Вы здесь

Преемственность между дошкольным и начальным образованием. Материалы IV Международной научно-практической конференции от 24 марта 2017 года. Роль игр при подготовке ребенка к школе ( Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) «РГЭУ (РИНХ)»)

Роль игр при подготовке ребенка к школе

Грибенщикова Ю. В.,

преподаватель профессионального цикла

ГБПОУ РО «ЗернПК».

Ребёнок – выпускник ДОУ, должен обладать личностными характеристиками: инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.

В этой связи важен фактор «спокойного приспособления» к школьным условиям и успешного усвоения образовательной программы начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка.

Цель детского сада не только эмоциональное, коммуникативное, физическое и психическое развитие ребенка, но и формирование устойчивости к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, способности и желания учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это дети не те, что были вчера.

Практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают те дети, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому главной целью дошкольной подготовки должно стать всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Умственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и др. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей.

Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес.

Овладение приёмами умственной деятельности осуществляется на практическом и теоретическом уровнях. Практический путь представляет собой усвоение приёмов в результате многократного повторения одних и тех же ситуаций. В этом случае остаётся в тени собственная умственная деятельность, внимание отражается лишь на содержание умственных действий. Теоретический путь овладения приёмами умственной деятельности состоит в обучении этим приёмам, когда обучающийся управляет своей интеллектуальной деятельностью.

Для возникновения мыслительной деятельности ребёнка и формирования понятий необходимо подвести их к осознанию способов выполнения какого-либо задания. Это возможно при условии последовательного формирования учебной деятельности детей. Переориентировка сознания ребёнка с конечного результата деятельности на способы её выполнения приведёт к осознанию им своих действий.

Таким образом, обучение дошкольников способам и приёмам выполнения учебного задания, способствует совершенствованию их мыслительной деятельности.

Большое значение в умственном и всестороннем развитии детей имеют занимательные развивающие игры, задачи, развлечения. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Воспитатель вооружает детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, проводящего в конечном результате к решению (правильному или ошибочному). Именно развивающие игры способствуют развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приёмов мышления.

Главное при этом творчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному, творческому мышлению. Задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей, поднимаясь, каждый раз самостоятельно до своего «потолка», ребёнок развивается наиболее успешно.

Развивающие игры разнообразны по содержанию; они как все игры не терпят принуждения и создают атмосферу свободного творчества.

Систематическое решение задач «ступенчатым» способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче. В этой связи важно помнить о таком факторе, как доступность, ведь успешное усвоение материала возможно тогда, когда занимательная задача доступна ребенку. Поэтому при выборе материала необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка.

Чтобы помочь ребёнку справиться с большой и трудной задачей познания, необходимо руководствоваться следующими принципами:

– на первом этапе этой работы при проведении игр руководящую роль необходимо взять на себя: познакомить детей с новой игрой; объяснить её правила;

– положительно оценивать ответы детей, поощряя самостоятельность ребенка;

– требование к правильным и чётким ответам повышать постепенно, чтобы не снизить активности, непосредственности в высказываниях детей;

– исключить отрицательную оценку ребёнка и результатов его действий;

– сравнивать полученные результаты только с его собственными, а не с результатами других детей.

Подготовка к школе в детском саду очень важна для ребенка. Ведь первое, чему учится ребёнок в дошкольном учреждении, – это умению общаться и взаимодействовать со сверстниками. Самые первые и самые главные навыки малыш приобретает в дошкольном возрасте.

Для поддержания интереса, занятия стоит проводить в игровой форме, т.к. радость, полученная от такого вида деятельности, постепенно переходит в радость учения, ведь играя, можно научить дошкольника всему.


Литература


1.Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург, «Акцент». 2000.

2.Столярова А. А. Давайте, поиграем. Москва. 1991.

3.Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи детей. Москва. 1988.