Авторы:
Зинченко С. А. – заведующий кафедрой гражданского и предпринимательского права Юридического института Северо-Кавказской академии государственной службы, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор
Гончаров А. И. – кандидат юридических наук
Рецензенты:
В. С. Анохин, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор;
Д. Ю. Шапсугов, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор
© С. А. Зинченко, А. И. Гончаров, 2006
© ИД «Юриспруденция», 2011
Введение
Улучшение финансового состояния хозяйствующих субъектов Российской Федерации обеспечивается в последнее время в основном посредством фискальных послаблений и некоторых других мер государственного регулирования. Объективности ради нужно отметить, что прежде нестабильные платежно-расчетные отношения коммерческих организаций постепенно складываются в правовые, устойчивые хозяйственные связи, развивается рыночное законодательство, нарабатывается судебная практика. В целом государство исходит из презумпции, что действующий производственный бизнес – это большая ценность, чем финансовый результат от распродажи конкурсной массы должника-банкрота.
Вместе с тем в течение 2003 г. продолжался ускоренный рост количества банкротств. С 1 января 2003 г. в арбитражных судах РФ шло конкурсное производство по 122 681 делу.[1] При этом восстановили платежеспособность в ходе внешнего управления: в 1998 г. – 69 хозяйствующих субъектов, в 1999 г. – 66, в 2000 г. – 50, в 2001 г. – 52, в 2002 г. – 21, в 2003 г. – 28 компаний.[2] Не лучше обстоит дело, в частности, и в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ). Так, с марта 2003 г. по март 2004 г. просроченные дебиторская и кредиторская задолженности по организациям ЖКХ продолжали расти и достигли соответственно: 286,4 млрд руб. и 314,2 млрд руб.[3]
Разрешение проблемы восстановления платежеспособности организаций, в том числе и в названной отрасли, является весьма важным для дальнейшего продвижения российских реформ, поскольку их нынешняя финансовая состоятельность не соответствует тому должному уровню, который бы способствовал ускоренному развитию всей отечественной экономики. Сложившаяся ситуация является ненормальной и в течение длительного времени блокирует многие попытки реформирования жилищно-коммунальных предприятий. Однако в любой стране именно население – главный социальный ресурс, созидательная и движущая сила. В этой связи качественное жизнеобеспечение людей, основанное на стабильной работе коммерческих организаций ЖКХ, является неотъемлемой частью современной стратегии экономического развития.
Учитывая исключительную важность данной сферы хозяйства, необходимо использовать для ее реформирования самые передовые достижения науки во всех отраслях знания, в том числе гражданского и предпринимательского права. При этом следует исходить из той генеральной установки, что система жилищно-коммунального хозяйства, какой бы плохой она ни была сегодня, является единственной действующей системой жизнеобеспечения. Поэтому любые преобразования должны проводиться с особой осторожностью. Нельзя применять какие-либо радикальные подходы, напротив, требуется поддержание имеющегося ЖКХ, санация коммерческих организаций, работающих в этой сфере, с одновременной их реструктуризацией и обновлением до современного технологического уровня.
Очевидно, что хозяйствующие субъекты необходимо вооружить комплексной методологией и методикой восстановления платежеспособности как для предупреждения банкротства, так и для реабилитации бизнеса в его процедурах.
Просроченная задолженность как внешнее проявление неплатежеспособности отражает несовершенство сложившихся правоотношений во всей российской промышленности. В рыночно развитых экономических системах задействованы правовые механизмы, препятствующие накоплению просроченных долгов, способствующие предупреждению банкротства компаний. В сегодняшней России при недостаточной проработке форм и методов, отсутствии целостной методологии досудебного восстановления платежеспособности положение коммерческих организаций, в частности жилищно-коммунального хозяйства, с формальной стороны выглядит как массовое банкротство.
Для разрешения проблемы массовой неплатежеспособности российских производственных компаний ее следует дифференцировать на вопросы оперативно-предупредительной диагностики платежеспособности хозяйствующих субъектов, санации их финансов, обновления фондов и оптимизации имущественного комплекса. Эти вопросы, каждый в отдельности, в течение ряда лет вызывают широкий дискуссионный резонанс. Но системный подход к предупреждению банкротства и досудебному финансовому оздоровлению коммерческих организаций (восстановлению платежеспособности) еще не получил адекватного освещения и специального научного анализа в правовой литературе.
Таким образом, разработка научно обоснованных правовых форм, методов и механизмов восстановления платежеспособности хозяйствующих субъектов вне процедур банкротства остается значимой и важной проблемой.
Настоящий труд представляет собой изложение целостной концепции досудебной реабилитации производственных компаний (в полной мере относящейся и к организациям ЖКХ) на основе развития и построения теоретических основ и методологических подходов, правовых механизмов, моделей и критериев диагностики банкротства, оздоровления финансов, обновления основных средств и реструктуризации имущества хозяйствующих субъектов для восстановления их платежеспособности.