Вы здесь

Примеры вариативных программ для конноспортивных клубов. Вариативная программа «Подари мне жизнь» (Анна Колмагорова)

Вариативная программа «Подари мне жизнь»

Эта программа для тех, кто планирует начать заниматься или уже занимается на базе своего клуба иппотерапией. Здесь ни чего уникального, общие моменты, которые помогут вам, если вы подаете на грант впервые по этой тематике.


ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ


Что приходит в голову при мысли о лошади? Скачки, спорт, прогулки верхом и тому подобное. Вряд ли кто-то подумает о том, что лошадь – это еще и живой уникальный тренажер. Именно благодаря ее способности возник метод лечебной верховой езды и иппотерапии, который стал одним из эффективных способов реабилитации людей с ограниченными возможностями.

Иппотерапия оказывает комплексное влияние на ребенка, улучшает не только физическое состояние, но и благотворно воздействует на психоэмоциональную сферу. Например, очень замкнутые дети, страдающие аутизмом, через общение с лошадью постепенно раскрепощаются и начинают общаться с людьми. Ребенок гладит лошадь, перебирает гриву, чувствует тепло и доверие животного. От лечебной физкультуры она отличается тем, что способна вызывать у занимающегося сильную разнонаправленную мотивацию. С одной стороны, ребенок боится большого строптивого животного, он не уверен в себе, а с другой стороны – испытывает желание проехать верхом, научиться управлять лошадью. Это желание помогает ему преодолеть страх и повысить самооценку.

Иппотерапия – физиотерапевтическое лечение, основанное на нейрофизиологии. Лошадь при движении шагом передает пациенту от 90 до 110 разнонаправленных двигательных импульсов в минуту аналогичных движению человека при ходьбе. Данное двигательное воздействие вызывает ответную реакцию пациента, которая помогает корректировать двигательную активность больного. Проще говоря, мышцы, которые в состоянии паралича человек не может заставить работать, начинают активироваться при движении верхом на лошади.

Особенно эффективной и действенной лечебная верховая езда оказалась в реабилитации детей, страдающих такими заболеваниями как детский церебральный паралич, синдром Дауна, ранний детский аутизм. Это связано с уникальным свойством одновременно воздействовать на физическую, интеллектуальную и психосоциальную сферу человека.

Иппотерапия обладает огромными возможностями для оздоровительного и социально-педагогического воздействия на детей с ограниченными возможностями.


Цель: Обеспечение детей с ограниченными возможностями полноценными занятиями по лечебной верховой езде и иппотерапии для дальнейшего их физического, психологического и социального развития.


Задачи:


– Адаптировать организм больного к физическим нагрузкам, развивать физическую активность больного.

– Способствовать восстановлению нарушенных функций организма.

– Способствовать абилитации (формированию новых функций) организма.

– Восстанавливать здоровье и улучшать его состояние.

– Способствовать социальной и бытовой реабилитации, абилитации и адаптации.

– Воспитывать культуру межличностных отношений, формировать коммуникативные навыки, социализировать детей с ограниченными возможностями.

– Способствовать раскрытию творческих, духовных, физических потенциалов для дальнейшей самореализации ребенка.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Данная программа включает в себя несколько направлений:

– Оздоровительное.

Преимущества ЛВЕ перед другими видами лечебной физкультуры заключается в том, что при верховой езде обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц. И происходит это на рефлекторном уровне, поскольку сидя на лошади, двигаясь вместе с нею и на ней, пациент в течение всего занятия инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, и тем самым пробуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные болезнью мышцы своего тела.

Ни один из спортивных снарядов не обладает возможностью возбуждать у пациента максимально одновременную мобилизацию волевой деятельности и мышечных усилий, с помощью которых достигается не только подавление чувства страха, но и одновременное уменьшение количества и объема гиперкинезов.

Ритмичные колебания спины лошади во время движения передаются всаднику и усиливают расслабление спазмированных мышц бедер и голени. Этот эффект еще достигается за счет более высокой температуры тела лошади посредством согревающего массажа бедренных и ягодичных мышц больного при катании на «голой» лошади.

– Психологическое и эмоциональное.

Иппотерапия способствует развитию познавательной сферы ребенка и ее психологической составляющей. При занятиях нужна постоянная концентрация внимания, сосредоточенность, максимально возможная собранность и самоорганизация, потребность запоминать и планировать последовательность действий как при езде, так и при уходе за лошадью. Расширяются представления ребенка о животных, об окружающей природе и о его собственном месте в окружающем мире. За счет этого во время занятий ЛВЕ отчетливо повышается способность больных детей к обучению, усвоению новых навыков и сведений.

Общаясь с лошадью, ухаживая за ней, больной ребенок получает яркий положительный эмоциональный заряд. Развиваются механизмы эмоционально-личностной регуляции, пациент получает возможность превозмочь свой страх, достичь успеха, одержать пусть небольшую, но победу, испытать гордость, почувствовать себя способным преодолевать трудности. Ведь у детей с ограниченными возможностями, изолированных обычно в четырех стенах своих квартир, такого чрезвычайно важного для развития личности опыта в повседневной жизни ничтожно мало.

– Социальное.

Окружающая обстановка имеет очень важную роль в процессе обучения. С помощью игр и упражнений можно отрабатывать большое количество навыков в разных областях, осознавать строение собственного тела, развивать уверенность в себе.

Игры всем доставляют удовольствие, но в программе ЛВЕ основная задача игры – это повышение мотивации. Поскольку у каждого всадника свои индивидуальные трудности и возможности, то и мотивация участия в программе у каждого своя.

Разные варианты игр включают упражнения для разных видов нарушений. Что важно, ребенок в условиях кабинета может категорически отказываться выполнять поставленные перед ним задачи, особенно причиняющие дискомфорт. Но во время игры, находясь верхом на лошади или рядом с ней, эмоциональная окраска совершенно другая и как следствие меняется восприятие процесса в положительную сторону. Дети часто даже не замечают, как с большой охотой начинают делать то, от чего раньше отказывались.

Развивающие игры могут помочь в достижении улучшений в следующих областях:

– самосознание отношений с товарищами и социальных навыков;

– ориентация и пространственные отношения;

– умение воспринимать и выполнять команды;

– планирование и последовательное выполнение движений;

– овладение грубыми (крупными) и точными (мелкими) движениями;

– различение символов (цифры, буквы, рисунки).

Также групповые занятия могут служить важной базой для дальнейшей жизнедеятельности ребенка в социуме.

– Работа на перспективу.

Годы идут и дети вырастают. Если ребенку во время не заложить необходимые фундаментальные знания, не привить жизненно-необходимые навыки, ему в дальнейшем придется очень тяжело, а детям с ограниченными возможностями вдвойне. Чтобы ребенку избежать в дальнейшем домов-интернатов и других соответствующих заведений, нужно научить его самого себя обслуживать и жить в обществе.

В этом могут активно помочь занятия иппотерапией и ЛВЕ, а в дальнейшем и ИКС (инвалидный конный спорт). Наша задача минимум – привить элементарные, необходимые навыки, задача максимум – помочь найти ребенку свое место в жизни.

Одна из задач – вывести особенно способных детей на Специальные Олимпийские игры. Для людей с ограниченными возможностями существует два международных вида игр: Параолимпийские и Специальные Олимпийские игры. Многоуровневая система судейства и грамотная организация игр позволяет участвовать ребенку при множественных заболеваниях различных степеней тяжести. В России такие состязания тоже проводятся. Участие в такого рода мероприятиях является сильнейшей мотивацией к стремлению получения новых результатов, что невероятно важно для данной категории детей.

Конец ознакомительного фрагмента.