Вы здесь

Призраки мрачного Петербурга. Смерть от наводнения (Ю. И. Андреева, 2018)

Смерть от наводнения

Радоваться лету и солнышку у нас в Петербурге – все равно что пить воду китайскими палочками.

О’Санчес

Почти все пророчества о гибели Петербурга сулят ему смерть от воды. Наводнение 1824 года горожане и жители окрестных деревень встречали как наводнение, посланное высшими силами за грехи смести весь род людской. Во всяком случае, луна взошла кровавая, лошади бились в стойлах, кошки уходили из домов, стараясь забраться на крыши и деревья, собаки выли от страха, а крысы метались по улицам целыми стаями. Неудивительно: животные прекрасно предчувствуют стихийные бедствия.

По улицам города бродили финские и карельские предсказатели, вопия о каре господней и предупреждая народ бежать из опасного места, пока не поздно.

После означенного наводнения царь Александр I лично осматривал разрушения, назначая денежные дотации и прикидывая, какую именно помощь может оказать своим пострадавшим подданным.

«Это за грехи наши», – плакались царю лишенные крова крестьяне.

«Это за мои грехи», – скорбно констатировал Александр Павлович.

Какие у молодого царя могли быть грехи? У человека, которого при жизни назовут «Благословенным»?

Есть легенда, что раз в году, аккурат в годовщину убийства Павла I, ночью, в лунном свете, на лестнице Михайловского замка можно увидеть призрачную процессию убийц императора. Возглавляет шествие граф Панин собственной персоной, рядом с ним хорошо виден красивый юноша. Привидения почти прозрачные, иногда выглядят как сотканные из дыма, тем не менее вполне можно различить знакомые черты лица. Призрак юного убийцы разительно напоминает старшего сына императора, наследника престола Александра Павловича.

Каждый год, день в день, убийцы бредут давно надоевшим им маршрутом в опочивальню самодержца. Но неужели это все-таки цесаревич? Возможно ли, чтобы наследник престола, благословенный на царствование самой Екатериной II, оказался отцеубийцей?

Истории это неизвестно. Но, похоже, Александр так или иначе все же был причастен к смерти родного отца. Быть может, его обманули, сказав, что император всего лишь подпишет отречение от престола и при этом останется жив, а потом обстоятельства повернулись по-своему. Быть может, вместо того чтобы спокойно подписать протянутый ему акт отречения, Павел Петрович кинулся к своему секретному подземному ходу (мы еще поговорим о подземелье Павла I) и был убит при банальной попытке к бегству? Или императора изначально не собирались оставлять в живых, о чем наследник, разумеется, не знал. С другой стороны, Александр был благословлен на царствие Екатериной II, но разве она сама взошла на трон не ценой бунта и устранения от власти собственного мужа? Разве не ее обвиняют в скоропостижной смерти низложенного императора?

Французская предсказательница Анна-Виктория Совари, или госпожа Тэб, в 1850-е годы «пророчествовала»: «Бойтесь огня и воды! Грядет крупная стихийная катастрофа. Петербург постигнет участь Мессины». Мессину много раз захватывали, она страдала от землетрясения. По версии Совари, Петербург разрушит цунами, пришедшее то ли со стороны Финского залива, то ли с Ладожского озера. Оно сметет город с лица земли. Дата предполагаемой катастрофы благоразумно не была озвучена.

Другая пророчица, на этот раз из Италии (имя не сохранилось), предрекала сильное землетрясение. По ее версии, «сила подземных газов» поднимет дно Ладожского озера, отчего вся ладожская вода по долине Невы достигнет Петербурга. Город будет смыт, сметен с лица земли в воды Финского залива.

Перед наводнением 1924 года в Петербург снова хлынула толпа «странников» и «пророков».

Вот так, Петербург не просто окажется под водой, а все живое в нем будет смыто в море, так что из воды будут торчать только Александрийский столп, точнее, венчающий его ангел, да кусочек шпиля Адмиралтейства, кораблик которого наконец-то коснется воды. По достаточно меткому замечанию писателя А. Буровского: «Вообще-то шпиль Главного адмиралтейства имеет высоту 72,5, а Александрийский столб – 47,5 метра. Но такие несуразности никого не смущают, когда творится легенда».