Вы здесь

Преемственность между дошкольным и начальным образованием. Материалы IV Международной научно-практической конференции от 24 марта 2017 года. Современная игрушка – это детская забава или развивающее средство обучения ( Таганрогский институт имени А...

Современная игрушка – это детская забава или развивающее средство обучения

Герасименко Д. Г.,

Таганрогский институт имени А. П. Чехова

(филиал) РГЭУ (РИНХ).


Научный руководитель: Буршит И. Е.,

к.п.н., доцент кафедры общей педагогики

ТИ имени А. П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ).

В современном мире существует множество игр и игрушек для детей разных возрастов. Но являются ли они полезными? Закладывают ли они в душу ребенка те понятия о добре и зле, от которых зачастую зависит формирование морально-нравственных представлений личности? Тема данной статьи очень актуальна в наши дни. Ведь родители зачастую в выборе игрушки для ребенка руководствуются лишь своими интересами.

Основной вид деятельности дошкольников – игра, в процессе которой происходит развитие духовных и физических сторон ребенка таких как доброта, забота, аккуратность, ловкость, воображение, внимание, память, мышление, смелость и другие.

Игра и игрушка, по мнению большинства педагогов, – одни из важнейших составляющих любой культуры. Какая культура, такие и игрушки. Через игрушки ребенку передается вся суть человеческих отношений.

Игрушка является носителем информации для ребенка. Какой будет информация: положительной или отрицательно для ребенка? Какой же должна быть современная игрушка?

Главное требование к детским игрушкам было определено Н. К. Крупской в статье «Об игрушках дошколят»: игрушка должна способствовать развитию ребенка в каждой возрастной группе дошкольного детства. В подборе игрушек мы должны опираться на особенности возраста ребенка. Из этого следует то, что мы не можем выделить единую педагогически ценную игрушку для дошкольника, ее просто нет.

Следующее требование к игрушке состоит в том, чтобы она была привлекательной для ребенка. В этом решающую роль играет взрослый. Он то и должен научить ребенка играть с данной игрушкой, показать свое положительное отношение к ней, продемонстрировать всевозможные способы игры с этой игрушкой. Если это требование не будет осуществимо, то очень скоро игрушка станет ненужной ребенку. Если игрушка сделана из хрупкого материала или требует к себе бережного отношения, необходимо показать ребенку способы обращения с нею.

Любую игрушку нельзя превращать в наглядное пособие, она должна быть связана с игрой. Взрослый должен обращать внимание детей не только на способы действия с этой игрушкой (например, действия с куклой: одевать ее, кормить, укладывать спать и т.д.) а также на отдельные стороны этой игрушки: цвет, форма, элементы декора. В случае с куклой, взрослый должен обращать внимание на ее одежду, предметы быта и труда. Рассказывать от ее лица, где она родилась, какие сказки, загадки, пословицы знает, в какие игры любит играть и т. д. Лишь рассказав детям все необходимое о данной игрушке, можно организовать интересную игру с ней.

Повышенное требование предъявляется к содержанию игрушки, ее тематике. Игрушка должна содействовать положительному развитию ребенка. Игрушки, показывающие орудия жестокости, агрессивности, злости оказывают разрушающее влияние на ребенка, они травмируют его психику. Такие игрушки закладывают в душу ребенка отрицательные качества, подрывают все гуманные начала формирующейся личности. Данные игрушки категорически запрещены!

Также предъявляются четкие требования к оформлению игрушки. Игрушке просто необходимо красочное оформление, которое вызовет у ребенка эмоциональное отношение, которое воспитает в нем эстетический вкус.

Каждая игрушка должна побуждать ребенка к творческой игре с ней. Пропорции игрушки не должны раздражать и злить ребенка, не должны побуждать его сломать или как-то изменить ее. Например, разнообразная техническая игрушка должна быть довольно прозрачной для ребенка, хорошо разбираться потому, что у детей в таком возрасте восприятие еще детальное. К примеру, ребенок разбирает свой любимый паровозик не с целью его сломать, а с целью узнать из чего же он все-таки состоит, но в силу своего возраста обратно не сможет его собрать.

Игрушка должна быть смешной, доброй, а не уродливой. Например, прическа куклы должна быть детской, не отражать последний писк моды взрослых. Одежда должна быть удобной для ее переодевания и быть максимально похожей на одежду ребенка, в зависимости от пола.

Должны обязательно соблюдаться гигиенические требования к игрушке, а именно: 1) безопасное использование; 2) покрытие безопасными безвредными красками; 3) легкость в использовании; 4) прочность игрушки.

Игрушка должна подвергаться гигиенической обработке без всяких затруднений. Не должна содержать в себе предметы, которые могут проглотить дети или как-нибудь причинить вред себе или другому ребенку.

На основе всего вышесказанного, мы можем подвести итоги и выделить основные требования к игрушкам детей:

Детская игрушка должна быть безопасной для ребенка. Покупать игрушки следует в магазинах, у которых есть удостоверение о гигиенической регистрации и сертификате соответствия. Покупка некачественной игрушки может привести к: а) различным аллергиям; б) разнообразным травматическим повреждениям; в) отравлению токсичными веществами. Будьте внимательны! Прежде чем дать игрушку ребенку тщательно ее гигиенически обработайте.

Детская игрушка должна нести в себе добро, положительно влиять на психическое развитие ребенка. Малышей очень легко напугать, они не могут справиться со своим страхом. Сильные впечатления и эмоции, которые они получили от страшной, пугающей игрушки могут оказать самое что ни на есть пагубное влияние на ребенка. Такие игрушки тормозят и задерживают детское развитие, а порой даже воспитывают агрессивность, жестокость, насилие, закрытость.

Детская игрушка должна приносить ребенку эстетическое удовольствие, воспитывать художественный вкус. Игрушка – это конкретное представление, которое надолго закладывается в сознание ребенка. Нужно только что бы такие представления отвечали всем общечеловеческим представлениям о красоте.

Игрушка должна быть полифункциональной. Лучше, чтобы игрушку можно было использовать как минимум в 3-х играх, тогда она будет интересна ребенку. Известный педагог Е. А. Флерина обозначила: «Чем больше возможностей представляет игрушка для различных действий, тем она интереснее для ребенка, тем больше ее воспитательные возможности».

Реализуются ли на деле данные требования к игрушкам? К сожалению, в большинстве случаев – нет. Давайте составим маленький перечень игрушек-монстров. Почему маленький? Да потому что на нашем сегодняшнем рынке производители игрушек просто «адские» фантазеры, производящие все более ужасающие игры и игрушки. Их великое множество, фантазия их неисчерпаемая.

Итак, выделим несколько игрушек, отрицательно действующие на ребенка:

Например, вместо миниатюрных солдатиков дети играют в Бэтмэна, Супермэна, Человека-паука, в героев американских мультфильмов и комиксов. Часто они продаются вместе со своими предполагаемым врагом, с целью поединка между ними в игре. Они воспитывают в ребенке агрессию, зло, насилие. Это недопустимо!

Не только у мальчиков есть куклы, но и у девочек. К примеру, знаменитая кукла Барби. Лицо Барби очень похоже на лицо самой девочки, таким образом, эта игрушка приобретает силу второго «Я». Зачастую, пропорции куклы вызывают сильное недовольство своей фигурой у девочек. В 4 года у девочки хорошо развит инстинкт материнства, в этом возрасте девочке нужна кукла «дочь», за которой девочка «мама» будет ухаживать, т.е. кормить, одевать, нянчить, укладывать спать. Что нам может дать Барби? Только наряды, развлечения, смена партнеров. Это «идеальная» модель женщины, секс символ общества. Такая игрушка будет воспитывать только комплексы, а не навыки заботы над маленькими.

Куклы-киллеры. Таких кукол много на рынке продаж. Они обычно идут с набором оружия (от ножа до пистолета-лазера). Такие игрушки пронизаны мотивом смерти, убийства, гибели всего живого. Такие игрушки категорически запрещены! Ничего хорошего и доброго они не воспитывают в ребенке.

Так же появились игрушки с половыми органами, способствующие сексуализации детского сознания и, по сути, является интеллектуальным растлением.

Итак, мы убедились в важности игрушки в жизни ребенка. Дети копируют «повадки» игрушки, ее внешность. Поэтому важно, чтобы игрушка формировала правильные морально-нравственные качества личности. Необходимо помнить, что игрушка – это не забава, не развлечение для детей, а средство обучения и воспитания. Выбор правильной игрушки – выбор правильного «будущего» для ребенка

Например, для детей постарше сейчас можно купить наборы для построения домов, самолетов, кораблей. Всевозможные конструкторы. Для девочек продаются наборы для пошива платьев для своих кукол, наборы посуды, мебели, наборы для рисования красивых картин. Они воспитывают в ребенке такие качества как: трудолюбие, самостоятельность, творческое мышление, заботу о своих ближних.

Игрушка очень важна для ребенка! Большую часть своей жизни ребенок проводит в игре. Это не просто детская забава, а развивающее средство обучения детей!


Литература


1.Абраменкова В. В. Родителям об игрушках// Дошкольное воспитание, 2005, №4.

2.Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада// 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

3.Игра дошкольника/ Под ред. С. Л. Новоселовой – М.: Просвещение, 1999.-286 с..