Перегрев реакторов и горячих голов может привести к неконтролируемой цепной реакции и взрыву
О японцах в нашей стране чаще всего можно услышать только самое лестное: японцы аккуратные, трудолюбивые, хладнокровные, дисциплинированные. Это все так. Но никто не говорит о том, что удар стихии был нанесен по одной из самых процветающих в технологическом плане стран. За что такая кара? Мы можем поставить вопрос иначе: быть может, те Высшие силы, что нанесли удар по передовой технократии, хотели чего-то другого, нежели просто наказать японцев за мнимые или реальные прегрешения? В качестве одного из возможных ответов на этот вопрос можно рассмотреть следующее: на примере Японии всему миру было показано, что технократический путь развития ведет человечество в тупик. Но нельзя исключать, что Высшие Силы руководствуются «высшей целесообразностью» в большей степени, нежели морально-этическими соображениями. Так, в Японии остановились заводы по производству автомобилей. У японцев хорошие авто, кто бы спорил. Но даже хорошие автомобили загрязняют воздух – это раз, они сжигают топливо – это два. Запасов топлива может не хватить при таких темпах развития автомобильной отрасли. Если каждый человек земного шара пересядет на автомобиль, то топлива точно не напасешься на всех. Между тем практически каждый мечтает ездить в собственном авто. Может быть, землетрясение в Японии и остановка автомобильных заводов – это некий знак всему человечеству? Мол, прекратите заниматься ерундой, развивайте альтернативные источники энергии, сокращайте потребление энергии, не базарьте ее направо и налево? Может быть, и так. Но кто готов прислушаться к этому?
В ответ на катастрофу в Японии Ангела Меркель 17 марта заявила, что пересмотрит планы по развитию атомной отрасли. Это шаг в правильном направлении. В Германии традиционно сильны экологические организации. В ответ на аварию АЭС в Японии на улицы немецких городов вышли демонстранты. Демонстрация растянулась на 45 километров. Молодежь несла манекен Меркель в виде персонажа американского мультсериала «Симпсоны». Этот отрицательный персонаж работает на АЭС. Меркель не захотела быть похожей на него и тут же постановила остановить семь старых атомных станций в Германии.
В ответ на события в Японии Китай заявил, что приостанавливает строительство новых атомных станций на территории страны. Думаю, это правильное и вполне прогнозируемое решение.
К этому можно добавить, что как раз накануне землетрясения в Японии, в День защитника Отечества, произошла нештатная ситуация на АЭС в Бушере, совсем недавно построенной российскими специалистами. Было обнаружено повреждение стенок на одном из реакторов. В результате профилактической меры рабочие стали выгружать атомное топливо из реакторов. Ситуация нормализовалась. Но это был и определенный знак. События сцепляются друг с другом в затейливую связь, и эти события несут определенную информацию, которая считывается нашим коллективным бессознательным.
Накануне в Минске был подписан договор о строительстве АЭС в Белоруссии. Давайте согласимся, что взрыв на атомной станции в Японии – не лучшее время для подписания такого соглашения. Это и ежу понятно.
В тот же день остановились электронные часы на Трафальгарской площади в Лондоне, отсчитывающие время до летней Олимпиады 2012 года. О чем это говорит? Может быть, о том, «что ваши Олимпиады – это средство забвения и отвлечения, а не способ постижения». Конечно, не все согласятся с такой сентенцией, приписываемой мудрым небожителям. Большинству народонаселения Земли Олимпиада нравится. Все хорошо. Но с каждой такой Олимпиадой мир все более и более превращается в скопище самодовольных сибаритов. Помните, чем кончилось дело у избалованных праздностью и роскошью сибаритов – жителей греческой провинции? Рабы, завладев их оружием, в одну прекрасную ночь перебили своих господ и сами стали господами. Примерно это и случилось в день открытия Олимпиады в Пекине. Под торжественные звуки открытия Олимпиады заговорили пушки.
Вот и гудят сегодня уже молодежные революции на Востоке. «Алеет Восток!» – многозначительно восклицают востоковеды. Как бы молодежь не взбунтовалась и не смела в один прекрасный день своих престарелых и пресыщенных жизнью и властью правителей? Вот в чем вопрос.
При этом вопрос молодежного бунта решается сейчас не только в рамках традиционного конфликта «отцов и детей». К этому прибавилось еще нечто. Это «нечто» можно назвать приближением новой эпохи. Сама молодежь не до конца осознает смысл своих волнений. «Чего вам не хватает? – удивленно спрашивают их родители. – У вас же все есть: образование, карманные деньги, крыша над головой». Но такие мысли старшего поколения воспринимаются молодежью как брюзжание не по делу. «Перемен» – вот чего хочет молодежь. Да, у многих молодых людей все есть, но им от этого не лучше. Они все равно хотят «перемен». И что это за такие «перемены»? С чем их едят? Об этом можно было спросить у Виктора Цоя, самозабвенно и надрывно певшего «Перемен, перемен, перемен!». Он пел во времена перестройки, и, слава богу, прошло двадцать лет. 17 марта как раз исполнилось ровно двадцать лет с того самого дня, когда дышащая на ладан страна проголосовала за Союз Советских Социалистических Республик. Проголосовать-то проголосовала, но через семь месяцев, в августе 1991 года, Союз распался, и всероссийский референдум не помог.
О чем это все говорит? Мы живем в иной реальности, данной нам в ощущениях! Ленин был отчасти прав. Правят бал на этой земле не материальное благосостояние и благополучие, а нечто иное. Я подозреваю, что под этим «иным» скрываются мысли и идеи. «Идея овладевает массами!» – так говорил Ленин. Не материальное благосостояние овладевает массами, а «идея овладевает»! И Ленин был в этом прав!
Но наши политологи все ищут скрытые механизмы движения толпы и традиционно выводят их из старой марксистской формулы: обнищание народонаселения, социальное, имущественное и классовое расслоение общества, невыносимые условия материального существования. Условия условиями, но давайте, в конце концов, «отделим мух от котлет»!
Лично мне представляется, что идеи спускаются сверху. Они, как опавшие листья, кружатся над головами молодых, молодежь вдыхает их аромат и, как самая нестабильная часть общества, начинает резонировать в такт этим идеям. Молодежь совершает свои бесовские пляски, она вопит и требует незнамо чего. Главное здание МГУ им. Ломоносова после некоторого колебания было эвакуировано в результате поступления информации о заложенной бомбе. Студенты откровенно веселились. Они несколько часов провели на свежем воздухе, почувствовали себя единой толпой, а не просто винтиками учебного процесса. «Они тренируются», – сказал один студент в адрес безвестных электронных террористов. Бомбу искали с собаками, но, как и во множестве других подобных случаев, ничего не нашли. Студенты опять вошли в здание. «Они тренируются» – это уже о молодежи в целом. Призрак цветных молодежных бунтов пришел и в Россию?
«Кому выгодны цветные революции?» – спрашивают политологи и безуспешно пытаются найти ответ на этот непростой вопрос. Может быть, они «выгодны» небожителям, которые таким нетривиальным способом спускают сверху свои идеи, которые затем овладевают многоголовой толпой молодежи. Молодежь порой не ощущает ценность жизни. У них понижен порог восприятия опасности. Молодые люди готовы рисковать просто так, только ради того, чтобы показать свою удаль. Все мы были молодыми и можем вспомнить это ощущение одновременного безрассудства и счастья. Кто-то испытывает кайф, посылая бесчисленные эсэмэски о заложенных бомбах, а кто-то испытывает не меньший кайф, выходя на улицы большой толпой. Вопрос лишь в степени кайфа. В арабском мире молодежь проснулась первой. Кто следующий?
17 марта молодой буддийский монах в тибетской провинции Сычуань на юго-западе Китая совершил акт самосожжения в знак протеста против политики китайских властей. Аналогия напрашивается сама собой: в Тунисе в середине декабря молодой человек сжег себя, и это вызвало молодежную революцию, которая через месяц привела к падению правящего режима. 17 марта тысяча буддийских монахов вышли на демонстрацию и были разогнаны полицией и военными. Молодежный бунт – это дело заразное. Такие события могут произойти где угодно, в любой стране. Никто от этого не застрахован.
На эти самосожжения отчасти похожа и гибель болельщика «Спартака» Егора Свиридова, который случайно погиб в Москве во время драки с выходцами с Кавказа. Гибель молодого человека спровоцировала протестные настроения молодежи. 11 декабря 2010 года на Манежной площади собралось несколько тысяч человек, которые вступили в открытое противостояние с милицией. Цифра 11 становится приметой времени. В Москве возникло молодежное движение «11 декабря», а в Азербайджане – движение «11 марта». Другое дело, что эти движения в большей степени виртуальные. Призывы выйти на акцию протеста рассылались по СМС. 11 марта произошло землетрясение в Японии. 11 сентября 2001-го террористы атаковали Всемирный торговый центр в Нью-Йорке. Это, конечно, не повод к тому, чтобы мы начали вздрагивать при наступлении 11 – го числа каждого месяца. Но магия цифр срабатывает порой иррационально, минуя логику и чувство реальности. 11-е число по странному и необъяснимому стечению обстоятельств может стать приметой времени, приметой катаклизмов и всяческих передряг.
Вторая по уровню развития экономика мира – Китай, демонстрирующая стабильный рост, также по неведомому нам плану судьбы может изменить вектор своего развития из-за неожиданных перемен и событий. События приходят свыше.
Между тем экологи бьют тревогу. Перегретые реакторы на «Фукусиме» поливают водой, и эта вода стекает естественным образом в море. Это грозит заражением акватории океана. В Японии ощущается нарастающий дефицит пресной воды. Одновременно с этим в Барнауле произошла крупная авария на одном коллекторе, без воды вторые сутки остаются семьдесят тысяч жителей, больницы, школы, детсады. Нехватка питьевой воды – это грозный призрак надвигающейся катастрофы технократии. Жажда – это символ. Перегрев реактора – тоже символ. Экономика Японии и всего мира перегрета. Возникают и лопаются финансовые пузыри. И эти пузыри напоминают пузыри закипающей радиоактивной воды из реакторов «Фукусимы». Одновременно с этим питерские экологи предупреждают, что в Ленинградской области в Сосновом Бору планируется построить АЭС № 2 с бассейном-градильней, в котором будут охлаждаться топливные элементы. По данным экологов, это нарушит циркуляцию воздушных масс на севере области. «Лучше бы ее не строили», – заключают экологи. В Ленинградской области уже имеется старая АЭС, где функционируют четыре реактора. Хранилища отработанного атомного топлива находятся в 100 метрах от берега Балтийского моря. «А если там случится авария? – с ужасом спрашивают экологи. – Эта авария отравит воду в Балтике. И это не «Фукусима», где радиоактивные облака пара ветер сносит в океан. Океан все перемелет, а Балтийское море мелководное, автономное. Экосистема не выдержит аварии». Страхи, страхи, страхи.
Экологическая конференция проходит в Питере как раз в тот день, когда на «Фукусиме» поливают с вертолетов хранилище отработанного топлива. Из-за угрозы взрыва и повышенного радиоактивного фона временно прекратили закачку под давлением воды в третий, поврежденный реактор.
В Калифорнии люди паникуют. Они скупают в магазинах дозиметры и йодсодержащие препараты. Еще ничего не произошло. Уровень радиации пока в норме. Но люди плачут горючими слезами, узнав, что в аптеках кончились все йодсодержащие препараты, и не хотят уходить домой. Как тут не вспомнить, что до Калифорнии докатилась волна цунами. Она разрушила несколько причалов и разбила несколько десятков небольших судов. Но этого хватило, чтобы напугать калифорнийцев. Они спрашивают в испуге: «А если радиоактивное облако дойдет до тихоокеанского побережья Америки?» Японцы «сохраняют лицо», соблюдают очередность на остановках и в супермаркетах. И по завету 125-го императора Акихито, обратившегося в эти тяжелые для нации дни с воззванием, «сплачиваются». Никто не паникует, хотя у них есть все основания, чтобы нервничать. Таковы все японцы. Честь им и хвала. Но это вовсе не отменяет и не подменяет наступления Новой эпохи, которая характеризуется сменой старого мышления. Новая эпоха несет новые мысли, и молодежь в той или иной степени должна эти мысли донести до всех и каждого.