Вы здесь

Принципы преобразования городских общественных пространств. Введении (И. С. Байджанов)

Введении

Основная направленность градостроительного проектирования связана с формированием среды жизнедеятельности человека, обладающей заданными свойствами (возможностями, ресурсами). В этой традиционно экологической позиции происходит определенные сдвиги в связи с расширением экологических подходов. Назовем основные из них.

Градостроительство (и архитектура) преодолевает жесткую ориентацию на технологию деятельности, функциональный детерминизм, господствовавший с начала века, и ориентируется на более широкие и открытые программы. Цели по созданию определенных свойств среды формулируются не только как достижение оптимумов по отдельным показателям, но как создание определенного диапазона возможностей среды, вариантно используемых в эволюции социальных потребностей. Одновременно учитывается все более широкий спектр таких возможностей, включающих наряду с технологическими условиями организации «целевых» функциональных процессов также социально-культурные, психологические, эстетические и другие интересы.

Градостроительство формирует среду как систему иерархических уровней от жилого квартала до региональных и глобальных систем расселения. Эта иерархия закрепляется стадиями проектирования и соответствующим кругом решаемых задач. Использование экологических подходов позволяет по-новому представить градостроительную иерархию как систему «встроенных» уровней, формирующих целостную среду, в которой сочетается вся иерархия ресурсов и возможностей. В соответствии с этим отношения «субъект -среда» не ограничиваются определенным иерархическим «горизонтом», но представляет всю совокупность интересов (потребностей) субъекта и соотносятся со всеми возможностями (ресурсами) среды. При этом постановка исследовательской задачи ограничивается не иерархическим уровнем, а избирательностью потребительских интересов субъекта. Весьма существенно при этом преодоление жесткой «привязки» уровней проектирования к соответствующим функциональным программам.

Экологический подход выявляет и определенную упрощенность в организации градостроительного проектирования, прежде всего, в однозначном разделении уровней и соответствующих стадий проектирования – составления схем регионального расселения, районных планировок, генеральных планов городов, проектов детальной планировки и застройки. В таком разделении предполагается дифференциация решаемых проблем по уровнем проектирования. Так, проектирование типов застройки, благоустройства, озеленения всегда относится к уровню детальной планировки и не рассматривается за редким исключением в генеральном плане и, тем более, в районной планировке. И наоборот, границы землепользования закрепляются на верхних уровнях и практически не пересматриваются при детальной планировке территории, что приводит к излишней жесткости городских структур, противоречащей динамике городского развития. Экологический подход к среде как к комплексу возможностей, относящихся ко всем иерархическим уровням, может изменить сложившуюся традицию, сместить акценты в организации проектирования. Вместо жесткой иерархии стадий проектирования в пространстве и времени поставить в основу организации проектирования принцип избирательности характеристик – существенных для определения экологической ситуации (понимаемой широко). Такой подход приведет к существенной корректировке как в содержании проектных программ, так и в границах проектируемых объектов. Так, например, в разработку схем регионального расселения и районных планировок целесообразно включение представлений о типах жилища (в соответствии с региональными и этническими особенностями); в разработку схем планировки курортных районов должны включаться конкретные проектные предложения по функционально- пространственными формам отдыха. В генеральных планах и проектах районной планировки должны находить отражение постоянно меняющиеся условия и формы жизнедеятельности города, динамично меняя приоритет размещения объектов, границы землепользования, социально-культурные оценки. А это, в свою очередь, приведет к большей мобильности пространственных и временных границ проектирования. Наряду с разработкой генеральных планов и проектов районной планировки на 20-летнюю и более отдаленную перспективу необходимы постоянное «слежение» за процессами развития города и корректировка принимаемых решений.

В проектах застройки, в свою очередь, следует опираться на более фундаментальные концепции освоения территории, что позволит избежать потерь, связанных с уровневой ограниченностью решений, таких, например, как потери земельного фонда на «второе жилище», социально-культурных потерь, связанных со «штучной» реконструкцией и т. д.

Существенную роль в расширении профессиональных подходов играет экологическое представление о непрерывности пространства и о понимании размещения (и перемещения) в пространстве как об изменении среды, ее содержания и структуры в отличие от традиционно принятых представлений: об изменении «координат» объекта. Такая позиция вносит изменения как в понимание восприятия среды, так и в практические подходы к районированию территории.

Развитие экологических подходов в исследованиях зрительного восприятия – область социальной психологии, которая активно развивается в настоящее время. Применительно к градостроительству назовем некоторые позиции: переход от восприятия физического мира к восприятию «экологического мира» связан с участием в восприятии определенной структуры интересов воспринимающего, связанной с его жизнедеятельностью: экологическое восприятие строится как «извлечение» информации; информация строится не как последовательность картин (кадров), но как «объемлющее осознание», формируемое в результате выборочного извлечения информации; в каждый конкретный момент среда воспринимается как определенная структура поверхностей пространств цвета, фактуры материала.

Вместе с тем все более актуальной становится проблема охрана и оздоровления окружающей среды в местах наибольшей концентрации людей-городах, поселках, прочих населенных пунктах. Человечество вступило в эпоху, когда охрана окружающей среды в поселениях и защита природы, биосферы в целом, рациональное природопользование так взаимообусловлены, что представляют по существу единую проблему. Следовательно, задачи охраны окружающей среды в городах и других населенных пунктах, не теряя своего гигиенического, инженерно- технологического или градостроительного содержания, в современных условиях становятся задачами сохранения всей биосферы.

В связи с растущим антропогенным прессом на природную среду изменяются и эстетические свойства ландшафтов, и нередко в худшую сторону. Учитывая сильное негативное воздействие деградированных ландшафтов на психологи-ческую сферу человека, это представляет собой также весьма важную экологическую проблему, решение которой должно быть найдено как в рамках градостроительства, так и в других областях научной и практической деятельности.

Таким образом, охрана окружающей среды, защита биосферы, рациональное природопользование сейчас уже перестали быть делом узких специалистов, превратились в сложнейшую многоаспектную политическую, социальную, экономическую, биологическую, техническую и архитектурно-планировочную проблему, кардинальное решение которой возможно лишь объединенными усилиями всех наук, всех областей человеческой деятельности на базе дальнейшей их специализации, с одной стороны, и все большей их интеграции – с другой. Научные исследования и проектные разработки, посвященные решению сложных межотраслевых и межрайонных проблем, должны быть интегрированы не только на социально-экономической основе. Специфика охраны биосферы в современных условиях как всеобщей междисциплинарной, межрегиональной и интернациональной проблемы заставляет думать что любой проект, не считающийся с законами природы, может принести только бедствия. Градостроительство в этом отношении не составляет исключения, и в первую очередь потому, что главная задача градостроителей – создание полноценной среды обитания людей. Все это свидетельствует о необходимости нового подходя к решению экологической проблемы в градостроительстве на всех территориальных уровнях.

Конечно, экологическая проблема в целом по своему содержанию и значению выходит за рамки того круга вопросов, которые рассматриваются в градостроительных документах. Однако именно в рамках планировочно-градостроительных дисциплин в силу их большой комплексности и конструктивность можно предусмотреть взаимосвязанные мероприятия значительного масштаба, необходимые для охраны природы, окружающей среды на обширных урбанизированных территориях.

Рациональное размещение и наиболее эффективные формы систем расселения, их обоснованные параметры и народнохозяйственный профиль, размеры отдельных поселений, их планировочная структура, функциональное и другие виды зонирования территории, правильная территориальная привязка различных мероприятий, носящих природоохранный характер, – все это непосредственно влияет на сохранение и улучшение окружающей среды не только в локальном, но и в региональном плане.

В архитектурно-планировочные основы охраны окружающей среды включаются. Кроме того, проведение реального и экспериментального проектирования планировочных структур городов и систем расселения, наиболее отвечающих экологическим требованием, а также дальнейшее совершенствование градостроительных методов охраны окружающей среды, приемов садово-паркового искусства и т. д. Особенно большое значение в этом отношении имеет разработка необходимой градостроительной стратегии на достаточно далекую перспективу.

Реализация программу ландшафтных эколого-градостроительных исследований не только будет способствовать улучшению экологических и эстетических качеств городов, природных территорий и более обширных пространств, но и сможет сберечь в случае разумного, целенаправленного и скоординированного проведения в сфере градостроительства природоохранных мероприятий значительные средства.

Таким образом, наиболее эффективное решение проблемы взаимодействия городского и природного ландшафтов возможно лишь путем интегрированного участия многих наук, видное место среди которых занимают градостроительство и география. Некоторые результаты подобного «симбиоза» рассмотрены в данной книге, как начало большого и очень важного разговора в рамках проблемы «город – окружающая среда».


Схема 1. Комплексная модель исследоваия:


Городская среда организована и развивается по законам сложной системы. К городу в полной мере применимо определение сложной системы, получившее распространение в общий теории систем как специфически (целенаправленно) выделенного из окружающей среды целостного множества и объединяющих их связей и отношений.

Представляя собой динамически развивающуюся сложную систему, городская среда включает ряд подсистем, основными из которых являются; природная (биогенные и абиогенные факторы), техногенная (городская застройка, транспортная и инженерная инфраструктуре города и т.д.) и социальная (обществ организация населения, культурно-бытовые обслуживание, здравоохранение и т.д.). Эти подсистемы тесно взаимосвязаны и находится в неразрывном взаимодействии, обусловленном формой общественных отношений. При исследования закономерностей развития городской среды взаимоотношения всех составляющих подсистем должны рассматриваться с позиций человека-центрального компонента городской среды.




Функция города его структура и характер городской среды меняются по мере развития производительных сил и производственных отношений, по мере развития общества, его социальной организации, материальной и духовной культуры. Социально-экономические факторы, будучи в своей изменчивости движущей силой развития городов, определяют, однако, и некоторые свойства, присущие городу неизменно. Две особенности-концентрация на ограниченном пространстве больших масс людей вместе со средствами их существования и средствами производства, а также структурное единство – характеризуют город из различных этапах исторического существования как особую форму материальной среды, связанную с определенной совокупностью общественных функций.

К особенностям городской среды как специфической экологической системы следует отнести способность к авторегуляции. Город-место, где происходит разрыв естественного биохимического круговорота веществ. Многие вещества, содержащиеся в отходах городского производства, не используются и выбрасываются. Увеличивается объем доставки в город сырья для промышленности, увеличивается поступление в окружающую среду веществ, чуждых биосфере (искусственные полимеры и др.).

Важны признак городской среды территориальная неоднородность качественного состояния и уровня нагрузки на окружающую среду в пределах города; при этом различия могут достигать значительных величии. Раскрытие качественного состояния городской среды (при экологической направленности ее исследования) основывается на комплексном подходе, ориентированном на наиболее полное соответствие двум основным социально-экологическим целям: охраны и улучшения окружающей человека среды (средозащитная функция) и охраны природных комплексов (природоохранная функция), при этом между ними предполагаются неразрывное единство и зависимость.

Особенность системного подхода при экологических исследованиях городской среды состоит в рассмотрении указанных целей в непосредственной связи с процессами развития и совершенствования всей городской системы в целом и ее отдельных подсистем. Среди множества сложных подсистем современного города, в первую очередь выделяются те, которые наиболее активно воздействуют на формирование окружающей городской среды. К ним относятся следующие функционально планировочные подсистемы: промышленная жилая и другие функциональные зоны города; городское движение и транспорт; системы открытых озелененных пространств, городских и пригородных территорий; резервные территории. Эти подсистемы рассматриваются на различных планировочно-территориальных уровнях (система группового расселения, города, жилой район).


Москва. Комплекс градостроительной политики и строительства города


Важно подчеркнуть, что городская среда как объект проектирования и исследования должна обладать организованностью. Имеется в виду использование понятия «организованности» именно в том смысле, в каком его ввел В.И.Вернадский: «живое вещества, как и биосфера, обладает своей особой организованностью и может быть рассматриваемо как закономерно выраженная функция биосферы. Организованность резко отличается от механизма тем, что она находится непрерывно в становлении, в движении всех ее самых мельчайших материальных и энергетических частиц». Аналогия корректна, так как городская среда нами рассматривается сегодня как закономерно выраженная функция биосферы.

Среди сложного комплекса компонентов окружающей среды города можно выделить две группы – природные (геологическое строение, рельеф, климат, вода, почва, растительность, животный мир) и искусственно созданные человеком компоненты (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.)

Природные компоненты связаны с конкретными физико- географическими условиями города. Методически на практике важно различать измененные и не измененные человеком природные компоненты (например, чистая вода – загрязненная вода, природный климат-микроклимат города, ненарушенная литосфера-нарушенные территории и др.). Здесь речь идет о компонентах качественной характеристики состояния окружающей среды, обусловленной воздействием определенных факторов (соответственно загрязнение воды, горные выработки и др.) Основное различие понятий «фактор» и «компонент» заключается в том что характеристика фактора обусловлена его воздействия на среду (движущая сила какого-либо процесса), а характеристика компонента-признаками изменения среды.

Отдельные факторы играют разную роль в формировании окружающей городской среды, а причинно-следственные связи, определяющие их динамику, различны по степени сложности. Поэтому при анализе и оценке состояния окружающей городской среды отбор факторов ведется избирательно с учетом их значимости в зависимости от поставленной цели, а также исходя из наличия информации на данный момент.

Оценка состояния окружающей городской среды основывается на соответствующих нормах, стандартах, кадастрах и показателях статической отчетности. При отсутствии отдельных учрежденных нормативных показателей учитываются требования соответствующих служб, осуществляющих надзор за состоянием окружающей среды и использованием природных ресурсов.

Для выявления проблем охраны и улучшения окружающей городской среды и поиска путей их решения прежде всего необходимо установить, какое ее состояние следует считать желаемым достаточным. Такое состояние окружающей среды определяется санитарно-гигиеническими, экологическими и социально-экономическими регламентациями (нормы, критерии, ограничения).

Наиболее полно определены в настоящее время санитарно-гигиенические нормативы и критерии, т.е. целевые установки в области охраны и улучшения окружающей среды, отвечающие требованием создания наиболее благоприятных, комфортных условий для жизни и здоровья, работы и отдыха населения.


Распределение тем по направлениям исследований Госкомэкологии России в 1999 г.


Следует отметить что на человека повседневно воздействует одновременно комплекс факторов окружающей среды-это прямое и опосредованное, комбинированное и комплексное действие химических, биологических, физических, в том числе и радиационных факторов. Этот сложный комплекс и определяет общую реальную нагрузку воздействия на организм человека. Поэтому оценивать с гигиенических позиций важно весь комплекс факторов с целью решения главным образом практических задач по профилактике заболеваний населения, оздоровлению окружающей среды. В то же время в связи с методическими трудностями в настоящее время приходится изучать отдельные факторы или немногочисленные их сочетания.

В мире растет осознание того, что важнейшая миссия градостроительного планирования не будет исполнена без защиты социального интереса и без материализации социального заказа. Исполняя эту свою миссию, планирование может способствовать совершенствованию всей системы управления градостроительным развитием. В силу возрастающей значимости этих задач, а также для продвижения. Стамбульской декларации и Повестка дня Хабитат принятых Конференцией ООН по населенным пунктам (Хабитат П), была инициирована Глобальная Компания по совершенствованию городского управления.

Принятие этих мер выросло из понимания того, что-только путем совершенствования системы городского управления можно обеспечить гармонию пространственного обустройства общества. В силу этого, как отмечают эксперты, главную задачу планирования следует видеть не только в том, чтобы сформировать (посредством переговоров!) соглашение между всеми сторонами, но и самое главное-выступить на защиту общественного интереса. Поэтому заказ на планирование должен в меньшей степени диктоваться государством, а в большей степени направляться на решение задач, выдвигаемых развивающимся гражданским обществом. В силу этого новая градостроительная доктрина должна быть менее кодифицирующей и более инновационной.

Растущая значимость названных выше тем и условий для градостроительства (особенно в части обеспечения гармоничности их пространственного развития) стимулировала проведение международных Биеннале общественного пространства. Первый прошел в Риме в 2011 году. Тогда приступили к подготовке «Хартии общественного пространства». Работа над документом велась во время 6-го Всемирного форума городов, состоявшегося в Неаполе в 2012 году «Хартия» была принята 18 мая 2013 года в Риме на заключительной сессии второго Биеннале общественного пространства, а на третьем, который прошел в мае 2015 года. Хартия была озвучена на 8 языках, включая русский. Оргкомитет Биенналеи ООН-Хабитат ведут подготовку соответствующих материалов для обсуждения на Конференции Организации Объединенных Наций по жилью и устойчивому городскому развитию (Хабитат Ш). Конференция прошло в г. Кито, столице Эквадора в октябре 2016 года.

Базовые положения Хартии подчеркивают, что только путем осознания своей гражданственности перед жителями открываются возможности участвовать как в процессе создания и управления, так и в процессе использования общественных пространств и их переустройства. Понимая, что общественные пространства необходимо рассматривать как общее благо, «Хартия» дискутирует принципы планирования, проектиро-вания, обслуживания, использования и преобразования общественных пространств. Ниже приводится несколько тематических заметок по проблемным вопросам с тем, чтобы акцентировать соответствующие направления градостроитель-ного анализа. Ю. М. Моисеев

Аргументация общественного интереса

В конце прошлого столетия заговорили о том, что власти более не считаются единственными держателями пакета знаний об «общественном интересе». Плодотворной представлялась идея того, что «общественный интерес» консолидирует в «социальном заказе» развитие того, что приносит пользу для общества в целом. Необходимо для этого обеспечить такие условия, как безопасность, законность и пространственный порядок. Тогда способности индивидуумов будут реализованы в нужных для общества направлениях, а сами задачи должны быть сопряжены с алгоритмами градостроительного планирования.

Были, правда, и другие мнения. Приверженцы либерализма в градостроительства и рыночные эксперты подвергали сомнению само понятие общественного интереса, а в своих теоретических разработках явно пытались уйти от этого вопроса. Они сводили на нет всю важность самого значения «общественного» в градостроительстве, предлагая увязать общественный интерес с задачами обеспечения работы бизнеса, коммерческой деятельности с использованием представительской модели демократии.

Появилось немало аргументов о неопределенности общественного интереса и мистификации социального заказа, который должен аккумулировать всё разнообразие запросов отдельных индивидуумов. Понятно, что не так-то просто собрать такого рода информацию, поэтому появились заявления, что планирование в интересах всех невозможно, ибо планировщик неспособен ни понять, ни определить общественный интерес.

Чтобы опровергать существование «общественного интереса» как факт, или отрицать то, что он может быть сформулирован в рамках демократических представлений, Кристер Бенгс предложил обратиться к фактам. А они говорят об обратном, к примеру, национальные, региональные и местные институты градостроительного планирования руководствуются между народными соглашениями и уставами, а среди них, в частности, и такие, которые касаются экологических проблем и вопросов культурного наследия. В этих документах защита общественного интереса поставлена во главу угла. Ю. М. Моисеев

Стефано Морони увязывал задачи обеспечения «общественного интереса» с демократизацией системы градостроительного планирования. Подчеркивалось при этом и то, что «социальной заказ» не может быть предоставлен или доставлен только посредством рыночных механизмов, ибо;


Трушников Денис Юрьевич и др. Актуальные вопросы современного образования


социальный заказ выражает то, что необходимо для территориальной общности и то, что определяет ее целостность;

социальный заказ представляет аккумуляцию общих интересов, и никто не должен быть исключен из потребления существенных качеств городской среды, включая и эстетику города-красоту городского пейзажа;

социальный заказ не обеспечивается на конкурентной основе, ибо потребление его одним индивидуумом не должно лишать других идентичных возможностей потребления-именно поэтому он не может превратиться в предмет рыночного производства-потребления.

Принципы устойчивого развития составляют основу многих международных программ. Этими принципами должны руководствоваться регионы и города, эти же принципы должны быть заложены в градостроительные планы на местном уровне. Концептуализация принципов «устойчивого развития» тесно связано с защитной общественных интересов на местном, региональном и глобальных уровнях.

Планировщик должен понять проблему и изучить возможные решения, а все это, в свою очередь, предполагает понимание «общественного интереса». Привлечение общественности для формирования «социального заказа» явилось, по мнению западных исследователей, своеобразным вызовом для политиков, воспринимавших прежде эту задачу как часть своей ответственности.

Ю. М. Моисеев подчеркивает необходимость защиты интересов тех групп, или слоёв общества, которые оказались ущемлёнными в силу каких-либо обстоятельств функционирования рынка, предопределила в свое время методологию «адвокативного планирования». обретающую в наши дни особый смысл. Дефицит развития инфраструктуры, увеличивающаяся «недоступность» жилья и соответственно, ухудшающиеся жилищные условия, а порой и новая волна образования трущоб – все это говорит о чем, что для поиска новых путей защиты общественного интереса имеются серьёзные основания.

Утверждения небытия общественного интереса, аргументируемого отсутствием механизмов его формирования, равносильно отрицанию демократически принятых решений и выражению сомнений в легитимности международных соглашений в области окружающей среды и градостроительства.

Реконфигурация политической структуры пространства.

Ю. М. Моисеев отмечает города всегда являлись важными узлами социальной активности и площадками культурного обмена. В новом контексте развития эта их роль возрастает. Особое значение обретает их потенциал обеспечивать социальные контакты, деловые встречи, демонстрировать свободу и развивать демократию. Эти ценные качества городов раскрываются в системе общественных пространств. «Хартия общественного пространства» призвана помочь раскрыть незаурядные возможности городов для социально-экономического развития общества.

«Хартия» исходит из широкого понимания гражданственности, требующего своего нового правого осмысления. В ней подчеркивается, что в общественном пространстве все являются гражданами с одинаковыми правами и с такими же обязанностями. Общественные пространства города, будучи на пересечении функции и форм, значений и понимании, застроенных и открытых территорий, играют доминантную роль градостроительного структурообразования и развития социальной активности. В сочетании названных функций раскрывается суть города.

Общественные пространства в контексте среды структурируют физическую сеть и остов пешеходных перемещений и движения транспортных средств, от которых жизнеспособность города зависит. Они аккумулируют важные культурно-просветительские и зрелищные объекты, места для размещения торговых и других коммерческих предприятий, общественных, организаций, учреждений обслуживания, важных для обеспечения социально-экономической и культурной жизни города. Важно, чтобы все общественные пространства обрели свое достойное место и работали на общее благо.

Хартия подчеркивает, что общественное пространство это любое место общественной собственности или общественного пользования доступное для всех и используемое сообща. Каждое общественное пространство имеет свои собственные пространственные, исторические, экологические, социальные и экономические символы. Многие из выступавших на прошедшем Биеннале, проводили параллели между развитием демократии и формированием общественных пространств. «Хартия» призывает делать их доступными для всех и не создавать барьеров для инвалидов. при этом подчеркивалась необходимость сохранения природных и исторических ценностей.

«Хартия» гласит, что общественные пространства являются олицетворением социального благосостояния, местом коллективной жизни сообществ выражением разнообразия культурного и природного наследия, а также основной их идентичности. Развивающееся общество выражает себя через пространства продолжая совершенствовать их качество. Общественные пространство в социальном плане способствуют повышению уровне образования и культуры (музеи и библиотеки), предлагают всем необходимые условия для спорта и отдыха (парки, сады, общественные спортивные сооружения),благоприятствуют встречам, обмену мнениями.

Общественные пространства, как подчеркивает Хартия, являются важной и неотъемлемой частью архитектуры и городского ландшафта. Они также играют значимую роль в формировании образ города. В художественном плане они являются местами индивидуальной и коллективной памяти, где личность отражается и развивается, укрепляя в людях основание себя частью сообщества.

Многие болезни градостроительного и развития проявляются (скрыто, или явно) как дефицит правового регулирования. Все это с учетом сложностей и различий в городах, требует соответствующего градостроительного анализа. «Хартия» подчеркивает, что все граждане, независимо от их положения, являются пользователями общественного пространства. Соответственно, они должны иметь право свободного доступа в соответствии с гражданскими нормами. Регулирование правовых отношений – пререквизит и важнейшее условие развития общества. Все плюсы и минусы меняющихся взаимоотношений отражаются в городском пространстве.

Характерной чертой современного мира стал рост активности гражданского общества. Усиление протестных настроений весьма негативно сказывается на состоянии среды обитания и качестве жизни общества, особенно тогда, когда демонстрации, пикеты и митинги перестают быть мирными. Ю. М. Моисеев указывает зачастую такое выражение активности сопровождается значительными разрушениями. Исследования показывают, что такие беды общества, как бедность, социальное расслоение, преступность, терроризм, коррупция, незаконная миграция, межэтническая напряженность могут стать причиной конфликтов. Поэтому как никогда важна целенаправленная работа по их предупреждению с тем чтобы обеспечить гармоничное развитие «города для всех».

Задача развития «инклюзивного города» в последнее время связывается с необходимостью адаптации мигрантов к новым для них условиям жизни. Чтобы добиться отсутствия «исключенности» таких слоев населения и обеспечить им доступ к безопасной и достойной среде обитания, «Хартия» подчеркивает, что они должны быть интегрированы в сообщества – принимать участие в его жизни и иметь право голоса в процессе принятия градостроительных решений.

«Хартия» говорит, что общественное пространство должно быть местом, где гражданские права гарантируются, а различия уважаются и ценятся. Этот постулат заложен в основу многих международных доктрин развития, направленных на обеспечение социального прогресса и улучшения условий жизни населения. В силу того, что города по всему миру демонстрируют прогрессирующий рост неравенства – лозунги предначертаний «города для всех» становится необычайно важными и значимыми.

В условиях ресурсного дефицита, вызванного увеличением антропогенных нагрузок на природный комплекс, активизируется движение за устойчивое развитие. Ю. М. Моисеев обращает внимание новые значения обретают идеи «компактного» города и разумно управляемой урбанизации. Все больше применений находят идеи «умного» роста и умного города. Именно в силу роста экологической напряженности, как никогда актуальными становится задачи оценки не только потенциальных перспектив тех или иных форм градостроительного развития, но и моделирование экологических последствий реализации различных градостроительных программ и планов. Исследование социальных предпосылок реконфигурации городской морфологии также становится одним из приоритетных направлений градостроительного анализа.

Демаркация права в пространстве города

Ю. М. Моисеев указывает на протяжения всей истории градостроительства вопросы права и власти относительно пространственных структур не теряли своей актуальности. Последние декады были насыщены политическими событиями, связанными и перераспределением собственности. В контексте новых трендов развития анализ политической конфигурации городского пространства становится важным для решения градостроительных задач. Тематика эта обретает особую значимость в постановке целого ряда вопросов. Где в городском пространстве простирается право одних и кончается для других? Как и в каких границах реализуется общее право? – эти вопросы, требуют особого внимания, а порой и пересмотра сложившихся порядков с тем, чтобы обеспечить гармоничное и устойчивое градостроительное развитие.

В дискуссиях на международных форумах городов проявляется различие взглядов относительно правового определения статуса города, городских фондов, в том числе и общественных пространств. Развернутые обсуждения проблем приватизации затронули также и проблемы фондов, находящихся в общественной собственности. Успехи и неудачи приватизационных программ актуализировали проблематику «инклюзивного города», конкретизируя в ней задачи правовых определений «города для всех». Следует здесь отметить ту важность и то значение, которое представляют для градостроительного анализа работы французского философа Анри Лефевра. Особого внимания заслуживают его книги «производство пространств» и «Право на город», раскрывающие всю остроту понимания городских проблем. Помимо традиционных прав на жилье работу и образование, там декларируется и право быть частью сообщества и, развиваясь вместе с ним, развивать и городское пространство. http://strelka.com/ru/magazine/2017/02/14/18-books-about-public-spaces

Фиксируя право на совместное сосуществование, участие в городской жизни, «право на город» также раскрывает возможности для перевода воцаряющегося хаоса в новый порядок пространственных структур и обустройства городской среды для всеобщего блага. Общественные пространства играют важную роль в обеспечении прав человека, включая права на образование и обслуживание. Реализация этих прав зависит от того, насколько власть генплана может обеспечить пространственный порядок и гармонию. Решение этих задач в городе связано с поиском новых алгоритмов планирования и управления.

Градостроительное планирование становится важным инструментом обеспечения безопасности среды обитания, включая функциональную надежность социальной инженерной инфраструктуры. Ныне, как никогда ранее, актуальными для многих поселений планеты становятся вопросы устойчивого водоснабжения, безопасности питьевой воды и санитарии. Особую проблему представляет удаление и переработка вредных отходов. Очевидно, что затрагивая широкий круг вопросов, «права на город» призвано совершенствовать пространственную среду и развивать культуру градостроительного планирования.

Ключевой темой в проблематике «права на город» является вопрос обладания правом и владения собственностью (недвижимостью). Особое значение этот вопрос имеет в сфере определения права на общественные пространства. «Хартия» отмечает различие взглядов в этом вопросе. Актуальность вопросов собственности на общественные пространства значительно возросла в связи с приватизацией городских фондов. Приводится много аргументов в пользу приватизации, однако, как отмечает «Хартия», все общественные пространства находящиеся в общественной собственности предлагают более стабильные гарантии доступа и их использования, потому что они с течением времени менее подвержены легитимным изменениям характерным для частной собственности.

«Права на город» затрагивает сложный клубок взаимоотношений территориального общества. Проводимые исследование подчеркивают то, что Лефевру удалось сформировать новое направление на стыке урбанистики, философии, социологии и правоведения. Оно открывает широкие возможности для формирования и использования общественного городского пространства и пользования теми благами, которые предоставляет город. Реализация права на городское пространство связано с переводом моральных норм в систему градостроительных регламентов и пред-писаний, призванных обеспечить комплексное социально-экономическое развитие территориальных сообществ.

Консолидация ресурсов для развития пространств.

Ю. М. Моисеев указывает повышенное внимание к проблеме общественных пространств закладывает мощный импульс для улучшения качества жизни населения и совершенствования пространственной среды городов и регионов. Серьезные проблемы градостроительного развития связаны с сокращением ресурсов для формирования и поддержания общественных пространств из-за увеличения бюджетных дефицитов и неэффективной политики. Большой урон гармоничному градостроительному развитию несет практика приватизации и продажа общественных фондов частным лицам. В этой связи «Хартия» отмечает негативный тренд, который «затрагивает города по всему миру, где значительные ресурсы общественного пространства систематически отчуждаются или передаются в частную сферу по различным причинам: формирование бюджетных ресурсов, повышение частных инвестиций, давление лобби и групп интересов, проявление коррупции, отсутствие ресурсов для управления».

Во многих странах отмечается снижение социальной активности граждан в плане отстаивания своих прав, а порой и игры элит лишают их этой возможности. В результате наблюдается ослабление социальной сплоченности, а из-за равнодушия многих граждан к общественной собственности наблюдается эскалация вандализма. Противостоять этим трендам можно только добившись ответственного использования общественного пространства. Для предотвращения деградации общественных пространств, как отмечается в документе, администрации, с одной стороны, и граждане с другой, должны задействовать необходимые рычаги для формирования и реализации градостроительной политики. Поэтому отмечается важность образовательных кампаний для повышения осведомленности общественности по адекватному использованию публичного пространства. Это та форма совершенствования управления и содержания, которая не требует больших затрат для реализации образовательных программ.

Ю. М. Моисеев указывает многие городские проблемы последних лет вызваны акселерацией спекулятивных интересов во всех сегментах сектора недвижимости. Решения, поспешившие ответить на вопросы заказчиков, игнорируя логику пространственного развития и структурные взаимосвязи, ни как не способствовали решению насущных градостроительных проблем. К тому же следует добавить, что отсутствие действенных механизмов координации градостроительного развития привело к неспособности многих местных органов власти играть эффективную роль общественных лидеров. Свое негативное воздействие на общественные пространства оказывает неупорядоченное использование. «Хартия» отмечает как негативные примеры – многочисленные случаи превращения площадей в парковки, заполнение автомобилями пешеходных трасс, расползание (за пределы разрешенного) коммерческой или ресторанной деятельности. Все это не способствует эффективному использованию общественных пространств.

«Хартия» гласит, что решения по созданию, управлению и использованию общественного пространства должны быть прозрачными и понятными для всех заинтересованных сторон. Важно видеть городские общественные пространства как непрерывную систему, сформированную в гармонии с экосистемами и обеспечивающую оптимальную использование для всего сообщества. Для совершенствования системы градостроительства, как показывают проводимые исследования, необходимо обратить внимание на негативные феномены социально-экономической поляризации с тем, чтобы предотвратить психологические барьеры и устранить физические препятствия развития.

Каждое общественное пространство должно проектироваться с учетом необходимого разнообразия. Разного рода барьеры, ущемляющие доступ для людей с ограниченными возможностями, должны устраняться как при проектировании новых общественных пространств, так и при реконструкции и модернизации уже существующих. Вопросы безопасности общественных пространств должны быть предметом особого внимания. Стратегические задачи совершенствования городских структур при реконструкции периферии и пригородных районов должны быть направлены на улучшение их доступности и связанности, обеспечения их многофункциональности и снижение негативных последствий приватизации и социально-экономической сегрегации.

Конец ознакомительного фрагмента.