© Станис Фаб, 2015
© Юлия Ружникова, дизайн обложки, 2015
Корректор Татьяна Сыпченко
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru
Вступление
Перед нами карта Сибири. Взгляните на ее восточную часть. Видите удивительное море-озеро Байкал? Отсюда начинает свой путь великая Ангара. Вначале река спокойно бежит по равнине, затем пробивается через таежные скальники, петляет, образует опасные пороги, скачет по шиверам у Братского острога и, наконец преодолев долгий путь, вливается в могучий, полноводный Енисей. Он голубой лентой устремляется на север, к ледовитым морям, где над бескрайними снежными полями дуют арктические ветра и царствует полярная ночь.
Под стать Енисею и его притоки: Нижняя и Средняя Тунгуски. Последнюю чаще называют Подкаменной, потому что река пробила себе дорогу у подножия каменных утесов. Выше устья Средней Тунгуски, на Енисее, есть Осиновский порог, образованный двумя каменистыми грядами. В старину этот порог звали Камнем. Все, что было ниже порога, считалось «под Камнем». Вот и Тунгуска, бегущая среди камней, стала Подкаменной.
Подкаменная Тунгуска – река большая, длина ее 1570 километров. Но долгие годы она считалась несудоходной. Многочисленные шиверы, пороги и перекаты, лед, который сковывал реку почти 200 дней в году, были тому причиной. И все же ошибется тот, кто решит, будто в этих суровых краях жизнь бедна событиями. Как бы не так! У этих земель и у этой реки своя большая история.
Когда Сибирь вошла в состав Московского государства, на Подкаменную пришли русские землепроходцы. В летописных сочинениях подробно изложено все, что происходило с ними по пути к этой северной реке. «… А от Турухану до Инбацкого зимовья ходу неделя; а от Инбацкого зимовья до Подкаменной Тунгузки реки ходу 6 дней. А ходят из Мангазеи со всякими служилыми людьми, как их посылают для государевых дел, до Подкаменной Тунгузки реки нартами на собаках русские люди; а дичи в те подводы збирают с торговых и с промышленных людей. А от Подкаменные Тунгузки реки до Енисейского острогу ходу три недели, а ходят государевы ясачныя остяки нартами ж на собаках».
Этой записке более трех столетий. «Наказные памяти» воеводского управления поручали служилым людям идти на «заставу» к устью Подкаменной «для дозора за проезжими промышленными и другими людьми». Охранять было что. Недаром местность, по которой бежала река, звалась Золотой тайгой. Что раньше, что сейчас богатства тайги схожи: пушной зверь, строевой лес, золотые россыпи, а в таежных реках – рыба. И нет ничего удивительного в том, что сюда всякий люд стремился: ученые и путешественники, купцы и промышленники, старатели, искатели приключений, авантюристы.
Богатства Золотой тайги прельщали, конечно, и тех, кто ни во что не ставил человеческую жизнь, – всякого рода разбойников.
Тайга вокруг Тунгуски неохотно открывалась человеку. Побывал на Подкаменной Тунгуске и академик Мессершмитт, исколесивший в поисках удивительного всю Сибирь. Он положил начало геологическим и ботаническим исследованиям Золотой тайги. Он установил, что почва здесь ниже двух футов жесткая и мерзлая, скованная вечной мерзлотой.
Через 200 лет после путешествия Мессершмидта в этих краях работал топограф Генерального штаба Скрябин. Все материалы его исследований исчезли бесследно! Попытку раскрыть тайны Золотой тайги в 1877 году предпринял горный инженер Лопатин, но суровые условия помешали его экспедиции пройти весь маршрут.
Несколько путешествий совершили сибирские купцы. Они заволновались, когда стало известно, что Транссибирская магистраль минует такие крупные сибирские города, как Енисейск, Тобольск и Томск. Один за другим стали возникать проекты устройства водного канала, который бы соединил все реки огромного края в единую систему. Так появился Обь-Енисейский канал.
Строили его главным образом за счет казны, но и купцы не остались в стороне. Долгое время Обь-Енисейский канал использовался как удобный и безопасный путь транспортировки товаров в Золотую тайгу, но все же самым выгодным был путь по Подкаменной Тунгуске. Самым выгодным, но и самым рискованным. Была организована экспедиция купца Зайцева, а следом – Фунтосова, предприимчивого енисейского торговца. От устья реки он поднялся вверх по течению 300 километров. Дальше пройти не смог – помешали пороги и страх неизвестности.
Среди исследователей мы встречаем и простых людей, которые отправлялись в неизведанные уголки из страсти к познанию. Они называли себя потомками первых сибирских землепроходцев. Одним из таких подвижников был крестьянин Николай Миронович Катаев. В старой сибирской газете автору встретилась вот эта небольшая заметка: «Обращаем внимание на рассказ об экспедиции в верховья Подкаменной Тунгуски, в которой принимал участие отважный крестьянин Катаев с семьей и рабочими. Катаев был заинтересован научными и торговыми целями. Во всяком случае, этот геройский подвиг и самопожертвование заслуживает внимания и памяти».
«Заветная мечта его, – писала в 1888 году газета «Восточное обозрение», – по возвращении с верховьев Подкаменной Тунгуски отправиться на Хатангу и попытаться там устроить торговлю 13 инородцев с русскими на других началах, более выгодных для инородцев, чем существуют в данное время…
…В заключение необходимо сказать несколько слов о путешествии Н. М. Катаева по Подкаменной Тунгуске. Известный путешественник Чекановский возвращался из Туруханского края на пароходе, на котором Катаев был приказчиком. Любознательный Катаев заинтересовался рассказами Чекановского о Подкаменной Тунгуске и о том, что там, как предполагал Чекановский, должны быть залежи мамонтовых костей. Зимой того же года Катаев, получив расчет, по Ангаре приехал в Нижнеудинск и отсюда сухопутно добрался на Подкаменную Тунгуску. Соорудил здесь лодку, нанял рабочих и отправился по течению Тунгуски в поисках мамонтовых костей…»
Как и сибирский мореход Григорий Шелихов в свое время, Катаев взял с собой семью. А ведь путешествие было очень опасным, сведений о Подкаменной Тунгуске не хватало, точная карта местности отсутствовала, неизученной оставалась и сама река. Точно неизвестно, что заставило Катаева отправиться в путешествие, полное опасности и приключений, да еще с семейством, но можно смело утверждать, что не последнюю роль сыграла здесь все та же неодолимая жажда первооткрывательства.
Давайте и мы, призвав на помощь факты, последуем за нашим воображением. Немного фантазии – и мы сможем составить истинную картину событий конца XIX века…
Да, чуть не забыл: мы отправляемся в путешествие не одни. Позвольте представить моих старых знакомых. Этот высокий мужчина – американский спортсмен Фрэнк Черчилль, он уже бывал в Сибири и даже участвовал в спортивных состязаниях. А вот первый автомобилист Иркутска господин Яковлев, очень целеустремленный и любознательный человек. А вот эта красивая, отменного воспитания молодая иностранка Элен Гладсон не так давно получила огромное состояние. Не правда ли, приятная компания для дальнего и опасного путешествия! С остальными участниками я познакомлю вас чуть позже.
Для пущей пользы нашего путешествия мы также беремся изложить вам, дорогой читатель, документальную историю этих краев, посвятить вас в тайны прошлого, припудрить нос особо любознательных волшебной архивной пылью. Если б вы только знали, какое это потрясающее занятие – открыть газету столетней давности, или расшифровать полуистлевшую записку какого-нибудь первопроходца, давно ушедшего в мир иной, или заглянуть в мемуары знаменитого путешественника и прочесть там…
Впрочем, что-то я заболтался. Итак, вы готовы?