Вы здесь

Прерванная жизнь. Аборт. Раскаяние. Исцеление. 1. Принятое решение (Р. С. Бондаревская, 2017)

1. Принятое решение

Что толкает женщину на этот шаг?

Когда ты была во мне точкой (отец твой тогда настаивал), мы думали о тебе, дочка, – оставить или не оставить? Рассыпчатые твои косы, ясную твою память и сегодняшние твои вопросы: «оставить или не оставить?»

Андрей Вознесенский. Говорит мама

Встретить того самого, единственного, увидеть ответную любовь в его глазах, выйти замуж, а там уже подумать и о ребенке – мечты многих юных девушек похожи. Но жизнь далеко не всегда идет по тому сценарию, который мы себе написали. Появляются новые приоритеты, мы ищем лучшее для себя, а «единственный» оказывается вовсе не принцем; мы соглашаемся на отношения, которые нас не совсем устраивают в надежде, что все потом наладится, нервничаем и сами многое портим, если ситуация не налаживается быстро. Снова любим, снова ссоримся, боимся потерять отношения и сами хотим уйти…

Мы – люди. Мы ищем свой идеальный сценарий, но, в сущности, живем как умеем. И вот однажды перед женщиной встает вопрос: «Я беременна. Что дальше?»

Сохранить или прервать беременность – иногда женщина просто разрывается, не в силах найти ответ. В конечном итоге ее выбор будет зависеть от нескольких обстоятельств. Если у нее (или вообще в семье) нет особых трудностей с деньгами, если есть муж и благожелательно настроенные родственники, если мысль о ребенке не вызывает у будущего папы отторжения, то с высокой вероятностью решение будет принято в пользу сохранения беременности. Но существует множество причин, из-за которых выбор может стать иным. Попробуем разобраться в них.

Например, проблемы с деньгами. Женщина может всерьез опасаться, что не сможет прокормить ребенка, особенно если у нее есть шанс стать матерью-одиночкой. Кроме того, решение об аборте может быть принято, если с появлением нового ребенка всей семье придется серьезно затянуть пояса, а старшие дети недополучат то, что, по мнению родителей, им необходимо. Волнует женщину и то, что во время беременности и после рождения ребенка она может потерять работу. Не говоря уже о случаях реальной бедности и безработицы, когда негде и не на что жить.

Сомнения, рожать или не рожать, могут возникнуть и из-за того, что на беременную женщину давят со всех сторон. Мы видим множество примеров, когда будущая мама отказывается от рождения ребенка, потому что ее муж, партнер, родители или друзья вынуждают ее идти против собственной воли. В ход идет шантаж – «если ты не сделаешь аборт, я тебя брошу», «пока не разберешься с проблемой, не смей появляться дома», уговоры – «ты еще молода, поживи для себя», «зачем портить себе жизнь», рассказы о похожих ситуациях – «а вот Маша / Катя / Лена сделали аборт, и у них все хорошо». Включается страх оказаться отвергнутой – «если не сделаю аборт, меня осудят родители / друзья / коллеги / партнер».

Эмоции, как мы знаем, часто заслоняют здравый смысл. Страх перед беременностью и родами, страх перед родительством – эти причины совершения аборта обычно свойственны молодым, еще не рожавшим девушкам. А усталость от родительства и жесткая установка на «разумное» количество детей в семье – причины, влияющие на более зрелых женщин. Сюда же можно отнести страх перед рождением ребенка с отклонениями в развитии. А еще опасение потерять партнера – «он не хочет ребенка, так что между ребенком и мужчиной я выбираю мужчину».

Пожалуй, стоит выделить в отдельную категорию аборт как способ скрыть сексуальные отношения. Хотя эта причина связана еще с боязнью осуждения людьми – «меня осудят за связь с этим мужчиной», с психологическими страхами – «муж не должен узнать о моей измене, иначе случится ужасное». Кроме того, если говорить конкретно о ситуации измены, она может вызвать у женщины желание «перечеркнуть прошлое» – когда хочется вымарать все, связанное с тем, что произошло (включая случившуюся беременность), будто ничего и не было. Такое же желание возникает, если женщине предстоит развод или просто разрыв отношений с мужчиной. Тогда она тоже может стремиться избавиться от будущего ребенка как от «постоянного напоминания».

Существуют и более трагичные причины. Насилие, инцест – это тяжелейшее переживание и глубокая, подчас невыносимая травма для женщины. В этой ситуации беременность – новый сильный стресс, и многие пострадавшие даже думать не могут о том, чтобы оставить ребенка, зачатого через совершенное над ними насилие.

Еще одна печальная причина – это аборт по медицинским показаниям, когда у будущего ребенка обнаруживают несовместимые с жизнью пороки развития или когда беременность прямо угрожает жизни матери.

Ко всему этому надо добавить, что многие женщины, принимая решение об аборте, исходят из неверных представлений о безопасности этой процедуры: безопасности физической (риск осложнений, бесплодия и даже смерти) и безопасности психологической – к сожалению, мало кто говорит о том, что эмоциональные переживания по поводу совершенного аборта могут затянуться очень надолго, они травмируют женщину и ее близких; а во многих ситуациях именно так и происходит.

Нельзя не признать еще, что на определенном этапе своей жизни женщина может сама, без всякого давления со стороны выбрать отношения с мужчиной, карьеру или что-то еще вместо рождения ребенка.

Все эти мотивы и причины могут сочетаться в разных комбинациях. Например, к зависимости от мнения людей может добавиться страх потерять партнера и опасения повредить своей карьере. Или женщина одновременно боится родов, желает порвать с прошлым, избавившись от ребенка, и находится во власти неправильных представлений о безопасности аборта.

Иногда верх берет желание пожить для себя. Ведь с рождением ребенка мы часто теряем доступ к привычным удовольствиям, да и деньги теперь уходят на детей, а не на наши хобби и развлечения. К этому тут же может примешиваться страх родить ребенка с особенностями развития, подкрепленный конкретными медицинскими анализами.

Кто-то, пережив насилие, теряет смысл жизни для себя и, как следствие, не видит смысла и в жизни будущего ребенка; а уж если в этой ситуации на женщину еще и давят родственники, с высокой вероятностью она выберет аборт.

Многие женщины, не задумываясь, стремятся иметь столько же детей, сколько было в их родительских семьях. Например, только одного, или только двоих, или обязательно троих. А опыт абортов мам и бабушек подталкивает относиться к этой процедуре как к вполне допустимой. Если сюда добавляются конфликтные или поверхностные, лишенные доброты и любви отношения с мужем, когда женщина, может, и не против родить ребенка, но не видит в себе сил противостоять напору семьи, боится остаться без поддержки, перед ней расстилается прямой путь к прерыванию беременности.

И все же именно в области психологии лежит большинство истинных проблем. Женщины, решившие прервать беременность, часто не задумываются о них.

Объясняя себе и другим необходимость сделать аборт, они ссылаются на безденежье, квартирные проблемы, отсутствие поддержки близких. Но за внешними трудностями стоят глубокие причины психологического плана, которые гораздо больше, чем что-либо еще, влияют на решение женщины прервать беременность.

Ведь часто причина аборта – это внутренняя, подсознательная убежденность женщины, что на самом деле она «плохая», «слабая» и не способна справиться с ситуацией. И если вместо того, чтобы постараться укрепить ее веру в собственные силы, в то, что она в состоянии воспитать ребенка, предложить ей поддержку сейчас и помощь с младенцем в будущем, женщину толкают на совершение насилия, эта ситуация может еще больше снизить ее самооценку и подорвать здоровье. Ведь помимо того, что при аборте женщина рискует заработать воспаление, получить инфекцию и даже остаться бесплодной, она может впасть в депрессию, из которой вовсе не просто выбраться.

К сожалению, у нас в стране не так много материалов, серьезно исследующих эту тему, но, например, более подробно о причинах, ведущих к аборту, можно прочитать в книге психолога Оксаны Куценко «Аборт или рождение? Две чаши весов»[1].

Может быть, кому-то прерывание беременности дается легко, и этот шаг не вызывает болезненных переживаний. Но многие женщины в силу различных непреодолимых обстоятельств идут на этот шаг вопреки своим убеждениям и материнскому инстинкту. Для них аборт становится как минимум серьезным испытанием, а то и глубоким горем, возможно, переживаемым в течение долгих лет после его совершения.

Однако нельзя рассматривать аборт как отдельное событие. Ведь это не сиюминутно принятое решение. Оно складывается из многих важных фрагментов: отношений в семье (хороших, сложных, конфликтных), реакции на беременность окружения женщины (родных, близких, друзей), из того, как женщина воспринимает сама себя, психологического и физического состояния, в котором она находится, и ее убеждений. Ситуация усугубляется тем, что зачастую женщинам не с кем посоветоваться и некому излить свои тревоги как по поводу наступившей беременности, так и в случае ее прерывания.

В обществе доминируют две крайние позиции: аборт – это обычная медицинская процедура и аборт – это тяжелый грех. Часто в попытках отстоять первую или вторую точку зрения конфликтующие стороны забывают о самой женщине. О ее чувствах, потребностях, эмоциях, страхах. О ее боли и возможных мучительных последствиях принятого решения. О том, что прежде всего она – человек, нуждающийся в помощи.

Биология, вера и аборты

Американский психотерапевт Тереза Бёрк в своей книге «Запрещенные слезы. О чем не рассказывают женщины после аборта» упоминает о том, что, по результатам исследований, проведенных в клиниках, специализирующихся на искусственном прерывании беременности, большинство женщин, принимающих решение сделать аборт, не получают нужной информации или имеют смутное представление о самой процедуре, ее риске для здоровья и о процессе развития плода[2].

Виной тому – недостаток образования, неосознанная боязнь углубляться в медицинские аспекты беременности и аборта или банальный недостаток информации. Но как бы там ни было, многие люди даже в наше время не вполне представляют себе, что происходит в теле женщины после зачатия ребенка.

Например, советские женщины доверяли отечественной медицине и еще каких-то десять-пятнадцать лет назад, решаясь на аборт, искренне считали, что на десятой неделе беременности ребенка в собственном смысле слова еще нет, есть только эмбрион, зародыш – непонятное рыбоподобное существо.

Причина этому – учебник «Общая биология», по которому в нашей стране долгое время учились все дети. В этом учебнике рисунок человеческого эмбриона был размещен рядом с рисунком эмбриона рыбы. Школьники видели тщательно прорисованные «жаберные щели», читали выводы из теории Геккеля, гласившей, что человеческий эмбрион обладает признаками, сходными с эмбрионом рыбы. Получалось, что, пока этот эмбрион не превратился в человека, его можно также легко убить, как убивают рыб.

Уже давно всему ученому миру известно, что теория Геккеля не имеет под собой никаких научных оснований, а рисунок – позорная мистификация, уже появились хорошие фильмы о зарождении и развитии человека, и на ранних неделях беременности мы видим маленького человечка, но распространенная по всему миру профанация Геккеля все еще стимулирует увеличение числа абортов.

У некоторых людей поверхностное знакомство с биологией формирует еще более радикальную позицию. Известно, что таинственное развитие человеческой жизни сначала происходит как возникновение зиготы (оплодотворенной яйцеклетки), которая на пятые сутки преобразуется в бластоцисту (стадия развития, на которой идет процесс дробления оплодотворенного яйца). Бластоциста – это узелок, из которого развиваются зародыш и его оболочки. Но люди воспринимают этот этап как наращивание некоего неодушевленного сгустка крови, уничтожение которого сродни обычной менструации.


Иллюстрацией может служить случай, рассказанный Галиной.

Жизнь Галины – это бег по заведенному кругу: сначала высшее образование, потом хорошая работа, затем семья – все как у всех. Муж, двое взрослых детей, родные, коллеги, друзья. И еще у нее за плечами два сделанных аборта. Казалось бы, она давно о них забыла, столько лет прошло! Но вот раздается телефонный звонок. Старая знакомая, беседа о том о сем. Непременно о детях, о несносных мужьях, о подорожавших продуктах, о работе, о начальстве, о новых налогах и внезапно – случайной темой – об абортах, примут или не примут закон об их запрещении. И Галину вдруг прорывает. Она буквально кричит в трубку, повторяет несколько раз: «Это никакая не жизнь, это просто слизь. Пойми, это просто слизь!»

Так она мыслит, так ее научили в юности, и переубедить ее невозможно. Но эта неожиданная, слишком эмоциональная реакция говорит ее собеседнице о другом – «слизь» это или не «слизь», однако эта тема до сих пор не изжита, до сих пор волнует Галину. Долгий прочный брак, успешность в работе, уверенность в своих биологических познаниях – все это не заглушило неясной тревоги. Кроме того, почему у нее такие сложные взаимоотношения с детьми? Ведь она уже два года не разговаривает с дочерью…

Во все времена были женщины, которые, узнав о беременности, делали все возможное, в том числе и с риском для своей жизни, чтобы избавиться от ребенка. В Древнем мире, в Греции и Риме, законодательно было утверждено, что жизнь человеческого эмбриона не имеет ценности, и устранение беременности наказывалось, лишь если совершалось из корыстных и злодейских побуждений. Но уже ранние христиане объявили, что зародыш имеет самостоятельную ценность, а аборт стал отождествляться с преступлением перед Богом. В Средние века искусственное прерывание беременности приравнивалось к убийству, причем карали и врача, совершившего это деяние, и саму пациентку.

Интересовал христиан и вопрос о том, когда эмбрион обретает душу, а следовательно, и личность. Некоторые богословы и отцы Церкви считали, что душа человека не может существовать в несформировавшемся теле. Другие стояли на той точке зрения, что душа появляется вместе с его зарождением. Толкователи Писания блаженный Августин и блаженный Иероним полагали, что аборт не может считаться убийством до тех пор, пока плод не обретет человеческих очертаний. Что удивительным образом перекликается с современным законодательством об абортах в разных странах, по которому обычно допускается прерывание беременности в срок до двенадцати недель.

Однако избавление от зародыша на самых ранних стадиях его развития, даже если не признавалось убийством, все равно никогда не считалось и до сих пор не считается Церковью допустимым. По мнению богословов, греховность такого поступка заключается в противлении воле Бога, в том, что новой жизни не дают войти в наш мир.

Вот как рассуждает об этом митрополит Антоний Сурожский[3]:

«Вопрос о допустимости аборта говорит об изумительном бесчувствии человека, вообще человечества к человеческой жизни. Дико думать о том, что одновременно говорят о святости человеческой жизни – и тут же разрешают и узаконивают аборт…

Разумеется, бывают случаи, когда аборт неизбежен, но эти случаи только медицинского порядка…

Говорить о том, что можно совершать аборт в какой-то момент до того, как зародыш уже, видимо, принимает образ ребенка, – тоже не выход из положения, во всяком случае для верующего. Можем ли мы сказать, что когда Божья Матерь зачала Спасителя Христа, то до какого-то момента – до 14-й, 18-й, до 28-й недели – Он был не человеком и не рождающимся Богом? Нет, в момент зачатия зародыш ребенка уже является человеком, его уничтожение является убийством человека. На это надо смотреть прямо и серьезно, никакого извинения в этом отношении нет»[4].

Но раньше страх позора и осуждения за открывшееся прелюбодеяние мог стать для незамужних сильнее страха загробного воздаяния. А многодетные семейные женщины боялись крайней бедности и голода, поэтому тоже часто прерывали беременность.

Некоторые современные женщины-христианки делают аборты, не имея таких жестких аргументов; они не думают о воздаянии, а рассчитывают на милость Божию.

Так, например, поступила Лидия, верующая замужняя женщина. Забеременев третьим ребенком, она оказалась перед непростым выбором. Оставить младенца значило рисковать своим здоровьем, ведь предыдущие беременности протекали очень тяжело и истощили силы ее организма. Также был страх лишить двух своих детей возможности получить хорошее образование, а себя и мужа обречь на жесткую экономию. По другую сторону стояли аргументы ее веры и Церковь, однозначно высказывающаяся против абортов.

Уже позже с чувством внутренней правоты Лидия рассказывала: «Мы встали с мужем на колени перед иконой и просили Господа Бога нас простить, потому что я очень боюсь за свое здоровье и у нас может не хватить сил обеспечить троих детей».

В результате аборт был сделан, и семья смогла дать уже имеющимся детям неплохое образование. Но, к сожалению, несмотря на выбор, сделанный «в пользу здоровья», через несколько лет состояние Лидии все равно ухудшилось. В сорок восемь лет она получила инвалидность, страдала от депрессий и проблем с лишним весом.

Душевная борьба сомневающихся

У многих женщин нет четкой позиции в отношении прерывания беременности, они колеблются и сомневаются. Школьное знание биологии входит в противоречие с тем, что они чувствуют в себе жизнь своего ребенка с самого начала беременности. Мысль о том, что «Господь всегда простит», сменяется страхом навредить уже зародившемуся живому существу и совершить непоправимое.

В такой ситуации оказалась Надя, студентка, с замиранием сердца она сообщила о беременности своему парню. Чего она ждала? Конечно, удивленной радости (сдержанной, но неподдельной), непременной поддержки, а возможное предложения о замужестве. Но, как выяснилось, ее молодой человек вовсе не собирался давать ни того, ни другого, ни третьего. Все, что он сделал, – посоветовал ей пойти на аборт и… исчез из ее жизни. Ни звонков, ни сообщений, ни тем более встреч.

Надя впала в отчаяние. Что же теперь делать? Жизнь, кажется, рухнула: человек, которого она любила, бросил ее в такой сложный момент, будто не его ребенка она сейчас носила под сердцем. А как рожать без мужа, без крепкого плеча рядом? Это ведь боль, нищета и испорченная жизнь. Наслушавшись и начитавшись всяких советов, она начала греть ноги в ванне в надежде, что придут месячные и жизнь пойдет как прежде. Когда это не помогло, Надя решилась на немыслимое и взяла направление на аборт. Срок еще маленький, сказала она себе, и младенец, даже если уже и начал формироваться, все равно пока ничего не чувствует.

Но мысль о ребенке не отпускала ее ни на миг. Размышляя о растущей в ней жизни, она вдруг поняла, что хочет укрыть и защитить свое будущее дитя от всех невзгод. Ей вспомнился рассказ подруги, которая прервала беременность и потом очень сильно плакала, жалея себя и ребенка. Практически в тот же день Надя потеряла направление на аборт. Что это? Случайность, знак свыше? Но нет и нет, как же можно полагаться на волю случая! Она представила себе нищенскую жизнь, которая ждет ее и будущего ребенка, подумала, что он не простит ей бедность и отсутствие отца, что он будет несчастлив и она просто не имеет права его рожать, поскольку не сможет стать хорошей матерью.

С тяжелым сердцем она взяла повторное направление. И тут ее позвала в гости давняя приятельница. Первым, кого увидела Надя, зайдя в дом, был шестимесячный малыш на руках у подруги, окруженный заботой и любовью. «А мой ребенок никогда не родится и не будет любим», – подумала она и едва не разрыдалась прямо на месте. Придя домой, Надя поняла, что просто не в состоянии принять решение. На аборт идти она не в силах, но и сделать однозначный выбор – оставить ребенка – тоже не может.

Шли дни, Надя находилась в каком-то странном оцепенении. Много плакала. Но предпринимать ничего не предпринимала. И лишь когда все сроки узаконенного прерывания беременности прошли, неожиданно взяла себя в руки. «Буду делать для ребенка то, что возможно», – решила она.

В положенный срок у нее родился здоровый мальчишка. Сейчас она воспитывает его без мужа; живут своей маленькой семьей, вдвоем. Как ни странно, деньги как-то нашлись. И иногда, взглянув на сына, Надя понимает, что очень гордится им и гордится собой, тем, что его родила.

Что же происходит с женщиной, решающей оставить ребенка или избавиться от него? Голос совести, сопереживание или безразличие к ребенку, стыд, вина, страх принять неверное решение – все эти переживания, сменяя друг друга, будоражат ее сердце.

Совесть, как внутренний нравственный закон, как духовный инстинкт, заложенный в каждом, как голос Божий в сердце человека, позволяет отличать доброе от злого: она предупреждает, и она укоряет.

Совесть сродни интуиции, она помогает поставить себя на место другого человека, поступить во благо ему. Конечно, совестливость надо развивать с детства. Если ребенка приучают сочувствовать людям, смотреть на события их глазами, учитывать их нужды, это не пройдет для него даром. Есть люди, которые умеют чувствовать других очень глубоко. Многие женщины – и я немало встречала таких среди помощниц центра «Жизнь»[5], – узнав о беременности, сразу решали, что аборт для них невозможен, какими бы ужасными ни были условия их существования (без мужа, без прописки, без официальной работы). Как бы трудно ни было поставить себя на место того, кто еще не родился, чей срок от зачатия исчисляется несколькими неделями, это возможно, особенно для верующих людей, которые не сомневаются, что живая душа существует с момента зарождения. И, причинив ей вред, невозможно не винить себя потом.

Нормам поведения ребенка обучают с детства его родители, а потом учителя. Стыдят и ругают за их нарушение, хвалят за соблюдение. Вина и стыд – два разных чувства[6]. Вина означает, что человек недоволен собой, потому что не выполнил свой долг. (Верующие люди тоже ощущают долг – не только перед собственным, внутренним я, но и перед Богом.) Стыд – недовольство собой из-за несоответствия принятым нормам и правилам; стыд всегда означает страх, что нас осудят окружающие. Очень часто (как это и должно быть) мораль, которую предписывает нам общество, и нормы поведения, принятые в семье, совпадают с тем, что требует от человека его совесть. Он может до поры до времени даже не отличать одно от другого. Но приходит время, и выбор между совестью и стыдом определяет судьбу.

Именно кризисная беременность часто становится причиной, по которой женщине приходится выбирать между страданиями вины или муками стыда. Часто бывает так, что, выбирая стыд, женщина выбирает счастье материнства. Выбирая стыд, она выбирает разлад с людьми, но мир с самой собой и, если она верующая, с Богом. Но этот выбор во все времена был для женщины очень тяжелым. И раньше стыд от того, что беременность, например, обнаружит внебрачную связь, был сильнее страха лишить будущего ребенка шанса на жизнь.

Сейчас стыд по поводу свободных отношений появляется у женщин все реже и реже. В наше время скорее «стыдно» родить третьего ребенка, если из-за этого семье придется ужаться в деньгах. Как говорят, «стыдно нищету плодить», хотя многие из нас уже и не знают, что это такое в реальности. Лишь в редких семьях сохранилось настоящее почитание целомудрия.

Зачастую родители сами дают пример беспечного отношения к зародившейся жизни. Если мать делала аборт, есть вероятность, что она будет стыдить и принуждать к аборту свою беременную дочь, если у той что-то не так складывается в жизни. Если отец когда-то ушел от подруги в положении, он, скорее всего, поддержит в этом неблаговидном поступке своего сына.

Увы, кроме «нравственного закона», скрытого в сердце человека, существуют моральные предписания, традиции и предрассудки, семейные устои, давление общества и множество иных вещей, заставляющих женщину сделать выбор в пользу аборта даже вопреки собственным убеждениям.

И все же, согласно опросам, большинство женщин воспринимает аборт как убийство ребенка, как поступок, идущий вразрез с их совестью. Они совершают его под давлением внешних обстоятельств или внутренних страхов.

Тереза Бёрк в уже упоминавшейся книге «Запрещенные слезы» приводит цитату Фредерики Мэтьюз-Грин, феминистки, выступающей против абортов. Та пишет: «Желание сделать аборт не похоже на желание съесть мороженое или проехаться на порше. Скорее оно сродни желанию попавшего в капкан животного отгрызть себе лапу». И продолжает: «Аборт – трагическая попытка найти выход из отчаянной ситуации, прибегнув к насилию и утратив самое себя. Аборт не является свидетельством того, что женщина свободна, аборт – проявление отчаяния»[7].

О том, что чувствует женщина, лишившись ребенка, и о том, как складывается ее жизнь дальше, мы поговорим в следующей главе.