Как мысли влияют на катаклизмы. «Гибель Японии»
Вот и бабахнуло в Японии. Рвануло, так сказать, на голом месте. Кое-кто говорил, что Япония держится стабильно, что у нее хорошая экономика и политика. Но ведь рвануло-таки. 11 марта 2011 года на севере и востоке Японии произошло сильнейшее землетрясение, самое мощное за 140 лет наблюдений. Погибли сотни людей, тысячи пропали без вести. Возник пожар на АЭС. Огромная волна цунами смыла в море машины, дома, людей. Запылали пожары. Прервано автомобильное, железнодорожное сообщение.
Можно и нужно сочувствовать японцам, выражать соболезнования, предлагать помощь, но лично у меня параллельно с этим в памяти всплывают определенные ассоциации. Помнит ли читатель фильм Сиро Моритами «Гибель Японии»? Этот фильм с успехом демонстрировался в кинотеатрах нашей страны в канун перестройки. Сюжет весьма драматичен: некий ученый выяснил, что Японии грозит гибель. В результате сложных тектонических процессов вся страна должна уйти под воду. Рискуя потерять научный авторитет, ученый бьет во все колокола, но, как это обычно бывает, к нему не прислушиваются. Однако вскоре события начинают развиваться самым невероятным образом: мощнейшие землетрясения потрясают страну, и Япония погружается в воду. И вот где-то на земле, наверное в бескрайних просторах Маньчжурии или Сибири, едет поезд с японскими беженцами. Они выжили, но лишились родины и всего своего быта. На такой пессимистической ноте фильм заканчивается.
Казалось бы, зачем снимать такие фильмы-страшилки с указанием конкретной страны и конкретного народа? Кинематограф любит абстракции – снимали бы лучше о марсианах и гибели инопланетной цивилизации, как это принято в Голливуде. Нет, в сюжете участвуют конкретный народ и конкретная страна. Неприятная ассоциация может возникнуть у зрителя. Может, но не возникает…
Мы живем в непростое время. Реальность переплелась с искусством, а искусство – с реальностью. С гулким шумом события нашего мира отражаются в кинематографе, и, что самое удивительное, наоборот, события кинематографа отражаются в реальности. Людям свойственно предвидеть события, чувствовать недалекое будущее. Так было всегда. Другое дело, сейчас нам гораздо труднее прислушиваться к собственной интуиции, чем пару сотен лет назад. А все из-за того, что технический прогресс заставляет наш разум работать с куда большим информационным потоком, нежели раньше. Так что порой и сами провидцы не подозревают о том, сколь точны их прогнозы. Если не в конкретике, так в принципе. Между тем существует и тайная, едва уловимая периферией сознания связь между событиями, судьбами и катастрофами.
Еще русский писатель Борис Пильняк, побывав в Японии в конце 1920-х годов, писал, что весь современный японский быт связан с землетрясениями. «Оттого японская культура трансформировалась в нервы и волю японского народа». Можно, конечно, не соглашаться с трактовкой писателя, но по существу он прав.
Японская культура как-то примирилась с постоянной угрозой гибели и разрушения. В коллективном бессознательном народа утвердилось философское отношение к потрясениям и землетрясениям. Японцы верят в бессмертие души, и эта вера позволяет им преодолевать последствия стихии. Таким образом, установилась связь между мыслями людей и катаклизмами. Между тем это утверждение может быть осмыслено и с другой стороны. Мысли людей тоже могут влиять на стихию аналогично тому, как стихия влияет на мысли.
В первые дни января 2011 года кабинет министров Японии подал в отставку. Это произошло после того, как премьер-министр сделал заявление о серьезных перестановках в кабинете. С этого политического потрясения начался новый год. Существует поверье, не только у русских, но и японцев: как встретишь Новый год, так его и проведешь.
7 марта 2011 года, накануне землетрясения, министр иностранных дел подал в отставку из-за скандала. Выяснилось, что во время избирательной кампании он получал небольшие пожертвования от иностранки, проживающей в Японии много лет, а это запрещено законодательством. Не бог весть какое прегрешение, но закон есть закон. К тому же дают о себе знать этика и менталитет японцев, которые всегда с трепетом относились к понятиям чести и доблести. Честь мундира здесь не исключение. Поэтому решение об отставке здесь можно воспринимать в качестве образа харакири. Коллективное бессознательное японского народа так это и восприняло.
Аналогичная ситуация произошла накануне землетрясения 11 марта 2011 года, но уже с премьером Японии. Его фонд также был замечен в получении пожертвований из-за границы. Но на этот раз премьер заявил, что свою должность покидать не намерен. Принцип самурайской чести не сработал, а сработал пресловутый рационализм. Внутри кабинета назрел политический разлом. И в самый разгар кризиса пресса, объясняя японскому народу поступок премьера, сообщила, что его миссия заключается в том, чтобы уберечь правящую партию от раскола и принять бюджет страны. Поэтому в данном случае ему было позволительно руководствоваться соображениями целесообразности, а не этики. Однако, как мы видим, природа распорядилась иначе. Наверное, природа была обеими руками за «этику» и за «честь самурая». Тектонические волнения произошли внезапно на севере Японии. All марта произошло землетрясение магнитудой почти 9 балов. Таких сильных толчков не было 140 лет.
В связи с вышеизложенным возникает вопрос: могут ли политические деятели своими мыслями и деяниями влиять на природу? Есть ли прямая взаимосвязь между человеческими поступками и тем, как на это отзывается планета? Думаю, что есть. Что бы там ни говорили сейсмологи о предсказуемости землетрясений научными методами, землетрясение можно предсказывать по поведению политиков.
Может, на этот раз и обошлось в глобальном масштабе, но не следует забывать о том, что, возможно, нам еще предстоит пережить. Это еще не «Гибель Японии», снятая несколько десятилетий назад. Однако АЭС в Японии все-таки заполыхали. Пожар на атомных станциях удалось потушить, но, как бы то ни было, в людях зародился вполне естественный вопрос: что это было? Призрак надвигающейся катастрофы? Первый звонок? Предупреждение? Последствия такой катастрофы трудно даже представить. Это можно сравнить разве что с «Гибелью Японии».
Вы помните фильм «Китайский синдром» об аварии на атомной станции в Китае? Сюжет таков: журналисты снимают репортаж об АЭС, и во время съемок происходит серьезная авария. Журналисты пытаются дать в эфир материал, отснятый ими, но им это не удается сделать. Влиятельные люди против того, чтобы правда об аварии на АЭС стала достоянием гласности. Этот фильм был снят американцами в 1979 году за шесть лет до Чернобыля. У нас в стране этот фильм показали накануне Чернобыля. И как тут не подумать, что киношники могут иногда попасть пальцем в небо! Есть странные совпадения, вы не находите?
Еще одно странное совпадение призывает нас призадуматься о числах. 11 марта 2011 года произошло землетрясение в Японии, а финансовый центр в Нью-Йорке был атакован 11 сентября 2001 года. Ровно девять с половиной лет отделяют эти события друг от друга. Почти круглая дата. Вам не приходилось задумываться о том, что бывают роковые даты? И что печальные события могут «приурочиваться» к той или иной печальной дате?
С другой стороны, хорошие события «приурочиваются» к радостным датам. Вспомним хотя бы в качестве примера веселый праздник – Новый год. Он несет людям массу приятных впечатлений, счастья и любви. Новый год – всегда положительная дата, и она не перестает быть таковой, даже если с ней совпадет что-нибудь неприятное. Помните, как раз 31 декабря 2011 года в Москве, по сообщению журналистов, в стрелковом клубе взорвалась смертница? Местные жители подумали, что это фейерверк. Ни у кого и в мыслях не было, что смертница может взорваться в такой день где-нибудь в толпе народа. Планы «черных сил» омрачить веселый праздник традиционно проваливаются. Но есть даты, когда теракты могут удаваться с большой долей вероятности. 24 января 2011 года в зале международных вылетов в Домодедове раздался взрыв. Множество людей погибло, десятки были ранены. Смертник привел в действие взрывное устройство аналогичное тому, которое было в руках террористки, которая погибла в стрелковом клубе в ночь на 31 декабря. Но почему 24 января? Быть может, потому, что в Великобритании в этот день отмечают день памяти жертв геноцида во Второй мировой войне? Нам не дано предугадать то, какими сложными путями коллективные мысли движутся от головы к голове, от нации к нации, от этноса к этносу. В Великобритании скорбят по убиенным. А отзвук этой скорби оказывается в Москве. Ну не странно ли?
Сталкиваясь с некоторыми вещами, мы понимаем, что не в силах повлиять на работу их тонкого и непонятного нам механизма. Мы оказываемся в роли постоянного свидетеля. И, оказавшись в этой роли, можно быть уверенным только в том, что нельзя ничего отрицать в этом сложном мире. Связь между мыслями и событиями может быть явной, а может быть скрытой.