Вы здесь

Пресноводные рыбы России и секреты современной рыбалки. Карась (Ю. Д. Теплов)

Карась


Он обитатель озер, прудов и слабоструйных водоемов, один из самых популярных трофеев удильщика. Его можно назвать подводным фермером, ибо карась все лето копошится в иле или в камышовом лесу, отыскивая корм. И как на земного фермера, на него вечно охотятся щуки, выдающие себя за лидеров рыбьего народного фронта и судаки-рэкетиры. В небольших озерах и прудах водится карась золотой с чешуей золотисто-красноватого цвета. В реках обитает, в основном, карась серебряный – серовато-белого цвета. На зиму эта рыба обычно зарывается в ил и впадает в спячку.

Товарный вес карася 150—300 граммов. Однако нередко встречается так называемый тугорослый карасик. Происходит это из-за перенаселения водоема и отсутствия рыб-хищников. Рыбалка в таком водоеме, как в аквариуме.

В Иглинском районе Башкирии, где я обычно провожу лето, есть лесное Бессонное озеро. Почему оно так называется – трудно сказать. Возможно, потому, что на его берегу почему-то не спится ночами: в береговых зарослях ухают совы, кукушки ворожат суеверным рыболовам, сколько лет им еще придется рыбачить. Ночь проходит без сна, но ощущение такое, будто выспался. И едва на востоке проклевывается рассвет, как все ночлежники уже на ногах, и берег наполняется хрипом насосов для резиновых лодок.

Мое знакомство с Бессонным озером состоялось по инициативе Виля Мидхатовича Ганеева. Заканчивался июнь, самая пора травостоя. Послеполуденное солнце поливало землю жаром. Илистое мелководье озера просматривалось метров на тридцать, так что с берега рыбачить было бессмысленно.

Мы накачали свои лодки, и я поплыл за Вилем по водной глади. Все лодочники заякорились примерно на глубине четыре метра, где, то и дело, слышались серьезные рыбьи всплески. Я решил от Виля не отставать и следовал за ним к тому берегу, где, как позже узнал, глубина была всего-то около двух метров, и дно не меньше, чем на метр, устлано подводной растительностью.

Знакомство с новым водоемом всегда волнует неизвестностью, ожиданием удивительных трофеев и необычных сюрпризов. Но озеро не было расположено к знакомству со мной, хотя на сюрприз не поскупилось. Едва я сбросил за борт первый якорь, как раздался шипящий звук, и один лодочный борт стал скукоживаться на глазах. Я сам был виноват в этом: накачал лодку до упора, не взяв в расчет тридцатиградусную жару. От перегрева баллон разошелся по шву и поставил крест на рыбалке. Хорошо, что не было ветра, и я, хоть и вымокший, но добрался до берега на одном баллоне, подгребая веслом, как на индейской пироге.

До вечера промаялся на берегу. Причаливали рыбаки, закончив ужение. Их садки и ведерки были набиты золотистыми карасиками от 15 до 30 граммов каждый. Выходит, озеро еще один аквариум, набитый тугорослыми особями.

Виль причалил, когда уже начало смеркаться. К моему удивлению, в его садке бултыхались вполне товарные, граммов по сто-двести, серебристые и золотистые караси общим весом килограммов до пяти. Нет, с Бессонным озером прощаться не стоит, решил я для себя и через неделю снова оказался на берегу, на этот раз без напарника. Но место, где рыбачил Виктор, запомнил хорошо. Там и заякорился.

Поклевки следовали, едва успевал забросить удочку. Увы! Клевали одни пятачки, которые годятся лишь в качестве живца. Но Виль ловил совсем других карасей! Значит, что-то я делал не так, значит, не смог приноровиться к новому для меня водоему! Придется напроситься в ученики, несмотря на солидный рыбацкий опыт. Надо же разгадать, каким образом он ловит в бессонном аквариуме вполне товарных карасей, а другие рыбаки привозят домой одну мелкоту.

Случай представился довольно скоро. Было раннее утро, когда мы с Вилем выплыли примерно в то же место, как и в первый раз. Остановились. Сбросили с кормы и с носа якорные кирпичи. Закинули по две удочки. Разбросали у поплавков прикормку из пареной смеси овса с перловкой.

Минут через десять я увидел, что Виль вываживает первого карася. Судя по тому, как согнулся гибкий хлыстик удилища, на крючке сидел отнюдь не маломерок. Я же к этому времени вытащил двух карасиков граммов по двадцать. И это не было случайностью. У него поклевки случались реже, но его караси были в пять-шесть раз крупнее моих. В чем дело? Прикормка одинаковая, наживка та же – навозный червь и зерна перловки.

В какой-то момент я обратил внимание, что на его удочках расстояние между крючком и поплавком с метр, не больше. И насадка выглядит вроде бы крупнее, чем на моих крючках. Получалось, что он ловил в пол-воды и насаживал на крючки по два или три зернышка перловки. Я нервно перестроил свои снасти и снова забросил. Ждать пришлось недолго. Один из поплавков качнул красной головкой, склонился, неспеша улегся на воду и пошел в сторону. Я подсёк и сразу же почувствовал: вот он, мой первый товарный карась!

Секрет оказался прост. При ловле со дна привлеченная прикормкой и копошившаяся в иле в ее поисках мелкота набрасывалась на насадку и становилась трофеем удильщика. Крупный карась держался выше, собирал корм с подводных стеблей. Перловка на крючке не должна была уходить в заросли, а телепаться у самой их поверхности. Товарный карась, заметив ее, поднимался выше, всасывал. В этот момент поплавок и ложился плашмя на воду.

Конечно, мой улов уступил по весу улову Виля. Но все равно с этого дня я мог считать себя приобщенным к тайнам рыбной ловли на Бессонном озере.

В благоприятных условиях карась вырастает до килограмма и более. Наиболее удачные трофеи удильщиков, например, в плавнях Ахтубы или южных сибирских озерах, превосходят два килограмма. В некоторых водоемах Подмосковья появился гибрид карася и карпа. Этот метис, хоть и не способен рожать себе подобных, зачастую достигает веса до килограмма и более.

Первое мое общение с карасевыми метисами произошло на подмосковном озере Инженерном близ Алабино, в пору цветения шиповника. По рыбацким приметам, это время карасевого жора. На озеро мы прибыли вместе с корреспондентом «Красной звезды» Володей Житаренко (впоследствии он погиб в новогоднюю ночь в Чечне). С вечера прогрели землю, костер передвинули и устроили на кострище постель. От земли, как от русской печки, шло тепло. Майские ночи коротки, и Житаренко, завернувшись в плащ-накидку, отказался подниматься с рассветом. Я же разбросил веером удочки и с нетерпением стал ждать поклевки.

Увы! – ожидание оказалось тщетным. А рядом бурлили камыши, и даже слышалось чавканье: рыба пиршествовала, питаясь молодыми стеблями. Надо ли говорить, насколько это обидно для рыболова. Недолго думая, я разделся и, несмотря на холодную майскую воду, забрался по грудь в гущу камышей и стал выдирать растительность так, чтобы получилось два оконца. Накидал в них колобков из смеси геркулеса с мокрым песком. И, трясясь от холода, вылез на берег.

Мой приятель продолжал спать. Почувствовав солнце, высвободил из-под накидки голову. Лицо его было блаженно-довольным, словно он видел во сне, как ложится при поклевке поплавок. В изголовье у него цвел куст шиповника, напоминая о поре карасевого жора.

– Вставай! – дотронулся я до его лысины. – Жор начинается.

Не открывая глаз, он сонно потребовал доказательств:

– Покажи рыбу.

Показывать было нечего. Так ему и ответил. Но добавил, что звонок на карасевый завтрак уже трезвонит. Однако он перевернулся на другой бок и натянул на уши плащ-накидку…

Две удочки я перенес в камыши, уложил удилища на подставки. Поплавки в зеленых лунках встали по стойке «смирно».

Ловля в камышовых окнах требует определенной сноровки и не обходится без маленьких хитростей. Совсем не просто забросить в маленькое оконце удочку, если поплавок укреплен на леске обычным способом: кембриком или ниппелем. Расстояние от крючка до поплавка метра полтора, а то и больше, при забросе насадка часто ложится на камыш. В лучшем случае надо перебрасывать, в худшем – рвать леску. Заброс намного облегчится, если оснастить удочку скользящим поплавком. Как это сделать, показано на рисунке.


Поплавок не закреплен на леске, а свободно по ней перемещается. Мелкий комочек резины, вздетый на леску, служит верхним упором для колечка поплавка и регулирует глубину погружения насадки. Удобен при ловле в камышовых окнах и при дальних забросах с помощью катушки.




Прошло с полчаса, когда один из моих поплавков с покачиванием стал клониться и, наконец, уверенно лег. Я подсек легким взмахом вверх, чтобы не дать карасю уйти в камыш. Подтягивал тоже поверху, умоляя его, чтобы не сорвался. Есть суеверная примета: сошла первая рыбина – рыбалка будет неудачной. Нет, не сошла. Карась был весом примерно в полкило.

К тому времени, как мой напарник проснулся, в садке бултыхались три рыбины.

Он с лихорадочной поспешностью засуетился по ночлежному биваку, собирал и настраивал снасти…

Леска при ловле крупного карася – 0,25 мм. Впрочем, в настоящее время выбор лесок по прочности и эластичности настолько богат, что можно обойтись и сечением 0,18 – 0,20. Самый подходящий цвет – зеленоватый, желтоватый: такая леска менее заметна среди подводной растительности. В выборе корма карась неприхотлив и прихотлив одновременно. Неприхотлив, потому что питается почти всем, что находит. А прихотлив – в одночасье может отказаться и от того, и от другого. Даже глядеть не хочет на насадку, к которой накануне вставал в очередь. Чего-то ему надо другого, а то и вообще ничего не надо. Капризничает, как избалованная женщина. Причину такой потери аппетита так до сих пор никто толком и не объяснил.

Ловят карася не только поплавочными удочками, но и донками, закидушками и даже на мормышку. После того, как были разрешены закидушки с резиновыми амортизаторами, рыболовы все чаще применяют их для ловли карася. Они удобны во многих отношениях: забрасываются или завозятся только один раз за всю рыбалку, оснащены максимально необходимым количеством крючков, насадка всегда точно ложится в прикормленное место. Есть одно лишь «но». Ловля на такую закидушку обязательно требует очищенного донного коридора.

Наиболее распространенные наживки при ловле карася – червь, мотыль; на некоторых водоемах – опарыш. Но растительные насадки все же ему милее. Из каш он предпочитает манную и геркулесовую, из пареных зерен – овес и перловку.

Озер в Башкортостане множество, и в большинстве из них водится карась. Популярно у рыболовов озеро Акраш в Кушнаренковском районе. Но там очень людно. В этом же районе есть озеро Аракуль. Расположено оно в трех километрах от села Первушино, известного своим частным аэродромом. Там можно под руководством инструкторов научиться пилотированию, прыжкам с парашютом и прочим летным премудростям. Не бесплатно, конечно.

На озере для семейного отдыха условий нет, берега заболочены или представляют собой неудобные склоны холмов. Но приличного карася поймать можно.


Аракуль. Фото из архива автора


Мне больше по душе пруды у бывшего колхоза имени Калинина. А деревня называется Калиновка. Добраться туда можно только на автомобиле. С челябинского тракта свернуть у Алаторки направо и ехать до Калтыманово. Оттуда у магазина влево, еще поворот налево, дальше – по указателям. К первому пруду можно подъехать с дороги по полю. Но карасевое пастбище – второй пруд. Со стороны дороги дома с огородами, выходящими на берег. Чужакам проезда нет. На ту сторону можно проехать по дамбе, когда нет дождей. Зато какой клёв! Карась некрупный, средний вес 100 граммов.

Карась обычно по водоему не бродит, держится облюбованного места. Однако запах чувствует хорошо. Чем привлекательнее пахнет корм, тем надежнее охота на карася. Несмотря на свою леность, он не выдерживает и начинает подгребать к тому месту, откуда идет сладкий запах. Карась неравнодушен к запахам жмыха, анисового, подсолнечного и конопляного масел, валерианы. Главное, не переборщить, запах должен быть слабым – рыба все равно почувствует его.

На уголовном жаргоне «карась» – значит, оброс жиром, с него есть, чем поживиться. А в быту карасем называют человека медлительного и неповоротливого. И все идет от ничего не ведающего подводного обитателя. Карась и на самом деле медлителен, жирен, привязан к своему огороду.

То, что карась – мирная рыба, все знают. Но в последние годы вдруг стали поговаривать, что он берет на малька… Лично мне пришлось лишь однажды поймать

на малька – карлика, насаженного на крючок, словно червяк, двух карасей граммов по триста. Это произошло на старице реки Белой неподалеку от села Табынск.

Карась слегка попахивает тиной. Потому для ухи годится, когда нет другой рыбы. Но изжаренный в сметане, он представляет собой деликатесное блюдо.

Календарь клёва карася




Намотай на удочку




• Если на крючках появилась ржавчина, надо воткнуть их в сухое мыло. Через некоторое время ржавчина сойдет. Крючки также не будут ржаветь, если воткнуть их в кусочек поролона, пропитанного машинным маслом.

• Самое уязвимое место удилища – его кончик. Именно он чаще всего ломается при неосторожном обращении или при вываживании крупной рыбы. Прочный и гибкий кончик к удилищу можно сделать из можжевельника. Выбранный и срезанный хлыстик надо очистить от коры, обработать до необходимой толщины. После просушки в тени смазать олифой и покрыть лаком или водостойким клеем.

• Алюминиевый котелок чернеет от частого употребления. Если протереть тканью, смоченной в уксусе, его поверхность, а затем промыть горячей водой, котелок станет почти как новый.

• Пересоленная уха в рот не лезет. Однако ее можно спасти. Опустите в уху на несколько минут березовый древесный уголек – и приятного аппетита!