Глава 2
Акционирование концерна «Норильский никель». Начало приватизации РАО «Норильский никель». Приватизация части прибыли РАО «Норильский никель» Структурами ФПГ «Интеррос»
2.1. Завершающие мероприятия по подготовке акционирования Российского государственного концерна «Норильский никель»
Не успела пройти неделя с момента издания распоряжения № 1974 Госкомимущества Российской Федерации от 18 ноября 1993 года, утвердившего состав комиссии по акционированию и приватизации концерна «Норильский никель», как 24 ноября на заседании Правления концерна был вынесен и рассмотрен вопрос о ходе подготовки проектов учредительных и иных документов РАО «Норильский никель».
Правление, в работе которого участвовали директора всех дочерних предприятий Российского государственного концерна «Норильский никель», констатировало:
«Подготовлен проект Устава РАО «Норильский никель», который доработан с учётом замечаний предприятий концерна и после некоторой доработки может быть внесён в Госкомимущество РФ для представления на утверждение Совету Министров – Правительству Российской Федерации. Подготовлен также проект постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации об учреждении РАО «Норильский никель».
Разработан и представлен для рассмотрения в первом чтении проект Устава дочерних акционерных обществ, входящих в состав РАО «Норильский никель».
Продолжается работа над проектом плана приватизации. …
Вместе с тем завершить работу по акционированию концерна к концу 1993 года нереально, т.к. задерживается работа над планом приватизации, без чего невозможно его рассмотрение и согласование в трудовых коллективах предприятий концерна».
В итоге члены правления решили для оперативного завершения работы над планом приватизации и проектом устава РАО «Норильский никель», а также проектами уставов дочерних акционерных обществ создать рабочую группу исполнителей под руководством директора по экономике Владимира Механика, организационно собрав её в Доме отдыха «Воскресенское» с 6 по 10 декабря 1993 года. Кроме руководителя рабочей группы в её состав входили ещё 14 человек от всех дочерних предприятий концерна.
В течение пяти дней работы в Доме отдыха «Воскресенское» группа специалистов успела рассмотреть проекты следующих документов: Устава РАО «Норильский никель», правительственного постановления «Об учреждении РАО «Норильский никель», типового устава дочерних акционерных обществ РАО «Норильский никель», а также положения под характерным названием – «Порядок размещения безвозмездно передаваемых акций РАО «Норильский никель».
Кроме этого в ходе общего разностороннего обсуждения по принципу «мозгового штурма» в первом приближении (концептуально) были изучены две темы:
1) подготовка в ближайшее время проекта «Положения о закрытой подписке на акции РАО «Норильский никель»;
2) создание специализированного регистратора для РАО «Норильский никель» в соответствии с Указом Президента России № 1769 от 27 октября 1993 года «О мерах по обеспечению прав акционеров», положение пункта 4 которого гласило: «Акционерные общества с числом акционеров более 1000 обязаны поручать ведение реестра акционеров банкам, инвестиционным институтам (кроме инвестиционных консультантов), депозитариям или специализированным регистраторам».
В завершении этого сбора в Доме отдыха «Воскресенское» 10 декабря 1993 года рабочая группа пришла к единому решению:
«1. Проект Устава РАО «Норильский никель» и проект Постановления Совета Министров – Правительства Российской Федерации со всеми изменениями и дополнениями, внесёнными рабочей группой, рекомендовать к представлению на утверждение и к подписанию в Совет Министров – Правительство Российской Федерации.
До утверждения указанных документов считать целесообразным рассмотреть их на Совете концерна /СТК/.
2. Проект Устава дочерних АО направить на предприятия для их рассмотрения в месячный срок и дальнейшего представления к утверждению на Совете директоров РАО «Норильский никель».
3. Принять за основу проект «Порядка размещения безвозмездно передаваемых акций», разработанный комбинатом «Печенганикель».
Поручить координационному центру концерна доработать указанный Порядок, имея в виду необходимость принятия его, как единого для РАО «Норильский никель» и представить для утверждения на Совет концерна.
4. Представителям предприятий в рабочей группе концерна в двухнедельный срок подготовить предложения о максимальном и минимальном размерах акций к Положению о закрытой подписке на акции РАО «Норильский никель» для рассмотрения на рабочей группе концерна.
5. Рекомендовать рабочей комиссии концерна рассмотреть вопрос о создании специализированного регистратора для РАО «Норильский никель».
6. Рабочая группа считает целесообразным, с учётом особенностей акционирования Красноярского завода, как аффинажного производства, рассмотреть на Совете концерна вопрос о включении в состав Совета директоров РАО «Норильский никель» директора Красноярского завода цветных металлов».
Насчёт последнего пункта решения рабочей группы можно сказать, что здесь уже не было никакого конструктивизма, а была попытка каким-то образом сгладить ситуацию, сложившуюся во время заседания Правления концерна «Норильский никель» 24 ноября 1993 года. Как уже отмечалось, на том, по-своему значимом заседании присутствовали члены Правления концерна «Норильский никель» – директора его дочерних предприятий, которые все без исключения подписались под ранее уже рассматривавшимся решением, кроме одного руководителя. Размашистым, уверенным почерком директор Красноярского завода по производству цветных металлов Владимир Гулидов под текстом предложенного ему для согласовательного подписания решения Правления концерна, написал:
«Завод «Красцветмет» на условиях документов, представленных совещанию, акционироваться не может. Считаю целесообразным оставить завод в государственной собственности, с последующим акционированием и организацией работ по контрактам с поставщиками сырья».
Без всяких сомнений – это был вызов, посредством которого возник конфликт, длившийся более года. Примечательно, это сделал человек, до этого поставивший свою подпись под решением Правления концерна «Норильский никель» № КН-16 от 20 июля 1992 года, когда было принято решение о приведении организационно-правовой формы концерна в соответствие с действовавшим законодательством, а также:
«Приватизацию входящих в состав концерна предприятий, организаций или их отдельных объектов считать недопустимой до принятия Правительством Российской Федерации решения о преобразовании Российского государственного концерна по производству цветных и драгоценных металлов «Норильский никель» в акционерное общество».
Наверное, стоит задуматься, что же подвигло опытного руководителя, совсем не глупого человека выступить против приватизации управляемого им завода в составе Российского государственного концерна «Норильский никель», причём после того, как Президент России Борис Ельцин предписал в своём Указе № 1017 от 30 июня 1993 года акционировать и приватизировать концерн единым производственно-хозяйственным комплексом?
Возможно, – произошедшие в стране изменения и потрясения, связанные с борьбой законодательной и исполнительной ветвей власти, в которую неминуемо неофициально втягивались и поддерживавшие их производственно-хозяйственные структуры, что могло повлиять на решение Анатолия Чубайса в распоряжение № 1974 Госкомимущества Российской Федерации не включить Владимира Гулидова в состав комиссии по приватизации концерна «Норильский никель».
Возможно, – личные амбиции, ведь, отметим, председатель российского Госкомимущества, подписав указанное распоряжение, пренебрёг мнением руководства концерна, которое предлагало директора завода Владимира Гулидова и председателя СТК завода Александра Крылова в состав комиссии по приватизации концерна «Норильский никель» (письмо № МП/328 от 16 ноября 1992 года).
Возможно, – побудительный мотив был в чём-то совсем ином, но факт оставался фактом – «бунт на корабле» был поднят, открыто и, по-своему, красиво, к чему в этой главе ещё предстоит вернуться.
Несмотря на вызывающий рукописный выпад своего директора, Александр Крылов и кроме него ещё двое специалистов Красноярского завода по производству цветных металлов приняли самое активное участие в работе группы. По всему видно, именно их инициатива способствовала появлению пункта 6 в решении рабочей группы, в котором предлагалось включить в Совет директоров РАО «Норильский никель» директора Красноярского завода цветных металлов.
В общем-то, после принятия рабочей группой решения от 10 декабря 1993 года, незамедлительно отправленного руководству концерна «Норильский никель», всяческая деятельность в направлении организации акционирования и приватизации концерна была приостановлена в связи с наступлением празднования Нового, 1994 года.
По прошествии новогодних и рождественских каникул работа продолжилась, но уже под достаточно сильным административным давлением куда-то всё спешащего Госкомимущества Российской Федерации. По всей видимости, где-то в это время Анатолий Филатов и как генеральный директор концерна «Норильский никель», и как заместитель председателя комиссии по его акционированию и приватизации получил из Москвы очередной нагоняй, после чего совместно с председателем СТК комбината Виктором Ситновым 21 февраля 1994 года впопыхах подписал постановление № 80/53.
Содержательный смысл его был весьма не глубоким, и заключался в создании ещё одной группы «по завершению подготовки документов, связанных с акционированием и приватизацией государственного концерна «Норильский никель» и в его составе Норильского горно-металлургического комбината, в том числе доработку проектов плана приватизации, Устава РАО «Норильский никель» и Устава дочернего акционерного общества». В соответствии с этим постановлением в состав рабочей группы вошли всё те же лица, перед которыми эта задача была поставлена ещё в ноябре – декабре 1993 года.
Складывалось впечатление, что это было совершенно не продуманное действие, продиктованное лишь одним желанием сделать хоть что-нибудь, визуально ускорявшее процессы акционирования и подготовки к приватизации концерна «Норильский никель», скорость продвижения которых бесспорно не устраивала председателя Госкомимущества Российской Федерации. Хотя причина отсутствия требуемого Москвой темпа проведения реформ была отнюдь не столько в субъективном человеческом факторе, сколько в массе объективных факторов, плохо просматривавшихся из кабинетов столичных чиновников, занятых решением стратегической задачи создания условий для укрепления во власти Бориса Ельцина, ещё не ставшего главой могучего евразийского государства.
Определённую консультационно-методологическую помощь руководству концерна оказала командированная в марте 1993 года в Норильск группа специалистов Института экономических проблем переходного периода, созданного специально под Егора Гайдара, отправленного в декабре 1992 года в отставку с должности исполнявшего обязанности Председателя Правительства России. Правда, несостоявшийся премьер-министр таки смог удержаться в верхнем эшелоне власти, заняв должность президентского консультанта по вопросам экономической политики, параллельно возглавив Всероссийскую ассоциацию приватизируемых и частных предприятий.
Специалистами гайдаровского института в самом общем виде была проработана тема акционирования и приватизации концерна «Норильский никель», после чего были подготовлены весьма расплывчатые письменные рекомендации, хотя и учитывавшие ряд характерных особенностей исследованного промышленно-отраслевого гиганта.
В частности, немаловажное значение имело то, что без особых проблем удалось убедить генерального директора концерна «Норильский никель» Анатолия Филатова, являвшегося и генеральным директором государственного объединения Норильский комбинат, своим приказом упразднить пусть даже во многом мнимую самостоятельность производственных подразделений комбината.
Выражалось это в том, что каждый рудник, каждый металлургический завод или обогатительная фабрика и тому подобное, являясь по закреплённому в соответствующих положениях статусу самостоятельными подразделениями в производственной структуре государственного объединения Норильский комбинат, имели каждый относительно обособленный бухгалтерский учёт основных производственных фондов и иных активов, а некоторые даже и банковский счёт. Это была своеобразная федерация производственных и непроизводственных подразделений, причина существования которой уходила корнями в то время, когда в соответствии с нормой права статьи 235 со значком 2 Кодекса законов о труде РСФСР руководитель предприятия избирался общим собранием (конференцией) трудового коллектива.
В этой ситуации каждый руководитель структурного подразделения непременно стремился, как можно дольше нравиться своим подчинённым, к примеру, хотя бы тем, что на уровне Правления комбината добивался («выбивал») выделения соответствующего материально-денежного премирование своих работников, либо предоставления им права приобретения по льготным ценам дефицитных товаров народного потребления. Гораздо легче это понять, представив, что тогда было время, когда мало было деньги заработать, их ещё было очень трудно с умом потратить, так как в дефиците были легковые автомобили, стиральные машины, холодильники, телевизоры, магнитофоны и ещё многое другое из необходимых современному человеку предметов бытового обихода.
На банковский счёт каждого производственного подразделения государственного объединения Норильский комбинат поступала часть финансовых средств, причитавшихся ему с выручки от реализации готовой продукции комбината. В определённом количестве эти средства и шли на приобретение товаров народного потребления, равно как и на премирование работников. Здесь уместно вспомнить фразу из Указа Президента России № 1018 от 30 июня 1993 года, рассмотренного в первой главе книги:
«Освободить Российский государственный концерн по производству цветных и драгоценных металлов «Норильский никель» от обязательной продажи 50 процентов валютной выручки от экспорта 200 тыс. тонн серы и 20 тыс. тонн файнштейна при условии направления высвобождаемых валютных средств на закупку … социально значимых товаров критического импорта».
Вот через валютно-денежные расчёты или по бартеру (мена) государственное объединение Норильский комбинат, а нередко и его производственные подразделения самостоятельно приобретали для своих работников югославские холодильники, японские и немецкие телевизоры и многое-многое другое. Разумеется, всё это было вынужденно, а отсутствие единого бюджета всего производственно-хозяйственного объединения, естественным образом отрицательно сказывалось на экономике этого юридического лица, наращивая кредиторскую задолженность по налогам и иным неналоговым платежам.
Однако в феврале 1994 года приказом Генерального директора государственного объединения Норильский комбинат Анатолия Филатова некогда былая самостоятельность производственных подразделений была упразднена, их счета в банках закрыты, комбинат стал серьёзно готовиться к своему преобразованию в открытое акционерное общество.
Мероприятия по подготовке к акционированию и приватизации Российского государственного концерна «Норильский никель» подходили к своему завершению, и 26 марта 1994 года комиссия по приватизации этого промышленно-отраслевого объединения под председательством Анатолия Чубайса, заслушав доклад члена комиссии Владимира Механика, вынесла решение № 1:
«1. Одобрить представленные рабочей комиссией по акционированию концерна «Норильский никель» проект плана приватизации, проект устава РАО «Норильский никель», проект распоряжения Госкомимущества Российской Федерации, проект распоряжения Правительства Российской Федерации и рекомендовать их для дальнейшего оформления.
2. В целях своевременного завершения акционирования концерна «Норильский никель» рабочей комиссии концерна в срок до 10 апреля 1994 г. согласовать план приватизации РАО «Норильский никель» на Совете концерна – высшем органе концерна «Норильский никель» в соответствии с Уставом концерна.
3. Порядок размещения безвозмездно передаваемых акций (типа «А») утвердить на Совете концерна «Норильский никель».
4. Результаты размещения безвозмездных акций (типа «А») утвердить на собраниях и конференциях трудовых коллективов концерна».
После чего последнее слово перед началом процессов акционирования и приватизации гиганта цветной металлургии России фактически оставалось за Советами трудовых коллективов предприятий концерна «Норильский никель», а в персонифицированном виде во многом – за Виктором Ситновым и его сотоварищами по СТК.
2.2. Формирование уставного капитала РАО «Норильский никель». Не вошедшее в уставный капитал имущество и иные активы государственного объединения Норильский комбинат (ошибки в расчётах). Грубейшая ошибка технологии акционирования концерна «Норильский никель»
Нормативное правило пункта 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа (Указ Президента Российской Федерации № 721 от 1 июля 1992 года) предписывало рассчитывать величину уставного капитала акционерных обществ, образовывавшихся в ходе акционирования государственных унитарных предприятий, в строго определённом порядке. В самом президентском указе была сделана ссылка на порядок, установленный несколько ранее Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации (приложение № 2 к Указу Президента России № 66 от 29 января 1992 года «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий»).
Причём, что очень важно:
– во-первых, «за исключением пунктов 1.3., 2.4., 3.1.1., 3.4.1., первого и шестого абзацев пункта 5.1., пунктов 5.2., 5.3., 5.4., 5.5.» Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации;
– во-вторых, расчёт размеров уставных капиталов всех акционерных обществ в обязательном порядке осуществлялся по состоянию на 1 июля 1992 года, то есть на день подписания президентского указа № 721.
Между изданием двух вышеупомянутых президентских указов прошёл срок, едва превысивший пять календарных месяцев, а Президент России Борис Ельцин по сути своей внёс коренные изменения в нормативные требования, предъявлявшиеся к расчётам уставных капиталов акционерных обществ, образовывавшихся в ходе акционирования (реорганизации) государственных унитарных предприятий, после чего подлежавших приватизации.
Глава исполнительной власти просто-напросто отменил все требования по оценке активов приватизировавшихся посредством акционирования предприятий и промышленных объединений, предписав осуществлять все расчёты, опираясь лишь на данные бухгалтерской отчётности по состоянию на 1 июля 1992 года. Разумеется, при таком подходе из расчётов выпадали все сведения о проведённых переоценках основных фондов и иных активов предприятий, отражённые в бухгалтерском учёте на более поздние даты, приводившие в соответствие стоимость активов предприятий с официально признанным уровнем инфляции российской валюты (рубля) (!).
Это «мелкое» президентское своеволие очень дорого обошлась России!
Итак, попытаемся разобраться всё-таки, что же было учтено при расчёте уставного капитала РАО «Норильский никель» и уставного капитала ОАО «Норильский комбинат», а что нет, а также чем при этом руководствовались исполнители этих расчётов?
1. В соответствии с правилами Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации при расчёте уставного капитала акционерного общества учитывались основные средства и вложения, запасы и затраты, денежные средства и прочие активы:
«2.1. Основные средства и вложения:
а) основные средства – здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, вычислительная техника, измерительные, регулирующие приборы, транспортные средства, инструмент, производительный и хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения и другие основные средства; капитальные вложения инвентарного характера в земельные участки, недра, лесные и другие угодья, представляемые предприятию в пользование, в арендованные здания, сооружения, оборудование и другие объекты, относящиеся к основным средствам;
б) нематериальные активы, отражённые в балансе, – права пользования землёй, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями и оборудованием, иные имущественные права, включая права на интеллектуальную собственность (патенты, лицензии и т.п.), товарные знаки и другие.
Перечень не учитываемых в балансе предприятия в стоимостном выражении нематериальных активов приводится в акте оценки и наличия нематериальных активов …;
в) капитальные вложения и авансы, включая стоимость незавершённого капитального строительства и неустановленного оборудования;
г) долгосрочные (на срок более года) финансовые вложения, включая вклады предприятия в доходные активы (акции, облигации и другие ценные бумаги) других предприятий, в процентные облигации внутренних государственных и местных займов, вклады в уставные фонды (капиталы) других предприятий и прочие;
д) прочие статьи по разделу «Основные средства и другие долгосрочные вложения» актива баланса.
2.2. Запасы и затраты: производственные запасы (сырьё, материалы, топливо, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, запасные части, тара и т.п.), незавершённое производство, расходы будущих периодов, готовая продукция, товары и прочие запасы и затраты.
2.3. Денежные средства и прочие финансовые активы: денежные средства в кассе, на счетах банков и прочие денежные средства, краткосрочные (на срок не более одного года) финансовые вложения предприятия в доходные активы (акции, облигации и другие ценные бумаги) других предприятий, объединений и организаций, стоимость отгруженных товаров, дебиторская задолженность и другие аналогичные средства, отражаемые в активе баланса».
2. После сложения учтённой в бухгалтерском балансе остаточной стоимости активов предприятия, подлежавшего преобразованию в акционерное общество, из полученной величины вычиталась стоимостное выражение статей пассива баланса:
«4.1. Для определения начальной цены предприятия при его продаже по конкурсу, на аукционе, величины уставного капитала акционерного общества (приложение 9) из стоимости имущества предприятия исключаются следующие статьи пассива баланса:
– средства остатков фондов экономического стимулирования и прибыли, направленные на создание приватизационного фонда предприятия;
– кредиты и заёмные средства – краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные кредиты, ссуды, не погашенные в срок; краткосрочные и долгосрочные заёмные средства;
– расчёты с кредиторами и прочие пассивы баланса в части заёмных и временно привлечённых средств.
Исключению подлежит также стоимость имущества, для которого действующим законодательством установлен особый режим приватизации, а также стоимость объектов социально-бытового и социально-культурного назначения и других объектов, в отношении которых комитетом по управлению имуществом было принято решение об их сохранении в государственной, муниципальной собственности.
4.2. Для определения величины уставного капитала акционерного общества из стоимости имущества предприятия, определённого в указанном выше порядке, дополнительно исключаются статьи пассива баланса в части резерва предстоящих расходов и платежей, собственных источников финансирования капитальных вложений и будущих периодов».
Действуя строго сообразно правилам, установленным Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, Комитет по управлению имуществом и акционированию государственного объединения Норильский комбинат подготовил проект расчёта уставного капитала РАО «Норильский никель».
При проведении расчётов вся требуемая информация об остаточной стоимости активов и пассивах государственного объединения Норильский комбинат по состоянию на 1 июля 1992 года поступала исключительно из архива службы машиносчётного учёта бухгалтерской отчётности этого производственно-хозяйственного объединения, а также от соответствующих служб других дочерних предприятий концерна «Норильский никель».
Уставный капитал РАО «Норильский никель» на момент регистрации этого открытого акционерного общества составлял всего 31 499 979 000 рублей. Отметим, что по обменному курсу рубля на валюту USA, установленную Центральным банком Российской Федерации на 1 июля 1992 года и равному 125,26 рублей/$, это было эквивалентно $ 251 476 760,3.
Если же считать по обменному курсу рубля, приведённому в Приложении 8 к плану приватизации концерна «Норильский никель» (100 рублей/$), то рассчитанный уставный капитал РАО «Норильский никель» был эквивалентен $ 314 999 790. В любом случае его размер был ниже самого низкого уровня!
Доля государственного объединения Норильский комбинат в уставном капитале РАО «Норильский никель составляла 46,65%, а в абсолютно-цифровом выражении – 14 693 690 000 рублей. Опять-таки по обменному курсу рубля, установленному Центральным банком Российской Федерации на 1 июля 1992 года (125,26 рублей/$), это было эквивалентно $ 117 305 524,5.
Если же считать по обменному курсу рубля, приведённому в Приложении 8 к плану приватизации концерна «Норильский никель» (100 рублей/$), то рассчитанный уставный капитал ОАО «Норильский комбинат» был эквивалентен $ 146 936 900.
Из этого следовало, что стоимость государственного объединения Норильский комбинат, занимавшего достойное место среди мировых производителей цветных и благородных металлов, в твёрдой иностранной валюте не дотягивала даже до цены одной пары истребителей-бомбардировщиков F-18 (USA), конечно, до того момента, пока однажды эта пара оказалась сбитой над северо-западной провинцией Ирака. Не вдаваясь в подробности, почему американские бомбовозы летают в небе чужой для них страны и кто всё-таки иногда заставляет их падать, сосредоточимся на том, что из приведённого расчёта ясно высвечивается одна из причин того, откуда в России вдруг неожиданно появились долларовые миллиардеры (!).
Грустно осознавать, но, по всей видимости, для России времён президентства Бориса Ельцина с её богатейшими природными ресурсами, но совсем небогатым народом, промышленно-отраслевое объединение Норильский комбинат и в самом деле представляло меньшую ценность, чем для США два боевых самолёта (!).
Возвращаясь к рассмотрению уставного капитала РАО «Норильский никель», отметим, что другая его часть (53,35%) приходилась на уставные капиталы остальных пяти юридических лиц, до акционирования входивших в качестве дочерних предприятий в состав Российского государственного концерна «Норильский никель».
Разумеется, не надо быть особо сведущим человеком в вопросах экономики, чтобы понять и представить себе невообразимую разницу между реальной стоимостью основных фондов и иных активов концерна «Норильский никель», включая оценочную стоимость, прежде всего, трёх полностью разведанных и активно разрабатывавшихся богатейших месторождений сульфидных медно-никелевых руд Норильского промышленного района, и вышеприведёнными цифрами. Это произошло не случайно, не под влиянием каких-либо непредвиденных обстоятельств, а по причине заранее спланированных и реализованных действий команды специалистов, разрабатывавших под руководством Анатолия Чубайса методы проведения приватизации крупнейших промышленно-отраслевых объединений.
Поясним.
Во-первых, как уже отмечалось, оценка такой наиважнейшей составляющей всего горнодобывающего и металлургического производства, какой всегда являлась и является его сырьевая база, вообще не была проведена и хоть как-то учтена в ходе акционирования и приватизации концерна «Норильский никель».
Буквально за «дубль-пусто» пошли три богатейшие, полностью разведанные и вовсю эксплуатировавшиеся природные месторождения сульфидных медно-никелевых руд Норильского промышленного района («Норильск-1», «Октябрьское» и «Талнахское»), а также медно-никелевые рудные месторождения Комбината «Печенганикель» на Кольском полуострове: «Котсельваара», «Семилетка», «Заполярное», «Ждановское», «Быстринское» и «Тундровое». При таком положении дел покажется куда как излишним упоминание о том, что, в дополнение ко всему, «забыли» оценить и месторождения полезных ископаемых техногенного происхождения, которые уж точно имели даже свою стоимость, так как были созданы усилиями предшествовавших поколений людей.
Вместо этого разработчики модели промышленной приватизации по-Чубайсу в своей методологии ограничились всего-то лишь учётом капитальных вложений инвентарного характера в земельные участки и недра, иными словами – стоимостью обустройства самих шахт рудников с учётом начисленного за годы эксплуатации нормативного износа. В итоге всё свелось к остаточной стоимости понесённых давным-давно капитальных затрат, наряду с учётом остаточной стоимости всего комплекса добывающего, транспортирующего, подъёмного и иного оборудования действовавших рудников. Ценность же хранимых Природой в недрах земной коры руд цветных и благородных металлов в расчёт принципиально не бралась, как будто бы руд этих там и не было вовсе!
Кое-кто может заметить, что лежащее в недрах земной коры природное рудное сырьё не является товаром, так как оно ещё не добыто и, следовательно, не может быть передано от одного лица другому в виде товарной руды или концентрата, а значит, – не может быть учтено при формировании уставного капитала горнодобывающей компании. Точно так же как стоящий на корню лес не является товаром до тех пор, пока он не будет спилен и не превращён в товарный продукт (кругляк), который, имея свою стоимость, уже может быть учтён при формировании уставного капитала лесозаготовительной компании.
Конечно, это так, но в горнодобывающем и нефтедобывающем промышленном производстве, особенно действовавших в масштабах целых отраслей народного хозяйства страны, равно как в лесозаготовительном производстве, свою цену имеет само право на добычу природного сырья – право хоть государственных, хоть частных компаний вести деятельность по превращению природно-сырьевых богатств недр и земель в товар.
Так или иначе, в процессе промышленной приватизации непременно должна была быть учтена цена этого самого права на дальнейшую разработку разведанных, обустроенных и с большим успехом эксплуатировавшихся рудных месторождений, что сделано не было (о чём подробнее пойдёт речь в третьей главе настоящей книги) (!).
Во-вторых, для того чтобы в ходе акционирования и последующей приватизации главным образом рентабельнейших промышленно-отраслевых объединений (концернов), эксплуатировавших месторождения российских недр путём выкачивания из них богатств, дарованных природой всему российскому народу, совсем уйти от оценки прав на недра, стремясь к ускорению акционирования, чубайсовские «горе-методисты» отказались и от оценки производственных фондов. Иными словами, как уже отмечалось, всё было сведено к элементарному сложению цифровых показателей бухгалтерских балансов, содержавших сведения об остаточной стоимости имущества, использовавшегося в производственной и иной деятельности готовившихся к акционированию (реорганизации) государственных унитарных промышленных предприятий и объединений (концернов).
Именно в этой связи в редакцию пункта 5 текста положения о коммерциализации, утверждённого Указом Президента России № 721 от 1 июля 1992 года, и было внесено обязательное для исполнения предписание об исключении из Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации правил, регламентировавших проведение инвентаризации и оценки активов акционируемых предприятий (!):
1) «1.3. Оценка имущества осуществляется предприятием на основе данных его полной инвентаризации, проводимой в соответствии с «Основными положениями по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчётов» (письмо Министерства финансов СССР от 30 декабря 1982 г. № 179) с последующими изменениями и дополнениями, «Указаниями о порядке проведения инвентаризации незавершённого производственного строительства» (постановление Госкомстата СССР от 10 ноября 1989 г. № 207), а также настоящими методическими указаниями.
По итогам инвентаризации должны быть отрегулированы выявленные в ходе её проведения расхождения фактического наличия ценностей против данных бухгалтерского учёта и отчётности.
На выявленное по результатам инвентаризации неучтённое по балансу имущество заводятся инвентарные карточки, делаются необходимые записи в соответствующих бухгалтерских документах.
На основании представленных предприятием материалов по результатам инвентаризации и оценки имущества комиссия по приватизации в установленные сроки определяет начальную цену предприятия, величину уставного капитала акционерного общества и подписывает акты оценки имущества предприятия (приложения 1 – 9).
Комиссия может принять решение о проведении предприятием либо привлечёнными экспертами, специализированными аудиторскими, консультационными и иными организациями, имеющими на это право, повторной оценки или инвентаризации имущества предприятия».
2) «2.4. В имущественный комплекс предприятия, подлежащий оценке, включаются не отражённые в учёте по каким-либо причинам объекты, включая: временно находящиеся в капитальном ремонте и модернизации; на консервации, в запасе или резерве; объекты, переданные в пользование или в аренду; неоконченные, не оформленные актами приёмки объекты строительства; средства, вложенные приватизируемым предприятием в акции, паи других предприятий на территории Российской Федерации и за рубежом; иные ценные бумаги, вклады, финансовые вложения, денежные средства на счетах банков, в том числе за рубежом».
3) «5.1. Комиссией составляются акты оценки стоимости имущества, в которых отражаются результаты инвентаризации и оценки (приложение 1 – 9), подписываемые всеми членами комиссии по приватизации.
Начальная цена предприятия, величина уставного капитала акционерного общества устанавливается в акте оценки стоимости имущества (приложение 9).
Указанные акты утверждаются соответствующим комитетом по управлению имуществом.
К акту оценки стоимости имущества предприятия (приложение 9) прилагается перечень объектов:
– для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации;
– находящихся на балансе предприятия объектов социально-бытового и социально-культурного назначения и других объектов, остающихся при приватизации предприятия в государственной, муниципальной собственности по решению соответствующего комитета.
Обязательными приложениями к акту оценки стоимости имущества предприятия являются передаточный бухгалтерский баланс, документы, отражающие результаты инвентаризации».
Из приведённых пунктов Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации видно, что они прорабатывались в проекте и принимались через утверждение президентским указом № 66 от 29 января 1992 года не только для приватизации государственных предприятий по конкурсу или аукциону, но также и для промышленной приватизации через проведение акционирования (реорганизации).
Следовательно, исключение этих немаловажных правил, предусматривавших в обязательном порядке проведение инвентаризации основных производственных и иных фондов, а также их последующую оценку, объяснялось постоянным состоянием торопливости, вызванным приближавшимися президентскими выборами 1996 года, и намерениями разработчиков приватизационной модели по-Чубайсу организовать приватизацию акционировавшихся крупнейших рентабельнейших промышленных предприятий с учётом заниженной стоимости их активов (!).
Просто поразительно, какая всё-таки несуразица получалась. Вот, судите сами:
1) нормативное правило абзаца первого пункта 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа исключало из использования все положения Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации, устанавливавшие требования проведения инвентаризации и оценки имущества акционировавшихся с целью приватизации предприятий;
2) нормативное правило абзаца второго пункта 5 всё того же самого положения о коммерциализации содержало следующее: «Акционерному обществу передаются объекты социально-культурного, коммунально-бытового назначения и иные объекты, для которых действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено ограничение или установлен особый режим приватизации, порядок дальнейшего использования которых определяется планом приватизации. Пообъектный состав имущества, передаваемого акционерному обществу, утверждается комитетом. Стоимость указанных объектов не включается в уставный капитал акционерного общества».
Однако в этом-то и был полнейший абсурд, совершенно чётко проявившийся при подготовке проекта плана приватизации концерна «Норильский никель», заключавшийся в том, что непонятно как можно было подготовить пообъектный перечень имущества, для которого был установлен особый режим приватизации (не приватизировавшегося вместе с концерном), предварительно не проведя инвентаризацию этого имущества. Равно как не в меньшей степени непонятно, зачем было готовить к утверждению в Госкомимуществе Российской Федерации, скажем, пообъектный перечень не подлежавшего приватизации имущества концерна «Норильский никель», одновременно не проводя инвентаризацию и оценку основных производственных фондов предприятий всё того же концерна (!).
В этой связи ясно лишь одно, что у «специалистов», готовивших проекты указов на подпись Президенту России Борису Ельцину, явно не хватало элементарной правовой грамотности и способностей мыслить с прогнозом на перспективу. Откровенные ляпы, совершённые в явной спешке, ещё лишний раз подчёркивают, что если бы промышленная приватизация в России проходила по методике, разработанной в комитетах и комиссиях парламента, а затем принятой в полном соответствии с действовавшим законодательством страны, то такого грустного посмешища, каким явилась промышленная приватизация по-Чубайсу, не было бы в природе.
Тем более что прародитель российской промышленной приватизации сам часто путался в президентских указа и собственных намерениях, о чём подробнее пойдёт речь далее, либо просто выдавал одно за другое. К примеру, в протоколе заседания комиссии по приватизации концерна «Норильский никель», состоявшегося в Москве 4 марта 1994 года, подписанного Анатолием Чубайсом, содержалось указание: «предоставить акты оценки и балансы на 1 июля 1992 г. как по предприятиям концерна, так и сводный с приложением перечня объектов социальной сферы, вошедших в Уставный капитал».
Но ведь никакой оценки в помине не проводилось, поскольку правило пункта 5 упоминавшегося уже положения о коммерциализации, утверждённого Указом Президента России № 721 от 1 июля 1992 года, фактически отменило проведение инвентаризации и оценки имущества предприятий, приватизировавшихся через акционирование, что ранее предписывалось Указом Президента России № 66 от 29 января 1992 года.
Понятие «оценка» лишь формально осталось в названиях актов, являвшихся приложениями к плану приватизации приватизируемого предприятия, а раз так, то название документа содержало в себе самом противоречие тому, что реально происходило на самом деле, а это уже не что иное, как натуральный обман, блуд, полнейшая мистификация!
Относительно же отказа от инвентаризации основных средств и иных активов приватизировавшегося концерна «Норильский никель», то, несомненно, Анатолий Чубайс выиграл во времени, но страна в целом проиграла, ведь расчёт уставного капитала РАО «Норильский никель» был выполнен быстро, но невероятно плохо и, кроме того, есть основания полагать, кое-что вообще «выпало» из расчётов. От всего этого в итоге выиграли только два хорошо известных российских олигарха да небольшая группа лиц из их ближайшего окружения.
Наконец, в-третьих, причиной возникновения невообразимой, многопорядковой разницы между реальной стоимостью основных производственных фондов, а также иных активов концерна «Норильский никель» (даже не беря в расчёт отсутствие оценки разведанных и активно разрабатывавшихся богатейших рудных месторождений) и размером уставного капитала РАО «Норильский никель» была галопирующая в то время инфляция рубля.
По общедоступным данным Госкомстата Российской Федерации, официально опубликованным в газете «Деловая Москва» № 38 от 6 ноября 1998 года, уровень инфляции российской национальной валюты (рубля) в 1992 году составил 2508,8%, в 1993 году – 839,9%, в 1994 году – 215,1%, в 1995 году – 131,3%, в 1996 году – 21,8%, в 1997 году – 11% (!).
Постепенное снижение инфляционного давления на экономику, наблюдавшееся по прошествию 1992 года, знаменитого гайдаровской реформой отпуска цен в свободное рыночное плавание, прекратилось в середине августа 1998 года с наступлением финансовой катастрофы (дефолта), которая «жёстко оценила» совершенно несостоятельное управление экономикой страны младореформаторами команды Президента России Бориса Ельцина. Инфляция рубля в 1998 году вновь подскочила и составила по году 84,4%, снизившись в 1999 году лишь до 36,5%.
Не вровень с инфляцией, но всё же вдогонку ей происходило снижение обменного курса рубля на валюты иностранных государств. Так, в частности, на 1 апреля 1994 года, то есть на то время, когда практически была завершена подготовка проекта плана приватизации концерна «Норильский никель» и иных документов, необходимых для осуществления акционирования этого промышленного гиганта цветной металлургии, Центральный банк России установил, что 1 $ подлежал обмену на 1753 российских рубля.
К сведению читателя, исходя из этого, уставный капитал РАО «Норильский никель», равный 31 499 979 000 рублей, по вышеуказанному обменному курсу рубля на валюту USA был эквивалентен $ 17 969 183,7 (!).
Соответственно уставный капитал ОАО «Норильский комбинат», равный 14 693 690 000 рублей, по официальному курсу рубля к валюте USA был эквивалентен $ 8 382 025,1 (!).
Для сравнения, – на ту же денежную сумму, в которую оценили государственное объединение Норильский комбинат, в то время можно было приобрести около 100 двухкомнатных квартир улучшенной (не класса люкс!) планировки в Москве, расположенных в многоэтажных домах, то есть всего два подъезда в жилых домах 12-ти или 14-ти этажной постройки. Всего-то два подъезда в одном жилом доме по стоимости одного горнометаллургического комбината … Полнейший абсурд!
Преобразование концерна «Норильский никель» в РАО «Норильский никель» было осуществлено в буквальном смысле задним числом, поскольку все необходимые для этого документы были подготовлены и соответствующие действия предприняты весной 1994 года, а расчёты уставного капитала были выполнены по состоянию на 1 июля 1992 года.
В то время как, в соответствии с нормой права пункта 8 статьи 37 действовавшего тогда Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», при преобразовании одного предприятия (унитарного) в другое (акционерное общество) к вновь возникшему в результате этого юридическому лицу переходили все имущественные права и обязанности прежнего предприятия (преобразованного). Однако с самого начала специалистам, работавшим над приватизационными документами, было совершенно ясно, что восстановить весь объём прав и обязанностей концерна «Норильский никель» на дату формирования уставного капитала РАО «Норильский никель» было просто невозможно. За прошедшие почти два календарных года инфляция рубля значительно обесценила ещё только формируемый уставный капитал, к тому же изменилась не столько структура, сколько количественная составляющая договорных и иных обязательственных отношений концерна «Норильский никель», от чего зависели объёмы его кредиторской и дебиторской задолженностей.
Тем не менее требования пункта 5.3.4. Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утверждённой Указом Президента России № 2284 от 24 декабря 1993 года, звучали неумолимо жёстко:
«Величина уставного капитала при преобразовании государственных (муниципальных) предприятий в акционерные общества открытого типа определяется по данным баланса по состоянию на 1 июля 1992 г. без учёта результатов переоценки основных фондов … и последующих переоценок основных фондов и валютных статей баланса. …
Все изменения в составе и стоимости имущества предприятия после 1 июля 1992 г. относятся к изменениям в составе и стоимости имущества, находящегося в собственности акционерного общества.
Фактическая прибыль, полученная предприятиями в 1993 – 1994 гг., не является источником образования приватизационного фонда работников предприятия и не исключается из стоимости имущества при определении величины уставного капитала».
Неоспоримость возможности исполнения требований особенно двух последних из приведённых абзацев Государственной программы приватизации вызывало огромнейшие сомнения. Во всяком случае, прибыль, полученная концерном «Норильский никель» в течение 1993 и первого квартала 1994 годов, в расчётах уставного капитала РАО «Норильский никель» учтена не была.
Создавалось впечатление, что всё было ясно всем, кроме тех, кто президентской волей был уполномочен управлять ситуацией с самого верхнего уровня государственной власти. Так, 14 августа 1992 года Егор Гайдар подписал постановление Правительства Российской Федерации № 595 «О переоценке основных фондов (средств) в Российской Федерации», устанавливавшее следующее:
«В целях приведения балансовой стоимости основных фондов (средств) Российской Федерации в соответствие с ныне действующими ценами и условиями их воспроизводства Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что все предприятия и организации Российской Федерации независимо от форм собственности обязаны провести по состоянию на 1 июля 1992 г. переоценку основных фондов (средств) по данным бухгалтерского учёта. …
6. Определение величины уставного капитала или начальной цены предприятия и организации при их продаже на аукционе и по конкурсу, а также установление размеров льгот работникам предприятий и организаций при приватизации государственных и муниципальных предприятий … осуществляются без учёта переоценки, производимой в соответствии с настоящим постановлением».
По прошествии некоторого времени, 19 августа 1994 года вышло постановление Правительства Российской Федерации № 967 «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценки основных фондов», ещё несколько позднее – постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 года № 1148 «О переоценке основных фондов». В этих нормативных актах формально больше не указывалось на то, что переоценка основных средств совсем не влияла на формирование уставных капиталов акционируемых с целью последующей приватизации юридических лиц, но они послужили толчком установлению нового порядка отражения в бухгалтерском учёте и отчётности операций, связанных с переоценкой основных фондов.
Во исполнение правительственного поручения Министерство финансов России установило порядок отражения в бухгалтерском учёте и отчётности операций, связанных с переоценкой основных средств (фондов). Тогда-то и появилось понятие «добавочный капитал», применительно к внесённым в уставный капитал основным производственным фондам приватизировавшихся государственных предприятий и объединений (концернов), прошедших процедуру акционирования, означавший фиксирование в бухгалтерском учёте номинального значения ежегодного прироста (с 1992 года) переоцениваемой стоимости этих средств производства. При этом уставный капитал компаний в полном соответствии с их учредительными документами оставался неизменным.
Так, согласно письма Министерства финансов России от 19 сентября 1994 года № 126, увеличение балансовой стоимости основных средств производственного назначения до их восстановительной стоимости путём применения соответствующих индексов пересчёта, устанавливавшихся по результатам проведённой переоценки, отражалось по дебету счёта 01 «Основные средства» в корреспонденции со счётом 87 «Добавочный капитал». Это никак не влияло на состояние бухгалтерского счёта 85 «Уставный капитал», поскольку какие-либо записи по нему производятся исключительно в случаях увеличения или уменьшения уставного капитала компании и только после внесения соответствующих изменений в её учредительные документы.
Для РАО «Норильский никель» отсчёт этого самого добавочного капитала начался сразу же с момента акционирования (преобразования) концерна «Норильский никель» в открытое акционерное общество. Учитывая, что расчёт уставного капитала РАО «Норильский никель» был сделан по состоянию на 1 июля 1992 года без проведения оценки основных фондов на эту дату, галопировавшую инфляцию рубля, а регистрация компании состоялась 27 апреля 1994 года, то к завершению акционирования концерна «Норильский никель» его основные фонды обесценились в 324 раза (!):
(в 1992 г.) 1 руб. x 2508,8% : 100% = 25,09 руб.,
(в 1993 г.) 25,09 руб. x 839,9% : 100% = 210,73 руб.,
(в I кварт. 1994 г.) 210,73 руб. + (210,73 руб. x (0,25 x 215%) : 100%) = 324 руб.
1 рубль (1 января 1992 г.) = 324 рублям (1 апреля 1994 г.)
Отсюда к моменту начала функционирования РАО «Норильский никель» его добавочный капитал потенциально в 324 раза превышал размер уставного капитала компании. Это и было разницей между увеличившейся благодаря инфляционному обесценению рубля стоимостью основных производственных и непромышленных фондов, по правопреемству доставшихся от концерна «Норильский никель» РАО «Норильский никель», и уставным капиталом образованной компании.
Всё бы ничего, если бы не одно «но».
Как на залоговом аукционе (17 ноября 1995 года) при определении стоимости передававшегося в залог контрольного пакета акций РАО «Норильский никель», так и при установлении цены продажи предмета залога (5 августа 1997 года), организаторы этих мероприятий исходили из суммарной номинальной стоимости обыкновенных акций, входивших в контрольный пакет акций РАО «Норильский никель». Причём без какого-либо учёта преднамеренной недооценки уставного капитала РАО «Норильский никель», допущенной ещё в 1994 году, как минимум, на сумму добавочного капитала (!).
Это никак нельзя назвать простым просчётом, оплошностью!
Это – не что иное, как с самого начала хорошо продуманное, правда, коряво исполненное высокопоставленными госчиновниками противоправное предоставление скрытой дотации заранее определённым частным лицам, будущим собственникам контрольного пакета акций РАО «Норильский никель». Говоря проще, – это было спланированное разбазаривание достояния республики, по праву принадлежавшего всем гражданам России.
Тогда цена акций РАО «Норильский никель», как на «диком» рынке перекупщиков ценных бумаг, так и на едва зародившемся фондовом рынке, обнаруживала устойчивый рост, а Государство продало контрольный пакет акций одной из лучших своих компаний коммерческой организации, ориентируясь не на рыночную цену акций РАО «Норильский никель», а на их номинальную стоимость. Сделав это, следующим логичным шагом до конца последовательного Государства было бы начать продажу хлеба пенсионерам по дотационной цене в 20 копеек за булку, как это было в конце 80-х годов XX века, также как при приватизации крупной промышленной госсобственности совершенно не беря в расчёт изменившееся экономическое положение и инфляцию рубля.
Однако этого не произошло, но тогда о какой демократии может вообще идти речь, когда высокопоставленные госчиновники, причислявшие себя к демократам, во главу угла проводившихся в стране экономических реформ поставили политику двойных стандартов, нанеся огромный ущерб всему российскому народу (с греч. – demos) ради сотворения пары десятков инвалютных миллиардеров (!).
Теперь рассмотрим подробнее всё-таки, из чего и как были сформированы уставные капиталы РАО «Норильский никель» и ОАО «Норильский комбинат», какие ошибки при этом были допущены и к чему в результате они привели.
Как уже отмечалось чуть ранее, в соответствии с правилом пункта 1.3. Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации, утверждённых Указом Президента России № 66 от 29 января 1992 года, после получения результатов инвентаризации и оценки имущества комиссия по приватизации в установленные сроки определяла величину уставного капитала акционерного общества и подписывала акты оценки имущества предприятия (приложения 1 – 9).
В дальнейшем проведение обязательной инвентаризации и оценки имущества были отменены другим президентским указом, подробно рассмотренным ранее, но никаких изменений в наименования и тексты соответствующих типовых приложений к планам приватизации предприятий и промышленных объединений, акционировавшихся с целью последующей приватизации, внесено не было.
Проанализируем по отдельности все приложения к плану приватизации концерна «Норильский никель», 15 марта 1994 года без каких-либо возражений подписанные всеми членами рабочей приватизационной комиссии, а затем 26 марта 1994 года одобренные решением № 1 государственной комиссии по приватизации концерна «Норильский никель», заседание которой проводилось под председательством Анатолия Чубайса.
1. Действовавшими, то есть не отменёнными более поздним президентским указом, нормативными правилами Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации совершенно чётко устанавливалось, что приложениями 1 и 3 к планам приватизации предприятий и объединений соответственно должны были быть:
– «Акт оценки стоимости зданий и сооружений»;
– «Акт оценки стоимости машин, оборудования и других основных средств».
В типовых формах этих актов указывалось на необходимость при подготовке планов приватизации и приложений к ним конкретных юридических лиц точно указывать наименование объектов (имущества), их месторасположение и инвентарные номера, годы ввода в эксплуатацию, марки (транспортных средств и оборудования), первоначальные (балансовые) стоимости, фактический физический износ и, наконец, остаточные стоимости. Подчеркнём, в типовых актах упор делался не на нормативный износ, отражавшийся в бухгалтерской отчётности, а на фактический физический износ основных производственных фондов, который вполне мог как соответствовать нормативному износу, так и быть больше или меньше его.
Конец ознакомительного фрагмента.