Крах «золотой эпохи» «гения Карпат» Чаушеску
Коммуно-фашизм – это идеология, сформированная на тотальной власти партии, полного подчинения личности системе воззрений этой партии. Для этого политического направления характерно постулирование превосходства идеологии и данной экономической системы над всеми остальными экономическими системами, однопартийная система управления, наличие культа личности правителя. В различных вариантах данный режим существовал в СССР, в Германии, Италии времён Муссолини, Испании, Португалии, Бразилии, Румынии и в других странах.
Коммунистическая идеология позволила в Румынии придти к власти человеку с четырьмя классами образования, с комплексом неполноценности и манией величия. Чаушеску, в силу своих личностных особенностей, попал на тропу страха. Так было у всех коммунистических правителей. В последние годы своей диктатуры он панически боялся, что его могут отравить, или он заразится каким-нибудь заболеванием. Поэтому после дипломатических приемов и других официальных встреч после рукопожатия телохранители протирали его ладони чистым спиртом. Этот ритуал Чаушеску исполнял с религиозным благоговением. В путешествиях за границей в спальне постельное бельё заменяли его личным бельём, который привозили из Бухареста в опечатанных пакетах. Это признак паранойяльного расстройства.
Все эти меры предосторожности к террористическим методам не имели смысла, когда взбунтовался народ. Мания его величия достигала невероятных размеров. Вождя нарекали: «Гений Карпат», «Полноводный Дунай разума», «Источник нашего света». Его охраняли около 40 тысяч сотрудников спецслужб (сколько же денег тратилось!!!) Слежка в Румынии осуществлялась за каждым человеком. Бухарест был окружён двумя кольцами подземных ходов. Они вели на секретный аэродром, откуда Чаушеску в случае опасности мог сбежать. «Мы с уверенностью смотрим на социалистическое будущее во всем мире! Социализм – это путь для всех народов!» (Из интервью Николае Чаушеску газете “Правда” 23 августа 1989 г.) Коллективная особенность всех коммунистов: жажда власти, господства, командования, социального и политического первенства. Это стремление в них настолько мощно, что они избавляют себя от всяких законов и морали. Это приводит к нарушению системных законов развития общества, о которых коммунисты не знали, не знают и знать не хотят, а напрасно, происшедшее с Чаушеску это подтверждает.
Тоталитарный режим Чаушеску вырабатывал в обществе иллюзорное сознание, оторванное от экономической реальности. Его цель – служить интересам правящей коммунистической элиты. Этим самым определился новый тип эксплуатации. Почти каждый аспект человеческой жизни был идейным. Государство осуществляло жесткий и всеобъемлющий контроль над всеми и всем, подавляло любые возражения. Это выступало единственной ценностью управления. То, что происходило в румынском обществе, рассматривалось только в аспекте – это усиливает или ослабляет силу государства.
При правлении Чаушеску улицы городов Румынии не освещались, магазины работали лишь при дневном свете, мясные прилавки были пусты, функционировали только овощные базары. На автозаправках всегда стояли большие очереди. Таков был облик “развитого социализма” в Румынии. Чаушеску был демагог и лицемер, призывал народ беречь общественную собственность, а сам он имел двадцать роскошных дворцов, сорок резиденций в уездах, двадцать охотничьих домиков, прекрасно оборудованные личные лечебные корпуса на ряде курортов Румынии.
В тогдашнем румынском традиционном обществе сохранялись мощные социокультурные основания для культа личности: сервилизм (раболепие), во многом обусловленный 500-летним господством турок; подавление личности в правовом и экономическом отношении; отсутствие необходимых социокультурных противовесов произволу властей. Все еще сильными оставались традиции корпоративизма. Руководители страны после провозглашения государственности в 1857 году сочетали обязанности политического лидера и главы клана. По словам племянницы Чаушеску, психолога Нади Бужор, “мы, румыны, всегда тяготели к архетипу Сильного Отца”. Безразличие образованных слоев общества к культу личности позднее объясняли “глубоко внедрившейся оттоманской традицией лицемерия” и “укоренившейся привычкой к коррупции, протекционизму и взяточничеству”. “Чего же вы хотите? Ведь мы живем у врат Востока!” – сказал как-то Раймон Пуанкаре, защищавший в румынском суде своего клиента. Все это дополнялось целенаправленной индоктринацией и пропагандой национализма. Простой народ имел неотапливаемые квартиры, в которые лишь на три-четыре часа подавались газ и горячая вода.
От голода и неотапливаемых квартир румыны были взвинчены, но и не только от этого, а ещё от особенностей личности своего лидера. Насквозь идеологизированные общественные науки формировали мифы и стереотипы, утверждающие, что в стране успешно развивается внутрипартийная демократия, что, “выполняя руководящую роль в обществе, РКП постоянно совершенствует стиль и методы работы, уделяет особое внимание обеспечению непосредственной связи с трудящимися массами”.
Главным советником Николае Чаушеску была его жена Елена. Многие считали, что Кондукатор, человек достаточно слабовольный и мнительный, находился под ее полным влиянием. Эдвард Бэр сравнивает Елену с супругой другого диктатора – Цзян Цин. Женщины познакомились летом 1971 года, когда чета Чаушеску находилась с официальным визитом в Китае. “Несмотря на разность судеб, – пишет Бэр, – обе женщины были одинаково жестоки, необразованны, антиинтеллектуальны, привержены прямолинейным и примитивным идеям, гарантирующим быстрые результаты и не требующим глубокомысленных рассуждений, обе стали незаменимыми спутницами своих великих мужей”. Ион Пачепа, бывший глава службы безопасности при Чаушеску, сбежавший летом 1978 года на Запад, в своей книге “Красные горизонты” свидетельствует, что большое впечатление на Елену оказал и пример вице-президента Аргентины Исабель Перон, с которой та встретилась во время визита в Буэнос-Айрес. Именно тогда супруга Кондукатора загорелась желанием стать крупным политиком.
Румыны, особенно жители столицы, хорошо знали о всех семейных неурядицах Чаушеску. Старший сын Валентин порвал все отношения с отцом и матерью и жил обособленно. Елену он ненавидел за то, что она постоянно вмешивалась в его семейную жизнь. Получив образование в Оксфорде и вернувшись на родину, он против воли родителей женился на Жордане Борила, румынской еврейке. После нескольких лет совместной жизни они развелись. Дочь Зоя в молодости вела весьма разгульную жизнь, а в 1974 году даже сбежала из дома, что вызвало страшный скандал в семействе. Зато у младшего из детей, Нику, отношения с родителями были превосходными. Этот любитель женщин и пирушек считался официальным преемником Кондукатора. Газета “Ромыния либерэ”, когда Нику исполнилось тридцать лет, так написала: “Как хорошо, что сын так похож на отца”. Нику сначала был руководителем румынского комсомола, а затем стал первым секретарем партийного комитета уезда Сибиу.
Задачей идеологической деятельности партии стал жесточайший контроль за сферой культуры, образования и массовой информации. Когда Чаушеску посетил в 1971 году Китай и Северную Корею, на него большое впечатление произвел тотальный контроль правящих партий над областью духовной жизни и сознанием масс. После возвращения на родину Чаушеску провозглашает в стране “мини-культурную революцию”, когда был сделан акцент на “массовой агитационно-пропагандистской работе”, народных традиционных празднествах под лозунгами воспевания патриотизма. Вслед за этим последовали жесткие законы о печати. С поста секретаря ЦК по культурным связям за критику нового курса генсека был смещен Ион Илиеску, в 1989 году жестоко отомстивший за это Кондукатору.
Важной составной частью официальной идеологии стала идея “нового человека”. В резолюции национальной конференции партии (1987) записали: “В свете установок Генерального секретаря партии тов. Николае Чаушеску в прошедшем после XIII съезда периоде в центре всей идеологической, пропагандистской, политической и массовой культурно-воспитательной деятельности постоянно находилась работа по формированию нового человека, всестороннему развитию человеческой личности, революционного сознания трудящихся на основе научной, философской, диалектико-материалистической концепции о мире и жизни”. Создание “нового человека” считалось одним из основных достижений социализма в Румынии, что подкреплялось и “социологическими исследованиями”. Сотрудник исследовательского центра по проблемам молодежи при СКМ социолог Петру Дэскулеску разъяснял советскому журналисту: «Наша молодежь не отрицает социалистических ценностей.»
Внедривший у себя систему тотального контроля, Чаушеску считал, что и в цивилизованных странах творится то же самое. Королева Великобритании была шокирована подозрениями Чаушеску, что в комнатах, отведенных для него в Букингемском дворце, имеются подслушивающие устройства. Тот даже в целях “конспирации” проводил со своими помощниками совещания в саду.
И лишь тогда, когда Советский Союз сбросил оковы многолетнего коммунистического оцепенения, Чаушеску мгновенно и безнадежно изжил себя. Время заката Чаушеску пришло, когда в 1968 году началась “пражская весна”. Новые, реформаторски настроенные лидеры Чехословакии во главе с Александром Дубчеком отказались от сталинистской модели командно-административной системы и взяли курс на либерализацию. Это вызвало серьезное беспокойство в Москве. Недовольство развитием событий в ЧССР высказывали также польский лидер Гомулка и руководитель ГДР Ульбрихт. Все это в итоге завершилось вводом войск Советского Союза и воинских подразделений Польши, Болгарии, ГДР и Венгрии в Чехословакию.
Главной причиной и прологом декабрьских событий в Румынии стал тяжелейший внутренний кризис общества. Как справедливо подчеркивает румынский историк Д. Хурезяну, революция сфокусировала в себе неудержимое стремление большинства румынского народа освободиться от оков диктатуры, вернуть себе человеческое достоинство, грубо попиравшееся властями, восстановить возможности нормального общения между людьми, наконец, подвергнуть общество своеобразному гражданскому испытанию. Из года в год жить становится все труднее, поэтому многие находят отдушину в воспоминаниях. Они тоскуют по временам Чаушеску. На улицах нищие просят милостыню. Зимой даже в Бухаресте большинство квартир не отапливается. Всюду жесткий режим экономии электричества. Зато в роскоши живут «новые богатые», как их здесь называют. Многие из них – это бывшие офицеры секуритате и партийно-государственные функционеры времен Великого Кондукатора.
Все больше румын разочаровываются в новой власти, не способной ни на что, кроме бесплодных обещаний народу. С иронией и злостью вспоминают они многочисленные упражнения в революционной риторике, славословие в адрес «народа-победителя», политиканов и публицистов после падения Чаушеску, заверения, что отныне народ может смотреть в будущее с «надеждой и оптимизмом»
Николае Чаушеску называли «румынским Сталиным». Сходство между этими коммунистическими диктаторами было исключительно большим, оба происходили из семьи сапожников, живших в нужде. Чаушеску отличался от Сталина тем, что промышлял карманными кражами, а Сталин был медвежатник, так называют грабителей банков. Чаушеску работал подмастерьем сапожника Сандулеску, активного члена Коммунистической партии Румынии. Через него Чаушеску знакомится с коммунистическими идеями и они его воодушевляют до такой степени, что до 1944 года он в основном сидел в тюрьмах. 23 августа 1944 года режим пал, премьер-министр Румынии Ион Антонеску был арестован. Чаушеску совершает побег из тюрьмы и нарабатывает социальный и политический капитал, завоёвывая известность, становится немыслимо популярным. Тридцатого декабря 1947 года в Румынии пала монархия. Чаушеску стал министром сельского хозяйства. Он начал коллективизацию и лично расстреливал зажиточных крестьян.
Чаушеску, по сути был палач. И этот палач после кончины Георгиу-Деж через некоторое время становится первым лицом государства. У палачей, в любом периоде истории есть общее, они обычно надевали маску, чтобы обмануть силы возмездия. Некоторые коммунистические палачи маску не одевали и возмездие их настигало. Это говорило о их колоссальном социально-психологическом невежестве и болезненном дефекте обычной человеческой бдительности.
Благодаря особенностям политики и личности Чаушеску, граждане Румынии ненавидели Чаушеску более остро, чем ненавидели своих лидеров в других странах с коммунистической идеологией. Подобная обострённая ненависть существовала и в других странах коммунистического блока.
Двадцать первого декабря Чаушеску собрал около своего дворца митинг. На Дворцовой площади собрались манифестанты с лозунгами в защиту социализма в стране, с портретами супругов Чаушеску. В полдень с балкона здания ЦК партии Чаушеску начал свою речь. Вначале все шло как обычно и ничто, казалось, не предвещало неприятностей. Вдруг прямо в толпе раздался взрыв, что вызвало панику среди манифестантов.
Позже станет известно, что кто-то взорвал петарду. Чаушеску застыл с открытым ртом и поднятой рукой. На несколько минут телетрансляция была прервана, а когда возобновилась, обстановка на площади уже радикально изменилась. Отовсюду слышались крики «Долой тирана!», «Долой коммунизм!». Люди разрывали лозунги, топтали портреты диктатора и его жены. Приближенные увели потрясенного Чаушеску с балкона, а тот силился понять, что же происходит.
На площадь вошли танки, началась стрельба по людям. Крови было так много, что на следующий день её смывали дождевальными машинами. Но и на следующий день ко дворцу пришли больше толпы. Армия приняла сторону народа, работники всемогущего ведомства «тайной полиции» немедленно сбежали. Диктатура Чаушеску пала. Личные охранники по-прежнему помогли Чаушеску и его жене сбежать из дворца на вертолете. Затем они пересели в машину, которую задержали, угрожая оружием и уехали. Тем не менее, недалеко от города Тырговиште машина остановилась, Николая и Елену задержали. Быстро был создан трибунал, вынесший смёртный приговор, который и привели в исполнение.
Коммунистического лидера Румынии Николае Чаушеску и его супругу, занимавшей важные посты, расстрелял народ. В советской прессе того времени было много фактологии по этому поводу, но ни один советский журналист не сделал предположений о системных и социально-психологических причинах: почему народ казнил собственного лидера. Эта тема была запретной, была негласная установка, никто не должен быть умнее членов политбюро. А политбюро КПСС молчало.
Конец ознакомительного фрагмента.