Глава 1. Кто же всех гонит: судьбы ли решение?
Как всуе, не вспомнить стихотворение «Тучи», русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, из советской школьной программы по русской литературе и не оценить вновь его актуальность.
Тучи
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
В сфере осознания сегодняшних мировых и российских проблем массового Беженства населения, и не только из Северной Африки в Европу, хочется одного – понимания физиологии этого процесса принудительного странствования. И уже не поэт, и не тучки, и не «с милого севера в сторону южную», а наоборот, «с милого юга да в сторону севера» бредут сотнями тысяч изгнанники. Снова остаются за гранью понимания простые, правомерные человеческие вопросы: «Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?» Далее по тексту, в современном понимании, возникают два варианта трактовки стихотворных строк:
– как обращение к некоторым слоям состоятельных граждан с утраченным чувством патриотизма, с «удовольствием» меняющих своё гражданство подальше от «бесплодных нив, страстей и страданий» поближе к тёплым пристанищам – «вечно холодные, вечно свободные, нет у вас родины, нет вам изгнания».
– как сострадание людям, находящимся в стадии принудительного изгнания с «плодоносных нив», движущимся в неизвестном жизненном направлении – «вечно холодные, вечно голодные, нет у вас родины, есть лишь страдания».
Бомж – человек (Б) ез (О) пределённого (М) еста (Ж) ительства. В нашей, испокон веков, аграрной стране, статус бомжа обозначает нахождение человека на нижней социальной ступени – бездомный. Ты можешь нищенствовать, предаваться любым порокам, но если у тебя есть хибара или лачуга, твой социальный статус выше статуса бомжа у которого «ни кола, ни двора. Если рассуждать по традиционной логике современного обывателя: Ничего на свете хуже нету, чем ходить-бродить по белу свету.
В середине двадцатого века западная идеология пыталась осчастливить низший социальный статус человека, предложив молодёжи субкультовое движение «хиппи».
Расцвет движения пришёлся на начало 1970-х годов. Первоначально хиппи выступали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм. Один из самых известных лозунгов хиппи: «Занимайтесь любовью, а не войной!».
Основные постулаты хиппи:
– человек должен быть свободным;
– достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души;
– поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность;
– красота и свобода тождественны друг другу и что реализация того и другого – чисто духовная проблема;
– все, кто разделяют сказанное выше, образуют духовную общину;
– духовная община – идеальная форма общежития;
– все, думающие иначе, заблуждаются.
Эксперимент сошёл на нет, движение «сдулось», а дети солнца растворились в истории. Почему беженство не прижилось, в виде счастья полной свободы перемещения по свету, в букете со свободой секса, рок-н-роллом, курением травки и прочими молодёжными удовольствиями?
Вероятно, что состояние беженства – более сложный по организации процесс, чем представляется большинству людей. Есть конечно нации генетически предрасположенные к перемещениям по странам и весям, но всё это в пределах каких-то взвешенных миграционных процессов. Американцу сменить место проживания за несколько сотен долларов прибавки в зарплате, вроде процесс нормальный, но социальный статус американской мечты – осесть в своём уютном домике в любимом штате.
Сегодня мы имеем тревожность, связанную с мировым «половодьем» миграционных процессов. Невольно люди понимают, что этот мир меняется и не в лучшую сторону. Политики, вооружённые средствами массовой информации, по факту эту тревогу только усугубляют. Поэтому попробуем рассмотреть тему беженства с нескольких точек зрения.
Начнём с первого простого вопроса: какой начальный статус имели все святые основных существующих ныне религиозных конфессий мира? Если не ошибаюсь – все культовые святые генерировали свои постулаты в статусе философствующих бедных странников. Однако, достигнув высшего признания со стороны паствы, предпочли храмовое богообрядчество. Ранее царствующие на небесах особы Ра, Ярило, Зевс, Посейдон и другие многие боги прежних цивилизаций остались только в мифологии, а также в развалинах некогда роскошных храмов богослужения. Кто знает, может благодаря беженству, они сейчас где-то в зеркальных цивилизациях исполняют священные миссии: ох, уж это человеческое воображение. В здравствующих ныне религиях прослеживается основополагающая сентенция духовного и интеллектуального превосходства бедных и не отягощённых дворцами странствующих индивидуумов, над сиятельными особами потребительского олимпа власти. Скромность богов, не вдохновляет чемпионов Форбса и это противоречие уже невозможно скрывать.
Многим известно выражение: большое лучше видится на расстоянии. Просвещённые люди понимают смысл этого выражения буквально в физическом смысле размеров объекта. Однако, в этой небольшой по объёму работе, читателю предлагается взглянуть на глобальную проблему беженства, как явления в человеческом сообществе, в рамках временного расстояния «эволюционного» периода от неандертальца до современного человека и заглянуть за занавес будущего.
Времена меняются, с ними меняется состояние общества, меняется осознание окружающего мира, но с опозданием реакции восприятия действительного. Традиционные шаблоны и убеждения нехотя покидают мозг человека. Если разобраться, то сегодня в статусе бомжей находится основная часть человечества. Не только обитатели ипотечных однушек-двушек-трёшек, но и сильные мира всего, при современном подходе к исследованию проблемы – постоянного места жительства не имеют. Дворцы, напичканные сегодня предметами роскоши, имеют статус резиденций, статус собственности, статус имущественно-властного превосходства, но и они, временны и являются местом постоянного проживания одной семьи, лишь небольшой временной отрезок времени. «Остановись мгновенье, ты прекрасно», – раздаются заклинания из золотых джакузи и платиновых унитазов. В ответ только холодное: «Всё пройдёт и это пройдёт».
Единственным, относительно стационарным местом пребывания человека, становится место захоронения тела после его смерти. Однако и оно теряется в пространстве и во времени, в лучшем случае через три-четыре поколения. Память человеческая коротка, даже если остатки праха человека – артефакты.
Поэтому сегодня, когда проблемы постоянного перемещения людей принимают постоянный характер по множеству причин, хотелось обратить внимание читателя на задачу с другой стороны, в более обширном отрезке времени и немного «под другим углом».
Когда, в Европе всё политическое внимание с тревогой обращено на растущий поток беженства, есть желание, просто понять физиологию этого социального явления. Не уверенный я, что стационарный человек-обыватель по экстремальным обстоятельствам, вынужденный резко поменять свой оседлый родовой статус на малой родине на статус беженца космополита, будет сломя голову носиться по Европе с хиханьками хаханьками, гоняясь за местными девчонками. В этой части более вероятно, что бытие определяет сознание, а сознанию, в критичный момент, более предпочтительны другие поведенческие модели в стрессовых состояниях. Какие, хочется попытаться осознать хотя бы теоретическую возможность изобретения вакцины против беженства в современных исторических условиях.
«Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание», – писал в 1859 году Карл Маркс в предисловии к «К критике политической экономии».
«То, что определяет бытие – в совокупности определяет уровень сознания, приоритеты действия индивидуальные и общественные», – уточнил бы я и окунулся в индивидуально – общественное бытие под названием жизнь, но…
Глупый телевизор кудахчет практически в каждом жилище современного человека. Щёлкаются пультиками каналы и в процессе возникает, в подсознании ощущение каких-то приоритетов современных проблем. Человеку, склонному к рассуждениям, иногда дано включать своё сознание и уноситься в дебри диалектики за пределы бытового медийного устройства.
Беженцы. Беженцы. Беженцы… Угу – мировая проблема? Мой телик, ты об чём? Но телик существо подневольное, ему что велят, то он и кажет. Только вот, надо людям помогать на местах их исконного обитания, нести мир хижинам, а не трещать двадцать четыре часа, когда на чьи-то жилища по командам из дворцов сыпятся смертоносные бомбы: Караул, Европа пропадает!
Попробуем разобраться в проблеме беженцев. Алё, Википедия, что у вас там про это?
Беженство – массовое оставление жителями своих родных мест, вследствие войны или стихийных бедствий. Маловато, но спасибо и на этом – всезнайка.
– Сами с усами.
– Кто-что?
– Беженцы.
– Что делают?
– Бегут.
– Куда?
– В Европу.
– Зачем?
– Дома плохо, а там хорошо…
– Всё – стопе. С самого начала. С происхождения.