Глава 2
Первые познания.
После отпуска Сергей и Татьяна сразу окунулись в работу и непривычные ещё для них семейные дела.
В первые дни сослуживцы, друзья и знакомые спрашивали – Как прошло свадебное путешествие? – но вскоре этот интерес угас. Сами же молодожёны охотно окунались в воспоминания. Помогали им в этом полсотни фотографий и два кусочка янтаря, лежащих на книжной полке.
Янтарь всегда наводил на мысли о янтарной комнате, и супруги каждый раз говорили себе – Надо что-нибудь найти, почитать про неё.
Однажды в пятницу Татьяна вернулась с работы в особенно хорошем расположении духа и сообщила мужу – Девчонки предлагают в субботу собраться, – и, посмотрев на него умоляюще жалобно, продолжила – Давай съездим.
Сергей, не любивший всяческие хождения по гостям, воспринял сообщение без особого энтузиазма. Однако он старался никогда не огорчать жену и поэтому решил дать положительный ответ, но, чтобы как-то настроить себя, поинтересовался – Это надолго?
– Вообще-то на весь день, – спокойно ответила Татьяна.
Образовалась пауза, после которой Сергей, стараясь не обидеть жену, спросил – Может, ты одна съездишь? Что я там буду делать?
– А тебе будет не обидно? – вместо ответа спросила Татьяна.
– Значит, мы оба боимся огорчить друг друга, – сделал вывод Сергей и добавил – За меня не беспокойся, я с большим удовольствием съезжу в «Салтыковку». Надо же когда-то повышать свой культурный уровень. Про ту же янтарную комнату поищу что-нибудь.
Татьяна облегчённо вздохнула – Вот и хорошо. А то у нас будет девичник и тебе точно пришлось бы скучать.
Утром супруги вместе вышли из дома и разъехались каждый по своим делам.
В библиотеку Сергей пришёл как раз к открытию.
Охранник на входе внимательно посмотрел на него.
Сергей немного порозовел, но решительно и твёрдо сказал – Мне в читальный зал.
– Тогда сначала подойдите вон к той девушке, – вежливо порекомендовал охранник.
Уже через пять минут, получив пропуск, Сергей вошёл в читальный зал и, не задумываясь, попросил – Мне бы что-нибудь про янтарную комнату.
Библиотекарь мило улыбнулась – О ней довольно-таки много материала. Посмотрите в картотеке. Вон там, в конце зала. Вы умеете пользоваться картотекой, или Вам помочь?
Сергей снова залился румянцем – Спасибо, я сам попытаюсь. Я ещё не определился, что конкретно мне нужно.
В картотеке Сергей разобрался быстро.
Вскоре девушка принесла ему несколько журналов.
Из них Сергей узнал, что янтарную комнату считают восьмым чудом света. Что подарена она была Фридрихом Вильгельмом I Петру I в 1716 году.
Ещё он нашёл много лестных слов о самой комнате, но история её создания и её исчезновение остались покрытыми мраком.
Сергей сделал ещё заявку.
Потом ещё.
Разложив вокруг себя множество разных статей. Он пытался представить, что же могло произойти с уникальной комнатой.
В голове его всё перепуталось. Перед глазами мелькали образы Адреаса Шлютера, Фридриха Эозандера, Петра I, общающегося с Фридрихом Вильгельмом, Гитлера, нервно бегающего по своей ставке и кричащего – Это достояние Германии. Она должна быть здесь, в Берлине.
– Да, конечно, такую красоту мечтали заполучить многие.
То, что идея принадлежит Эозандеру, а не Шлютеру, это, кажется, уже понятно. Во всяком случае, вот из этой статьи это видно.
Сергей взял один из журналов и ещё раз пробежал глазами статью, в которой говорилось – Совсем недавно были найдены документы, из которых становилось ясно, что идея создания янтарной комнаты принадлежала Эозандеру, а не Шлютеру, как считалось раньше.
– Конечно, может быть это просто журналистский трюк для получения сенсации. Это неважно. Всё равно не понятно, куда же она всё-таки пропала, – рассуждал Сергей, не зная, с какой ещё стороны подойти к этой тайне.
Он ещё раз перечитал версии исчезновения янтарной комнаты и решил переписать их.
Открыв блокнот, он не спеша, словно от этого зависела разгадка тайны, вывел – Версия первая – бункер в Калининградской области. Версия вторая – доставлена в Германию или в Южную Америку. Версия третья – спрятана на территории Польши. Версия четвёртая – вывезена в земли третьего Рейха и укрыта в тайном депозитарии. Возможно, передана армии США.
Перечитав ещё раз написанное, он задумчиво пожал плечами и сказал сам себе – Не понимаю. Знаний у меня всё же маловато. Точнее, правильнее, наверное, все- таки сказать – Информации у меня не достаточно, чтобы делать какие-то выводы. Вообще, на мой взгляд, вторая и четвёртая версии – почти одно и то же.
Решив законспектировать основные моменты, не задумываясь и не рассуждая, Сергей взялся за дело. Вскоре несколько листов его блокнота покрылись мелким бисером букв.
Наконец, облегчённо вздохнув, он собрал со своего стола всё, чем его обеспечила работница зала, и отнёс к стойке библиотекаря.
Девушка за стойкой всё приняла, поставила на входном листе необходимые штампы и, загадочно улыбнувшись, протянула его Сергею.
Сергей попрощался с ней и вышел из зала, не обратив никакого внимания на её улыбку. Лишь дойдя до зеркала в фойе и увидев себя в нём, он вспомнил улыбку девушки и понял причину её появления. Из зеркала на Сергея смотрел странный тип, жутко похожий на него, но с волосами, всклокоченными, как у панка.
– Хороший ирокез. Видно, я и вправдубыл увлечён изучением материалов, – подумал Сергей, но обстоятельство это ничуть не смутило его и не испортило ему настроение. Он был горд тем, что смог найти всё, что его интересовало, и был доволен, что получил много новых знаний.
Домой Сергей приехал уже после Татьяны.
Когда он вошёл в комнату, Татьяна бросилась к нему чуть ли не со слезами на глазах.
– Где ты был? Я уже десять минут от окна не отхожу, а тебя всё нет и нет… – всхлипнула она, так и не сумев сдержать слёзы.
Сергей виновато потупил взгляд – Я, я в библиотеке засиделся. Время пролетело…
– Весь день без еды, без питья? – немного успокоившись, наполовину удивлённо, наполовину возмущённо спросила жена.
Сергей ещё больше смутился и тихо ответил – Я вообще-то не хотел.
И не уточнив, чего же он не хотел – есть, пить или задерживаться, он подошёл к жене и обнял её.
Когда они оба успокоились, Сергей достал свой блокнот и обратился к Татьяне – Представляешь, эта янтарная комната оказалась на много загадочнее, чем казалась сначала.
По мере того, как он говорил, Сергей всё сильнее и сильнее хотел рассказать жене всё, что ему удалось узнать.
Татьяна поняла, что то, что говорит Сергей, для него очень важно и приготовилась внимательно слушать его.
– Даже не знаю с чего начать, – продолжал тот, – Наверное, как говорится, лучше начать сначала.
В общем, все изначально считали, что идея создания янтарного кабинета принадлежала Шлютеру. Однако недавно в архивах нашли бумаги, из которых было видно, что это идея Эозандера.
Я так понял, что у них там было что-то типа Моцарта и Сальери.
Понимаешь?
Шлютер был уже признан при дворе, а Эозандер был его главным конкурентом.
Понимаешь?
В общем, я думаю, что Шлютер присвоил идею Эозандера.
Говоря это, Сергей не знал, что его слова, несмотря на их путанность, неуверенно, но точно отразили суть произошедшего много лет назад.