Вы здесь

Преемственность между дошкольным и начальным образованием. Материалы IV Международной научно-практической конференции от 24 марта 2017 года. Развитие воображения как основа творческого потенциала личности детей дошкольного и младшего школьного...

Развитие воображения как основа творческого потенциала личности детей дошкольного и младшего школьного возраста

Буршит И. Е.,

к.п.н., доцент

кафедры общей педагогики

ТИ имени А. П. Чехова (филиала) «РГЭУ (РИНХ)».


Дорофеева Г. А.,

к. психол. н., доцент кафедры естествознания

и безопасности жизнедеятельности

ТИ имени А. П. Чехова (филиала) «РГЭУ (РИНХ)».

В своём докладе президент России В. В. Путин на заседании Совета по науке и образованию 23 июня 2014 года, сказал: «Сегодня лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу. Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости» [3]. Таким образом, необходимо обратить внимание на процесс организации процесса обучения и развития, и в частности, на: направленность содержания обучения, которое должно включать в себя формирование инженерного мышления; структуру организации процесса обучения, то есть одним из основных методов обучения должна являться исследовательская деятельность.

Известно, что в детстве закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других.

Воспитание личности, обладающей богатым творческим потенциалом, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с возрастающим потоком проблем, начинается в детские годы. Многие образовательные концепции ставили во главу угла идею воспитания личности, способной активно усваивать и присваивать общечеловеческий опыт, однако приоритет в воспитании такой личности был обозначен лишь в недавнем прошлом. Очевиден тот факт, что традиционных подходов в решении проблемы развития творческих, инженерных способностей детей недостаточно. А. Маслоу отмечал, что креативность – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

Необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения. В настоящее время ширится круг инновационных программ развития ребенка в ДОУ и школе. Тем не менее, вопрос об обеспечении условий развития инженерного мышления, творческих способностей детей остается актуальным и концептуальным. Современный образовательный процесс содержит комплекс проблем, затрудняющих эффективность решения вопросов творческого развития личности. Среди них можно назвать следующие:

– переход к личностно-ориентированной модели воспитания еще полностью не завершен, при этом признаки учебно-дисциплинарной модели сохраняются в педагогических традициях, например, обучать, ориентируясь на «среднего» ребенка и качество исполнительской деятельности, ограничивать проявление самостоятельности и неординарности в пределах педагогических задач и пр.;

– использование в обучении нескольких приоритетных направлений, программы которых настолько насыщенны, что исключают возможность специальной работы по развитию инженерного мышления, творческих способностей;

– недостаточное владение технологией развития инженерного мышления, творческих способностей и, как результат, оценка преимущественно продукта детского творчества, а не динамики его развития.

Жизнь детей может быть полноценной при условии, если они чувствуют себя созидателями, открывающими что-то новое в окружающем мире. Процесс познания предполагает усвоение универсальных действий ориентировки в окружающем, т.е. развитие и совершенствование целого комплекса способностей. Они позволяют ребенку самостоятельно анализировать действительность, находить решения в новых и неожиданных ситуациях произвольно, осознанно относиться к собственной деятельности.

В наше время проблема развития мышления детей (творческого, инженерного, критического) очень актуальна. Мы живем в быстро изменяющемся мире. Одни только знания уже не всегда в полной мере помогают нам в решении возникающих задач. Все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Умение решать нестандартные, творческие задачи, развитое воображение – эти качества во многом определят личность не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Управляемая фантазия позволяет человеку быстрее и проще адаптироваться к изменяющимся условиям.

Если бы мы не обладали фантазией, то лишились почти всех научных открытий и произведений искусства. Данная способность особенно интенсивно развивается в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности данной функции. Воображение, фантазия должны способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и совершенствованию личности. Только так возможна творческая деятельность.

Столкнувшись с проблемой скудного воображения детей и неумения применять творчески имеющиеся знания и умения, мы задались вопросом – Почему так происходит?

Дошкольный и младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом детства. Именно этот период определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Современная дошкольная и школьная программа насыщена огромным количеством знаний, но, к сожалению, не предусматривает систематического развития воображения, то есть умения творчески пользоваться этими знаниями. Фантазия – качество величайшей ценности, но никто не учит фантазии, ни в ДОО, ни в школе.

Воображение самым непосредственным образом связано с мышлением.

Решая практическую или умственную задачу, человек выполняет цепочку определённых мыслительных операций, используя при этом уже имеющуюся информацию. Но если сведений недостаточно, на помощь приходит воображение. На основе аналогий, новых случайных связей, ассоциаций этот пробел восполняется.

Что такое воображение и фантазия? Это виды мышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря, воображение – это активный творческий процесс создания нового знания (новых идей) из старого знания. Чем отличается фантазия от воображения?

Если воображение – это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия – это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний.

Например, крылатый конь Пегас, Мертвая голова в сказке Пушкина «Руслан и Людмила», небылицы барона Мюнхгаузена, Буратино, Стойкий оловянный солдатик – это фантастические образы.

Казалось бы, чем больше базовой информации, тем должно быть богаче воображение. Почему же в детстве воображение носит ярко выраженный творческий характер (недаром детей часто называют фантазёрами), а в процессе взросления всё более и более доминируют признаки репродуктивности?

Одной из возможных причин является привычка мыслить по устоявшимся канонам, на основе уже опробованного опыта. Чем старше человек, тем богаче опыт, следовательно, и сформированных стереотипов у него больше.

Опыт показывает, что уже в детском саду у ребёнка начинают формироваться стереотипы мышления и поведения: дети одинаково рисуют, лепят, периодически справляясь у взрослого: «Я правильно делаю?», одинаково строят фразы, даже говорят порой с одинаковой интонацией. Привычка к хоровым ответам приводит к потере потребности мыслить и высказывать свою собственную точку зрения, доказывать и аргументировать свои мысли и суждения.

Выделяют три закона развития творческого воображения.

1. Творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.

Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт – богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.

2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.

3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так «сфантазировать» свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.

Основные качества Творческой Личности:

– наличие достойной цели,

– работоспособность,

– умение планировать,

– умение решать задачи творческого характера,

– умение «держать удар», как результат непринятия личности общественным мнением,

– умение отслеживать промежуточные результаты.

Воспитателям, педагогам посоветуем обратить внимание на то, как проявляются качества творческой личности у детей. В ситуациях, когда ребёнок «глубоко погружен» в процесс рисования, конструирования, можно говорить о его большой работоспособности и целеустремлённости. Взрослым стоит задуматься, как в условиях детского сада или школы организовать возможность встречи с Чудом, которая может стать для детей началом их творческого пути. «Чудом» могут послужить яркие книги, необычные игрушки, гигантский коралл, экзотические раковины и многое другое. А для кого-то роль Чуда сыграют классическая музыка и таинственный свет, сопровождающие чтение сказок, рассказ об удивительных людях и их приключениях.

Большой популярностью в Японии пользуются книги известного специалиста по проблемам стимулирования научно-технического прогресса Ясухиро Хиросима. Вот его девять советов по тренировке творческого мышления.

Ежедневно выделяйте время для мышления.

Успокойтесь и подумайте.

Публикуйте свои достижения.

Ставьте себе конкретную цель, – это позволит наметить контуры будущего успеха.

Научитесь сосредотачиваться.

Избегайте шаблона.

Записывайте свои мысли.

Расширяйте общение с людьми других профессий.

Всегда ощущайте духовный голод, жажду деятельности.

Обеспечить создание и освоение производства техники новых поколений, позволяющей многократно повысить производительность труда, улучшить его условия, существенно снизить материальные, энергетические и финансовые затраты, уменьшить, а, по возможности, и ликвидировать негативное влияние человека на окружающую среду – решение всех этих задач, в первую очередь, связано с разработкой и освоением новых машин, приборов, оборудования, новых технологий и материалов, что обеспечивается именно изобретательской деятельностью.


Литература


1.Альтшуллер Г. С. Найти идею. – Петрозаводск: Скандинавия, 2003. – 238 с.

2.Борзова В. А., Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей. Самара, 2004.

3.Заседание Совета по науке и образованию 23 июня 2014 года, 16:30, Москва, Кремль. [битая ссылка] http://www.kremlin.ru/news/45962.

4.Тамберг Ю. Г. Как научить ребёнка думать. Учебное пособие для родителей, воспитателей, учителей. С. – П., 1999.

5.Шпаковский Н. А. ТРИЗ. Анализ технической информации и генерация новых идей: учебное пособие. – М.: ФОРУМ, 2010. – 264с.