Вы здесь

Прикладной анализ недельных глав Торы. *** (Йегуда Эпштейн, 2017)

Ноах


«Hoax был мужем праведным, цельным был в своих поколениях» (Берейшит, 6:9).


Почему подчеркивает Тора, что он был праведным именно в своих поколениях?

По одному из мнений, которое приводит Раши, праведным он считался только в сравнении с людьми своего поколения, в поколении же Авраама он бы таковым не считался.

В чем же причина такого отношения к Ноаху?

Мудрецы объясняют, что главная проблема Ноаха заключалась в том, что он заботился о своей праведности и праведности своей семьи, но никак не работал над тем, чтобы исправить мир, который погряз в разврате и грабеже.

Но что он мог сделать? Как он мог исправить весь мир или хотя бы большую его часть и добиться того, что потопа не будет?

Чтобы понять это, нужно вспомнить историю Авраама.

Как мы знаем, он молился за Сдом – чтобы Всевышний не уничтожал его, если там найдется 50, 45, 40, 30, 20, 10 праведников. За меньшее количество, даже 9 – не молился. Почему?

Раши приводит объяснение, что причина в том, что уже была история Ноаха, где было 8 человек (Ноах, его жена и 3 сына с женами) плюс Всевышний, т.е. в сумме 9 – и Всевышний не спас. Отсюда мы видим, что если бы их было не 8, а хотя бы 9, то это спасло бы мир, т.к. в сумме со Всевышним было бы 10 праведников – и ради них Всевышний мир не уничтожил бы, как Он обещал Аврааму.

Если мы сможем повлиять даже на одного человека, это может изменить не только жизнь этого человека и его семьи, но и поменять весь ход мировой истории, как мы видим это в истории Ноаха и Авраама.

Давайте помнить об этом и относиться к каждому встретившемуся нам человеку крайне внимательно. Вполне вероятно, что наше влияние на этого одного человека может изменить весь мир.

Лех Леха


«И сказал Господь Авраму: „Иди с земли твоей, и из родины твоей, и из дома отца твоего на землю, которую укажу тебе“» (Берейшит, 12:1).


Где в Торе еще мы находим подобные слова «иди себе»?

Матэ Эфраим приводит комментарий, что сказано «лех леха», «иди себе» в Торе 2 раза – в нашей главе и в истории жертвоприношения Ицхака. Там сказано – «иди себе в страну Мория». Почему именно в этих двух местах написаны эти слова, что их объединяет?

Матэ Эфраим объясняет, что это две жертвы, которые принес Авраам – при жертвоприношении Ицхака он отказался от будущего, так как знал, что Всевышний обещал ему, что именно через Ицхака пойдет еврейский народ, а в нашей главе он отказался от прошлого – уход из дома и разрыв связей со своей семьей.

Но есть другой комментарий. На первый взгляд, он прямо противоположный. Рав Ицхак аКоэн объясняет, что сказано именно «иди себе из страны твоей». Не сказано «выйди», «уйди» из страны. Но просто «иди». Почему именно так? Он объясняет, что смысл именно таких слов заключается в том, что из прошлого можно идти и не нужно его оставлять. Его можно взять с собой и использовать. Это и сделал Авраам.

И нет тут противоречия. Бывает, что человеку для того, чтобы перейти на новый этап жизни, нужно разорвать связь с тем, что имеется сейчас. Бросить неудавшиеся дела, разорвать отягощающие ненужные связи. Этот переход необходим. Но это переход, а не выход.

У него остается опыт, накопленный в прошлые годы, как положительный, так и отрицательный, и в новом этапе жизни его можно и нужно использовать.

Давайте помнить об этом и всегда, начиная новый этап в жизни, не предавать забвению прошлый, а использовать его для будущих достижений.