Глава 1. Как получить максимальную прибыль от медицинского центра
А теперь, давайте разберёмся в путях поступления денег от продажи услуг на счет медицинского центра. Деньги могут поступать по одному из четырех основных источников.
Источник №1 – источник B2C. Business to Customer. То есть, бизнес для конечных потребителей или, в нашем случае, для физических лиц. Физические лица являются одним из основных потребителей услуг медицинской клиники. Почему? Потому что продавать медицинские услуги физическим лицам очень просто ввиду того, что получать медицинскую помощь в государственных клиниках не всегда удобно для граждан.
Другими словами, в государственных клиниках пациент действительно имеет право на бесплатные медицинские услуги, по полису ОМС. Но, в то же самое время, в государственных медицинских учреждениях, пациент для того, чтобы получить эту самую бесплатную медицинскую помощь, вынужден долгое время провести в очередях. Особенно это касается помощи узких специалистов. Зачастую это связано с тем, что узкие специалисты получают невысокое материальное вознаграждение в государственной системе здравоохранения. И, таким образом, практически в любой поликлинике, наблюдается дефицит узких специалистов.
Одна моя знакомая жалуется, что невозможно вызвать на дом педиатра: она вынуждена звонить в поликлинику в 7.45 утра, потому что позднее вызвать врача на дом просто нереально. А недавно в регистратуре поликлиники ей заявили, что врач на дом к ребёнку с температурой 38,5 прийти не может, т. к. врачи из поликлиники уволились, а оставшиеся не успевают.
Другая знакомая утверждает, что ей отказали в поликлинике записаться к кардиологу, мотивируя это тем, что запись производится только по понедельникам с 8.00 до 10.00. Вы всё еще не верите? Просто прогуляйтесь в ближайшую поликлинику!
Поэтому граждане очень охотно идут в коммерческие медицинские центры. Это касается не только стоматологических медицинских клиник, но также это касается и медицинских клиник общесоматического профиля. При этом спросом пользуются услуги терапевта, кардиолога, невропатолога, эндокринолога и массы других узких специалистов.
В то же самое время многие медицинские центры имеют какую-то строго определенную направленность. Ну, например, исключительно терапевтическая направленность, где в одном кабинете ведут прием сразу несколько специалистов по очереди. Особенно это характерно для небольших медицинских клиник, которых в нашей стране в последнее время открывается достаточно большое количество.
Кроме того, граждане очень активно идут на прием в частные медицинские центры по той простой причине, что это удобно: медицинская помощь оказывается в непосредственной близости от дома и в удобное для пациента время.
Также, граждан привлекает возможность позвонить и лично поговорить по телефону с врачом, обсудив свои проблемы – попробуйте получить подобный сервис в государственной поликлинике. Врач частной медицинской клиники зачастую становится лечащим врачом пациента на долгие годы, особенно при правильно выстроенной руководством медицинского центра системе работы с пациентами. И пациент становится верным источником прибыли для клиники на долгий промежуток времени.
Второй источник дохода медицинской клиники – это сектор B2B или Business to Business. То есть, это услуги, оказываемые медицинской клиникой, для юридических лиц. Юридические лица также очень охотно пользуются услугами частной медицины. Но для того чтобы пробиться в сектор В2В, медицинская клиника должна научиться правильно предлагать на рынке и продавать свои услуги.
И действительно, многие работодатели заинтересованы в том, чтобы их работники были здоровы. Потому что здоровье работников является синонимом высокой производительности труда:
– уменьшение издержек производства ввиду отсутствия проблем с больничными листами;
– с отсутствием проблем с отсутствующими сотрудниками на рабочих местах.
Во многих компаниях сотрудникам оплачивают в качестве бонуса за хорошую работу, услуги стоматолога и ортопеда. И это очень хороший стимул трудиться!
Необходимо помнить о том, что у многих юридических лиц тоже остро стоит кадровый вопрос. В связи с чем, безусловно, работодателям необходимо заботиться о здоровье своих работников. Именно поэтому медицинские клиники должны грамотно предлагать медицинское обслуживание в районе своего непосредственного нахождения для расположенных поблизости юридических лиц.
Кроме того, юридические лица заинтересованы в услугах медицинских клиник с целью проведения медосмотров. В том числе, предрейсовых осмотров водителей транспортных средств.
Есть категория так называемых ВИП-клиентов, которые очень заинтересованы в получении быстрой и качественной медицинской помощи. Как правило, это касается директоров предприятий или руководящего состава, так называемого, топ-менеджмента предприятий.
Следующим звеном, поступления денег для медицинских клиник являются страховые компании. Как правило, медицинские клиники работают по программе ДМС (добровольного медицинского страхования). Но есть клиники, которые уже начинают работать по программам ОМС (обязательного медицинского страхования), то есть, по, так называемым, полисам ОМС, которые есть у любого гражданина Российской Федерации.
Наиболее интересным с точки зрения медицинской клиники источником дохода является, конечно же, доход от ДМС, поскольку страховые компании охотно заключают договора с медицинскими центрами, платят деньги, зачастую даже по предоплате. Поэтому любому руководителю медицинского учреждения с целью повышения дохода – необходимо первым делом заключить договора ДМС.
Во многих фармацевтических компаниях компенсационный пакет включает в себя оплату полиса ДМС и страховку жизни от несчастного случая на 1 000 000 – 2 500 000 рублей. Работодатель заинтересован в том, чтобы работники работали, а не сидели на больничных листах!
И, наконец, последним источником поступления денег в медицинский центр является ОМС. Здесь необходимо отметить, что для того чтобы медицинской организации попасть в программу ОМС, необходимо исполнять определенные требования страховых компаний. То есть, в этой ситуации тарифы диктуют сами страховые компании, в отличие от программ ДМС, когда тарифы согласовывают медицинские организации.
Формула прибыли медицинского центра, без которой нельзя обойтись
А теперь давайте перейдём к практическим вопросам повышения прибыли медицинского бизнеса. Существует так называемая формула прибыли, в которую уже заложены все имеющиеся возможности по увеличению прибыльности клиники:
Прибыль = L × Cv × S × # × %,
где L – количество потенциальных клиентов;
Cv – конверсия;
S – средний чек;
# частота посещений;
% – маржа.
Таким образом, Ваша прибыль состоит из 5 ключевых компонентов:
1. Количество потенциальных клиентов или лидов. По-сути, это ваши потенциальные клиенты, т. е. люди, которые интересуются предлагаемыми вашим медицинским центром услугами. Они могут появиться четерьмя основными путями:
– увидели рекламу в СМИ или на уличном баннере и позвонили
– зашли на сайт и позвонили
– проходили мимо и зашли
– посоветовали врачи поликлиник и стационаров.
Потенциально они готовы выбрать Ваш медицинский центр для получения предлагаемых вами услуг.
2. Конверсия – показывает сколько лидов (потенциальных клиентов) перешло в реальные клиенты и заплатило Вам деньги. К примеру, если из 10 позвонивших заинтересованных человек пришли лечиться 3, значит конверсия составляет 30%.
Один мой знакомый стоматолог не имел понятия про конверсию. И когда я рассказал ему, что можно таким образом вести подсчёт эффективности работы администратора клиники, очень сильно удивился. Выяснилось, что администратор не хорошо разговаривает с пациентами, благодаря чему конверсия удерживается на уровне 5 – 10%. С администратором провели работу: написали скрипты продаж, научили разговаривать с улыбкой, в результате конверсия возросла до 25—30%. Тогда он воскликнул: «Боже, сколько денег я потерял!».
3. Средний чек. Это очень важный показатель, на который Вам следует ориентироваться. Медицинские услуги, предлагаемые вашей клиникой, имеют различную стоимость. Однако, если по итогам дня Вы сложите сумму стоимости этих услуг и поделите на количество посетителей, Вы получите средний чек – сколько в среднем денег за день оставляет каждый пациент. Собирая и анализируя эту информацию ежедневно, по итогам месяца, Вы получите более достоверные цифры. По мере накопления статистики, Вы сможете сравнивать месяцы между собой, затем кварталы между собой. Таким образом, Вы будете наверняка знать, где у Вас образовался провал и почему.
Работать с большими массивами информации в виде цифр для Вас критически необходимо. Со временем Вы научитесь отделять главное от второстепенного и вычленять именно те факторы, которые влияют на конкретную услугу, предоставляемую медицинским центром. Один знакомый, владелец урологического кабинета постоянно обращался за консультациями. Однажды пригласил меня в ресторан, где за приятным разговором выяснилось, что у него в кабинете совершенно не поставлен процесс сбора и анализа информации о работе кабинета. Всё выглядело примерно так: деньги получаются, складываются в карман, с какой то суммы платится 6% налог… И все! Начали считать средний чек. Через 1 месяц выяснилось, что он составляет всего 900 рублей. Разработали план каким образом его можно повысить. Результат: через 3 месяца рост среднего чека до 1500 рублей, рост выручки на 45%. Знакомый счастлив, прочитал книгу, про анализ данных с помощью статистической программы. Последний раз встретил его несколько месяцев назад. Он говорит, что открыл еще 2 филиала. Кабинет превратился в небольшой медицинский бизнес!
4. Частота посещений. Данный коэффициент показывает сколько раз приходит к Вам среднестатистический пациент за какой-то промежуток времени. Для удобства счёта – давайте возьмём год. Кто-то приходит к вам 3 раза в год, кто-то 5 раз.
Критически важно не просто учитывать количество посещений, а научиться управлять им. Зная, что я исследую технологии маркетинга, ко мне обратился предприниматель, у которого многопрофильный медицинский центр. Как выяснилось, меня посоветовали друзья. У этого уважаемого человека была такая проблема: пациенты приходили в медицинский центр, но на промежутке временив 6 месяцев оставалось от силы 25%. Все остальные уходили. Начали анализировать бизнес процессы. Выяснилось, что у него нет системы управления взаимоотношениями с клиентами. Разработали план и внедрили в бизнес 50% плана. Через квартал оценили эффект – до 70% пациентов стали посещать медицинский центр повторно, на 30% выросла выручка медицинского центра.
5. Пятый коэффициент – это ваша прибыль или маржа. По-сути, это рентабельность вашего бизнеса: например, за месяц медицинский центр получил выручку в размере 3 000 000 рублей, Вы получили чистой прибыли 1 350 000, значит ваша рентабельность составила 45%.
Как данная формула поможет нам в управлении клиникой?
Любой владелец/руководитель медицинского центра стремится к максимизации прибыли от деятельности бизнеса. Предположим, Вы поставили цель увеличить продажи услуг медицинского центра на 25% за квартал. Достижимые ли это цифры? Давайте разбираться вместе.
Итак, предположим, первое, что нам пришло на ум – увеличить вложения в рекламу на 25—30%. Исходно нам кажется, что чем больше потенциальных клиентов нам позвонило/пришло в клинику, тем больше наш доход.
Однако, давайте внимательно посмотрим на нашу формулу: в не й пять компонентов. И лидогенерация, которую собственно и отражают вложения в рекламу – лишь один из них. Представьте только себе, что ваш администратор по каким-то причинам, не смог ответить на 20% звонков клиентов или неправильно с ними разговаривает. Вы сразу же потеряете часть вложенных в рекламу денег. Это этап конверсии из потенциальных клиентов (лидов) в реальные.
На следующем этапе врач, принимающий пациента, должен быть осведомлён о том, что необходимо своевременно сказать больному о том, что существуют эффективные методики профилактики артериальной гипертензии, одной из которых является ТЭС – терапия. Пациент приходит к Вам на данную процедуру и оставляет втрое большую сумму в вашей кассе за счёт 10 положенных процедур. Это и есть средний чек.
После того, как удовлетворённый лечением пациент уходит из клиники, как правило, контакт с ним потерян. Человек предоставлен сам себе. И если не продолжить общение с ним, клиент будет навсегда потерян для клиники. Но ведь можно пойти другим путём: продолжить общение с человеком по смс или электронной почте. По смс можно напомнить человеку о том, что пришло время для профилактического приёма, а по электронной почте периодически присылать ценную информацию про методы лечения актуальных для пациента заболеваний. При таком подходе часть пациентов (до 40%) обязательно откликнутся и придут в ваш медицинский центр, ну а Вы получите дополнительно 10—15% прибыли!
Принято считать, что единственно возможная методика конкуренции – конкуренция по цене. Однако как показывает мой опыт, конкуренция по цене – самый худший вариант конкуренции. Почему? Да потому, что всегда найдётся кто-то кто сделает тоже самое дешевле. Давайте попробуем провести аналогию с автомобилем. Если бы цена была ключевым фактором продаж, все бы ездили на самой дешёвой машине, верно? Какой автомобиль у Вас? То же самое и в медицинском бизнесе: наилучшая политика – это политика высоких цен. Для повышения выручки Вы совершенно спокойно можете поднять свои цены на 10%. Если опасаетесь поднять цены сразу, можете перейти к плановому повышению цен раз в квартал на 3% – уж 3% не заметит никто!
Таким образом, если посмотреть на формулу продаж и на нашу цель – повышение выручки на 25%, становится понятно, что совершенно спокойно можно поднять выручку за один-два квартала минимум на 25%, а возможно и значительно больше! Это зависит исключительно от Вашего желания внедрять новые стратегии работы с пациентами.
Многие бизнесмены, с которыми приходилось общаться по роду своей деятельности, после внедрения нескольких несложных описанных выше фишек, были просто поражены. Один человек даже сказал мне как то: «Вы знаете, я занимаюсь бизнесом уже 10 лет, но и предположить не мог, что можно поднять выручку такими простыми способами. Наверное, я человек старой закалки, привык к проверенным временем приёмам, но жизнь не стоит на месте». После таких слов хочется сказать: «Не бойтесь внедрять и экспериментировать. Какие-то приёмы могут не показать должной эффективности именно в Вашем бизнесе по нескольким причинам. Но если Вы будете работать над каждым сегментом своего бизнеса хотя бы по не многу, эффект будет обязательно! Его просто не может не быть! Действуйте!».
Как внедрить замеры ключевых показателей бизнеса? Или что не замеряем, то теряем!
Когда я только начинал свой первый медицинский бизнес, я не знал как им управлять. Мне понадобилось время на то, чтобы понять, что необходимо учитывать как можно больше цифровых показателей. Первое время я делал это интуитивно: разработал свою собственную систему показателей и коэффициентов (одним из которых был расчёт среднего чека!), запрограммировал формулы в excel и стал получать хоть какую-то комплексную информацию о работе своего первого бизнеса. Позднее я прочитал массу книг на эту тему, перепробовал много приёмов и оставил только то, что действительно работает. Именно этой информацией я делюсь с Вами, уважаемый читатель, на страницах этой книги и своём сайте: www.прибыльный-медбизнес.рф.
А теперь посмотрите внимательно на формулу продаж и задайте себе вопрос: что именно из перечисленного замеряется в вашей клинике. Для старта быстрого увеличения выручки и прибыли, Вам необходимо оценить исходные показатели по каждому пункту формулы продаж. Таким образом, Вы сможете увидеть эффективность предлагаемых в данной книге технологий.
Давайте сразу договоримся, что эффективно управлять можно только тем, что можно измерить. Кроме представленных 5 составляющих формулы, возможно в вашей клинике есть дополнительные показатели, о которых Вы хотите знать. Не откладывайте сбор статистических показателей «на потом». Точное владением цифрами позволит Вам в дальнейшем выстроить эффективную и гибкую бизнес-систему, которой довольно просто можно будет управлять. Кроме того, владение этими 5 цифрами даст Вам значимое преимущество перед конкурентами, у которых сбор и анализ статистики не ведётся совсем. По опыту, таких наберётся более 80%.
Наладить сбор статистической информации довольно просто, давайте посмотрим вместе.
Количество обращений (лиды) – считаем все звонки/обращения потенциальных клиентов.
Конверсия – это количество реально пролеченных пациентов
Средний чек – смотрим выручку по клинике за день и делим на количество посетителей за день.
Количество обращений – по базе данных делаем выборку по количеству обращений каждого пациента за год, складываем данные всех пациентов и соотносим с количеством пролеченных за год больных.
Маржа – это показатель, который Вы, как руководитель клиники, вероятно знаете. По-сути, это и есть рентабельность бизнеса. Например, 35% в месяц.
Собирать статистическую информацию удобно на основе таблицы exсel. Все цифры надо свести в единую таблицу, чтобы было удобно с ними работать. Эти данные подобны приборной доске в кабине самолёта.
Если Вам это покажется сложным, Вы можете обратиться к автору, команда которого оказывает услуги по постановке системы сбора и анализа ключевых показателей. Подробнее получить информацию о данной услуге Вы можете на веб – сайте: www.прибыльный-медбизнес.рф/услуги.
Как мгновенно повысить доход от бизнеса МЦ на 5 и более процентов
Пожалуй, наиболее простым и быстрым методом увеличения прибыли от медицинского бизнеса является подъём цены на 5—10%. Согласитесь, что в нынешних экономических условиях инфляция составляет более 10% годовых. Таким образом, чтобы иметь возможность покупать те же товары, что вы покупаете сейчас, необходимо, как минимум раз в год поднимать цены от 10% и выше. Что сдерживает Вас от подъёма цен? Скорее всего, страх потерять клиентов.
Давайте рассмотрим простой пример. Пусть Ваш приём стоит 1000 рублей. Себестоимость приёма 400 рублей. Вы подняли цену на 10%, стоимость приёма стала 1100 рублей. При этом чистая прибыль стала не 600 рублей, а 700 рублей, что в процентном соотношении составляет 14,28%. То есть, Вы подняли цену на 10%, а прибыль увеличилась на 14,28%! Ведь себестоимость услуги не изменилась!
Разумеется, будут и покинувшие МЦ клиенты. Но предположим, что вместо 500 человек в месяц на приём пришло только 450. При этом на 500 человек клиника зарабатывает 300 000 (500 × 600 руб) рублей, а на 450 стала зарабатывать 315 000 рублей (450 × 700 руб). На 15 000 рублей больше! Однако учтите, что это только явная прибыль, но ведь клиника не амортизирует оборудование и не тратит расходные материалы на приём 50 человек. Это уже скрытая прибыль.
В любом случае, если пациенты заметят повышение цены, необходимо дать им разумное объяснение: подорожала арендная плата, выросли в цене расходные материалы, чтобы у человека не было чувства, что Вы на нём наживаетесь.
Один знакомый стоматолог, работающий сам на себя, внедрил плановое повышение цены на услуги один раз в квартал на 5%. Как результат, через 2 квартала отмечен рост выручки на 10%. На момент написания книги, значимого оттока пациентов не зарегистрировано. Вероятно, это связано с тем, что мало кто из клиентов заметил столь несущественное повышение цены на услуги.
Как вариант решения вопроса с оттоком клиентов, предлагаю вам воспользоваться следующим приёмом. Введите время эконом приёма врачей, выбрав не очень загруженные часы работы клиники. Например, 3 раза в неделю по 1,5 часа. Таким образом, вы решите сразу 2 задачи: увеличите трафик пациентов в незагруженные до этого момента часы и дадите возможность получить медицинскую помощь по льготным ценам, при этом Вы сможете указывать эти цены в рекламе. В любом случае, цены необходимо тестировать, повышая плавно. Имеет смысл проводить плановое повышение цен 1 раз в квартал на 3—5%. Это практически никто не заметит.
Кроме того, целесообразно ввести в прайс дорогие услуги для контраста. Взглянув на дорогие услуги, у пациентов создастся ощущение, что цена на услуги, за которые платят они, не высокая.