Один день в Загорске
В субботу вечером, пробегая по унылым набережным Яузы и вдыхая смрад мчащихся плотным потоком автомобилей, в голове возникла мысль: а не отправиться ли завтра в Сергиев Посад? Ещё вчера обсуждали с сотрудницей Сингапурских авиалиний её влюблённость в российский туризм, который после Европы «более душевный» и она променяла Старый Свет на Русский Север, Урал и Кавказ. Прожив два года в Улан-Удэ, пять лет в Чечне, я так ни разу не побывал ни в заснеженных сопках Кавказа, ни на озере Байкал. Это из Москвы они кажутся притягательными и манящими, а живя там, привыкаешь и через месяц-два страдаешь от бытовой неустроенности тамошних мест. Один из ненавязчивых кошмаров последних лет, что меня отправляют работать на Байкал. Конечно, можно адаптироваться ко всему. Порой трудно посмотреть на окружающий тебя мир трезвыми и критичными глазами, так как обыденность имеет свойство замыливаться и казаться уютной и родной.
За семь лет столичной жизни мы не посещали Сергиев Посад, со знаменитой Троице-Сергиевой Лаврой. Сколько приглашал меня коллега по работе, сколько рассказывали о ней паломники, приезжающие из глубин и весей, а всё недосуг. Ведь, казалось, чего проще, сел на электричку и начни свой круиз по Золотому кольцу России. На ночь глядя ознакомился на викискладе с достопримечательностями подмосковного городка, на сайте tutu.ru – с расписанием электричек, и утром, собрав походный рюкзак, всей семьёй оказались на Ярославском вокзале. Примечательно, что с декабря РЖД повысил стоимость проезда. Не катастрофически, но всё же. Сегодня дешевле путешествовать по trenitalia чем на rzd, а что же будет дальше, этак лет через пять мы и db перегоним. И опять же, почему сделана градация на «детский» и «школьный» билеты? Странное положение.
Несмотря на повышение стоимости проезда, тройную охрану турникетов, качество поездки временами оставляет желать лучшего. Символичная чистота салона, прокуренные тамбура, коробейники-торгаши, отдельно дурно пахнущие пассажиры всё же ещё встречаются. На их фоне выделяются красными модными пальто контролёры с автономными портативными кассовыми терминалами, которые ходят стайками с вневедомственными охранниками. Армия последних дрожжеподобно растёт, что не отражается на повышении сознательности сограждан.
Семьдесят километров, час двадцать в пути со всеми остановками – и нас дружелюбно встречает Сергиев Посад, выделяющийся современным зданием железнодорожного вокзала. Терминалы на выход здесь ещё не установили, охранников не ввели, и пассажиры гуськом уходят в город. Нет ни навязчивых таксистов, ни продавцов карточек сотовых операторов, ни тётушек с пришёптыванием: «сдаю комнату-квартиру».
На выходе с вокзала помятые моссельпромовцы торгуют с земли домашним молочком, ряженкой и сметаной.
– А творожку, бабулька, не найдётся? – осторожно спрашиваю у дамы без возраста с алкогольным габитусом, торгующей молоком в пластиковых бутылках из-под колы.
– Нет, не бывает. На рынок сходи!
– А где он?
– Да рядом, у автовокзала, вон вывеска «Маяк» виднеется!
По пути на рынок, сверкающий красным облицовочным кирпичом, прошли мимо хлебобулочного киоска «Каравай» и открыли рты. Такого разнообразия в Москве не встретишь. Как в хорошей булочной Парижа, только здесь и чиабатта, и круассаны, и немецкие бретцели, и русские пирожки с черникой, голубикой, конверты с грибами. Всего ассортимента и не перечислить – под полторы сотни наберется. И почему мой друг ни разу не упомянул о том, что в их городе такой хлебный клондайк имеется. Решили, что перед отправлением в столицу закупим местного хлеба в домашние закрома. А пока за творожком. Любим мы его, особенно после эмбарго, когда и сыров всяких там заморских не сыщешь. Одна подделка то под Маскарпонэ, то под Рикотту, я уж не вспоминаю краснодарский бри за две тысячи за килограмм продукта. Видел такой в Ашане, так на прозрачную пластиковую коробку с ним электронную сигнализацию навесили.
Перед рынком на облезлом тротуаре, напоминающем курятник, идёт бойкая торговля. Сало, соленья, домашнее варенье, молочко, творог. Всё аккуратно разложено на газетах, расстеленных на подмёрзшей земле. Кто в переднике, кто так по-свойски в чём пришёл, в ватнике и валенках расхваливает свой товар. «Холод убивает любу заразу!» – говорила моя прабабушка, пережившая Голодомор в Харьковской области.
– Почём, милая, творожок у тебя? – спрашиваю у бабули, торгующей на коляске из 60-х годов прошлого века.
– Двести двадцать рублей за кило!
– Попробовать можно?
– Конечно, давай руку.
Пробуем по очереди с женой, но вкус подозрительный. Да и смущает цена. Дешевле трёхсот рублей домашнего творога на российских рынках не бывает. Но вроде как в тряпочке-марлечке молочко рядом стоит, бабулька жалкая, всё лицо, как борозды на пахоте. Ладно, обойдём молочные ряды, а там и решим.
К сожалению, то, что принято называть рынком, у нас утрачено в большинстве своём. Один товар, один хозяин, разные продавцы из братской Азии на разных прилавках и относительно разные цены. Да и продукты не с полей и огородов Подмосковья. Сомневаюсь, чтобы на рынке, например, Мадейры, Турции или Израиля чернокожие гастарбайтеры продавали российские яблоки или украинскую свеклу. Я там был, и не видел.
Молоко и творожок магазинные на рынке, поэтому вернулись к точке на тротуаре, возле которой собралась очередь из двух человек – домохозяек раннего пенсионного возраста. Продавщица ловко управляется с ржавыми весами и упаковывает. Так и мы стали обладатели трёх килограммов творога. Проблема с завтраками на текущую неделю решена, а при оказии можно и чиз-кейк сделать. Забегая вперёд, скажу, что утром я с опаской смешивал его с мёдом и уходя, наказал проверить его домашними методами на содержание крахмала и растительных трансгенных жиров. Интуиция не подвела!
На автовокзале сели в маршрутку до Лавры. Странный у нас народ. Спрашиваешь, как в Лавру проехать, удивляются. Садишься в салон с детской коляской, а двери перед носом закрываются. Если в первом случае понятно – не привыкшие горожане к туристу, то во втором, оказывается, пассажиры должны отгадать мысленно желание водителя поскорее выехать в рейс. И конечно же никто не объявляет об остановках ни на каком языке. Молча он телепортирует нам, что пора выходить и я ловлю его сигнал, отвечая благодарностью. Эта особенность «отгадай, что у меня на уме» не раз и не два «радовала» нас за короткий период тутошнего пребывания.
Надо сказать, что Сергиев Посад в честь прошлогоднего семисотлетнего юбилея заметно преобразился и сверкал, как начищенный кафтан. Везде указатели-стрелки, да на двух языках. Только вот незадача, некоторые стрелки какой-то шутник взял, да и перенаправил, как душе угодно. Но как говорится: «язык и до Киева доведёт!!»
И вот она Лавра – красавица перед нами! Выделяется интеллигентного вида колокольней и золотыми луковичками церквей, да в обрамлении белоснежной крепостной стены. Красота то какая, и практически под боком! Народ торопится куда-то по рыжему от песка снегу, свалявшемуся на тротуарах. В руках несёт пластик под водичку. Кто с пятилитровой канистрой, кто с двумя. Как будто от количества выпитого что-то может измениться. Завтра Крещение и человек становится ближе к воде, как внешне так и внутренне. По пути встречаются многочисленные трапезные на всяк вкус и карман. Название нынче модное и потому притягательное. Тут и сбитень, и морс, и глинтвейн, и кофе по-монастырски, и блины с икоркой. Нередкие нищие да бездомные ненавязчиво просят мелочь. Тут же торговля пластиковыми колбами от двадцати до сорока рублей. На площади магазин монастырских продуктов, кофейня и информационно-экскурсионное бюро. Всё новенькое и блестящее. Перед входом в Лавру подробная схема-указатель. Вход бесплатный. На территории также множество трапезных и церковных лавок. Всё спокойно, без толчеи, несмотря на то, что многие посетители пришли-приехали за крещёной водой. Атмосфера в храмах настраивает на определённый лад. За этим ведь и приехали. Невольно сравнивал её с Киево-Печорской и Псковско-Печорской. Другая она, что и говорить.
Купили в монастырском магазине ржаной муки да костромской пастилы. Шоколадных конфет местной фабрики не нашли. Лишь коробки с фотографией Лавры, изготовленные по заказу на Бабаевской фабрике, булочки да монастырский чай с мёдом выделяли его аутентичность.
В советское прошлое город Загорск славился игрушками. Считается, что здесь родина матрёшки, а местное село Богородское знаменито своей особой игрушкой – с так называемым балансом. Поэтому, не обращая внимания на торговые ряды, мы заглянули в салон матрёшки на центральной городской артерии – улице Красной Армии. Цены-то одинаковые, зато в тепле и ассортимент побогаче. Если у вас есть друзья за границей, то непременно следует зайти сюда за сувениром. К сожалению, с упаковкой у них хромает, как и с приёмом банковских карточек.
По пути в музей игрушек полакомились здешними булочками с маком, голубикой и пирожками с грибами, а также прикупили вкусностей – и домой. Обращало внимание количество и любовь загорцев к магазинам обуви и ювелирным украшениям. Первое-то понятно – вещь нужная, а вот, что делать-то со златом-серебром в таких масштабах.
В музее, основанном свыше ста лет назад, собрана самая большая коллекция игрушек, которую доводилось осматривать – сто пятьдесят тысяч экспонатов из разных эпох и стран. Входной билет сто пятьдесят рублей, детский – восемьдесят рублей, по выходным проходят кукольные спектакли в дневные часы. Атмосфера доброжелательная, несмотря на дежурившего при входе полицейского. Для взрослых много пояснительной информации, и временами кажется, что переносишься то в своё детство, то в родительское. Из нюансов – фото платное – сто пятьдесят рублей и в гардеробе требуют надеть синие пакетики на ноги, как в больницах-школах. Сей атрибут последней десятилетки именуют бахилы. Однако к хирургическому облачению они никакого отношения не имеют и лишь поддерживают отечественного производителя и относительность чистоты.
Уезжали из Сергиева Посада с хорошими чувствами от полноценно проведённого выходного, соединившего в себе так много разных жизненных аспектов. Интересно открывать для себя родную страну, порою чувствуя себя в ней этаким «заезжим иностранцем».