Глава 2. Государственное регулирование деятельности ПБОЮЛ
2.1. Порядок регистрации ПБОЮЛ
Право граждан РФ заниматься предпринимательской деятельностью зафиксировано в ГК РФ. Статья 23 ГК РФ предусматривает право граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность с нарушением требования регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. В силу п. 3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности гражданина применяются правила ГК РФ, регулирующие деятельность коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов и существа правоотношений. Таким образом, для занятий предпринимательской деятельностью необходимо соответствующим образом оформить свое право на нее.
До 01.01.2004 г. порядок регистрации индивидуальных предпринимателей регулировался Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории РФ» от 08.07.1994 г. № 1482. В соответствии с этим Положением предприниматели регистрировались администрацией района, города и района в городе, поселка, села по месту постоянного жительства. В субъектах РФ были созданы регистрационные палаты с филиалами на местах. Правила регистрации разрабатывали органы власти субъектов РФ.
С 2001 г. процедура государственной регистрации регулируется Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ (с изм. и доп. от 23.12.2003 г.) и носит заявительный характер. Внесший изменения в процедуру госрегистрации Закон № 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц"» был принят 23.06.2003 г. Причины отказа в регистрации прямо указаны в Законе, и если их не имеется, то при подаче комплекта документов на регистрацию индивидуального предпринимателя сведения вносят в Госреестр – ЕГРИП. Ведение данного Реестра осуществляют налоговые органы.
Согласно указанному Закону на МНС РФ возлагаются дополнительные функции по регистрации индивидуальных предпринимателей и формированию Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). Разработаны формы документов, представляемые для государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, определены правила ведения ЕГРИП и предоставления содержащихся в нем сведений, разработаны нормативные акты, регулирующие правила и порядок передачи регистрационных дел предпринимателей из органов, осуществляющих их госрегистрацию до 01.01.2004 г.
Процедура регистрации для индивидуальных предпринимателей, как и раньше, носит заявительный характер. Срок регистрации ограничен пятью рабочими днями со дня поступления заявления гражданина-предпринимателя. Федеральный закон № 76-ФЗ установил перечень необходимых документов для регистрации индивидуального предпринимателя и внесения его в ЕГРИП. Для граждан РФ в необходимый комплект документов входят: заявление, документ об уплате госпошлин и копия паспорта. Если сам заявитель подает документы в регистрирующий орган, то он может подтвердить верность копии паспорта, представив паспорт в подлиннике. Его вернут в этот же день вместе с распиской о приеме документов.
Во всех прочих случаях Закон требует засвидетельствовать копию в нотариальном порядке.
Если физическое лицо является несовершеннолетним, то к заявлению прилагается нотариально заверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление им предпринимательской деятельности, либо копия свидетельства о заключении им брака, либо копия решения органа опеки и попечительства, либо копия решения суда об объявлении его полностью дееспособным.
Для предпринимателей, зарегистрированных до 01.01.2004 г., установлен годовой переходный период, в течение которого необходимо будет пройти перерегистрацию в налоговых органах. В регистрирующий орган по месту жительства необходимо представить копию паспорта и документ, подтверждающий государственную регистрацию указанного лица в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Если этого не будет сделано, свидетельство предпринимателя без образования юридического лица утрачивает силу. Впоследствии данный гражданин сможет вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя с уплатой госпошлины. Штрафных санкций за это не предусмотрено. Также перерегистрация осуществляется бесплатно, как и внесение изменения в запись в ЕГРИП. За прекращение предпринимательской деятельности взыскивается пошлина в размере 80 руб.
С 01.01.2004 г. лица без гражданства, беженцы и иностранные граждане могут стать предпринимателями. Для регистрации в качестве предпринимателя им достаточно иметь временную регистрацию на территории России. Содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения и документы являются открытыми и общедоступными. Исключение сделано для сведений о паспортных и других персональных данных физических лиц – они могут быть предоставлены только органам государственной власти, государственных внебюджетных фондов в порядке, установленном Правительством РФ. Однако в соответствии с Федеральным законом № 76-ФЗ данное ограничение не скажется на предоставлении сведений о месте жительства индивидуальных предпринимателей. По закону адрес индивидуального предпринимателя можно узнать только на основании запроса, представленного непосредственно в регистрирующий орган физическим лицом, предъявившим документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством РФ. При этом регистрирующий орган обязан по запросу предпринимателя предоставить ему информацию о лицах, получивших сведения о его месте жительства. Регистрация и перерегистрация предпринимателей без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей) производится с присвоением кода основной деятельности. Следует иметь в виду, что отдельными видами деятельности индивидуальный предприниматель может заниматься только на основании лицензии, специального разрешения государственных органов, уполномоченных на ведение лицензирования. Перечень лицензируемых видов деятельности и порядок лицензирования утвержден Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ, вступившим в силу 11.02.2002 г.
ПБОЮЛ вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в свидетельстве о регистрации. Виды деятельности должны быть указаны строго в соответствии с кодами по «Общероссийскому кодификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001», введенному в действие постановлением Госстандарта РФ «О принятии и введении в действие ОКВЭД» от 06.11.2001 г. № 454-СТ и вступившему в силу с 01.01.2003 г. Неправильный выбор вида деятельности может иметь негативные последствия для предпринимательской деятельности ПБОЮЛа в сфере налогообложения и ведения учета. Дело в том, что разные виды деятельности могут подпадать под разные режимы налогообложения. К примеру, применение налога на вмененный доход является обязательным при занятии определенными видами деятельности. Если же предприниматель будет заниматься видом деятельности, не указанной в свидетельстве о регистрации, то при выплате такому ПБОЮЛу доходов по сделке соответствующая сторона договора обязана будет применить нормы по исчислению налога на доход, установленные для физических лиц, не являющихся предпринимателями. Кроме того, в числе негативных последствий будет ведение предпринимательской деятельности без соответствующей регистрации в нарушение норм гражданского права.
С 01.01.2004 г. в связи с вступлением в силу Закона «О внесении изменений в законодательные акты РФ в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 23.12.2003 г. № 185-ФЗ к показателям Единого реестра относятся сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), а также сведения о номере и дате регистрации предпринимателя в государственных внебюджетных фондах – Пенсионном, фондах социального и обязательного медицинского страхования. Изменилась и процедура постановки на учет в указанных фондах.
ПБОЮЛ в исполнение Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ (с изм. и доп. от 23.12.2003 г.) обязан был в 30-дневный срок зарегистрироваться в территориальном органе Пенсионного фонда РФ по месту своего жительства, а в случае осуществления своей деятельности в другом месте – по месту осуществления этой деятельности.
Согласно постановлению Правления ПФР «Об утверждении Порядка регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, уплачивающих страховые взносы в ПФ РФ в виде фиксированных платежей» от 16.08.2002 г. № 89п и в соответствии с утвержденным им Порядком регистрации страхователей, уплачивающих фиксированные платежи, индивидуальный предприниматель обязан зарегистрироваться в качестве страхователя. Однако, если страхователь зарегистрировался в территориальном органе ПФР ранее, до вступления в силу с 2002 г. вышеназванного Порядка, повторная регистрация не нужна.
Следует иметь в виду, что предприниматель обязан платить фиксированный платеж в бюджет Пенсионного фонда РФ независимо от факта ведения им предпринимательской деятельности согласно ст. 7, 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ (с изм. и доп. от 23.12.2003 г.).
Индивидуальные предприниматели, являющиеся одновременно и застрахованными лицами, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа. Минимальный размер платежа устанавливается в размере 150 руб. за месяц и за год составляет 1800 руб. При этом Законом № 167-ФЗ обязанность по уплате фиксированного платежа в Пенсионный фонд РФ индивидуальными предпринимателями не ставится в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности, получения дохода и их возраста. Сроки уплаты фиксированного платежа не установлены.
Кроме того, индивидуальный предприниматель, если он при осуществлении своей предпринимательской деятельности использовал труд наемных рабочих, должен был в соответствии с Порядком регистрации страхователей в исполнительных органах ФСС РФ, утвержденным постановлением Фонда социального страхования РФ «Об утверждении Порядка регистрации страхователей в исполнительных органах Фонда социального страхования РФ» от 04.12.2000 г. № 119 (с изм. и доп. от 23.02.2001 г.), зарегистрироваться по месту жительства в территориальном фонде социального страхования.
Теперь налогоплательщики избавлены от необходимости представления в указанные ведомства для постановления на учет документов, аналогичных представленным в регистрирующие органы. Зарегистрировав предпринимателя, налоговики в 5-дневный срок направляют сведения из соответствующего реестра во внебюджетные фонды для его регистрации в качестве страхователя. Фонды в свою очередь, осуществив постановку на учет на основании поступивших сведений, направят налоговикам информацию о дате и номере регистрации, а налогоплательщикам вышлют свидетельство по почте (по тому адресу, который указан в Госреестре).
Таким образом, налогоплательщик может начать предпринимательскую деятельность уже на шестой день после подачи комплекта документов на регистрацию (согласно п. 1 ст. 8 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ (с изм. и доп. от 23.12.2003 г.) госрегистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления комплекта документов в регистрирующий орган).
Что касается кодов по ОКВЭД, то они указываются предпринимателем или организацией в заявлении о госрегистрации самостоятельно.
Фонд социального страхования РФ постановлением от 05.01.2004 г. № 1 утвердил «Временные методические рекомендации по организации работы исполнительных органов Фонда социального страхования РФ по регистрации юридических лиц и физических лиц в качестве страхователей».
Физические лица (индивидуальные предприниматели), заключившие трудовой договор с работником, а также обязанные увеличивать страховые взносы в связи с заключением гражданско-правового договора, обязаны подать заявление о регистрации в региональное отделение Фонда по месту жительства в срок не позднее 10 дней со дня заключения указанных договоров с одновременным предъявлением паспорта и копий:
1) документа, подтверждающего факт внесения записи в ЕГРИП (для индивидуальных предпринимателей);
2) документа, подтверждающего постановку на налоговый учет (при наличии);
3) лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности (для частных нотариусов, охранников, детективов и т. д.), удостоверения адвоката (для адвокатов);
4) трудовых либо гражданско-правовых договоров.
Если на момент подачи заявления о регистрации в качестве страхователя физическому лицу (индивидуальному предпринимателю) открыты банковские счета, заявитель представляет справку из кредитной организации об указанном учете.
Регистрация индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний производится исполнительными органами ФСС РФ в срок, не превышающий 5 рабочих дней с момента получения сведений, содержащихся в Государственном реестре. При этом страхователю:
1) присваивается регистрационный номер и код подчиненности;
2) определяется страховой тариф на основании кодов по ОКВЭД, указанных в выписке из ЕГРИП;
3) оформляются страховое свидетельство (в двух экземплярах) и уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
4) направляются один экземпляр страхового свидетельства и вышеупомянутое уведомление заказным письмом с уведомлением по адресу страхователя, указанному в выписке из ЕГРИП.
Одновременно индивидуальные предприниматели учитываются Фондом в качестве страхователей по обязательному страхованию.
В течение не более 5 рабочих дней с момента регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя сведения о регистрации в электронном виде направляются в УМНС.
Если в Единый госреестр внесены изменения по конкретному предпринимателю, информация направляется регистрирующим органом в региональное отделение Фонда и подлежит учету в базе данных по страхователям.
Однако при изменении страхователем основного вида деятельности для присвоения нового страхового тарифа ему необходимо представить документы в соответствии с Порядком подтверждения основного вида деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным постановлением ФСС РФ «Об утверждении Порядка подтверждения основного вида деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также видов деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами» от 06.02.2002 г. № 12, а именно: заявление о подтверждении основного вида деятельности и справку-подтверждение.
2.2. Лицензирование
Следует иметь в виду, что некоторые виды деятельности осуществляются только на основании лицензии. Лицензия представляет собой специальное разрешение на ведение определенного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Перечень лицензируемых видов деятельности и порядок лицензирования утвержден Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ (с изм. и доп. от 23.12.2003 г.). Процедура выдачи лицензии называется лицензированием. Лицензия выдается индивидуальному предпринимателю для осуществления лицензируемого вида деятельности при соблюдении определенных требований и условий. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Порядок лицензирования и ведения реестра определяется Президентом РФ и Правительством РФ. Утверждение полномочий о лицензировании конкретных видов деятельности, а также разграничение полномочий на осуществление лицензирования конкретных видов деятельности между лицензирующими органами относятся к исполнительской компетенции Президента РФ и Правительства РФ. Лицензирование в РФ осуществляется органами лицензирования, которые, помимо лицензирования, осуществляют надзорные функции за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий; приостанавливают действие лицензий; переоформляют документы, подтверждающие наличие лицензий; формируют и ведут реестр лицензий.
Лицензия выдается на каждый лицензируемый вид деятельности. При этом вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию индивидуальным предпринимателем. Деятельность, на которую выдается лицензия органами государственной власти, может осуществляться индивидуальным предпринимателем на всей территории России. Если же лицензия выдана лицензирующим органом субъекта Федерации, то эта лицензируемая деятельность может осуществляться на территории данного субъекта Федерации. В иных субъектах РФ такая деятельность может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Выдача лицензии предусматривает взимание лицензионного сбора, размер которого устанавливается Правительством РФ в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности. Максимальный размер лицензионного сбора не должен превышать десяти МРОТ. Срок действия лицензии определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности, при этом минимальный срок равен 5 годам. Однако федеральными законами и положениями о лицензировании отдельных видов деятельности может быть предусмотрено и бессрочное действие лицензии. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Предоставление лицензии осуществляется на основании заявления индивидуального предпринимателя с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность лицензируемого, вида деятельности и сроков осуществления лицензируемой деятельности. К заявлению должны быть приложены: копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, документ, подтверждающий оплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии, сведения о квалификации работников соискателя лицензии.
Лицензирующий орган рассматривает заявление и принимает решение о выдаче лицензии или ее отказе в срок не более 60 дней со дня получения заявления с необходимым комплектом документов. Решение оформляется приказом лицензирующего органа.
Положением о лицензировании конкретных видов деятельности могут устанавливаться более короткие сроки принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.
Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии.
Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.
Выдача лицензии осуществляется в течение трех дней после предоставления документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора. В случае неуплаты лицензиатом в течение 3 месяцев лицензионного сбора лицензия аннулируется. Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателя лицензии.
В выдаче лицензии может быть отказано в следующих случаях:
1) при наличии в представленном комплекте документов искажений или недостоверной информации;
2) при несоответствии индивидуального предпринимателя требованиям и условиям, которые предъявляются лицензированием.
Индивидуальный предприниматель имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством, отказ в выдаче лицензии. При этом индивидуальный предприниматель имеет право требовать проведения независимой экспертизы, порядок проведения которой определяется в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности.
Лицензиат имеет право на получение дубликатов указанного документа. Дубликаты указанного документа предоставляются лицензиату за плату, равную плате, установленной за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий.
В решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем наличие лицензии документе указываются:
1) наименование лицензирующего органа;
2) фамилия, имя, отчество, место жительства, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
3) лицензируемый вид деятельности;
4) срок действия лицензии;
5) идентификационный номер налогоплательщика;
6) номер лицензии;
7) дата принятия решения о предоставлении лицензии.
В случае изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя либо утраты документа, подтверждающего наличие лицензии лицензиата, индивидуальный предприниматель обязан не позднее чем через 15 дней уведомить об этом лицензирующий орган, подав заявление о переоформлении лицензии с приложением документов, подтверждающих названные изменения. Переоформление лицензионного документа осуществляется в течение 10 дней со дня подачи заявления. За выдачу документа и внесение в него изменений взимается плата в размере 100 руб., которая зачисляется в соответствующий бюджет.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, установлен статьей Федерального закона о лицензии. Введение иных лицензируемых видов деятельности возможно только путем внесения изменений или дополнений в установленный Законом перечень. Следует знать, что в случае признания индивидуального предпринимателя банкротом в судебном порядке выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности аннулируются.
Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется лицензионными органами в пределах их компетенции. Лицензирующие органы имеют право:
1) проверять деятельность лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям;
2) запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;
3) составлять на основании проведения проверок акты (протоколы) с указанием конкретных поручений;
4) выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки их устранения;
5) выносить предупреждения лицензиату.
Лицензирующий орган вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующим органом неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. Указанный им срок устранения нарушений не может превышать 6 месяцев. В противном случае лицензия аннулируется в судебном порядке. При устранении нарушений лицензия возобновляется. Плата за возобновление лицензии не взимается. Срок действия лицензии на время ее приостановления не продляется.
Лицензия теряет юридическую силу в случае прекращения действия свидетельства государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.
Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа за нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий.
Решения о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством РФ.
2.3. Сертификация
Важнейшим материально-вещественным результатом производственного процесса является продукция. Качество продукции, включая новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации, является одним из основных средств конкуренции, завоевания и удержания позиций на рынке.
В современных условиях хозяйствования индивидуальные предприниматели должны уделять особое внимание обеспечению высокого качества продукции. При производстве продукции должны использоваться качественные материалы и разрешенные технологии. Производимая и реализуемая продукция должна быть безопасна для жизни и здоровья потребителей. В целях обеспечения качества некоторые виды продукции подлежат обязательной сертификации. Многие индивидуальные предприниматели сертифицируют свою продукцию как в обязательном, так и в добровольном порядке. При этом им зачастую приходится получать сертификаты на продукцию, предназначенную для продажи.
Для того чтобы открыть свое дело и вести его честно, без суеты, до недавнего времени приходилось проходить множество инстанций, получать массу разрешений. В блок пакета законов, направленных на дебюрократизацию экономики, вошел и Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ, заложивший основы административной реформы в области обязательных требований государства к бизнесу.
Техническое регулирование – весомая часть нетарифного регулирования экономики, мощное средство вовлечения бизнес-сообществ в управление экономикой.
Одно из основных условий вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) – соблюдение принципов в области технического регулирования, установленных в Соглашении по техническим барьерам в торговле и Кодексе добросовестной практики применительно к торговле. Важнейшей особенностью Закона является открытость в формировании обязательных требований и добровольных стандартов. В Законе реализуются главные для потребителей идеи. С введением Закона в жизнь производителю (продавцу) приходится отвечать за качество товара не только штрафом, но и отзывом небезопасного товара от потребителей.
Помимо прочего, смысл Закона заключается в том, что сертификация, самый изнуряющий предпринимателя способ подтверждения соответствия, будет применяться только в исключительных случаях. Сертификация прописывается законодательным путем.
Настоящий Закон запускает процесс, рассчитанный на 7 лет. Главное в нем то, что все требования к продукции делятся на две категории: обязательные к исполнению – это минимальные требования к безопасности, которые выносятся в технические регламенты; и добровольные, зафиксированные стандарты, выполнение которых отдается на откуп производителю. Если предприниматель знает исчерпывающий перечень требований и, соответственно, организует производство, ему будет намного проще защищать свои права. А проверяющим органам будет проще разобраться с тем, что нужно требовать от предпринимателя.
Федеральный закон «О техническом регулировании», регулирующий отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессу производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, был принят в России в конце 2002 г.
Законом введены:
1) понятие и причины технического регулирования;
2) понятие, содержание и применение технического регламента, цели принятия и виды технических регламентов, порядок разработки, принятия изменения и отмены технических регламентов;
3) цели, принципы стандартизации, а также документы в области стандартизации и правила их разработки;
4) цели, принципы и формы подтверждения соответствия;
5) положения в области аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров);
6) положения о государственном контроле (надзоре) за соблюдением технических регламентов;
7) ответственность, обязанности и права сторон при выявлении нарушений требований технических регламентов;
8) положения о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;
9) положения о финансировании в области технического регламентирования. В соответствии с Законом обязательные требования к объектам технического регулирования устанавливаются только техническими регламентами, принятыми федеральными законами, указами Президента РФ или постановлением Правительства РФ, при этом применение национальных стандартов носит добровольный характер. Закон содержит положения и требования, направленные на упрощение процедур технического регулирования, аккредитации, принятия изготовителем (продавцом) декларации о соответствии сертификации и тем самым о подтверждении соответствия продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации, работ и услуг требованиям технических регламентов и стандартов.
С 01.01.2003 г. Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании» вступил в силу. Закон ввел технический регламент в качестве единственного нормативного документа, устанавливающего обязательные требования к продукции, услугам, работам, производственным процессам и другим объектам технического регулирования.
С этого времени все действующие стандарты носят необязательный характер, а сертификация их на соответствие требованиям является добровольной.
Согласно Закону (ст. 6) технические регламенты принимаются в целях:
1) защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
2) охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. По определению ст. 2 Закона «безопасность продукции процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее – безопасность) – состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений». Признание такой необходимости приводит к созданию в соответствии с Законом технических регламентов.
В соответствии со ст. 7 Закона «технические регламенты (ТР) с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность». По ст. 7 Закона «ТР должен содержать исчерпывающий перечень продуктов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых устанавливаются его требования и правила идентификации объекта технического регулирования для целей применения технического регламента». Ключевым в Законе является принцип добровольности применения стандартов. Именно этот принцип фактически создает условия для сокращения вмешательств государства в бизнес. Реализация на практике будет способствовать дальнейшей либерализации российской экономики. Как и в европейском праве, Закон о техническом регулировании в РФ предусматривает возможность применения национальных стандартов для доказательства соответствия требованиям технических регламентов, но исключительно на добровольной основе (п. 9 ст. 16 Закона). Следовательно, изготовитель при определенных условиях вправе выбирать иной способ доказательств.
Закон установил две формы обязательного подтверждения соответствия – принятие декларации соответствия и обязательную ее ратификацию. В общем случае подход к выбору форм и схем обязательного подтверждения дан в Рекомендации по разработке технических регламентов (Р 50.1.044-2003). Он в основном ориентирован на применение для подтверждения технических регламентов совместно с национальным стандартом. Технический регламент должен предусматривать обязательную сертификацию.
Согласно Закону «О техническом регулировании процедуры» № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. сертификации и декларирования как формы подтверждения соответствия должны основываться на технических регламентах, которые находятся в стадии разработки. Технический регламент – это документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (к продукции, в т. ч. зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации).
Сертификация является формой подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров и добровольно осуществляется органом по сертификации.
Сертификат соответствия – специальный документ, выданный по правилам системы и удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов и условиям договоров.
По своему смыслу декларация не очень отличается от сертификации. Разница заключена в основном в процедурных вопросах.
Декларирование соответствия – это форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
Декларация о соответствии представляет собой федеральный документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Значительная часть Закона посвящена регулированию вопросов подтверждения соответствия, т. к. сертификация и декларирование соответствия направлены на защиту граждан от потребления опасной и некачественной продукции.
Законом предусмотрены две формы обязательного подтверждения соответствия продукции – обязательная сертификация и декларирование соответствия, схемы проведения которых должны быть установлены в соответствующих технических регламентах. Формы и схемы обязательного подтверждения соответствия должны быть основаны на оценке риска причинения вреда жизни и здоровью граждан и увязаны с принципами задания требований к продукции в технических регламентах.
Закон содержит несколько принципиальных положений, связанных с процедурами обязательного подтверждения соответствия. Так, объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпущенная в обращение на территории РФ; ограничивается круг заявителей при декларировании соответствия; вводится единый знак обращения на рынке, обязательный для маркировки продукции, соответствующей требованиям технического регламента; регистрация декларации о соответствии требованиям регламента осуществляется уведомительным образом федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Важное значение в обеспечении конкурентоспособности продукции и услуг Закон придает добровольной сертификации, благодаря которой достигается конкурентное преимущество на рынке однотипных товаров, услуг, повышается их качество за счет установления требований, диктуемых бизнес-сообществом.
Законом облегчена процедура создания и регистрации этих систем, что приводит к дебюрократизации процесса регистрации.
Наиболее сложные вопросы реализации Закона связаны с переходным периодом, когда Закон уже вступил в силу, а соответствующие технические регламенты еще не разработаны. Чтобы обеспечить защиту населения и окружающей среды от опасной продукции, Законом предусмотрено сохранение обязательности требований к продукции в части, не противоречащей целям Закона, что означает следующее.
Для практической деятельности по обязательному подтверждению соответствия в этот период следует руководствоваться нормативными документами, установленными Номенклатурой продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами РФ предусмотрена их обязательная сертификация, и Номенклатурой продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, а также действующими нормативными правовыми документами, устанавливающими причину, процедуры и порядок проведения обязательного подтверждения соответствия продукции, и нормативными правовыми документами систем сертификации ГОСТ Р.
Для практической работы в переходный период пересмотрена нормативная база обязательного подтверждения соответствия и сокращен набор требований, проверяемых при сертификации. Результаты пересмотра номенклатуры продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, отражены в постановлении Госстандарта РФ «О внесении изменений в Номенклатуру продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами РФ предусмотрена их обязательная сертификация, и Номенклатуру продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии» от 05.06.2003 г. № 51, в постановлении Госкомстандарта РФ от 08.08.2003 г. № 111.
Кроме того, Правительство РФ издало постановление, сокращающее перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, и расширяющее перечень продукции, подлежащей декларированию.
Для ограничения круга объектов, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, существуют перечни и номенклатуры, утвержденные Правительством РФ либо иным ведомством согласно существующим законам. Так, на основании перечней продукции, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации (утверждены постановлением Правительства РФ «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» от 13.08.1997 г. № 101 (с изм. и доп. от 10.02.2004 г.)), Госстандарт разработал номенклатуру продукции и услуг, в отношении которых законодательными актами РФ предусмотрена обязательная сертификация. Для определения обязательности сертификации импортируемой продукции используется список товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации, утвержденной Письмом ГТК РФ «О Списке товаров, подлежащих обязательной сертификации» от 28.11.2002 г. № 01–06/47124 (с изм. и доп. от 21.01.2004 г.).
Постановлением Правительства РФ «О внесении изменений в перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации» от 10.02.2004 г. № 72 в перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии и о признании утратившим силу перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, внесены существенные изменения.
Кроме того, «Закон о сертификации продукции и услуг» от 10.06.1993 г. № 5151-1, в соответствии с которым, собственно, и были утверждены корректируемые теперь перечни, утратил силу с момента вступления в действие Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ. В нем предусмотрены и обязательная сертификация, и декларирование как формы обязательного подтверждения соответствия.
Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации (утвержден постановлением Правительства РФ «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации» от 13.08.1997 г. № 1013 (с изм. и доп. от 10.02.2004 г.), далее – Перечень 1), изменен постановлением Правительства РФ от 10.02.2004 г. № 72, в него внесены весьма существенные поправки. Претерпел изменения и перечень продукции, соответствие которой подтверждается декларацией (утвержден постановлением Правительства РФ «Об утверждении перечня продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, Порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации» от 07.07.1999 г. № 766 (с изм. и доп. от 10.02.2004 г.); далее – Перечень 2). Через неделю после официальной публикации (февраль 2004 г.) предприниматели обязаны руководствоваться новыми редакциями этих перечней, а Перечень работ и услуг, подлежащих сертификации, вообще утратил силу.
Все требования к услугам должны носить рекомендательный характер, т. е. подтверждение их соответствия может проводиться только в форме добровольной сертификации.
С сентября 2004 г. лекарственные средства исключаются из раздела «Товары для профилактики и лечения заболеваний, технические средства реабилитации инвалидов» перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации. Практически они переходят под процедуру подтверждения соответствия, включаясь в Перечень 2 в раздел «Медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения» с уточнением формулировки и с кодами 931000-937000 (Общероссийский классификатор ОК 005-93, утвержден постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 г. № 301).
Прочие изменения Перечня 1 затронули разделы «Парфюмерно-косметические товары» и «Оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения, сантехника». По смыслу поправок обязательной сертификации из этих разделов подлежит только та продукция, соответствие которой не может быть подтверждено декларацией. А из раздела «Культтовары, товары для досуга и развлечений» просто исключили оптические наблюдательные приборы (бинокли, линзы) (код 44).
«Перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия» (Перечень 2) подвергся более существенным изменениям. В разделах «Нефть, нефтепродукты, газ», «Машины электрические», «Оборудование и материалы электротехнические», «Замочные и скобяные изделия», «Оборудование технологическое для легкой и пищевой промышленности и бытовые приборы» и некоторых других одни виды продукции исключаются, другие, наоборот, попадают под декларирование. Раздел «Продукция целлюлозно-бумажной промышленности» дополнен позицией «Пакеты из бумаги и комбинированных материалов (кроме пищевых)» (код 548000). Из «Продукции резинотехнической и асбестовой» исключены ласты, обувь с текстильным верхом на резиновой подошве, галоши. Раздел «Приборы и аппаратура оптические» исключен полностью. А вот раздел «Продукция пищевой промышленности», потеряв одну позицию «Средства укупорочные корковые» (код 929983), одновременно пополнился двенадцатью новыми позициями, среди которых маргарин, пиво, полуфабрикаты мучные, картофелепродукты и многое другое.
Дополнительно в Перечень 2 включен раздел «Продукция полиграфической промышленности», в частности карты, атласы, глобусы, в общей сложности двадцать видов продукции.
Государственному комитету по стандартизации и метрологии (Госстандарту) совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти вменено в обязанность ежегодно представлять в Правительство РФ предложения по отдельным видам продукции, в отношении которых обязательная сертификация заменяется декларированием соответствия.
Порядок сертификации в переходный период
Изготовители (продавцы, исполнители) продукции, подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории РФ, обязаны реализовывать свою продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на это органом, или же при наличии декларации о соответствии, принятой в установленном порядке.
Реализуемая продукция должна соответствовать требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и быть снабжена маркировкой знака соответствия в установленном порядке. Знак соответствия представляет собой зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.
В сопроводительной технической документации должны быть указаны сведения о сертификате или декларации о соответствии и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция. Данная информация должна быть в обязательном порядке доведена до потребителя (покупателя, заказчика).
Изготовитель (продавец, исполнитель) продукции обязан приостанавливать или прекращать реализацию продукции в случаях:
1) если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована;
2) по истечении срока действия сертификата, декларации о соответствии или срока годности продукции, срока ее службы;
3) если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа сертификации.
В случае внесения изменений в техническую документацию либо в технологический процесс сертифицированной продукции изготовитель (продавец, исполнитель) обязан известить об этом орган сертификации в установленном порядке. Кроме того, изготовитель (продавец, исполнитель) должен обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию продукции и контроль за сертифицированной продукцией.
Основные требования, предъявляемые к порядку проведения сертификации и формам документов, применяемых в системе сертификации ГОСТ Р, установлены постановлениями Госстандарта России от 17.03.1998 г. № 11 и № 12, постановлением Госстандарта России от 25.07.2000 г. С 01.07.2003 г. принятые Госстандартом государственные и международные стандарты признаются национальными стандартами. До вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Объекты обязательной сертификации в системе ГОСТ Р определены вышеуказанными перечнями и Перечнем средств производства, оборудования и средств коллективной и индивидуальной защиты, утверждаемым Госстандартом РФ.
Нормативной базой подтверждения соответствия при обязательной сертификации в системе ГОСТ Р служат государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, законодательно устанавливающие требования к качеству товаров (работ, услуг). В системе ГОСТ Р предусматривается сертификация отечественной и импортируемой продукции по единым правилам.
Правом на проведение работ в системе ГОСТ Р обладают аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), имеющие лицензию от Госстандарта России.
Орган по сертификации всегда информирует заявителя о документах, необходимых для проведения сертификации заявленной им продукции.
Процесс сертификации состоит из нескольких этапов. На первом этапе осуществляется подача заявки на сертификацию. Заявителем может быть как отечественный, так и зарубежный производитель, индивидуальный предприниматель. Заявка подается по форме, приведенной в правилах по сертификации «Системы сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в «Системе», утверждены постановлением Госстандарта РФ «Об утверждении правил по сертификации "Система сертификации ГОСТ Р"». Формы основных документов, применяемых в системе» от 17.03.1998 г. № 12 (с изм. и доп. от 24.10.2000 г.). Заявитель вправе обратиться в любой из нескольких органов по сертификации при условии, что в область их аккредитации включен заявленный объект. Рассмотрение заявки должно длиться не более 15 дней после ее получения, после чего орган по сертификации направляет заявителю свое решение по заявке.
Работы по обязательной сертификации подлежат оплате заявителем (п. 4 ст. 23 Закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ).
В соответствии с общими правилами и порядком оплаты работ по обязательной сертификации продукции и услуг в системе ГОСТ Р (утвержден постановлением Госстандарта России «Об утверждении Правил по сертификации "Оплата работ по сертификации продукции и услуг"» от 23.08.1999 г. № 44 (с изм. и доп. от 05.07.2002 г.)) проведение работ по обязательной сертификации предполагает затраты:
1) органа по сертификации продукции (услуг);
2) органа по сертификации систем качества (услуг);
3) испытательной лаборатории;
4) по выдаче сертификатов и т. д.
Сертификат соответствия на выпускаемую продукцию выдается на определенный срок. Если на приобретаемый товар, подлежащий обязательной сертификации, имеется иностранный сертификат, не признаваемый в РФ, или сертификат вообще отсутствует, то для импорта товара в РФ следует получить российский сертификат системы обязательной сертификации.
Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации» от 16.05.2003 г. № 287 принято Положение об организации осуществления государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации, в Приложении к которому имеется Перечень платных работ и услуг, выполняемых федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Госстандарта России.
Сертификация продукции в системе ГОСТ Р осуществляется по схемам сертификации, установленным правилами проведения сертификации продукции в РФ. Заявитель имеет право в заявке на сертификацию предложить схему сертификации из ряда установленных в соответствующих правилах (порядках) сертификации однородной продукции и применяемых в конкретных условиях. Если у органа по сертификации имеются возражения по поводу предлагаемой заявителем схемы сертификации, то орган по сертификации в обязательном порядке должен изложить в решении по заявке на сертификацию мотивированное обоснование невозможности проведения сертификации по предлагаемой схеме сертификации и назначить иную схему сертификации.
При обязательной сертификации продукции по схемам с использованием декларации о соответствии заявитель подает заявку и декларацию о соответствии в орган по сертификации. Формы декларации о соответствии приводятся в документе «Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в системе».
К сертификации допускается продукция, пригодная для использования по назначению и имеющая необходимую маркировку и техническую документацию, содержащую информацию о продукции в соответствии с законодательством РФ.
При положительных результатах сертификации орган по сертификации выдает заявителю сертификат соответствия. При сертификации механических транспортных средств и прицепов сертификат на указанные объекты в целом выдается в виде одобрения типа транспортного средства.
Сертификат соответствия может иметь приложение, детализирующее область распространения сертификата. Сертификаты соответствия для обязательной и добровольной сертификации имеют различные формы. Формы сертификатов соответствия на продукцию, работы и услуги приведены в приложениях 1–7 к Положению о Системе сертификации ГОСТ Р (постановление Госстандарта России от 17.03.1998 г. № 11). Формы сертификатов соответствия на системы качества и производства приведены в ГОСТ Р 40.002-96 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения».
Сертификат соответствия системы ГОСТ Р на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, является документом, необходимым при реализации и (или) введении в эксплуатацию этой продукции.
Для проведения сертификации многих видов продукции необходимы:
1) санитарно-эпидемиологическое заключение;
2) ветеринарное свидетельство;
3) сертификат пожарной безопасности.
Сертификат соответствия Системы ГОСТ Р на продукцию (работу, услугу), для которой в соответствии с требованиями законодательных актов РФ необходимо проведение проверок (контроля, сертификации) другими федеральными органами исполнительной власти, может быть выдан только при наличии необходимых для данной продукции (работ, услуг) документов федеральных органов исполнительной власти (гигиенического заключения, ветеринарного свидетельства, сертификата пожарной безопасности и др.). В сертификате соответствия системе ГОСТ Р должны быть ссылки на указанные документы.
При отрицательных результатах обязательной сертификации выпускаемой продукции (работ, услуг) орган по сертификации должен уведомить об этом соответствующий территориальный орган государственного контроля и надзора по месту расположения изготовителя, продавца продукции или исполнителя работ (услуг) для принятия необходимых мер по предупреждению реализации данной продукции или выполнения работ (оказания услуг).
При обязательной сертификации продукции (работ, услуг) осуществляется маркирование знаком соответствия по ГОСТ Р 50460-92 «Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования» (утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта РФ «О Правилах применения знака соответствия при обязательной сертификации продукции» от 25.07.1996 г. № 14 (с изм. и доп. от 05.07.2002 г.)).
Право на применение знака соответствия при обязательной сертификации предоставляется органам по сертификации посредством лицензии, выдаваемой в соответствии с Правилами выдачи лицензии на проведение работ по обязательной сертификации и применение знака соответствия.
Сертификаты обязательной и добровольной сертификации могут быть использованы изготовителем (исполнителем) для подтверждения соответствия продукции всем требованиям государственного стандарта (государственных стандартов) и получения лицензии на маркирование продукции.
При сертификации систем качества и производства применяется знак соответствия по ГОСТ Р 40.002-96 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения».
Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, производствами и системами качества осуществляют органы, проводящие сертификацию этих объектов, при необходимости привлекая к работам по инспекционному контролю сторонние организации. Ответственность за качество инспекционного контроля несет орган, проводивший сертификацию.
Правила инспекционного контроля за сертифицированной продукцией и услугами устанавливаются соответствующими документами Системы ГОСТ Р, в т. ч. в системах однородной продукции (работ, услуг) правила инспекционного контроля за системами качества и производствами – по ГОСТ Р 40.005-96 «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами».
Основой информационного обеспечения деятельности в Системе ГОСТ Р является реестр Системы ГОСТ Р, содержащий сведения об аккредитованных органах по сертификации и испытательных лабораториях (центрах), о сертифицированной продукции, системах качества, производствах, утвержденных системах сертификации однородной продукции.
Данные об участниках и объектах обязательной сертификации вносятся в Государственный реестр в соответствии с Законом о сертификации и периодически публикуются Госстандартом России в своих периодических изданиях или в специальных справочниках.
При возникновении спорных вопросов в деятельности участников Системы ГОСТ Р заинтересованная сторона может подать апелляцию в центральный орган системы сертификации однородной продукции (работ, услуг), технический центр реестра систем качества, а в случае несогласия с их решениями – в апелляционную комиссию Госстандарта России и в арбитражный суд. Порядок осуществления государственного контроля в области сертификации установлен постановлением Госстандарта России «Об утверждении Положения об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации» от 16.05.2003 г. № 287. Согласно Закону № 184-ФЗ все эти процедуры должны основываться на технических регламентах, которые находятся в стадии разработки. Все происходящее сейчас не более чем подготовительная работа.
Постановлением от 23.06.2003 г. № 201-СТ Госстандарт РФ утвердил Рекомендации по выбору форм и схем обязательного подтверждения соответствия продукции при разработке технических регламентов.
У каждой формы подтверждения соответствия есть присущие ей схемы подтверждения соответствия, или, конкретнее, схемы декларирования и схемы сертификации.
Законом установлены только две формы обязательного подтверждения соответствия (декларирование соответствия и обязательная сертификация).
Как уже отмечалось, по своему смыслу декларация не слишком отличается от сертификата. Она регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом. Разница заключается в основном в процедурных вопросах.
Исходя из концепции Закона приоритетной формой соответствия является декларирование соответствия, осуществляемое согласно требованиям технических регламентов. Обязательная сертификация в технических регламентах должна закладываться только в обоснованных случаях. При этом для ее применения следует пользоваться одним из следующих критериев:
1) высокой степенью потенциальной опасности продукции в сочетании со специальными мерами по защите рынка, когда необходимо дополнительно учитывать сложившуюся конкретную ситуацию на определенном секторе рынка;
2) принадлежностью конкретной продукции к сфере действия международных соглашений, конвенций и других документов, к которым присоединилась Россия и в которых предусмотрена сертификация подобной продукции;
3) исключением «тупиковой» ситуации, когда заявитель не вправе принять декларацию о соответствии.
Схемы подтверждения соответствия могут включать одну или несколько операций, результаты которых необходимы для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям, в т. ч.: испытания типовых образцов, партий или единиц продукции; сертификация систем качества (на стадиях проектирования и производства); инспекционный контроль за продукцией, производством, системой качества.
Схемы устанавливаются исключительно в техническом регламенте и не могут быть скорректированы в процессе взаимодействия органа по сертификации с заявителем.
Согласно п. 1 ст. 28 Закона № 184-ФЗ заявитель вправе самостоятельно выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующим техническим регламентом.
В рекомендациях по выбору форм и схем обязательного подтверждения соответствия продукции при разработке технических регламентов также содержится набор схем, применяемых при декларировании соответствия при обязательной сертификации. Схемы декларирования принципиально определены ст. 24 Закона, согласно которой декларирование может проводиться на основе собственных доказательств плюс доказательства третьей стороны. В качестве доказательств третьей стороны принимаются протоколы испытаний и (или) сертификат на систему качества.
При выборе схем подтверждения соответствия учитываются следующие основные факторы:
1) специфика продукции, включая особенности сектора потребления с учетом целей технического регламента;
2) степень потенциальной опасности продукции;
3) чувствительность регламентируемых техническим регламентом показателей безопасности к изменению производственных или эксплуатационных факторов;
4) степень сложности продукции;
5) наличие национальных стандартов, гармонизированных с данным техническим регламентом;
6) требования международных соглашений (при наличии на данную продукцию международных соглашений, к которым присоединилась Россия);
7) статус заявителя (изготовитель или продавец).
Федеральный закон «О техническом регулировании» будет активно содействовать активизации экономики страны за счет прозрачности процедур оценки соответствия, расширения свобод предпринимателей, которые смогут перейти на механизм декларирования, широко распространенный во всем мире.
Уравнивание таких форм подтверждения соответствия, как декларация и сертификат, упростит выход продукции на рынок. В целях окончательного упрощения регистрации в настоящее время идет модернизация системы налоговых органов. В городах с численностью населения свыше ста тысяч человек территориальные налоговые инспекции объединяются в межрайонные налоговые инспекции (МРИ). Территориальные налоговые инспекции заменяются участками по приему отчетности. Право регистрации предпринимателей предоставлено МРИ. Участки по приему отчетности, являющиеся структурными подразделениями МРИ, могут в этом случае только принимать документы для государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.
2.4. Расчет наличными денежными средствами с применением ККТ
Законом «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ установлен новый порядок расчета наличными денежными средствами между субъектами не через кассу организации, а через контрольно-кассовую технику, что не одно и то же.
Для покупателя документом, удостоверяющим передачу денежных средств, является кассовый чек, а для продавца документом, удостоверяющим получение денежных средств, – контрольная лента ККТ.
Новым законом введено понятие «контрольно-кассовая техника» (далее – ККТ), к которой наряду с контрольно-кассовыми машинами отнесены также электронно-вычислительные машины и программно-технические комплексы.
Значительно расширена сфера применения ККТ, теперь она подлежит применению при осуществлении не только наличных денежных расчетов, но и расчетов с использованием платежных карт. Кроме того, ККТ подлежит применению не только при осуществлении расчетов с физическими лицами, в т. ч. с индивидуальными предпринимателями, но и с организациями.
Субъекты, обязанные применять ККТ, разделены на две группы: в первую входят организации (за исключением кредитных) и индивидуальные предприниматели, во вторую – кредитные организации. В зависимости от группы субъектов установлены различные порядок применения ККТ, перечень обязанностей субъекта применения ККТ, полномочия по контролю за соблюдением Закона.
В Законе установлен перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, которые в силу специфики своей деятельности или особенностей местонахождения могут осуществлять расчеты без применения ККТ.
Индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ.
Организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ.
Индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных либо труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в Перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ.
Письмом Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ «Об исключении определений видов ремонта из Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» от 14.01.2004 г. № 16-00-14/10 Министерство финансов разъясняет, что вступивший в силу Закон № 54-ФЗ вменяет в обязательном порядке всем индивидуальным предпринимателям использовать контрольно-кассовую технику в случае продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. В соответствии со ст. 5 Закона № 54-ФЗ индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой чеки. На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке должны отражаться следующие реквизиты:
1) наименование ПБОЮЛ;
2) идентификационный номер налогоплательщика (ПБОЮЛ);
3) заводской номер контрольно-кассовой машины;
4) порядковый номер чека;
5) дата и время покупки (услуги);
6) стоимость покупки (услуги);
7) признак фискального режима.
На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовой технике. Кассовый чек, выданный при применении ККТ, является документом, подтверждающим исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и индивидуальным предпринимателем, и составляется в момент совершения операций, как того требует Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ (с изм. и доп. от 30.06.2003 г.). В связи с этим кассовый чек является первичным учетным документом.
Порядок работы с ККТ (машинами) и учета денежных средств регулируется Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, доведенными до сведения Письмом Минфина России «Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» от 30.08.1993 г. № 104.
Прописанные Порядком ведения кассовых операций процедуры формируют систему внутреннего контроля организации. Во избежание неприятностей индивидуальному предпринимателю необходимо сформировать четкое представление об обязательных процедурах проведения кассовых операций и эксплуатации ККМ и точно следовать ему в практической деятельности.
2.5. Налоговые проверки как форма государственного контроля
Налоговый контроль деятельности налогоплательщика – индивидуального предпринимателя осуществляется в соответствии с положениями гл. 14 НК РФ.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки учетных данных и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.
Государственный налоговый контроль в зависимости от сроков может быть оперативным и периодическим; в зависимости от источников – документальным и фактическим.
Налоговые проверки по форме подразделяются на документальные и камеральные; по объему – на комплексные (сплошные) и тематические (выборочные); по срочности – плановые и внеплановые; по способу установления достоверности – встречные, арифметические, формальные.
Согласно ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Камеральная налоговая проверка проводится по местонахождению налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Основанием для проведения камеральной налоговой проверки могут быть также другие документы о деятельности налогоплательщика – индивидуального предпринимателя, имеющиеся у налогового органа.
Для проведения камеральной проверки требуется какое-либо специальное решение руководителя налогового органа. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями.
При обнаружении ошибок в заполнении документов или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, налоговый орган сообщает об этом индивидуальному предпринимателю с требованием внести соответствующие изменения в установленный налоговым органом срок.
Согласно ст. 93 НК РФ с учетом положений абз. 4 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Конец ознакомительного фрагмента.