Подготовка к школе детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях реализации ФГОС
Бухова С. В.,
МБДОУ д/с №101 г. Таганрог.
Жданова О. А.,
МБДОУ д/с №101 г. Таганрог.
Саврасова Л. Н.,
МБДОУ д/с №101 г. Таганрог.
Поступление в школу – очень важный и новый этап в жизни ребенка. Практический опыт показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к тому, чтобы успешно и безболезненно вступить в школьный мир и начать учебную деятельность.
Согласно ФГОС ДО – дошкольное образовательное учреждение должно обеспечить «преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ различных уровней…» [1].
Стандарт предполагает учет «индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья…» [1].
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть выраженные речевые дефекты, влияющие на становление познавательного развития и социализацию.
Развитие речи ребенка связано с постепенным овладением родным языком: с развитием фонематического слуха и формированием навыков произнесения звуков родного языка, с овладением словарным запасом, правилами синтаксиса и смысла речи.
Активное усвоение лексических и грамматических закономерностей начинается у детей в 1,5—3 года и в основном заканчивается к 7 годам. В школьном возрасте происходит совершенствование приобретенных навыков на основе письменной речи. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и в большей степени зависит от активности речевой практики, культуры речевого окружения, от воспитания и обучения.
Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение, фонематический слух, лексико-грамматический строй речи, самостоятельное связное высказывание.
У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) отмечается несформированность всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне произвольности и осознанности.
Внимание детей с речевыми нарушениями характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения, и распределения. У этой категории детей наблюдается более низкий объем внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижен уровень припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста.
Многим из них свойственна инертность мыслительных операций, снижена способность к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства, обусловленные наличием неврологической симптоматики в анамнезе.
У данной категории детей имеется общая моторная неловкость, неуклюжесть. Дошкольники характеризуются импульсивностью поведения, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в произвольную деятельность, даже в игру.
Отмечаются особенности и в состоянии эмоционально-волевой сферы. Мотивация как к речи, так и к деятельности снижена. У дошкольников наблюдается неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со сверстниками.
В связи с этим возникает необходимость в создании целостной системы психолого-педагогического сопровождения при подготовке к школе детей с нарушениями речевого развития.
Основная адаптированная программа обучения и воспитания детей с ТНР предполагает всестороннее и систематическое формирование всех компонентов речи, но дети нуждаются в комплексном сопровождении не только учителем-логопедом, но и педагогом-психологом в процессе непосредственной подготовки их к школьному обучению.
В нашем ДОУ для реализации данной задачи была разработана программа дополнительного образования «Знайка».
Цель программы – развитие личности каждого ребенка, формирование его готовности к систематическому обучению, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.
Нами были определены следующие задачи:
– формировать знания, умения и навыки учебной деятельности;
– формировать умения точно и ясно выражать свои мысли;
– развивать мотивацию к учебной деятельности.
– активизировать творческий потенциал;
– развивать память, мышление, воображение.
– воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность;
– формировать культуру общения друг с другом.
Исходя из ФГОС ДО в программе учитываются:
– индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;
– возрастная адекватность дошкольного образования (соотношение условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
– возможности освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации.
Программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:
– полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования;
– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
– формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Были определены следующие педагогические ориентиры:
– расширять представления детей о свойствах и отношениях объектов;
– совершенствовать навыки пользования способами проверки для определения количества;
– совершенствовать счетные действия с множествами;
– совершенствовать зрительно-моторную координацию;
– расширять самостоятельную речь;
– знакомить с понятиями «звук», «слово», «предложение»;
– обучать составлению графических схем слов и предложений;
– обучать навыкам звукового анализа и синтеза.
Реализация программы «Знайка» предусматривает проведение организованной деятельности как дополнительных кружковых занятий четыре раза в неделю по 25 минут. Педагогом-психологом и учителем-логопедом проводится предварительная диагностика готовности к школьному обучению.
На основании данных обследования составляются индивидуально ориентированные программы развития готовности к обучению в школе. Для занятий дети объединяются в подгруппы с учетом индивидуальных особенностей.
Данная программа реализуется в ДОУ на протяжении 3 лет. Результаты итоговой диагностики готовности дошкольников, посещающих занятия в кружке «Знайка» представлены в Таблице.
Таблица 1. Результативность использования программы «Знайка»
Психолого-педагогическое сопровождение старших дошкольников в процессе формирования готовности к школьному обучению позволяет наиболее эффективно подготовить переход детей к новому виду деятельности, сформировать положительную мотивацию в процессе перехода к следующему этапу жизни ребенка.
Литература
1. Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г. №1155