Вы здесь

Призрак дней минувших…. Находка (Леонид Михрин)

Находка

Люди, даже очень далекие от дайвинга, даже не слышавшие никогда этого слова, знают имя Жака-Ива Кусто. Но мало кто знает, что человека, который научил его нырять и открыл ему красоту подводного мира, звали Филипп Тайле. Это легендарная личность французского дайвинга, блестящий морской офицер, который сразу после освобождения Франции от немецкой оккупации создал специальную «Группу изучения и изысканий под водой» («Group d’Etudes et de Recherches Sous Marines»)

В те времена в Тулоне он служил морским офицером более высокого звания, чем Кусто, поэт, гуманист, большой любитель спорта, влюбленный в море. Все время вне службы он посвящал морю. Большую часть свободного времени он проводил на подводной охоте в водах департамента Вар, на юге Франции. Его неразлучного друга по подводной охоте звали Фредерик Дюма (это он впоследствии станет легендарным Диди в команде Жака Ив Кусто). Филипп Тайле стал для Кусто крестным отцом в свободном погружении. Снаряжение в то время было самое простое и ограничивалось парой очков, кстати, очень неудобных. Жак-Ив Кусто был потрясен увиденным и в тот момент перевернулась его жизнь – отныне она вся была посвящена подводному миру. С этого момента Филипп Тайле, Жак Ив Кусто и Диди не расставались.

Филипп Тайле был членом Les Mousquemers – группы друзей, куда также входили Кусто и Дюма. Термин принадлежит самому Тайле и является игрой слов «мушкетёры» (mousquetaire) и «море»




Тайле привлек к работе Кусто, Дюма и других добровольцев-исследователей морских глубин. С этой группы фактически началась в мире профессиональная научная подводная археология.

В 1957 году Филипп Тайле начал раскопки у берегов острова Левант затонувшего в 1 веке до н.э. на глубине 27 – 29 метров римского судна «Титан». Впервые в истории подводной археологии работы проводились по заранее составленной план-схеме места кораблекрушения. Каждый обнаруженный предмет фотографировался и фиксировался относительно системы координат на дне, изучалось устройство корпуса судна. Было поднято более семисот амфор разного вида, изделий из черной керамики, секрет изготовления которой утерян, многочисленные предметы обихода, монеты.

Прознав о работе подводных археологов, Луи Виаль, рыбак с острова Левант, передал Тайле обросший ракушками мушкет, который попал в его сети. Аквалангисты Тайле провели поисковый осмотр в том месте, на которое указывал рыбак, и обнаружили останки большого деревянного корабля. Приблизительно в 40 метрах от берега были найдены пушка, фрагменты столового сервиза из фарфора и олова, глубокая тарелка, расписанная символами кириллицы и двуглавым орлом. Найденные предметы свидетельствовали об их принадлежности русскому кораблю.

Местная печать поместила несколько заметок об этом событии, но ничего сенсационного не обнаружилось, и интерес пропал. Да и для ученых древнеримский каботажник вызывал большее научное любопытство, чем неизвестный русский корабль, непонятно как оказавшийся у Леванта.