Вы здесь

Преемственность между дошкольным и начальным образованием. Материалы IV Международной научно-практической конференции от 24 марта 2017 года. Оптимизация условий и снижение рисков при организации успешной адаптации детей к дошкольному учреждению (...

Оптимизация условий и снижение рисков при организации успешной адаптации детей к дошкольному учреждению

Дегтярева О. А., Церюта О. Д.,

МБДОУ д/с №52, г. Таганрог.

Детский сад – новый период в жизни ребенка и сопряжено это с тяжелыми переживаниями, которые сопровождаются изменением поведенческих реакций ребенка.

Повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 лет до 3, усиление образовательной нагрузки, делают проблему привыкания младшего дошкольника к условиям детского сада особенно актуальной.

Трудности, возникшие у детей в период адаптации могут привести к самой неблагоприятной ее форме – дезадаптации, которая проявляется в нарушениях дисциплины, игровой деятельности и взаимоотношений со сверстниками и воспитателями.

Все изменения как внешние, так и внутренние, обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.

В основе разных вариантов адаптации ребенка к ДОУ лежат ряд факторов, определяющих, насколько успешной адаптации.

Во-первых, это – состояние здоровья и уровень развития ребенка.

Вторым фактором является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение.

Третьим фактором, сугубо психологическим, является степень сформированности у ребенка общения с окружающими и предметной деятельности.

Четвертый фактор адаптации – психологические особенности родителей, особенно матери, и характер взаимоотношений в семье. Если мать тревожно-мнительна и слишком опекает ребенка, аффективно реагирует на все его состояния, если она обладает конфликтным характером и предпочитает авторитарный стиль воспитания, если родители испытывают трудности в общении с окружающими, если в семье часто происходят ссоры, – все это может явиться причиной невротизации ребенка и его трудной адаптации к дошкольному учреждению.

Гендерные факторы. Наблюдения показывают, что в младшем дошкольном возрасте (3—4 лет) мальчики хуже адаптируются, чем девочки. Поскольку в период наиболее интенсивного эмоционального развития в большей степени привязаны к матери и более ранимо реагируют на разлуку с ней, чем девочки.

Ощутимые затруднения в адаптации испытывают левши, особенно те, кто был переучен в первые годы жизни.

Проанализировав научные разработки Р. В. Тонковой-Ямпольской, Л. Г. Голубева, А. И. Мышкис, а также психолого-педагогические труды А. В. Мудрик, Е. А. Ямбург, Г. М. Ляминой, Л. Н. Галигузовой, О. Г. Заводчиковой, Н. Д. Ватутиной по проблеме психологической и физиологической адаптации детей к условиям ДОУ мы пришли к выводу о необходимости усилить работу по данному направлению. В нашем детском саду была разработана модель.

Модель успешной адаптации детей в ДОУ

Цель – успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий.

Для ее достижения необходимо решать следующие задачи:

1. Оптимизировать процесс психологической адаптации детей в ДОУ:

– снизить уровень тревожности;

– создание комфортной ситуации;

– формирование социальной коммуникабельности

2. Оптимизировать процесс физиологической адаптации:

– снизить уровень заболеваемости воспитанников ДОУ;

– поднять уровень физической культуры детей.

3. Гармонизировать психологическую и физиологическую адаптацию.

Работа по организации адаптации детей к дошкольному учреждению начинается задолго до поступления ребенка в МБДОУ. Ежегодно составляется план работы с неорганизованными детьми и их родителями, который позволяет учесть социальный заказ жителей микрорайона.

Поэтому первым этапом (подготовительный этап) психолого-педагогического сопровождения семьи и ребёнка является подготовка к дошкольному учреждению.

Изучение ребенка до поступления в ДОУ начинается с проведения прогноза адаптации.

Заведующий – встречается с родителями, заключает договор, проводит опрос родителей.

Медицинская сестра – изучает медицинские карты, беседует с родителями, организует питание детей.

Педагог-психолог, воспитатель – проводят анкетирование, определяют психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка.

Медицинский прогноз – составляется в поликлинике перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение, отражается в медицинской карте;

Психолого-педагогический – составляется в МБДОУ психологом и педагогами группы через наблюдение за психоэмоциональным состоянием ребенка в различных ситуациях в течение трех-пяти дней, отражается в индивидуальном листе адаптации, также учитывается группа здоровья, диагнозы неврологического характера (ЗРР, анемия, аллергия, диатез).

Конец ознакомительного фрагмента.