Вы здесь

Предпринимательство в регионе: состояние, перспективы. Глава 1. Предпринимательство в современной экономике (В. С. Усков, 2011)

Глава 1

Предпринимательство в современной экономике

1.1. Экономическая сущность малого и среднего бизнеса

История современного периода развития отечественного предпринимательства начинается с конца 1980-х гг. с появлением кооперативов, совместных предприятий, с запуском приватизационных процессов. К особенностям предпринимательства того времени относится концентрация на посреднических операциях, собственном обогащении и, как следствие, малая инновационная активность. В докризисные годы предпринимательство активно развивалось как в сфере производства, так и в сфере обращения.

Малым предпринимательством в настоящее время признается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики, имеющими установленные законом признаки, определяющие сущность этого понятия. Основным критерием, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (в организации) [14].

Критериями отнесения предприятий к малым выступают объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала, средняя численность персонала и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия могут быть признаны субъектами малого предпринимательства, превышает пятьдесят единиц.

Европейская Комиссия приняла новые критерии выделения микро-, малого и среднего бизнеса. Они были введены в действие с 1 января 2005 г.:

– для средних предприятий – 50 – 249 работников, при ежегодном обороте, не превышающем 50 млн. евро, и балансе предприятия до 43 млн. евро;

– для малых предприятий – 10–49 работников, предел объема оборота и баланса – 10 млн. евро;

– для микропредприятий – менее 10 работников, предел объема оборота и баланса – 2 млн. евро [65].

В Японии в таких отраслях, как горнорудная промышленность, транспорт, строительство, связь, обрабатывающая промышленность, коммунальное хозяйство, финансы и страхование, операции с недвижимостью, численность работающих не должна превышать 300 человек. В оптовой торговле она составляет менее 100 чел., в розничной – до 50, в производстве – до 20, в сфере коммерции и услуг – до 5 чел. [41].

Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу [1].

Согласно данному документу, к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям:

– доля внешнего участия в капитале не должна превышать 25 % (для юридических лиц суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25 %);

– число постоянных работников не должно превышать определенных рамок.

По закону средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек [1].

С 1 января 2008 г. согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

– средние предприятия – 1000 млн. рублей;

– малые предприятия – 400 млн. рублей;

– микропредприятия – 60 млн. рублей.

Принятие данного закона связано с пониманием роли малого предпринимательства для национальной экономики, его отличительных особенностей.

Вклад малого и среднего предпринимательства в национальную экономику определяется следующими показателями:

• численностью малых, средних предприятий и индивидуальных предпринимателей по отношению к общей численности субъектов рыночной экономики;

• вкладом предприятий в ВВП, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);

• вкладом в формирование федерального и региональных бюджетов;

• численностью занятого на малых и средних предприятиях трудоспособного населения;

• насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения.

Развитие предпринимательства оказывает позитивное влияние на состояние рынка труда в результате создания новых рабочих мест, увеличения за счет этого спроса на рабочую силу. Малый бизнес открывает вакансии для молодежи, женщин с детьми, пенсионеров, инвалидов. Занятость на малых предприятиях дает населению источник к существованию. По мере стабилизации экономики рост спроса на труд в малом бизнесе будет более устойчивым.

Собственники малых предприятий более склонны к сбережению и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые и средние предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных рынках, товары производят часто по заказу конкретных потребителей.

Необходимо отметить ряд особенностей малого и среднего бизнеса России по сравнению с экономическими развитыми странами [46].

1. Низкий процент инновационного бизнеса.

В развитых странах малый бизнес играет важную роль в инновационной экономике. В России основным видом деятельности малого бизнеса является торговля и коммерция, а не инновационное производство. Важнейшая задача государства в области поддержки малого бизнеса на сегодняшний день – развитие предприятий, ориентированных на наукоемкие и высокотехнологичные отрасли.

2. Низкая легитимность малого предпринимательства.

В настоящее время в России широко используются «серые схемы» работы, что позволяет искусственно занижать прибыль малых предприятий и уменьшать налоговые выплаты.

3. Нехватка финансовых ресурсов.

Для малого бизнеса в России может быть характерна нехватка финансирования из-за малой величины индивидуального капитала. Возможности малого бизнеса в получении кредитов ограничены высокими процентными ставками и короткими сроками.

4. Нестабильное развитие малого бизнеса.

Нестабильность малого бизнеса обусловлена нехваткой

финансовых ресурсов, жесткой конкурентной борьбой и зачастую негативным воздействием внешних факторов.

Несмотря на различия ведения малого бизнеса в России и за рубежом, сходной чертой является простота его организации по сравнению с крупным и средним бизнесом. Для этого необходимо зарегистрировать предприятие в какой-либо организационно-правовой форме. Наиболее популярной из них является общество с ограниченной ответственностью, порядок регистрации которого включает:

определение состава участников и органов управления ООО;

● избрание исполнительного органа;

● определение юридического адреса регистрации ООО;

● выбор наименования;

● выбор суммы, формы оплаты уставного капитала;

● утверждение и распределение уставного капитала;

● определение видов деятельности юридического лица по классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД);

● подготовка учредительных документов юридического лица (устав, учредительный договор);

● подготовка решения о создании ООО;

● открытие временного (накопительного) счета для внесения уставного капитала;

● подготовка заявления о государственной регистрации юридического лица;

● нотариальное удостоверение подписи заявителя на заявлении;

● оплата государственной пошлины за регистрацию юридического лица;

● подача документов в регистрирующий орган;

● получение свидетельства о государственной регистрации ООО;

● получение копий учредительных документов юридического лица;

● получение информационного письма о присвоении кодов Федеральной службы госстатистики РФ;

● изготовление печати юридического лица;

● нотариальное удостоверение подписей на банковской карточке;

● открытие расчетного счета;

● уведомление территориальной ИФНС об открытии расчетного счета.


Таблица 1.1. Информация, необходимая для создания фирмы в организационно-правовой форме ООО


Для открытия ООО необходима следующая информация (табл. 1.1) [2].

Малые фирмы могут создаваться совместно с государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами. Административные барьеры, бюрократические затруднения затягивают время, необходимое для открытия предприятия. Для решения таких проблем предприниматели обращаются в специализированные фирмы-посредники, которые за определенную сумму предлагают услуги по оформлению и регистрации документов. Процесс открытия собственного дела сопряжен с финансовыми и временными затратами, требует от предпринимателей определенных знаний в области законодательства.

Подводя итог вышесказанного, отметим, что малое предпринимательство – самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование предпринимательства на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация, относительно малый стартовый капитал – все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке.

1.2. Роль предпринимательства в экономике территорий

Роль малого и среднего бизнеса в экономике определяется целым рядом факторов. Малое предпринимательство, являясь основой формирования «среднего класса», способствует ослаблению присущей рыночной экономике тенденции к социальной дифференциации. Развитие предпринимательства оказывает позитивное влияние на состояние рынка труда в результате создания новых рабочих мест, увеличения за счет этого спроса на рабочую силу. Налоговые и прочие поступления от малого и среднего бизнеса составляют значительную часть бюджета регионов и муниципальных образований и пр.

Малый и средний бизнес обладает определенными преимуществами перед крупным, основные из которых представлены в таблице 1.2.

Собственники малых предприятий более склонны к сбережению и инвестированию, обладают высоким уровнем личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается на деятельности предприятия. Малые и средние предприятия лучше реагируют на изменение спроса на местных рынках, товары зачастую производят по заказу конкретных потребителей.

Быстрое реагирование малого и среднего предпринимательства на изменение условий функционирования делает его не только более мобильным и приспосабливаемым, но и зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий.


Таблица 1.2. Преимущества малого и среднего бизнеса по сравнению с крупным бизнесом


Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т. д.). Ограниченные масштабы производства и небольшое количество работников обусловливают простоту и эффективность управления предприятием. Малые и средние предприятия способствуют преодолению монополизма в экономике, развитию конкуренции, внедрению достижений науки и техники в производство.

Развитие сети малых предприятий позволит избежать социальной напряженности в обществе, создаст реальную основу развития региона.

Есть еще один важный довод в пользу малого и среднего бизнеса: сравнительно небольшие размеры производства благоприятствуют нормализации экологической обстановки в регионах. Немаловажным является и то, что на таких предприятиях устанавливаются неформальные отношения в трудовом коллективе, проще подобрать психологически совместимых работников, люди реально ощущают свою причастность к управлению предприятием, теснее связь оплаты труда с его результатами.

История развития малого предпринимательства в РФ не является продолжительной по сравнению с развитыми странами. Становление бизнеса в рамках новейшей истории России можно условно разделить на несколько этапов (табл. 1.3).

В настоящее время малое и среднее предпринимательство имеет большое значение для экономики региона, что подтверждается данными статистики. Так, в 2010 г. число малых и средних предприятий в Вологодской области составило около 18 % от общего числа организаций региона.

На начало 2011 года в Вологодской области насчитывалось 44,2 тыс. индивидуальных предпринимателей или чуть более 7 % от числа занятых в экономике региона. Почти половина предпринимателей (42 %) сосредоточена в торговле, 12 % – на транспорте и связи, 10 % занимались предоставлением персональных услуг. Из общего числа индивидуальных предпринимателей 436 являются главами крестьянских (фермерских) хозяйств, 57 – нотариусами, занимающимися частной практикой, и 171 – адвокатами, осуществляющими адвокатскую деятельность индивидуально. По-прежнему большинство индивидуальных предпринимателей (60 %) проживают в городах Вологде и Череповце.


Таблица 1.3. Этапы становления бизнеса в России


В структуре распределения малых предприятий Вологодской области по видам деятельности в 2009 г. преобладали предприятия оптовой и розничной торговли; предприятия, занимавшиеся операциями с недвижимым имуществом, а также строительством (табл. 1.4). Наименьшее число предприятий малого бизнеса занято в сферах добычи полезных ископаемых, образования и рыболовства. Большинство средних предприятий области задействованы в оптовой и розничной торговле, обрабатывающих производствах и строительстве.


Таблица 1.4. Число малых и средних предприятий Вологодской области по видам деятельности в 2009 г., ед. [49]


Оборот малых предприятий области в 2009 г. равнялся 77,5 млрд. руб. (16,6 % оборота всех организаций области). Оборот средних предприятий составил всего 21,0 млрд. руб. (4,5 % соответственно).

В 2009 г. наблюдался спад объемов отгруженных товаров, выполненных малыми и средними предприятиями работ, услуг.

Значение данного показателя для малых предприятий составило 36,0 млн. руб., для средних – 10,0 млн. руб. Инвестиции в основной капитал малых и средних предприятий составили 1099,3 млн. руб. и 973 млн. руб. соответственно. Это равно 2 и 1,8 % от общего объема инвестиций в основной капитал по региону.

Средняя численность работников малых предприятий Вологодской области насчитывала около 67 тыс. чел., средних предприятий – 18,7 тыс. чел. (10,8 и 3 % от общей численности занятых в экономике региона соответственно). Всего в малом предпринимательстве региона (включая индивидуальных предпринимателей и работающих на них людей) занято более 170 тыс. чел. или 27 % общей численности занятых в экономике [35].

Среднемесячная заработная плата работающего на малом предприятии в 2009 г. равнялась 11733 руб. (примерно 70 % среднемесячной заработной платы в целом по региону).

Приведенные статистические данные показывают важную роль в экономике малого и среднего бизнеса, от стабильного развития которого зависит благосостояние значительной части населения. Тем не менее уровень развития данного сектора экономики в России и странах ЕС является несопоставимым.

1.3. Предпринимательские способности населения

Для развития малого и среднего бизнеса необходимо наличие предпринимательского потенциала и предпринимательских способностей населения региона.

Современные социально-экономические условия, включающие развитие рыночных отношений и информатизацию общества, диктуют необходимость развития в людях качеств делового человека, среди которых выделяют управленческие способности, новаторство, силу воли, мобильность, коммуникабельность, решительность и готовность к риску и др.

Предпринимательские способности – это ресурсы человека, специальные способности, определяющие возможность человека успешно заниматься предпринимательской деятельностью.

Исследованием предпринимательства и предпринимательских способностей занимались зарубежные ученые Р. Кантильон, А. Смит, Ж.-Б. Сэй, Дж. С. Мил, В. Зомбарт, П. Дракер, Й. Шумпетер и др.

Р. Кантильон в книге «Эссе о природе торговли вообще» впервые внес термин «предприниматель» в экономическую теорию [70]. По Кантильону, предприниматель – это человек с неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец, нищий и т. д.). Он покупает чужие товары по известной цене, а продавать свои будет по цене, ему пока неизвестной [54].

А. Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам планирует и организует производство, распоряжается его результатами и т. п. [81].

Аналогичного взгляда на функцию предпринимателя в рыночной экономике придерживался и крупный французский экономист конца XVIII – начала XIX в. Ж.-Б. Сэй, характеризовавший его как лицо, которое берется за свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт [85]. Он подчеркивал активную роль предпринимателя как экономического агента, комбинирующего факторы производства, как посредника, обладателя знаний и опыта. Ж.-Б. Сэй довольно подробно описал специфические свойства предпринимателя и характер его доходов, часть которых является платой за его редкие предпринимательские способности.

Крупный вклад в разработку теории предпринимательства внесли немецкий экономист В. Зомбарт и австрийский экономист Й. Шумпетер.

Предприниматель по В. Зомбарту – это «завоеватель» (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость), «организатор» (умение соединять многих людей для совместной работы) и «торговец» (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие) [15].

Развернутую характеристику предпринимательства впервые представил Й. Шумпетер, связывая предпринимательские способности с новаторством: «Задача предпринимателя – реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле – через использование новых технологий для производства новых товаров или прежних товаров, но новым методом, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции – вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли промышленности…» [82]. Здесь показана тесная взаимосвязь предпринимательства с технологическими инновациями, с нахождением новых комбинаций факторов производства.

Отечественные исследователи Г.Л. Багиев и А.Н. Асаул определяют предпринимательство с позиций [9]:

– стиля хозяйствования, с присущими ему принципами новаторства, антибюрократизма, инициативы, ориентации на инновации;

– процесса организации и осуществления деятельности в условиях рыночных отношений;

– процедуры планирования, организации и осуществления непрерывного, обновляемого процесса расширения производства товаров и услуг в целях удовлетворения экономических, социальных и экологических потребностей людей и получения прибыли.

Г.Л. Багиев определяет понятие «предприниматель» следующим образом [11]:

1. Предприниматель – лицо, самостоятельно, на свой риск инициативно организующее и осуществляющее деятельность, направляемую на получение прибыли или личного дохода.

2. Предприниматель – бизнесмен, занимающийся непрерывным поиском изменений в потребностях, в спросе конечного потребителя на продукцию и услуги, удовлетворением этих потребностей путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента и ориентированный на инновации, приносящие максимум производительности.

Предпринимательство как вид деятельности предполагает наличие у предпринимателей определенного образа мышления, особого стиля и типа хозяйственного поведения, выражающихся в творческом отношении к делу, свободном проявлении инициативы, постоянном стремлении к новаторству, поиску нетрадиционных решений и возможностей, расширению масштабов и сферы деятельности и, что особенно важно, постоянной готовности к риску и изысканию способов его преодоления. Все эти факторы носят название предпринимательских способностей.

В современных работах по экономической теории, опирающихся на традиции неоклассической школы (Ж.-Б. Сэй, А. Маршал и др.), предпринимательские способности выделяются как фактор производства особого рода, наряду с тремя классическими факторами производства (труд, земля, капитал). Эти способности характеризуют деятельность по рациональной комбинации остальных факторов производства. Носителями предпринимательских способностей в рыночной экономике являются непосредственно предприниматели, люди, организующие новое дело [37].

Предпринимательские способности характеризуют особое качество управленческой деятельности в условиях рыночной экономики, ее ориентацию на предприимчивость – выбор наиболее рациональной и эффективной трансформации производственных ресурсов в готовый продукт и использования инноваций с целью максимизации получаемого предпринимателем дохода. Данное свойство предпринимательства подчеркивал известный специалист по теории управления П. Дракер: «Инновационность – особый инструмент предпринимательства» [25].

То есть, с одной стороны, наличие предпринимательских способностей является предпосылкой принятия успешных экономических решений для любого вида хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики, поскольку предполагает анализ рыночной информации и комплексную оценку факторов внешней среды, оценку рисков и принятие самостоятельных эффективных решений в отношении выбора своего сегмента рынка, поставщиков, сырья, материалов, технологий и продвижения инноваций и др. С другой стороны, это сильный мотивационный механизм инициативной инновационной деятельности для лица, принимающего решения [37].

Предпринимательская способность выполняет ряд функций. К. Макконелл и С. Брю раскрыли понятие «предпринимательская способность» через четыре взаимосвязанные функции предпринимателя:

– предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в процессе производства товара или услуг;

– предприниматель берет на себя задачу принятия основных решений в процессе ведения бизнеса;

– предприниматель – это новатор, лицо, стремящееся вводить в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые производственные технологии или даже новые формы организации бизнеса;

– предприниматель – это человек, идущий на риск [42].

Среди личностных качеств предпринимателя выделяют следующие [21]:

1. Деловые (способность к оправданному риску; умение правильно оценивать ситуацию на рынке, прислушиваясь к собственной интуиции; целенаправленность в достижении цели; коммуникабельность).

2. Новаторские (проявляются в создании новых идей и технологий, товаров, работ и услуг, а также улучшении уже имеющихся, их модернизации и повышении качества).

3. Волевые и властные (связанные с тем, что, по мнению социологов, не более 8 % населения могут профессионально заниматься предпринимательской деятельностью, и в большей мере на величину данного показателя влияет отсутствие именно этих качеств) [57].

Специалисты отмечают, что наряду с изобретательностью, находчивостью, практичностью современный предприниматель должен владеть правовыми и экономическими знаниями [21].

Таким образом, если человек обладает предпринимательскими способностями, то это позволяет ему находить и использовать наилучшее сочетание ресурсов в процессе производства, создавать и применять новации, идти на определенный риск, необходимый для выполнения намеченной цели.

Все эти свойства предпринимателя составляют суть предпринимательского дела, направленного в конечном счете на процветание экономики.

Совместно с понятием предпринимательской способности используют также термин «предпринимательский потенциал».

Предпринимательский потенциал индивида был исследован учеными-экономистами в контексте предпринимательства, понимаемого как деятельность по созданию хозяйственных инноваций, форма реализации ролевой функции, конечный продукт экономического творчества и т. д. Еще в XVIII веке Р. Кантильон, а затем и его последователи Й. Тюнен, Г. Мангольдт и Ф. Найт выделили в качестве одного из элементов предпринимательского потенциала способность к риску; Й. Шумпетер рассматривал инновационность, креативность как ведущую способность предпринимателя; Л. Мизес, Ф. Хайек, И. Кирцнер акцентировали внимание на таких индивидуально-психологических особенностях предпринимателя, как управленческие способности, самостоятельность в выборе и принятии решений, способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации [10].

Предпринимательский потенциал как термин экономической теории упоминается, но четко не формулируется отечественными учеными М.В. Кибакиным и В.А. Лапшовым [39].

В.Б. Супян отождествляет предпринимательский потенциал с предпринимательскими способностями, а предпринимателя рассматривает в качестве их носителя [69].

М.В. Грачев считает, что предпринимательский потенциал – это совокупность ориентации на достижение успеха, личной и коллективной ответственности, свободы самовыражения и творчества [22].

Наиболее комплексную оценку предпринимательского потенциала как категории экономической теории дает П.В. Журавлев [26], который включает в его структуру такие элементы, как профессиональные знания, врожденные и приобретенные способности, инновационный потенциал, а также экстрафункциональные квалификации[1].

Таким образом, предпринимательский потенциал в целом можно охарактеризовать как потенциальные возможности по реализации предпринимательских способностей людей.

Итак, предпринимательская способность как ресурс более эффективно реализуется в условиях максимально либеральной экономической системы, имеющей устоявшиеся предпринимательские традиции и соответствующее законодательное оформление. При этом очевидно, что предприниматели, их квалификация, уровень образования, способность брать на себя ответственность и инициативу, умение ориентироваться в высококонкурентной среде, а также их чувство социальной ответственности являются залогом успешной реализации предпринимательского потенциала.

Предпринимательская способность населения региона определяется предпринимательским потенциалом, являющимся важной составляющей трудового потенциала, под которым понимают обобщающую характеристику меры и качества совокупности способностей к труду [72].

Поэтому оценку предпринимательских способностей населения возможно проводить через оценку трудового потенциала жителей территории.

Вопрос структуры и оценки качественной стороны трудового потенциала региона в настоящее время остается дискуссионным и взгляды на него отличаются существенным многообразием. Под качеством трудового потенциала региона исследователи понимают совокупность качественных характеристик его трудовых ресурсов или населения трудоспособного возраста.

Б.М. Генкин выделяет следующие компоненты трудового потенциала общества, предлагая соответствующие им показатели [16]:

– здоровье: средняя продолжительность жизни, затраты на здравоохранение, смертность по возрастам;

– нравственность и умение работать в коллективе: отношение к инвалидам, детям, престарелым, преступность, социальная напряженность;

– творческий потенциал и активность: доходы от авторских прав, количество патентов и международных премий на одного жителя, темпы технического прогресса;

– организованность и ассертивность (гармоничное объединение свойств личности)

– образование: среднее количество лет обучения в школе и вузе, доля затрат на образование в госбюджете;

– профессионализм: доходы от экспорта, потери от аварий;

– ресурсы рабочего времени: численность трудоспособного населения, занятых, уровень безработицы, количество часов занятости в год.

Учеными Санкт-Петербургской социологической школы (О.И. Шкаратан, О.В. Стаканова, О.В. Филиппова) была разработана концепция трехзвенного состава трудового потенциала [28]:

1) психофизиологический потенциал (состояние здоровья, тип нервной системы, работоспособность и выносливость);

2) производственно-квалификационный потенциал (объем общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, степень развития способности к систематическому труду, умение продуктивно работать);

3) личностный потенциал (степень социальной зрелости, ценностные ориентации, интересы, потребности и запросы в сфере труда, желание и готовность трудиться добросовестно и с полной отдачей).

Н.И. Шаталова подразделяет компоненты трудового потенциала [79]:

– на психофизиологические: пол, возраст, способности, состояние здоровья, выносливость и т. п.;

– ценностно-ориентационные: установки, потребности и запросы, мотивы, нравственные ориентиры и уровень социальной зрелости, трудолюбие, честолюбие и т. п.;

– нормативно-ролевые: общая культура личности и профессиональная культура, господствующий в обществе тип поведения и т. п.;

– адаптационные: активность, творчество, мобильность, предприимчивость и т. п.;

– статусные компоненты: уровень образования, квалификация, заработок, семейный статус и др.

Т.В. Хлопова и М.П. Дьякович важнейшими структурными компонентами трудового потенциала называют [76]:

– профессионально-квалификационный потенциал: характеристики работников по профессиям, образованию, стажу, уровню квалификации и т. д.;

– психофизиологический потенциал: пол, возраст, состояние здоровья, стрессоустойчивость работников;

– мотивационный потенциал: уровень удовлетворенности работников трудом, структура мотивов трудовой деятельности и профессионально-квалификационного роста.

О.В. Никитенкова к спектру компонентов, характеризующих трудовой потенциал, относит еще и способность человека к генерации новаторских идей, что в формирующейся инновационной экономике является крайне важным качеством [53].

В исследованиях В.Б. Мошкова трудовой потенциал представлен как система, состоящая из трех взаимосвязанных подсистем: демографической, социально-экономической и социально-психологической [51].

В.И. Синицкий также связывает формирование трудового потенциала с количественной и качественной сторонами, причем к первой он относит демографические процессы, ко второй – социально-экономические [64].

Составными элементами качественной структуры трудового потенциала региона, по мнению И.В. Бушуевой, являются: интеллектуально-профессиональный потенциал (квалификационно-образовательный уровень, уровень самообразования); творческий (способность к генерации новых идей, методов, образов, представлений); физический (уровень здоровья и физические способности индивидов); мотивационный (желание индивида реализовать имеющий потенциал) [12].

В исследованиях Института социально-экономических проблем народонаселения РАН (ИСЭПН РАН, Н.М. Римашевская, Д.И. Зюзин, Е.Б. Бреева и др.) система компонентов трудового потенциала представляется в виде «дерева» свойств, вершиной которого является наиболее общее свойство – социальная дееспособность, выступающая как интегральный показатель качества трудового потенциала. В основе такой структуры лежит концепция качественных характеристик населения, разработанная специалистами ИСЭПН [60].

Компонентами первого уровня служат качественные характеристики, подлежащие непосредственному измерению:

– физическое здоровье;

– психическое здоровье;

– когнитивный (образовательно-квалификационный) потенциал;

– творческие способности (креативность);

– коммуникабельность;

– культурный уровень;

– нравственный уровень;

– потребность в достижении (социальные притязания), т. е. стремление человека занять определенное место в социальной структуре общества.

Свойства второго, третьего и четвертого уровней являются интегративными, их измерение возможно только на основе вышеуказанных первичных элементов.

Качества второго уровня:

а) психофизиологический потенциал (составляющие – физическое и психическое здоровье);

б) интеллектуальный потенциал (уровень общих и профессиональных знаний, творческие способности);

в) коммуникативный потенциал (коммуникабельность и культурный уровень);

г) социальная активность (нравственность и социальные притязания).

Качества третьего уровня:

а) энергетический потенциал, или функциональные возможности работника (составляющие – психофизиологический и интеллектуальный потенциалы);

б) социально-психологический потенциал, или способность человека воздействовать на социальные условия своей деятельности (составляющие – коммуникативный потенциал и социальная активность).

Четвертый уровень – социальная дееспособность (составляющие – энергетический и социально-психологический потенциалы).

Оценка качества трудового потенциала может быть проведена на основе данных официальной статистики через индекс развития человеческого потенциала и индекс развития трудового потенциала.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) активно используется Организацией Объединенных Наций (ООН) для межстрановых и межрегиональных сопоставлений и рассчитывается на основе следующих показателей:

– долголетие: ожидаемая продолжительность жизни при рождении (минимальное значение по шкале – 25 лет; максимальное – 85 лет);

– уровень образования: уровень грамотности взрослого населения страны (от 0 до 100 %; с весом 2/3) и валовой коэффициент поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения (от 0 до 100 %; с весом 1/3) [24];

– уровень жизни: ВВП на душу населения по паритету покупательной способности в долларах США (от 100 до 40 тыс. долл.).

Каждый из перечисленных показателей переводится в шкалу от 0 до 1:




После чего рассчитывается их среднее арифметическое:




Индекс развития трудового потенциала (ИРТП) является подобием индекса развития человеческого потенциала. ИРТП страны, региона, трудового коллектива рассчитывается на основе таких показателей, как [17]:

– доля трудоспособного населения в общей численности населения;

– уровень образования, профессиональной подготовки и переподготовки;

– уровень заработной платы;

– вооруженность труда необходимыми средствами;

– уровень занятости, трудовой активности населения.

Для каждого компонента трудового потенциала рассчитываются соответствующие индексы по шкале от 0 до 1, после чего находится среднее арифметическое пяти частных индексов:




Основное преимущество использования официальной статистики – работа с генеральной совокупностью.

Недостатками являются получение информации с отставанием; значительные сложности с анализом трудового потенциала населения в разрезе социально-демографических групп, с выявлением причин и факторов, обусловливающих качественные характеристики рабочей силы.

Еще одна модель измерения и оценки уровня развития трудового потенциала региона, использующая особым образом подобранные и математически обработанные общедоступные статистические социально-экономические показатели, предложена Е.В. Юровских [84] (рис. 1.1).

Суть ее заключается в получении интегрального показателя, рассчитываемого по коэффициентам полярной наполняемости статистических социально-экономических показателей по региону.

Такой же подход к оценке трудового потенциала наблюдаем и у исследователя М.Д. Мамедсупиева, который использует в расчете индекса набор статистических показателей, характеризующих состояние блоков психофизиологического, интеллектуального, коммуникативного потенциалов и социальной активности населения [50].


Рис. 1.1. Модель измерения и оценки уровня развития трудового потенциала


Спорным моментом предложенной им методики является оценка социальной активности населения такими показателями, как количество зарегистрированных преступлений, численность осужденных, общая площадь жилищного фонда и др. Сам индекс рассчитывается по формуле:




где: I = 1, 2, 3, 4 – индекс блоков показателей (потенциалов);

k – взвешивающие коэффициенты;

J – значения входящих в расчет блоков показателей (потенциалов).


Недостатками данных моделей является большое количество статистических показателей (от 8 до 12 по разным блокам), используемых для измерения и оценки уровня развития трудового потенциала.

Существует достаточное количество методик оценки трудового потенциала, у каждой из них есть свои плюсы и минусы (табл. 1.5).


Таблица 1.5. Сравнительная характеристика методик оценки трудового потенциала


Принципиальных различий между методиками нет, однако для достижения целей и задач выполняемого исследования наиболее приемлемой является методика оценки трудового потенциала, разработанная специалистами Института социально-экономических проблем народонаселения РАН. Достоинствами методики являются: оперативность сбора информации и детальный анализ базы данных, возможность интегрированной оценки трудового потенциала, применимость к региону и возможность сравнительной оценки качества трудового потенциала различных регионов.

Предлагаемая методика оценки включает оптимальный состав показателей, который позволяет объективно измерить состояние трудового потенциала, установить динамику и взаимосвязь общих и частных тенденций его развития, может служить инструментом для выявления перспективных направлений развития.

Мониторинг трудового потенциала региона проводится путем анкетирования населения трудоспособного возраста. Согласно методике ИСЭПН РАН, на базе мониторинга измеряются следующие структурные компоненты трудового потенциала: физическое и психическое здоровье населения, когнитивный потенциал, творческие способности, коммуникабельность, культурный и нравственный уровень, потребность в достижении. Для оценки перечисленных качеств используется шкала Лайкерта[2]. Опросник состоит из блоков утверждений большей частью с пятибалльными рейтинговыми шкалами оценивания (по степени согласия респондента с предложенными ему утверждениями). Каждому из качеств соответствует свой блок вопросов. В результате мониторинга компоненты трудового потенциала получают численную оценку в виде индексов от нуля до единицы, которые рассчитываются как отношение фактического числа баллов по шкале к максимально возможному [78]. На наш взгляд, концепция, представленная учеными Института социально-экономических проблем народонаселения, является наиболее обоснованной, а предложенная ими методика позволяет дать оценку качества трудового потенциала региона и, соответственно, предпринимательской способности населения.

Малое предпринимательство, наряду с крупным и средним бизнесом, является важным фактором, обеспечивающим экономический рост региона. Одно из необходимых условий его развития – наличие предпринимательского потенциала и предпринимательских способностей населения. Предпринимательская способность населения региона определяется предпринимательским потенциалом, являющимся важной составляющей трудового потенциала, под которым понимают обобщающую характеристику меры и качества совокупности способностей к труду.

Существует достаточное количество методик оценки, которые сходны по своему содержанию. В рамках данного исследования наиболее приемлемой является методика оценки трудового потенциала, разработанная специалистами Института социально-экономических проблем народонаселения РАН. Ее достоинствами являются: оперативность сбора информации и детальный анализ базы данных, возможность интегрированной оценки трудового потенциала, применимость к региону и возможность сравнивать качество трудового потенциала отдельных регионов. Предлагаемая методика оценки включает оптимальный состав показателей, который позволяет объективно измерить состояние трудового потенциала, установить динамику и взаимосвязь общих и частных тенденций его развития, может служить инструментом для выявления перспективных направлений развития.