являться специфические географические и геологические преимущества, которые могут обеспечить многолетнюю эффективную отдачу от вложений.
Важно отметить, что выбор направлений структурной политики (регионы, отрасли, социальная сфера) определяется конкретными приоритетами национальных экономик или наднациональных образований. Действительно, на протяжении последних десятилетий мировая экономика демонстрирует переход от индустриальной модели развития к модели инновационного развития. В рамках индустриальной модели структурная политика предусматривала масштабные государственные инвестиции в развитие предприятий по отраслевому или территориальному принципу с соответствующим стимулированием миграционных процессов. В настоящее время доминантным является принцип формирования условий для развития, а не направленное стимулирование отдельных направлений экономики.
Для Евросоюза важнейшими составляющими стало развитие инфраструктуры и человеческого капитала отстающих регионов. Это направление европейской политики курирует Директорат ЕС по региональной политике (Directorate General for Regional Policy)[2], задача которого состоит в усилении экономического, социального и территориального единства и сокращении различий между уровнями развития регионов и стран Европейского союза с целью улучшения экономических результатов ЕС в целом. Практическими направлениями деятельности Директората региональной политики (Directorate General for Regional Policy) является финансирование инфраструктурных проектов, содействие информационной обеспеченности ЕС и ускорению обмена инновационными технологиями, инвестиции в человеческий капитал и развитие международного сотрудничества и кооперации. Бенефициарами этой политики являются регионы стран – членов ЕС с относительно низким уровнем экономического развития и конкурентоспособности и выраженными структурными проблемами.
В настоящее время понятие структурной политики, или более развитое в ЕС направление региональной политики, терминологически и практически все чаще заменяется понятием политика сплочения. Политика сплочения совмещает в себе концепцию и базовые установки собственно региональной политики, с одной стороны, и задачи социальной политики – с другой стороны. В новой концепции современная региональная политика, предусматривающая горизонтальное сплочение (подтягивание экономически отстающих регионов), дополняется задачей вертикального сплочения (снижение социальной напряженности, консолидация различных слоев общества).
В результате своей эволюции на протяжении пятидесяти лет политика сплочения превратилась в неотъемлемый компонент политики европейской интеграции. Если при создании прототипа Евросоюза в конце 50-х гг. XX в. предполагалось, что интеграция автоматически снижает региональные диспропорции, и региональной политике отводились второстепенные роли, то по мере прохождения Евросоюзом этапов расширения и усугубления региональных и социальных диспропорций такая политика получила серьезное научное, институциональное и финансовое развитие.
Идеологически базой, на которой основывается региональная политика Евросоюза, является сочетание двух принципов.
Первый принцип – принцип солидарности. В соответствии с ним более экономически развитые страны обязаны проявлять солидарность с менее благополучными в экономическом отношении регионами (странами) ЕС.
Второй принцип – принцип наращивания потенциала и возможностей. Отставание социально-экономического развития регионов (более низкие объемы производства, безработица и так далее) трактуется Евросоюзом как потеря потенциала и возможностей роста ЕС в целом. Проведение эффективной региональной политики формирует новые рынки и увеличивает экономический потенциал всех стран – участников ЕС[3].
Сочетание этих базовых принципов является прозрачным и предоставляет обществу исчерпывающее обоснование необходимости и целей долгосрочных дорогостоящих программ. Исходя из мирового опыта, эффективная структурная политика базируется на общественном договоре — понимании обществом целей и задач этой политики и его готовности на соответствующие финансовые самоограничения для проведения проектов в рамках структурной политики. В России пока отсутствует системный набор из формализованных целей, задач, ресурсов и методов реализации региональной или отраслевой политики, этот термин допускает множество разнообразных трактовок. Результатом является недостаточное понимание и принятие обществом системы соответствующих государственных программ.
Вместе с тем национальная структурная политика может стать средством нивелирования фактически существующих территориальных и производственных дисбалансов и социальной напряженности. Наиболее значимым для России опытом ЕС в части реализации политики сплочения может стать принцип стимулирования внутреннего потенциала регионов с целью ускорения социально-экономического развития РФ в целом. Для России в условиях ограниченности ресурсов, сильных экономических и социальных дисбалансов выработка концепции и обоснование такой политики крайне важны.