Катастрофа
Ночь была ужасна. Холодный ветер налетал шквалами. На берег обрушивались валы воды, с грохотом откатывались назад в море. В непроглядной темноте осенней ночи откуда-то с рейда несутся тревожные звоны корабельных колоколов, треск барабанов, трели свистков, хлопанье парусов. На местных жителей, собравшихся на молу, все это производило удручающее впечатление. Так же не по себе и консулу Франции де Бертеллету. Всматриваясь в темноту, он пытается снова и снова пересчитать корабли, бросившие якоря на рейде порта Ливорно. Нет, как не считай, похоже, что двух кораблей, из числа тех, о прибытии которых было сообщено ему правительственным курьером из Парижа, не было.
…Фрегат «Патрикий» ещё 20 октября отделился от эскадры и остался в Порт-Махоне для исправления такелажа.
А в ночь на 23 октября 1780 года на переходе из Порт-Махона в Ливорно русская эскадра попадает в жестокий шторм, который разбросал корабли вдоль французского берега. Флагманский 66-ти пушечный линейный корабль «Слава России снесло в сторону Йерских островов в 60 милях к востоку от Тулона.
В 23.00 на корабле увидели прямо по курсу берег. Рулевой пытался направить корабль между островов, которые закрывали вход в бухту. Ветер усиливается, он сносит корабль к опасному берегу. Впередсмотрящие до боли в глазах всматриваются в темноту бушующей ночи. И все-таки они слишком поздно заметили прибрежные скалы, которых согласно карте быть здесь не должно. Времени для маневра практически не осталось, и командир корабля принял решение закрепиться якорями.
…Кипящие буруны приближаются. Вся команда замерла в ожидании… Один за другим в черную бездну моря проваливаются два якоря. Цепи с лязгом сбегают с брашпиля, и это мгновение кажется вечным. Один якорь цепляется за каменистое дно, затем другой, тяжелый корабль разворачивается против ветра носом в открытое море. Волны вздымают корабль, якорные цепи натягиваются, вибрируют и… рвутся. Тяжёлый корабль, как щепку, выбрасывает на камни маленького острова Лажа-Лингер. Отдается приказ покинуть корабль. Моряки разбегаются по местам.
Береговой пост наблюдения принял сигнал о помощи. Выстрел пушки во мраке бушующей ночи сообщил жителям острова о драме, которая случилась в бухте.
Моряки и солдаты на борту «Слава России» не были новичками в экстремальных ситуация. Многие плавали в Средиземном море, участвовали в последней войне с Турцией (1768 – 1774), были награждены императрицей серебряными медалями за сражении при Чесме (26 июля 1770). Это были храбрые люди. Они не поддались панике и практически все добрались до берега. Погибло 11 человек.
В обстоятельствах кораблекрушения тщательно разбиралась специальная комиссия, прибывшая из Петербурга. И хотя действия командира корабля капитана 1 ранга И. А. Баскакова были признаны в целом обоснованными и разумными, а одной из установленных причин катастрофы являлось использование штурманом голландских карт (изготовленных Ван Кевлином), в которых были неточно указаны расположения мелких островков Йеркской группы, особенно в районе острова Левант, где произошла трагедия, тем не менее, И. А. Баскаков был отстранен от мореплавательского дела, и вся его дальнейшая морская служба проходила на берегу, вначале в казначейской и интендантской экспедициях, а в 1783 году он был назначен капитаном Архангельского порта в чине капитана генерал-майорского ранга. С 1792 году, став вице-адмиралом, заседал в Адмиралтейств-коллегии, был генерал-кригс-комиссаром, 1799-м произведен в адмиралы и в этом чине 14 ноября 1800 г. уволен в отставку. Но до конца жизни (а умер Иван Абросимович в 1802 г.) он помнил то кораблекрушение, которое так и не простила ему императрица.
В обстоятельствах кораблекрушения тщательно разбиралась специальная комиссия, прибывшая из Петербурга. И хотя действия командира корабля капитана 1 ранга И. А. Баскакова были признаны в целом обоснованными и разумными, а одной из установленных причин катастрофы являлось использование штурманом голландских карт (изготовленных Ван Кевлином), в которых были неточно указаны расположения мелких островков Йеркской группы, особенно в районе острова Левант, где произошла трагедия, тем не менее, И. А. Баскаков был отстранен от мореплавательского дела, и вся его дальнейшая морская служба проходила на берегу, вначале в казначейской и интендантской экспедициях, а в 1783 году он был назначен капитаном Архангельского порта в чине капитана генерал-майорского ранга. С 1792 году, став вице-адмиралом, заседал в Адмиралтейств-коллегии, был генерал-кригс-комиссаром, 1799-м произведен в адмиралы и в этом чине 14 ноября 1800 г. уволен в отставку. Но до конца жизни (а умер Иван Абросимович в 1802 г.) он помнил то кораблекрушение, которое так и не простила ему императрица.