Вы здесь

Примерные ответы для подготовки к экзамену по литературе. 11 класс. ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ (И. В. Ткаченко)

ОТВЕТЫ НА БИЛЕТЫ

1. «Слово о полку Игореве» – призыв к единению Русской земли

«Слово о полку Игореве» было разработано и открыто известным собирателем древнерусских рукописей А. И. Мусиным-Пушкиным в конце XVIII в. В основе произведения лежит исторический поход князя Игоря Святославовича против половцев в 1185 г. Автор «Слова…» придал этому событию значение общерусского масштаба. Основная идея произведения – призыв к единению Русской земли, центром которой должен быть Киев, необходимое прекращение усобиц и вражды между отдельными феодалами. Эта идея подкрепляется в «Слове» поэтически гиперболизированными образами смелых, сильных и могущественных князей и воинов, от которых русская земля ждет защиты. Все эти образы воспроизводят реальные исторические взаимоотношения того времени. Именно князья являются для автора символом всего русского войска, обороняющего Русь. Автор стремится выделить главенствующее положение киевского князя Святослава, упоминая, что вопреки реальным родственным связям киевский князь именует своих двоюродных братьев Игоря и Всеволода племянниками («сыновцами»), а его самого величают отцом.

«Слово» начинается с небольшого вступления, которое непосредственно не связано с дальнейшим ходом повествования. В нем автор размышляет непосредственно о художественных принципах изложения материала. Здесь идет как бы диалог с читателем.

В экспозиции произведения дается характеристика Игоря и подчеркивается, что его поход на половцев был предпринят во имя Русской земли.

Выступление русских войск в поход составляет завязку сюжета «Слова». Здесь автор не сообщает, когда и откуда выступил Игорь, каков был путь следования русских войск, зато вводит яркие картины природы, исполненные глубокого символического значения. События развиваются достаточно быстро, стремительно.

Поражение русских составляет кульминацию. Автор показывает, какие тягостные последствия это поражение имело для всей Русской земли. Он подчеркивает, что в результате разгрома Игоревых войск сведены на нет успехи похода киевского князя Святослава против половцев.

Эпилог «Слова» торжествен: вернувшийся на Русь Игорь приезжает в Киев – символ единой русской земли – к великому князю Святославу; здравицей в честь князя и заканчивается повествование.

Задача «Слова» – побудить князей свои воинские таланты и опытные дружины поставить на службу Родине – была решена автором с четкостью политической мысли, с лирической взволнованностью и публицистической стройностью.

2. Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

«Главная роль, конечно, – роль Чацкого, без

которого не было бы комедии, а была бы,

пожалуй, картина нравов».

(И. А. Гончаров)

Пьеса писалась в те времена (1816–1824 гг.), когда молодые люди типа Чацкого несли в общество новые идеи, настроения. Да, фигура Чацкого определяет конфликт комедии, обе ее сюжетные линии. В монологах и репликах Чацкого, во всех его поступках выразилось то, что важнее всего было и для будущих декабристов: дух вольности, свободной жизни, ощущение, что «вольнее всяких дышит». Свобода личности – вот мотив времени и комедии А. С. Грибоедова, свобода от обветшалых представлений о любви, браке, чести, службе, смысле жизни. Чацкий и его единомышленники стремятся к «искусствам творческим, высоким и прекрасным», мечтают «в науки вперить ум, алчущий познаний», жаждут «возвышенной любви, перед которой мир целый… – прах и суета». Всех людей они хотели бы видеть свободными и равными.

Стремление Чацкого – служить отечеству, «делу, а не людям». Он ненавидит все прошлое, в том числе рабское преклонение перед всем иностранным, угодничество, низкопоклонство.

И что же видит он вокруг? Массу людей, которые ищут лишь чинов, крестов, «денег, чтоб пожить», не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал – «умеренность и аккуратность», их мечта – «забрать все книги бы да сжечь».

Итак, в центре комедии – конфликт между «одним здравомыслящим человеком» (оценка А. С. Грибоедова) и консервативным большинством.

Как и всегда в драматическом произведении, суть характера главного героя раскрывается прежде всего в сюжете. А. С. Грибоедов, верный жизненной правде, показал тяжкую участь молодого прогрессивного человека в этом обществе. Окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. Любимая девушка, отворачиваясь от него, ранит героя больше всего, распуская сплетню о его сумасшествии. Вот парадокс: единственный здравомыслящий человек объявлен безумцем!

«Так! Отрезвился я сполна!» – восклицает Чацкий в конце пьесы. Что же это – поражение или прозрение? Да, конец у этой комедии далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». Гончаров считает, что роль всех Чацких – «страдательная», но в то же время всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они только сеют, а пожинают другие.

Удивительно, что и сейчас невозможно читать без волнения о страданиях Александра Андреевича. Но такова уж сила подлинного искусства. Конечно, А. С. Грибоедову, может быть, впервые в русской литературе удалось создать действительно реалистический образ положительного героя. Чацкий близок нам потому, что он написан не как безупречный, «железный» борец за истину и благо, долг и честь, – таких героев мы встречаем в произведениях классицистов. Нет, он человек, и ничто человеческое ему не чуждо. «Ум с сердцем не в ладу», – говорит герой сам о себе. Пылкость его натуры, которая часто мешает сохранить душевное равновесие и хладнокровие, способность влюбляться безоглядно не дают ему видеть недостатки возлюбленной, поверить в ее любовь к другому – это такие естественные черты! «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад», – писал А. С. Пушкин в стихотворении «Признание». Да, и Чацкий мог бы сказать о себе то же. А юмор Чацкого, его остроты весьма привлекательны. Все это и придает такую жизненность, теплоту этому образу, заставляет нас сопереживать герою.

И еще… Написав о своем современнике, отразив в комедии, как мы уже показали, проблемы своего времени, А. С. Грибоедов создал в то же время образ непреходящего значения. «Чацкий – декабрист», – писал Герцен. И он, конечно, прав. Но еще более важную мысль высказывает Гончаров: «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого». В этом секрет вечной актуальности пьесы и жизненности ее героев. Да, идея «свободной жизни» поистине обладает непреходящей ценностью.

3. Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина

К теме поэта и поэзии А. С. Пушкин обращается, еще будучи лицеистом. Этой теме посвящается первое опубликованное стихотворение «К другу-стихотворцу» (журнал «Вестник Европы»). По преданию стихотворение посвящается В. Кюхельбекеру. Характер стихотворения полушутлив, полусерьезен, как много из того, что создано А. С. Пушкиным на заре его творчества. А. С. Пушкин пытается отговорить своего друга писать стихи, представляя те трудности, которые выпадут на долю поэта. Здесь упоминаются нищета, голод, холодные чердаки. Но в этом же стихотворении сам А. С. Пушкин не отрекается от пути поэта.

Тема поэта и поэзии становится одной из самых важных в творчестве А. С. Пушкина. Во второй половине 1820-х – в начале 1830-х гг. он вновь и вновь обращается к теме особой судьбы поэта среди людей («Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа»). Стихотворения объединены общей мыслью о том, что поэт, будучи земным человеком, содержит в себе и иную природу, которая торжествует в нем в момент вдохновения. Но толпа, легкомысленная, суетная, должна определять творчество Божьего избранника. У него свой высокий, мучительно трудный, но прекрасный удел. Об этом же Пушкин размышляет в своей повести «Египетские ночи». Поэт сам определяет темы своих творений, толпа не властна над его вдохновением.

В 1836 г., как бы подводя итог всему созданному, Пушкин пишет стихотворение «Памятник». Это глубоко самобытное оригинальное стихотворение, которое тем не менее связано с существующей традицией. Об этом уже свидетельствует латинский эпиграф к стихотворению. Уже в первых строчках Пушкинского «Памятника» звучит тема сопоставления Божественной власти поэта над сердцами и той земной власти, которая принадлежит царям. Олицетворением царского могущества становится Александрийский столп.

Памятник поэту возносится над Александрийским столпом. Он свидетельствует о непобедимой пророческой силе, дающей поэту и народную любовь, и право возглашать единственную правду:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век прославил я свободу

И милость к падшим призывал.

Заключительное четверостишие «Памятника» является продолжением темы стихотворения «Пророк» и стихотворений конца 1820-х гг. об избранничестве поэта:

«Веленью Божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспаривай глупца.

4. Стихотворения А. С. Пушкина о любви. Чтение наизусть стихотворения

Образцом любовной лирики А. С. Пушкина по праву называют стихотворение «Я вас любил…». Адресат этого стихотворения неизвестна, о ней можно только спорить. Именно в этом небольшом по объему поэтическом тексте с необыкновенной силой воплотилась отличительная черта любовной лирики Пушкина. Ее можно определить как благородство, стремление жертвовать собой во имя счастья возлюбленной.

Именно так ведет себя лирический герой стихотворения.

Жизненная ситуация, отразившаяся в стихотворении, очевидно, такова: лирический герой узнает об измене возлюбленной, о том, что она предпочла ему другого человека. Известие об этом больно ранит его душу, но, дорожа покоем той, кого он любит, автор стихотворения ничего не говорит о своих страданиях: «Я не хочу печалить вас ничем». Мучительные переживания героя остаются за пределами изображаемого. Говорится о другом, о том, что любовь еще не покинула души поэта, что возлюбленная ему по-прежнему дорога и что именно поэтому он желает ей счастья, пусть даже если она будет счастлива с другим человеком: «Как дай Вам Бог любимой быть другим!»

Эта недосягаемая высота любовного чувства отразилась и в других пушкинских стихотворениях. Оно звучит, например, в стихотворении, которое А. С. Пушкин написал под впечатлением вынужденного разрыва с Е. К. Воронцовой: «Все кончено, меж нами связи нет!» Это стихотворение заканчивается характерными строками:

Ты молода, душа твоя прекрасна,

И многими любима будешь ты!

Лишь внешне может возникнуть ощущение незаконченности стихотворения. На самом деле кульминация лирического переживания совершается: поэт знает, что его возлюбленная прекрасна, молода и что она еще не раз будет любима и, может быть, будет любить. Но интонация, с которой А. С. Пушкин говорит об этом, не содержит в себе ни раздражения, ни ревности. Поэт признает право своей возлюбленной быть счастливой и без него.

В другом стихотворении так называемого воронцовского цикла «Ненастный день потух» поэт рисует себе одиночество оставленной возлюбленной. Ему хочется верить в то, что она его помнит и что другое чувство еще не вытеснило этих воспоминаний:

Я верю, – ты одна.

Ты плачешь – я спокоен.

Ревность в душе поэта побеждает.

Любовная лирика Пушкина была и остается удивительно современной и актуальной для любого читателя, в ней он найдет строки, которые способный выразить всю гамму любовных переживаний.

5. Автор и его герой в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Онегин – типичная фигура для дворянской молодежи 1820-х гг. Еще в поэме «Кавказский пленник» А. С. Пушкин ставил своей задачей показать в герое «ту преждевременную старость души, которая стала основной чертой молодого поколения». Но поэт, по его же собственным словам, не справился с этой задачей. В романе «Евгений Онегин» эта цель была достигнута. Поэт создал глубоко типический образ.

Онегин – современник Пушкина и декабристов. Онегиных не удовлетворяет светская жизнь, карьера чиновника и помещика. Белинский указывает на то, что Онегин не мог заняться полезной деятельностью «по некоторым неотвратимым и не от нашей воли зависящим обстоятельствам», т. е. из-за общественно-политических условий. Онегин, «страдающий эгоист», – все же незаурядная личность. Поэт отмечает такие его черты, как «мечтам невольная преданность, неподражаемая странность и резкий охлажденный ум». По словам Белинского, Онегин «был не из числа обыкновенных людей». Пушкин подчеркивает, что скука Онегина происходит от того, что у него не было общественно-полезного дела.

Начало работы над «Евгением Онегиным» совпадает с эпохой расцвета романтизма и ведущего романтического жанра поэта (вершинные достижения этого жанра – произведения Байрона). Но А. С. Пушкин с самого начала понимает: то, что делает он, не может быть названо повторением байроновских уроков. Во многих отношениях роман «Евгений Онегин» противостоит романтической поэме в той ее форме, в какой она утверждена Байроном. А. С. Пушкин обращается к этому вопросу. Он подчеркивает, что та форма отношений между автором и героем, которая обнаруживается в «Евгении Онегине», существенно отличается от подобных отношений в поэмах Байрона:

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной,

Чтобы какой-нибудь создатель замысловатой клеветы,

Сличая здесь мои черты,

Не уверял потом безбожно,

Что намарал я свой портрет,

Как Байрон, гордости поэт.

Действительно, в романе А. С. Пушкина герой не является вторым «я» автора. А. С. Пушкин подчеркивает, что автор и герой – разные люди, у каждого из них своя судьба, свое отношение к миру, к окружающим людям, к любви, к дружбе. Герой зачастую становится предметом авторской иронии, а подчас и авторского осуждения. Иронические интонации торжествуют в первой главе, где автор представляет нам молодого повесу. В главе «Поединок» Онегин, поддавшись чувству ложного стыда, соглашается с вызовом Ленского на дуэль и убивает его. Автор прямо говорит о своем неприятии подобного поведения героя.

Так кто же такой автор в романе «Евгений Онегин»? Это человек очень близкий А. С. Пушкину, наделенный многими его чертами, подробностями его биографии и все-таки, имеющий с реальным Пушкиным то различие, что автор – это один из героев романа. Автор рассказывает о своих приятельских отношениях с Онегиным, говорит о том, что хранит у себя письмо Татьяны. Все эти подробности доказывают нам, что автор существует по законам литературного вымысла, несмотря на то что он близок А. С. Пушкину и в этом отношении очень реален. Создавая автора в романе «Евгений Онегин», Пушкин как бы видит себя самого сквозь «магический кристалл воображения».

Подчеркивая разность между автором и героем, А. С. Пушкин прежде всего отмечает, что жизнь Онегина при всей ее внешней насыщенности лишена внутреннего содержания. Молодой повеса, наследник всех своих родных, Онегин живет, сменяя одно удовольствие другим: балы, театр, модные рестораны заполняют его существование непрерывной чередой.

На протяжении всего романа отношения автора и героя сложно меняются. В начале повествования автор постоянно говорит о различиях между собой и героем. Онегину наскучивает жизнь во всех ее проявлениях. Автору незнакомо это чувство пресыщенности жизни, для него театр – волшебный край, а бал – неувядающий праздник молодости и красоты. Онегин скучает в деревне. Автор признается в своей любви к природе, деревенскому раздолью, для него – это край, в котором «живее творческие сны».

Однако жизненные испытания меняют героя. Если первая встреча с Татьяной не пробуждает настоящую любовь в Онегине, то встреча, которая происходит через несколько лет в Петербурге, оборачивается для героя подлинным чувством.

Я знаю, век уж мой измерен,

Но чтоб продлилась жизнь моя,

Я утром должен быть уверен,

Что с вами днем увижусь я.

Дуэль с Ленским, гибель друга, странствия, омраченные тяжелыми воспоминаниями, становятся для Онегина тем трагическим жизненным опытом, который во многом меняет героя. Теперь автор уже не иронизирует по поводу Онегина, а берет его под защиту от мнений толпы.

Зачем же так неблагосклонно

Вы отзываетесь о нем?

Затем, что мы неугомонно

Толкуем, судим обо всем?

Автор и герой прощаются в тот момент, когда Онегин находится на жизненном перепутье, когда прошлое Онегина с торжеством эгоизма, с отсутствием подлинного смысла и дела обнаружило свою несостоятельность, принесло страшные плоды, а новая жизнь еще не наступила. Не случайно Пушкин замечает, что Онегин «стоит, как громом пораженный».

6. Лирические отступления в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Чтение наизусть отрывка из романа

Лирическими отступлениями принято называть попутные размышления автора о самых разных предметах, на разные темы, прямо не связанные с сюжетом того или иного произведения. Лирические отступления обогащают содержание произведения, сообщают ему новый смысл.

В романе «Евгений Онегин» лирические отступления представляют собой важнейший смысловой пласт. В них присутствуют личность автора, подробности его жизни, воспоминания о юности, размышления о любви, дружбе, описания картин природы. Кроме того, автор делится с читателем творческими планами, говорит о состоянии русской словесности. В одном из лирических отступлений в романе автор рассуждает о невольном предательстве лучших друзей, которые могут повторять сплетни о своем друге, а также вспоминает о родных, которых навещают по праздникам, и говорит о любви красавиц нежных. На вопрос к самому себе: «Кого ж любить?» – автор иронично советует любить самих себя – «предмет достойный: ничего любезней, верно, нет его».

Лирические отступления вводят в роман философскую тему. Так, Пушкин говорит о мудром законе смены поколений, о вытеснении старого новым – это сквозная философская тема его творчества. Впоследствии ей будет посвящено стихотворение «Вновь я посетил…».

Присутствие в романе «Евгений Онегин» лирических отступлений обозначено уже в посвящении Плетневу: А. С. Пушкин называет свой роман «собраньем пестрых глав» и говорит о том, что здесь читатель обнаружит «плоды ума холодных наблюдений и сердца горестных замет…»

7. Тема родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова. Чтение наизусть одного стихотворения

Тема родины в лирике М. Ю. Лермонтова занимает одно из центральных мест. Поэт очень рано начинает размышлять в своих стихах об отечестве, о России. В стихотворении «Жалобы турка» (1829 г.) возникает образ страдающей земли. Здесь еще нет конкретных примет России и главное заключается в искренней боли юного автора за судьбу своего неблагополучного отечества.

Там стонет человек от рабства и цепей!..

Друг! Этот край… моя отчизна!

С течением времени образ России наполняется в лермонтовских стихах богатым, точным, достоверным по мысли и чувству содержанием. Характерной приметой восприятия России является противопоставление казенной, парадной страны и той России, которая запечатлелась в сердце поэта. Стихотворение «Прощай, немытая Россия» посвящается николаевской «фасадной» империи. Эта страна не вызывает у Лермонтова ничего, кроме чувства неприятеля. Лермонтов называет ее страной рабов, страной господ и обозначает, как одну из печальных примет – «засилье жандармов» России:

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Помимо обличения самодержавно-крепостнической России, М. Ю. Лермонтов большое внимание уделял прославлению ее героического прошлого. Так, в стихотворении «Бородино» (1837 г.) старый солдат народным языком и от имени народа рассказывает о событиях войны 1812 г. Здесь поэт воссоздает простые и величавые образы защитников отчизны, он прославляет рукопашный бой:

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

В лирике М. Ю. Лермонтова постоянно присутствуют воспевание красоты природы и живой интерес к жизни простого русского народа. В стихотворении «Родина» (1841 г.) автор восклицает:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Он любит свою родину такой, какая она есть: ее степи и леса, разливы рек. Автор рассказывает, что любит скакать в телеге проселочной дорогой и встречать «дрожащие огни печальных деревень».

Крестьянский быт воспринимается поэтом как нечто естественное:

С отрадой многим незнакомой

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно.

Есть в стихотворении одним штрихом обозначенная картина бесхитростного праздника:

Смотреть до полночи готов

На пляску, с топаньем и свистом,

Под говор пьяных мужиков.

При виде красот природы поэт меняется. Об этом Лермонтов говорит в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837 г.):

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога!..

Тема природы присутствует почти во всех стихотворениях Лермонтова и переплетается с другими темами. В стихотворении «Парус» (1832 г.) на первый взгляд автор рисует пейзаж:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

У автора-романтика природа обладает душой, и поэтому мы можем говорить о сопоставлении явлений природы с переживаниями человека:

Что ищет он в стране далекой,

Что кинул он в краю родном?

Автор в стихотворении пользуется образным параллелизмом. Это такой прием, при котором внутреннее состояние лирического героя соответствует картинам и явлениям природы.

Протест против существующих порядков заключен в этом стихотворении в следующих строках:

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой.

8. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова как психологический роман

«Герой нашего времени» – первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя «одна душа, одни и те же муки», психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не события, а личность человека, его духовная жизнь. Поэтому психологическое богатство романа заключено прежде всего в образе «героя времени». Через сложность и противоречивость характера Печорина Лермонтов утверждает идею о том, что нельзя до конца все объяснить: в жизни всегда есть высокое и тайное, которое глубже слов, идей.

Отсюда одной из особенностей композиции является нарастание раскрытия тайны. Лермонтов ведет читателя от поступков Печорина (в первых трех повестях) к их мотивам (в четвертой и пятой повестях), т. е. от загадки к разгадке. При этом мы понимаем, что тайной являются не поступки Печорина, а его внутренний мир, психология.

Автор использует принцип хронологической инверсии (отказ от последовательного изображения). Такая позиция в точности соответствует «разочарованной», противоречивой личности человека.

В первых трех повестях («Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань») представлены лишь поступки героя. Лермонтов демонстрирует примеры печоринского равнодушия, жестокости к окружающим его людям, показанным либо как жертвы его страстей (Бэла), либо как жертвы его холодного расчета (бедные контрабандисты). Невольно напрашивается вывод, что основными чертами характера Печорина являются власть и эгоизм: «Какое дело мне: странствующему офицеру, до радостей и бедствий человеческих?»

Но не все так просто. Вовсе не так однотипен герой. Перед нами одновременно совестливый, ранимый и глубоко страдающий человек. В «Княжне Мери» звучит трезвый отчет Печорина. Он понимает скрытый механизм своей психологии: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». А позже Григорий Александрович открыто формулирует свое жизненное кредо: «Я смотрю на страдания к радости других только в отношении к себе, как пищу, поддерживающую мои духовные силы…» На основании этого правила Печорин развивает целую теорию счастья: «Быть для кого-нибудь причиной страданий и радости, не имея на то никакого положительного права, – не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастье? Насыщенная гордость». Казалось бы, умный Печорин, знающий, в чем состоит счастье, и должен быть счастлив, ведь он постоянно и неутомимо пытается насытить свою гордость. Но счастья почему-то нет, а вместо него утомление и скука… Почему же судьба героя так трагична?

Ответом на этот вопрос является последняя повесть «Фаталист». Здесь решаются уже проблемы не столько психологические, сколько философские и нравственные.

Повесть начинается с философского спора Печорина с Вуличем о предопределении человеческой жизни. Вулич – сторонник фатализма. Печорин же задается вопросом: «Если точно есть предопределения, то зачем же нам даны воля, рассудок?» Этот спор проверяется тремя примерами, тремя смертельными схватками с судьбой. Во-первых, попытка Вулича убить себя выстрелом в висок, окончившаяся неудачей; во-вторых, случайное убийство Вулича на улице пьяным казаком; в-третьих, отважный бросок Печорина на казака-убийцу. Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приводит к мысли о том, что нельзя смиряться, быть покорным судьбе. Таким поворотом философской темы автор избавил роман от мрачного финала. Печорин, о смерти которого неожиданно сообщается в середине повествования, в этой последней повести не только спасается от, казалось бы, верной гибели, но и впервые совершает поступок, приносящий пользу людям. И вместо траурного марша в финале романа звучат поздравления с победой над смертью: «офицеры меня поздравляли – и точно было с чем».

Герой относится к фатализму предков двойственно: с одной стороны, он иронизирует над их наивной верой в светила небесные, с другой – он откровенно завидует их вере, так как понимает, что любая вера – благо. Но, отвергая прежнюю наивную веру, он сознает, что в его время, в 1830-е гг., нечем заменить утраченные идеалы. Несчастье Печорина в том, что он сомневается не только в необходимости добра вообще; для него не только не существует святынь, он смеется «над всем на свете»… А безверие порождает либо бездействие, либо пустую деятельность, которые являются пыткой для умного и энергичного человека.

Показывая мужество своего героя, Лермонтов одновременно утвердил необходимость борьбы за свободу личности. Григорий Александрович очень дорожит своей свободой: «Я готов на все жертвы, кроме этой: двадцать раз поставлю свою жизнь на карту, но свободы своей не продам». Но такая свобода без гуманистических идеалов связанна с тем, что Печорин постоянно пытается подавить голос своего сердца: «я давно уже живу не сердцем, а головой».

Однако Печорин не самодовольный циник. Выполняя «роль палача или топора в руках судьбы», он сам страдает от этого не меньше, чем его жертвы, весь роман – это гимн мужественной, свободной от предрассудков личности и одновременно реквием одаренному, а может быть, гениальному человеку, который не смог угадать своего высокого назначения.

9. Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

1830-е гг. в жизни русской интеллигенции были временем сложных социальных и философских проблем, временем глубоких раздумий над смыслом человеческой жизни, над местом человека в обществе и в жизни вообще. Лирика М. Ю. Лермонтова стала художественным отражением всех этих раздумий.

Еще в юности Лермонтов постиг сущность своего жестокого века и ту трагическую участь, которая ожидает в нем человека незаурядного, наделенного Божьим даром. В лермонтовской лирике мы не найдем того культа дружбы, который был характерен для творчества А. С. Пушкина. Разумеется, друзья существовали в жизни М. Ю. Лермонтова, но они, за редким исключением, не были запечатлены в его стихотворениях. Исключение составляет молодой поэт Александр Одоевский, с которым Лермонтов познакомился на Кавказе и где Одоевский умер от тяжелого недуга. Его памяти М. Ю. Лермонтов посвятил прекрасные стихи. Характерно, что они адресованы человеку, с которым Лермонтова уже разделила вечная разлука. О чем бы ни размышлял поэт, его размышления почти обязательно включали в себя мотив одиночества, отторженности от других людей, невозможности союза с ними. Иногда с самых первых строк стихотворение обнаруживает эту тему, этот мотив: «Выхожу один я на дорогу…», «И скучно, и грустно! И некому руку подать!..»

Безусловным шедевром русской лирики является стихотворение «Выхожу один я на дорогу». В нем проявилось исключительное мастерство поэта в изображении переживаний лирического героя. Перед нами изумительные картины природы, которые подчеркивают мысли об одиночестве героя. Стихотворение сопровождается риторическими вопросами: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?» Автор показывает нам, что невозможно найти успокоение в общении с природой. Это только мечта, желание, а не реальность:

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть…

Показывая переживания лирического героя от отчаяния до умиротворенности, автор дает нам возможность почувствовать, что грусть его светла. Контраст, который обнажил в самом начале стихотворения поэт, – это контраст природы и внутреннего состояния человека:

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Таким образом, мы видим, что во многих стихотворениях М. Ю. Лермонтова явно просматриваются грусть, тоска, одиночество. Противоречия между героем и миром углубляются и расширяются. Эти противоречия связаны и с личной жизнью героя, и с особенностями эпохи, в которой он жил. Недаром он говорил: «Я поэт другой эпохи».

Мотив одиночества, потери гармонии с окружающим миром звучит также в стихотворениях «Узник», «Утес», «Белеет парус одинокий», «На Севере диком», «Ночевала тучка золотая». Почти через все эти стихотворения проходят слова «один», «в одиночестве». С мотивом одиночества связан и образ пустыни: Демон «давно отверженный, блуждал в пустыне мира без приюта»; одинокий утес «задумался глубоко и тихонько плачет он в пустыне». Так, на место пушкинской гармонии в изображении внутреннего мира человека приходят у Лермонтова контрастные чувства: это и порыв к действию, к борьбе, и мечта об отдыхе, покое.

10. Нравственные проблемы в пьесах А. Н. Островского (на примере одного произведения)

Пьесы А. Н. Островского насыщены вневременным общечеловеческим смыслом. Так, например, в «Бесприданнице», как и во многих других пьесах, драматург пытается раскрыть проблемы нравственности. Главная героиня Лариса Огудалова притягивает к себе, как магнит, самых разных людей, но есть в ней какая-то надломленность. Предчувствие трагического конца с первых сцен входит в пьесу. На высоком волжском берегу Лариса смотрит вниз, испытывая страх и какое-то чувство притяжения бездны. Эта сцена становится ключом к дальнейшему развитию действия. Очень красивая, но не имеющая состояния девушка притягивает к себе вполне определенные интересы богатых, эгоистичных и равнодушных к нравственным вопросам людей. Разорившийся барин Паратов, молодой преуспевающий купчин Вожеватов, купец-миллионер Кнуров – каждый по-своему заявляют свои права на Ларису. Помолвка Ларисы Огудаловой с бедным чиновником Карандышевым ни для кого из них не служит препятствием. Островский по-своему развивает тему судьбы красоты в том мире, где все покупается и продается, где все решают капитал, деньги. Напрасно Лариса, предчувствуя что-то недоброе, уговаривает своего жениха уехать из города подальше от чужих глаз и зажить тихой семейной жизнью. Маленький человек с большими амбициями хочет погордиться перед населением провинциального городка своей прекрасной невестой. Лариса с горечью говорит о том, что чувствует себя игрушкой, куклой: «Поиграете и бросите!»

Конец ознакомительного фрагмента.