Глава 2
Система управления человеческими ресурсами
2.1. Цели и функции системы управления человеческими ресурсами
Важнейшей тенденцией развития менеджмента в последние десятилетия становится системный подход, который рассматривается как современный способ управленческого мышления, позволяющий представить целостно и комплексно управление организацией и ее подсистемами в сложной рыночной среде.
Например, согласно известной концепции «7S» (модель фирмы «МакКинзи») система управления предприятием включает семь взаимосвязанных составляющих эффективной организации.
Первая S – strategy (стратегия): определенным образом вырабатываемый и реализуемый курс действий (мер, решений), рассчитанный на некий период времени.
Вторая S – skills: квалификация, уровень мастерства персонала.
Третья S – shared values (общепризнанные ценности): содержание основных направлений деятельности организации и отношение к ним персонала.
Четвертая S – structure: организационная структура предприятия, представляющая собой состав, соподчиненность, взаимосвязи и взаимодействия подразделений и звеньев.
Пятая S – systems: подсистемы в рамках данной организации, правила, по которым они построены, и протекающие в них процессы.
Шестая S – staff (штат): персонал организации, который может быть охарактеризован по самым разным признакам.
Седьмая S – style (стиль): специфические черты, характерные для деятельности данной организации, ее персонала, руководителей, управленческой команды.
Применение системного подхода дает возможность раскрыть внутреннее строение системы управления человеческими ресурсами как целостной системы, состоящей из трех взаимозависимых подсистем управления формированием, использованием и развитием человеческих ресурсов в организации. Она включает следующие элементы:
• цели;
• функции;
• структуру;
• инфраструктуру (внешняя среда);
• ресурсы.
Исходной предпосылкой системного анализа является определение целей системы. Особенность процесса целеполагания системы управления человеческими ресурсами заключается в согласовании экономических и социальных целей. Например, экономические цели системы направлены на обеспечение эффективности и конкурентоспособности организации за счет рационального формирования, использования и развития человеческих ресурсов, т. е. экономические цели выражаются в приращении прибыли и конкурентных преимуществ компании.
Социальные цели сориентированы на удовлетворение социальных потребностей работников: обеспечение занятости, повышение качества трудовой жизни, профессиональное обучение и повышение квалификации, организацию отдыха, бытового и медицинского обслуживания, правовую защищенность, здоровый морально-психологический климат, стимулирование творчества, самореализацию и т. д.
Таким образом, можно сформулировать главную цель системы управления человеческими ресурсами современной организации как рациональное формирование, использование и развитие трудового и творческого потенциала для достижения организационных социально-экономических целей и удовлетворения личных потребностей работников.
Система целей является основой определения функций управления человеческими ресурсами, отражающих специфику содержания управленческой деятельности в сфере трудовых отношений. Системный целостный подход к управлению человеческими ресурсами заключается в интеграции всех функций, ориентированных на человеческий фактор в организационной системе. Ранее многие функции, относящиеся к персоналу, были рассредоточены по экономическим, производственно-техническим, юридическим службам предприятий.
Сегодня происходит интеграция всех функций управления человеческими ресурсами, которые уже не ограничиваются только исполнительскими и учетно-оформительскими задачами, а выполняют аналитические, управленческие, образовательные, информационные задачи. Среди многообразия функций управления человеческими ресурсами можно выделить следующие.
• Осуществление прогнозирования, перспективного и текущего планирования потребности в человеческих ресурсах, маркетинг человеческих ресурсов.
• Проведение анализа численного и качественного состава человеческих ресурсов по профессионально-квалификационной и социально-демографической структурам, осуществление кадрового мониторинга и кадрового аудита в организации.
• Организация подбора и профотбора работников.
• Осуществление процедуры найма, расстановки, передвижения, ротации работников.
• Организация процесса профессиональной, социальной и психологической адаптации и ориентации.
• Анализ и проектирование рабочих мест, рабочего времени и условий труда.
• Организация оценки результативности труда и проведение аттестации работников.
• Формирование кадрового резерва и работа с ним.
• Разработка и реализация программы корпоративного развития человеческих ресурсов.
• Регулирование трудовых отношений, развитие социального партнерства, вовлечение работников в дела фирмы.
• Диагностика и разрешение конфликтов и трудовых споров.
• Управление планированием карьеры и профессиональным продвижением сотрудников.
• Разработка и реализация социальных программ.
• Содействие улучшению психологического климата в коллективе. Управление организационной культурой.
• Организация оплаты и стимулирования труда, реализация политики участия в прибыли, собственности и капитале.
• Контроль эффективности управления человеческими ресурсами.
• Информационно-документационное обеспечение управления человеческими ресурсами.
• Управление сокращением и увольнениями.
Таким образом, управление человеческими ресурсами осуществляется в процессе выполнения определенных целенаправленных действий (функций), которые тесно взаимосвязаны и образуют целостную функциональную систему, определяющую структуру управления человеческими ресурсами в организации (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Система управления человеческими ресурсами и ее подсистемы
Рис. 2.2. Факторы влияния внешней среды на систему управления персоналом фирмы
Эффективность функционирования системы управления человеческими ресурсами не только определяется внутренним потенциалом организации, но и зависит от воздействия факторов внешней среды (рис. 2.2).
2.2. Современные подходы к проектированию кадровых служб на отечественных предприятиях
Организационную структуру управления человеческими ресурсами можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности в сфере трудовых отношений.
Если в 1950—1960-е гг. кадровые подразделения занимались, как правило, только вопросами делопроизводства и учетно-административной деятельностью, то современные службы по управлению человеческими ресурсами по своим функциям, организационному статусу, уровню профессиональной компетенции работников превратились из вспомогательных подразделений в ключевые, стратегические, определяющие эффективность функционирования организации. Структура управления человеческими ресурсами организации во многом определяется характером ее деятельности, размерами, стратегией развития, кадровой политикой, финансовыми возможностями.
В малых организациях управление человеческими ресурсами является функцией общего руководства.
В средних организациях функции управления человеческими ресурсами выполняют либо линейные руководители, либо для их реализации создаются небольшие функциональные подразделения.
В любом из рассмотренных вариантов проектирования организационной структуры управления человеческими ресурсами, вне зависимости от размеров организации, состав кадровых функций остается постоянным, но меняется лишь трудоемкость их выполнения, распределение прав и ответственности между функциональными и линейными подразделениями, общим руководством.
В крупных организациях создаются самостоятельные функциональные службы по управлению человеческими ресурсами, имеющие сложную внутреннюю структуру секторов, отделов, которые курируют конкретные кадровые функции. В составе службы работают квалифицированные специалисты-менеджеры по персоналу, психологи, юристы, экономисты, социологи и др.
В практике крупных организаций применяются различные подходы к структурированию служб по управлению человеческими ресурсами. Построение службы управления человеческими ресурсами может быть специализировано по категориям работников. Организованные таким образом кадровые подразделения решают все вопросы в отношении соответствующей профессиональной группы работников. Такая структура больше сориентирована на конкретного человека, специалиста, но вместе с тем она требует высокого уровня подготовки менеджеров по персоналу, например, для работы с управляющими.
Характерная для последних лет тенденция создания холдинговых структур или компаний с разветвленной филиальной сетью выдвинула особые задачи в области управления персоналом. Прежде всего система руководства сотрудниками становится многоступенчатой: HR-служба в управляющей компании холдинга и кадровые подразделения в каждой из его структур (или филиале). Служба управляющей компании разрабатывает кадровую стратегию компании, ее корпоративную политику в области трудовых отношений, а также определяет методологию управления человеческими ресурсами. Филиальные отделы персонала решают тактические задачи в рамках своей организации, одновременно обеспечивая трансляцию и осуществление решений кадровой службы головного офиса и внедрение создаваемых ею систем и процедур. Чтобы добиться высокой эффективности кадрового менеджмента, требуется, с одной стороны, интеграция и координация совместной работы служб персонала на всех уровнях по ключевым вопросам, а с другой – четкое разделение полномочий между центральным офисом и региональными подразделениями в работе с сотрудниками.
Среди современных персонал-технологий, направленных на оптимизацию численности персонала в организации и повышение эффективности его деятельности, выделим следующие:
• аутсорсинг — передача сторонней организации некоторых бизнес-процессов, являющихся для организации непрофильными;
• аутстаффинг — вывод за штат компании имеющегося персонала с его дальнейшим юридическим оформлением в фирме-провайдере (как правило, в кадровом агентстве) для сохранения статуса малого предприятия;
• лизинг персонала — использование временного трудового ресурса, предоставляемого кадровыми агентствами на длительный срок для решения производственных задач организации;
• телеработа – дистанционная форма организации труда, при которой сотрудник выполняет работу за компьютером в домашних условиях в рамках «виртуального офиса»;
• децентрализация функций (например, кадровой службы) – делегирование среднесрочных и оперативных управленческих функций на первичные звенья, в линейные подразделения, при этом за функциональными управленческими службами (штабными) остается решение только стратегических задач (например, разработка корпоративных программ кадровой политики, внедрение организационных изменений, корпоративное обучение, подбор и расстановка топ-менеджеров и т. д.);
• информатизация управленческих функций на основе внедрения программных продуктов, которые обеспечивают интеграцию информационных потоков в области производства, финансов, логистики, сбыта, персонала (например, программа «Босс – кадровик» имеет целый набор аналитических и правовых модулей: кадровый учет и документооборот, формирование штатного расписания, анализ кадрового состава, аттестация персонала, тестирование сотрудников и т. д.).
2.3. Бюджетирование и оценка эффективности системы управления человеческими ресурсами
Как уже отмечалось, традиционно отделы кадров на советских предприятиях не занимались решением задач, связанных с планированием и оценкой расходов на собственную деятельность. Но в последнее время во многих российских компаниях внедряются всеобщий учет и контроль, и в этой связи вопросы бюджетирования кадровой политики становятся особенно актуальными и важными. Бюджетирование для службы персонала является универсальным инструментом управления, планирования и контроля своей деятельности.
Процедура бюджетирования состоит из трех основных этапов: составление бюджета службы по управлению персоналом, его исполнение и анализ исполнения.
1. Составление бюджета, или планирование доходов и расходов. Данный этап начинается с анализа собственной деятельности и определения тех расходов, которые необходимы для ее осуществления. В качестве периода планирования и бюджетирования чаще всего определяют год или квартал.
Для этого составляется перечень функциональных блоков и прописываются стандартные расходы, например:
• определение потребности в персонале, оптимизация организационной структуры;
• подбор персонала (объявления, услуги рекрутеров, оплата Интернета, платных сайтов рекрутеров);
• адаптация новых сотрудников (расходы на разработку и проведение вводных курсов);
• обучение и развитие персонала (гонорары внешним тренерам и преподавателям, организация стажировок, оборудование учебного центра);
• мотивация персонала (заработная плата, налоги, социальный пакет, компенсации, материальная помощь);
• оценка и аттестация (проведение аттестации, обустройство ассессмент-центра);
• корпоративная культура (организация праздников, подарки персоналу, выпуск корпоративной газеты, оформление стендов, наглядная агитация);
• прочее (подписка на профессиональные издания, книги, обучение работников кадровой службы).
2. Исполнение бюджета. Бюджетирование бывает нескольких видов. Например, при полном бюджетировании учитываются доходы и расходы компании: все ее подразделения имеют расчетный счет в собственном расчетном учреждении (внутреннем банке) и ведут свою деятельность практически как самостоятельные организации. Большинство фирм используют упрощенный вариант бюджетирования, когда планированию, учету и анализу подвергаются только внешние доходы и расходы.
Исполнение бюджета заключается прежде всего в строгом учете расходования средств и контроле его соблюдения. В этих целях составляются сметы на каждое мероприятие, что позволяет снизить перерасходы, дисциплинирует персонал.
3. Анализ исполнения бюджета. В целом задача анализа исполнения бюджета относится к ведению финансовой службы предприятия, однако руководитель кадровой службы тоже должен контролировать и вести учет своих затрат. Особенно это важно, если перед компанией стоит задача экономии средств.
Процесс бюджетирования можно рассматривать как универсальный и многоплановый инструмент управления, позволяющий не только рационально планировать деятельность кадровой службы, но и прослеживать динамику каждой статьи, выявлять определенные закономерности в развитии компании, понимать их взаимосвязь, определять резервы сокращения издержек.
Эффективность функционирования системы управления человеческими ресурсами в первую очередь определяется ее вкладом в достижение организационных целей компании. Однако реальная эффективность данной системы может быть определена только из сопоставления степени реализации бизнес-целей с затраченными на это средствами. Интегральный показатель (эффективность организации в целом) трансформируется во множество других на более низких уровнях, показывающих в том числе и эффективность управления человеческими ресурсами.
Поэтому в методике оценки эффективности системы управления человеческими ресурсами можно выделить два вида эффективности, обусловленные природой социально-экономических целей данной системы: это экономическая эффективность и социальная эффективность.
Приведем наиболее распространенные показатели оценки эффективности системы управления человеческими ресурсами в современных организациях.
При оценке экономической эффективности системы управления человеческими ресурсами используются две группы показателей.
1. Показатели, отражающие реальные затраты на персонал:
• общие издержки организации на персонал за планируемый период;
• доля издержек на персонал в объеме реализации;
• доля расходов на персонал в структуре общих расходов компании;
• процент, который составляет фонд оплаты труда от общего объема реализации;
• процент, который составляют затраты на оплату труда в структуре затрат предприятия;
• процент затрат на обучение от фонда оплаты труда;
• процент затрат на финансирование социальных программ от фонда оплаты труда;
• средняя заработная плата в компании по основным категориям работников;
• процент расходов на корпоративные мероприятия от фонда оплаты труда;
• издержки организации на одного сотрудника.
2. Показатели отдачи от деятельности сотрудников организации:
• объем реализации на одного сотрудника;
• объем прибыли до уплаты налогов на одного сотрудника;
• производительность труда (как в денежных, так и в натуральных показателях) – объем продаж или чистой продукции, приходящийся на одного работника (динамика);
• соотношение роста производительности труда и роста оплаты труда в организации.
Для оценки социальной эффективности системы управления человеческими ресурсами можно также использовать две группы показателей.
1. Показатели, характеризующие качество персонала:
• структура персонала по категориям (производственный, непроизводственный, административный персонал);
• доля административного персонала в общей численности работников;
• число производственных работников на одного непроизводственного или административного сотрудника;
• возрастная структура персонала;
Конец ознакомительного фрагмента.