Вы здесь

Предпринимательство в информационной сфере. Глава 3. Ресурсы предпринимательства в информационной сфере (Г. Н. Исаев, 2018)

Глава 3

Ресурсы предпринимательства в информационной сфере

3.1. Типология ресурсов

Как и в любом деле, в информационном предпринимательстве используются различные ресурсы. Под ресурсами информационного предпринимательства понимается совокупность средств, ценностей, запасов, источников доходов, обеспечивающих стабильную деятельность по производству информационной продукции и услуг и получение прибыли. В ИП следует учитывать ресурсы для производства ИПУ и ресурсы для жизнеобеспечения ИПР, причем при решении практических задач в каждом конкретном ИПР используется свой набор ресурсов, обусловливаемый номенклатурой ИПУ, масштабом информационного производства и др. Ниже приведен состав основных видов ресурсов ИП:

• ресурсы трудовые подразделяются на активные, потенциальные;

• ресурсы материальные – на основные производственные фонды, оборотные фонды;

• ресурсы интеллектуальные подразделяются на организационные, административно-правовые, информационные, программные, научные;

• ресурсы финансовые – на собственные и приравненные к ним средства, заемные средства.

При рассмотрении структуры ресурсов ИПР целесообразно принимать во внимание состав производственных ресурсов. Производственные ресурсы в общепринятом экономическом значении включают следующие экономические компоненты:

• основные средства – средства труда, которые участвуют во многих производственных циклах, сохраняя свою натуральную форму, постепенно перенося свою стоимость на созданные ИПУ;

• оборотные средства – вложения финансовых ресурсов в объекты, использование которых осуществляется в рамках одного воспроизводственного цикла или в течение относительно короткого календарного период времени;

• трудовые ресурсы – часть населения страны, располагающая совокупностью физических и интеллектуальных способностей, которая может принять участие в трудовом процессе информационного производства.

3.2. Трудовые ресурсы

Трудовые ресурсы составляют кадры ИПР, т. е. это все его работники, выполняющие производственные функции.

Кадры информационного предприятия – совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. В настоящее время чаще используется термин «персонал». В процессе информационного производства работники ИПР вступают в трудовые отношения. В условиях рыночного производства трудовые отношения охватывают широкий круг проблем, связанных с организацией трудового процесса, подготовкой и набором кадров, выбором системы заработной платы и др.

Основными субъектами трудовых отношений в условиях рыночной экономики являются:

• наемный работник – это человек, заключивший трудовой договор с предприятием, общественной организацией или государством для выполнения работы;

• работодатель – физическое или юридическое лицо, нанимающее для выполнения работы одного или нескольких работников;

• профсоюз – союз наемных работников, защищающий экономические интересы наемных работников или лиц свободных профессий;

• государство в условиях рыночной экономики выступает как законодатель, защитник прав граждан и организаций, работодатель, посредник и арбитр при трудовых спорах.

Персонал предприятия представляется совокупностью физических лиц, состоящих с предприятием как юридическим лицом в отношениях, регулируемых трудовым договором (контрактом). В соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) № 367 от 26.12.94 (с изменениями от 01.11.2002) персонал подразделяется на следующие категории: рабочие, руководители, специалисты, служащие.

В зависимости от сферы ИП работники подразделяются на две категории:

• промышленно-производственный персонал – работники, занятые в сфере производства ИПУ, выполнении работ обеспечивающего характера в производственной сфере;

• непромышленный персонал – обслуживает непромышленные сферы ИП – образование, консалтинг, торговлю ИПУ и др.

По уровню профессиональной подготовки персонал делится на следующие категории:

1) рабочие:

• основного производства – выполняют основные технологические процессы, например ввод данных в компьютер, переплетно-брошюровочные работы в типографии и др.;

• вспомогательного производства – выполняют обеспечивающие процессы, например складирование книжной продукции на складе, транспортирование продукции в торговую точку и др.;

2) служащие:

• руководители – занимают должности руководителей ИПР и их структурных подразделений: директора, начальники, управляющие, заведующие, например директор информационного центра;

• специалисты – работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и другими работами; подразделяются на информатиков, программистов, аналитиков, инженеров технических средств, бухгалтеров, экономистов и др.;

3) служащие в составе специалистов среднего звена – делопроизводители, экспедиторы и др.

На ИПР доминируют специалисты в области информационного дела, в частности: • системные аналитики предметных областей;

• проектировщики информационных систем;

• разработчики информационных технологий;

• администраторы баз данных;

• программисты операционных систем, прикладного программного обеспечения, антивирусных программ, программ защиты данных, функциональной диагностики средств вычислительной и телекоммуникационной техники и др.;

• инженеры технических устройств (компьютеров, средств передачи данных и связи, копировально-множительного оборудования и проч.):

• маркетологи информационных товаров;

• специалисты по рекламе информационных товаров;

• менеджеры по связям с общественностью;

• консультанты консалтинговых фирм;

• преподаватели образовательных учреждений;

• индексировщики, предметизаторы документации (информации), вводимой в базу данных, и др.

Спецификой информационного производства является высокий уровень интеллектуализации. Поэтому в структуре персонала ИПР основную долю составляют специалисты со средним и высшим профессиональным образованием. Кроме того, на средних и крупных ИПР значительная доля специалистов имеет высшую квалификацию – кандидаты и доктора наук.

Управление персоналом на современном ИПР выполняют специальные службы – структурные подразделения, названия которых зависят от масштаба ИПР, его отраслевой принадлежности, характера производства, например инспектор по кадрам, отдел кадров, отдел персонала, управление персоналом, департамент персонала и др. Служба персонала выполняет следующие функции:

• подбор персонала;

• управление корпоративной культурой и социальной работой;

• обучение персонала;

• оценка и аттестация персонала;

• совершенствование оплаты труда;

• кадровое делопроизводство.

Подбор персонала является одной из главных задач кадровой службы. При подборе руководствуются требованиями к персоналу. Разумеется, каждое конкретное предприятие разрабатывает собственные требования. Вместе с тем имеются и общие требования при найме работников, например:

• наличие у работника стремления к достижению максимальных результатов;

• гибкость, способность к адаптации, психологическая совместимость;

• активность в продвижении инноваций, способность к быстрому обучению и использованию полученных знаний;

• инициативность, направленность на активный поиск решений.

Планирование персонала играет значительную роль в развитии трудовых ресурсов и состоит из 4 этапов:

1) оценка имеющихся трудовых ресурсов;

2) планирование будущих потребностей в кадрах (кто нужен);

3) оценка будущих потребностей в кадрах (сколько нужно);

4) разработка проекта, удовлетворяющего будущие потребности в кадрах.

Политика в области оплаты труда является составной частью управления ИПР, и от нее в значительной мере зависит его эффективность, так как заработная плата выступает одним из важнейших стимулов в рациональном использовании рабочей силы.

Заработная плата – выраженная в денежной форме часть дохода, которая распределяется по количеству и качеству труда, затраченного каждым работником, и поступает в его личное потребление. Формы и системы оплаты труда устанавливаются в зависимости от формы собственности и организационно-правовой формы предприятия.

К основным формам и системам оплаты труда, используемым на ИПР, относятся: тарифная система, повременная форма оплаты труда, сдельная форма оплаты труда, бестарифная система оплаты труда. Каждая из перечисленных категорий оплаты труда имеет свои особенности.

Тарифная система оплаты труда – совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работников различных категорий. Эта система характеризуется следующими категориями:

• тарифная ставка (оклад) – фиксированный размер оплаты труда работников за выполнение норм труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени – неделю, месяц, квартал, год;

• тарифная сетка – совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов;

• тарифный разряд – показатель сложности выполняемой работы и уровня квалификации работника определенной профессии, присваиваемый ему в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС) по результатам его профессиональной подготовки;

• тарифный коэффициент – показатель, определяющий различия в сложности работ и квалификационных характеристик работников и показывающий отношение часовой (дневной) тарифной ставки соответствующего разряда определенной тарифной сетки к часовой (дневной) тарифной ставке первого разряда, принятой за единицу; отношение тарифного коэффициента высшего разряда к тарифному коэффициенту первого разряда является диапазоном тарифной сетки;

• тарифно-квалификационные справочники – это нормативные документы, на основании которых производится тарификация работ и работников. Они содержат характеристику работ по их сложности и требования к работникам для получения определенного тарифного разряда.

Повременная форма оплаты труда – такая форма, в основе которой лежит расчет тарифной ставки или оклад за фактически отработанное время. Эта форма применяется при следующих условиях:

• если работник не может оказать влияния на увеличение объема выпуска продукции, который определяется производительностью оборудования;

• на рабочих местах, где очень важны качественные показатели работы;

• на конвейерных линиях с заданным ритмом работы и при обслуживании оборудования;

• если невозможно установить сдельные расценки;

• на работах, где труд работника не поддается нормированию или требует больших затрат для учета и нормирования.

Различают такие системы повременной формы оплаты труда:

• простую, которая предполагает определение заработка как произведения тарифной ставки работника соответствующего разряда (либо оклада) на количество отработанного времени;

• повременно-премиальную, которая предполагает, что наряду с оплатой по простой повременной системе производится начисление дополнительных сумм к ставке (окладу) за улучшение определенных количественных и качественных показателей;

• почасовая, понедельная, помесячная оплата труда.

Сдельная форма оплаты труда – разновидность формы оплаты труда основу которой составляет расчет заработной платы в виде произведения объема выполненной работы и расценки за единицу работы. Эта форма применяется при следующих условиях:

• если возможен учет индивидуального либо коллективного труда и его конечных результатов в натуральных измерителях;

• если требуется стимулирование увеличения выработки или объема выполняемых работ;

• если возможен точный учет объемов (количества) выполняемых работ;

• если на предприятии налажена четкая организация обслуживания рабочих мест, исключающая простои работника. Эта форма предусматривает такие системы оплаты труда:

• прямую (простую) сдельную, когда заработная плата определяется количеством изготовленной продукции и расценкой за ее единицу исходя из тарифной ставки, соответствующей разряду работы, и из нормы времени или нормы выработки;

• сдельно-премиальную, когда заработок формируется как сумма оплаты по прямым сдельным расценкам и премии за выполнение количественных и качественных показателей;

• сдельно-прогрессивную, когда оплата изготовленной продукции в пределах норм осуществляется по прямым сдельным расценкам, а оплата продукции сверх норм – по повышенным. Эта система разделяется на подрядные виды оплаты – индивидуальную и коллективную;

• косвенно-сдельную, используемую для некоторых категорий вспомогательных рабочих, не создающих продукцию, а обслуживающих основных рабочих-сдельщиков. Заработная плата этих рабочих определяется по сдельным расценкам, устанавливаемым за единицу продукции, производимой основными рабочими-сдельщиками;

• аккордную, которая является, как правило, коллективной формой оплаты труда, при этом расценка устанавливается на весь объем подлежащих выполнению работ с указанием срока их выполнения.

Бестарифная система оплаты труда – разновидность системы оплаты труда, основанная на оценке конечных результатов работы каждого работника и коллектива в целом. У бестарифной системы имеются собственные модификации:

• система, использующая два коэффициента для дифференциации заработной платы работника: коэффициент квалификационного уровня и коэффициент трудового участия в текущих результатах деятельности;

• система, предусматривающая ежемесячное определение коэффициента вклада работника с учетом уровня его квалификации и трудового вклада;

• система плавающих окладов;

• оплата труда на комиссионной основе.

Служба управления персоналом обязана постоянно заниматься задачей улучшения использования трудовых ресурсов. Решение этой задачи требует анализа трудовых процессов, применения прогрессивных методов, оценки и разработки мероприятий, входящих в общий комплекс работ по повышению эффективности ИПР (см. § 10.3).

Персонал – важный ресурс в бизнесе, а иногда самый главный ресурс. Эффективная работа персонала предполагает четкое распределение обязанностей между работниками. Руководитель должен принимать решения, а не подменять подчиненных.

Взаимоотношения между работником и работодателем в целом регулируются действующим Трудовым кодексом РФ. Менеджер по персоналу должен его знать.

3.3. Материальные ресурсы

Материальные ресурсы ИП составляют фундаментальную категорию в организации и деятельности ИП и имеют относительно обширный видовой состав:

• основные производственные средства – здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструмент, производственный инвентарь, хозяйственный инвентарь и др.;

• непроизводственные основные средства – клубы, детские сады, здравпункты, профилактории, учебные заведения, бассейны и т. д.;

• активные фонды – машины и оборудование, транспортные средства, инструмент и проч.;

• пассивные фонды – здания и сооружения;

• передаточные устройства – передача электричества, передача теплоты, газа, воды и др.;

• машины – компьютеры, печатные машины, грузовой и легковой транспорт и т. п.;

• оборудование – периферийное оборудование ЭВМ, оснащение информационно-вычислительных структур, средства передачи данных и связи, технологическое оборудование, организационная оснастка, средства защиты информации, средства пожарной безопасности, канцелярское оборудование и т. д.;

• оборотные средства – производственные запасы, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства;

• производственные запасы – сырье, материалы, топливо, запчасти, инструменты и др.;

• сырье (информационное) – первичные (входные) документы, источники информации (экономические, производственные, научные, технические, управленческие, планы, отчеты, обзоры, справки, анкеты, реклама, телеграммы, телефонограммы, устные сообщения и т. д.) и проч.;

• материалы – бумага, краска, пленка, картон, носители информации, канцелярские аксессуары, топливо (газ, дизтопливо, бензин), энергия, вода, покупные изделия, спецодежда, запчасти, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы;

• незавершенное производство – продукция, не прошедшая контроль, не полностью укомплектованная, не принятая заказчиком, незаконченные работы и др.;

• полуфабрикаты – продукция, частично обработанная на одном участке, например верстка газеты, подлежащая передаче на следующий участок – на участок печати тиража газеты.

Материальные ресурсы ИП – это комплекс, включающий: основные фонды, сырье, основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты, топливо, незавершенное производство и отходы производства, а также запасные части, предназначенные для ремонта оборудования, и др.

Основные средства (основной капитал) – это часть средств производства, неоднократно участвующая в производственном процессе, полностью переносящая свою стоимость на готовую продукцию по мере изнашивания постепенно по частям в течение длительного периода времени.

В идентификации основных средств используется несколько подходов:

• в экономическом подходе под основными средствами понимаются средства труда, которые длительное время неоднократно или постоянно используются в деятельности предприятия в неизменной натурально-вещественной форме, постепенно перенося свою стоимость на создаваемые продукты и услуги;

• в бухгалтерском (Положение по бухучету ПБУ 6/01) – это активы предприятия, используемые в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации: 1) срок полезного использования которых свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла (если он превышает 12 месяцев); 2) стоимостью более 10 тыс. руб.; 3) способных приносить предприятию экономические выгоды (доход) в будущем; 4) предприятием не предполагается дальнейшая перепродажа данных активов;

• в налоговом (Налоговый кодекс РФ, гл. 25, ст. 257) – это часть имущества, используемая в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления предприятием.

В решении практических задач по ведению основных средств приходится проводить многоаспектное рассмотрение основных средств. Действенным приемом в этом плане является классификация основных средств:

• по задействованию в деятельности ИПР выделяют основные средства производственные, непроизводственные;

• по степени участия в производственном процессе – активные, пассивные;

• по начислению амортизации – амортизируемые, неамортизируемые;

• по условиям использования – основные средства в эксплуатации, в запасе (резерве), в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации, на консервации;

• по имеющимся у предприятия правам выделяют основные средства на правах собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды, получения в безвозмездное пользование, доверительного управления.

К составу основных производственных средств относятся производственные средства, которые используются для производства, перемещения и транспортирования ИПУ. Критерием отнесения имущества к этому виду основных средств служат время эксплуатации (не менее года) и стоимость, которая определяется отдельно по видам ИПР. Все эти категории основных средств числятся на балансе предприятий по балансовой стоимости, которая складывается из затрат на их приобретение, транспортирование и монтаж.

Непроизводственные фонды, имеющиеся у предприятий, служат для удовлетворения бытовых, культурных потребностей персонала.

Комплексы вычислительной техники (ВТ), средства передачи данных и связи, оборудование информационно-вычислительных структур составляют особый сектор основных средств ИПР. Конфигурация этой части основных фондов ИПР определяется в основном характером производимых ИПУ и масштабом производства. В состав средств ВТ входят компьютеры различных классов, расширенный состав периферийного оборудования, средства защиты информации: экранированные шкафы хранения носителей информации, устройства, предотвращающие несанкционированный доступ в зоны особой важности, утечку информации, организационной оснастки и др.

Источниками поступления основных средств являются:

• создание, сооружение, изготовление;

• приобретение за плату;

• приобретение по договору мены;

• получение государственным унитарным предприятиям (ГУП) и муниципальным унитарным предприятиям (МУП) при формировании уставного фонда;

• поступление в дочерние (зависимые) общества от головного предприятия;

• взнос в уставный капитал;

• оплата по договору аренды;

• дарение.

Основные средства характеризуются не только процедурами формирования, но и выбытия, которое происходит в следующих случаях:

• при реализации за плату;

• в результате товарообменных операций;

• при внесении в уставный капитал другой организации;

• при ликвидации вследствие аварии, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций;

• при безвозмездной передаче;

• при передаче дочернему (зависимому) обществу от головного предприятия;

• при возврате собственнику арендованных основных средств;

• вследствие морального и физического износа;

• при выявленной инвентаризацией недостаче и порче.

Оборотные фонды также относятся к производственным фондам и представляют собой часть средств производства, которая принимает участие в одном производственном процессе, изменяет свою натурально-вещественную форму и полностью переносит свою стоимость на готовую продукцию. Оборотные фонды образуются за счет оборотных средств – денежных средств предприятия, которые предназначены для образования оборотных производственных фондов и фондов обращения и относятся к активам предприятия; в результате хозяйственной деятельности они полностью переносят свою стоимость на готовый информационный продукт, принимая однократное участие в процессе производства, и изменяют свою натурально-вещественную форму.

Оборотные средства совершают кругооборот в течение одного коммерческого цикла (рис. 3.1). В этом кругообороте на начальным этапе производятся закупки на имеющиеся свободные деньги предприятия товаров, сырья и материалов, необходимых для организации информационного производства. В результате производственной деятельности могут быть получены разнообразные ИПУ, которые как информационный товар в результате маркетинговых действий реализуются на информационном рынке. На вырученные деньги снова производится закупка материалов.


Рис. 3.1. Движение оборотных средств


Для лучшего понимания видового ряда оборотных средств прибегают к классификации по набору существенных для ИПР признаков:

• по функциональному аспект ИПР выделяют:

1) оборотные производственные фонды, 2) фонды обращения;

• по стандартам учета и отражения в балансе ИПР выделяют:

1) материальные оборотные средства (производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, товары), 2) денежные средства (краткосрочные финансовые вложения, денежные средства в кассе, на расчетном, текущем, валютном счетах), 3) дебиторскую задолженность;

• по степени риска вложения выделяют: 1) оборотные средства с минимальным риском, наиболее ликвидные средства (денежные средства, краткосрочные финансовые вложения), 2) оборотные средства с малым риском вложения (дебиторская задолженность за вычетом сомнительной, производственные запасы за вычетом залежалых, остатки готовой продукции за вычетом не пользующейся спросом), 3) оборотные средства со средним риском вложения (незавершенное производство, расходы будущих периодов), 4) оборотные средства с высоким риском вложения (сомнительная дебиторская задолженность, залежалые производственные запасы, сверхнормативное незавершенное производство, готовая продукция и товары, не пользующиеся спросом);

• для целей контроля, планирования и управления выделяют:

1) нормируемые (определяются нормативы оборотных средств), 2) ненормируемые;

• по источникам формирования выделяют: 1) собственные, 2) заемные, 3) дополнительно привлеченные;

• по степени ликвидности выделяют: 1) наиболее ликвидные активы (денежные средства, краткосрочные финансовые вложения), 2) быстро реализуемые активы (товары отгруженные, дебиторская задолженность), 3) медленно реализуемые активы. В зависимости от того, на какой стадии кругооборота находятся оборотные средства, какую роль они выполняют в процессе деятельности предприятия, выделяют: оборотные производственные фонды и фонды обращения (табл. 3.1).

Таблица 3.1. Состав оборотных средств по назначению и практике нормирования


Одним из компонентов оборотных фондов предприятия является сырье. Основным «сырьем» для ИПР служат источники информации – первичные документы, поступающие на вход информационного производства, технологического процесса обработки данных и др. Состав «сырья» информационного производства зависит в основном от характера производимых на ИПР продукции и услуг, особенностей структуры информационного производства, режимов технологических процессов обработки данных и других условий.

Предприятию всегда приходится решать задачу определения потребности в оборотном капитале, т. е. нормируемых и ненормируемых оборотных средств. Под нормированием оборотных средств понимается процесс определения минимального, но достаточного размера оборотных средств на предприятии.

Нормирование оборотных средств предполагает решение следующих задач:

• обеспечение постоянного соответствия между размером оборотных средств предприятия и потребностью в средствах для обеспечения минимально необходимых запасов материальных ценностей;

• управление размерами запасов;

• улучшение процесса управления материальными ресурсами предприятия путем оптимизации запасов, дополнительных резервов, формирования эффективных форм снабжения и др.

Для решения этих задач применяют такие методы нормирования:

• метод прямого счета заключается в определении запасов по каждому элементу оборотных средств в условиях достигнутого организационно-технического уровня предприятия, транспортирования и хранения материальных ресурсов, условий поставок и порядка расчетов;

• коэффициентный метод, согласно которому в действующие нормативы вносятся поправки с учетом изменения объемов производства, ускорения оборачиваемости оборотных средств, изменения стоимости сырья;

• аналитический метод связан с применением системы статистико-математических методов, используемых для определения оптимального размера запаса оборотных средств с учетом влияния различных факторов и оценки эффективности предприятия.

Решение задач по нормированию значительно повышает эффективность процессов управления денежными средствами, находящимися на расчетном счете и в кассе; запасами сырья и материалов, готовой продукции на складе; оборотными средствами в производстве (незавершенным производством, расходами будущих периодов); средствами должников (дебиторской и кредиторской задолженностью).

Амортизация основных средств – процесс переноса первоначальной стоимости амортизируемого объекта основных средств на создаваемую продукцию в течение срока полезного использования [24]. Амортизация предполагает выбор способа амортизации и обоснование амортизационной политики. В рамках этой политики проводится расчет амортизационных отчислений – перенесенной стоимости объекта основных средств на готовую продукцию предприятия за определенный период времени (год, месяц). Как правило, амортизационные отчисления являются самостоятельной статьей и рассчитываются как годовая сумма на основе норм амортизации. Норма амортизации представляет собой директивную величину, показывающую долю (процент) ежегодно переносимой стоимости основных фондов на себестоимость готовой продукции, и определяется как отношение числа 1 ко времени (периоду) службы фондов.

Существует несколько способов начисления амортизации:

• линейный, в соответствии с которым первоначальная стоимость объекта основных средств умножается на норму амортизации, исчисленную исходя из срока полезного использования объекта;

• уменьшаемого остатка, в соответствии с которым остаточная стоимость объекта основных средств на начало отчетного года умножается на норму амортизации, исчисленную исходя из срока полезного использования объекта и коэффициента ускорения, установленного согласно законодательству РФ;

• по сумме чисел лет срока полезного использования, когда первоначальная стоимость объекта основных средств умножается на дробь, в числителе которой число лет, остающихся до конца срока полезного использования объекта, а в знаменателе – сумма порядковых чисел лет срока полезного использования;

• пропорционально объему продукции (работ), когда натуральный показатель объема продукции (работ) в отчетном периоде умножается на соотношение первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема выпуска продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта. Бухгалтерский метод начисления амортизации отражает процесс перенесения части стоимости основных средств на готовый продукт и накопления финансовых ресурсов на полное восстановление и обновление основных средств. Предприятие самостоятельно выбирает способ расчета амортизационных отчислений, следовательно, управляет процессами накопления собственных финансовых ресурсов, обновления основных средств, а также формирования себестоимости продукции. Амортизация является частью финансовой и инвестиционной политики организации.

Для иллюстрации приведем пример использования линейного способа начисления амортизации. Пусть издательство приобрело объект основных средств – технологическое типографское оборудование за 500 тыс. руб. Срок его полезного использования 5 лет. Учетной политикой предприятия определено, что амортизация по этому объекту производится линейным способом. Требуется определить амортизационные отчисления по данному объекту. Расчет проводится в следующем порядке:

1) определяется годовая норма амортизации 100 % : 5 = 20 %;

2) определяется годовая сумма амортизационных отчислений (500 тыс. руб. 20 %): 100 % = 100 тыс. руб.;

3) составляется амортизационный план (табл. 3.2);

4) определяется месячная сумма амортизационных отчислений: 100 тыс. руб.: 12 месяцев = 8333 руб.

Таблица 3.2. Амортизационный план типографского технологического оборудования, тыс. руб.


Для линейного метода характерны такие достоинства, как равномерное отнесение на себестоимость продукции амортизационных отчислений, простота и точность расчетов; полная первоначальная стоимость полностью амортизируется; амортизационный фонд формируется постепенно.

3.4. Интеллектуальные ресурсы

Под интеллектуальным ресурсом ИП условимся понимать разновидность ресурсов, имеющих неовеществленную нематериальную сущность, умственный характер и используемых в решении задач ИП. К интеллектуальным ресурсам ИП можно отнести: организационные, административно-правовые, информационные, программные и научные и др. Указанные разновидности ресурсов ИП на информационном предприятии, как и на любых других предприятиях, идентифицируются как нематериальные активы (НМА). Этот вид активов занимает в структуре активов ИПР иногда бо́льшую долю, чем материальные активы.

Формирование понятия НМА происходит при одновременном выполнении следующих условий:

• отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;

• возможность идентификации (отделения от другого имущества);

• использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд предприятия;

• использование в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

• исключение последующей перепродажи;

• способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

• наличие надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.).

Состав НМА формируется при условии, если объекты интеллектуальной собственности обеспечиваются исключительными правами: на изобретение, промышленный образец, полезную модель; на компьютерную программу, базу данных; на топологию интегральной микросхемы; на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров; на селекционные достижения.

В состав НМА не включаются интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.

Кратко охарактеризуем НМА в аспекте некоторых видов ресурсов, применяемых в информационном предпринимательстве.

Организационные ресурсы ИП составляют методики, инструкции, регламент, обеспечивающие порядок решения задач ИП, процессы, процедуры, например процедуры подготовки и реализации управленческих решений, составления планов, рассмотрения трудовых споров в коллективе.

Административно-правовые ресурсы в основном реализуются в форме административного и правового обеспечения ИП. Правовое обеспечение ИП составляет комплекс нормативной документации – национальные и международные законы, указы Президента РФ, постановления и инструкции Правительства РФ, приказы и инструкции Министерства информатизации и связи в соответствующей части; основополагающее значение в ИП имеют законы РФ [1–3, 4–10].

Нормативная база ИП дополняется системой стандартов (международных, национальных, отраслевых, стандартов предприятий[4,19]), технических условий и руководящих материалов. К нормативной документации также относятся проектная и техническая документация на виды производимых ИПУ, должностные инструкции по категориям персонала, технологические и рабочие инструкции, технологические карты по видам выполняемых процессов и производства ИПУ, а также положения об условиях форс-мажора ИПР и порядке выхода из этих условий.

Информационные ресурсы ИП составляют:

• информационные системы по решению задач бизнес-процессов ИП;

• информационные технологии как основа создания и применения информационных систем ИП [26, 29];

• базы данных, фактографические и документальные, содержащие ретроспективные и актуальные документы [19];

• система делопроизводства, документооборота ИПР, включающая офисную, управленческую и производственную информацию. Например, информационное обеспечение финансовых задач ИПР содержит информацию финансовых органов, информацию банков и бирж, бухгалтерскую и финансовую отчетность, законодательные акты по финансовым вопросам и др.;

• научно-техническая информация (НТИ) обеспечивает актуализацию знаний специалистов ИПР и соответственно адекватный уровень обновления номенклатуры ИПУ, улучшение функциональных и параметрических свойств, повышение качества и конкурентоспособности на рынке ИПУ. Формы источников научно-технической информации различны. Это могут быть системы ретроспективного поиска информации, избирательного распределения информации, дифференцированного обеспечения руководителей, информирования по целевым комплексным программам и т. д. Другой формой информирования является система печатных изданий, в частности монографические и периодические издания [16], а также библиографические, аннотированные, реферативные издания, книжные летописи, летописи журнальных статей. Например, реферативный ежемесячный журнал «Информатика», который издается ВИНИТИ с 1954 г., содержит аннотации, рефераты статей, депонированных рукописей и др.

Программные ресурсы [21, 26] – необходимый инструмент решения задач ИП. В структуру программных продуктов входят:

• операционные системы, обеспечивающие управление прикладными программами, вычислительным процессом, реализующим задачи ИП;

• пакеты прикладных программ (ППП), предназначенные для решения конкретных функциональных задач ИП по планированию, учету, анализу, управлению, нормированию, а также предметных задач бухгалтерского учета, финансов, налогообложения, статистики и др.;

• программы функциональной диагностики компьютеров и средств телекоммуникаций в широком смысле слова;

• программы информационной безопасности, в частности антивирусной защиты, антихакерских атак, криптозащиты файлов, защиты доступа в информационные зоны (помещения) повышенной важности;

• системы и средства программирования, обеспечивающие рационализацию труда программистов.

В функциональном плане для решения задач информационного предпринимательства наиболее значимы ППП. На рынке достаточно программных продуктов, обеспечивающих решение бизнес-задач [13, 26]:

• программный продукт Decision решает задачи анализа равновесия конъюнктурных рисков для хозяйствующих субъектов, снижения неопределенности (погрешности) на 1–2 порядка, компоновки элементов с учетом ресурсных ограничений, логических условий и заданных целей;

• Альт-Инвест, Project Expert, Бизнес-План PL, Plan Write for Business, Cash Focus, Business Planning, Plan Magic Business, COMFAR, Бизнес-план инвестиционного проекта, ФИНПЛАН, ТЭО-Инвест, Spider Project, Инвестор, On Target, Primavera Project Planner (P3) 3.0, Project Workbench, Intellisys Project Desktop, TurboProject, Task Manager, 2003, Super Project Expert, 2.0, TimeTool for WinAll, 2.0.3, Project Editor for Win3/WinAll, 2.5, Abak решают задачи разработки бизнеспланов, планирования проектов, управления проектами (администрирование);

• Track-it suite fwin98&up, 101, Artemis ViewPoint, 5.0, FastTrack Schedule, TraxTime, Milestones Professional 2000, Carpe Diem, Vakcer Project Tracker Personal Ed., 2.1, JobCost Controller, Cardboard Schedule, Timeless Time and Expense for WinAll, 1.400, PlanCentral, Beta, AUNetic Working Time Tracker for Win-All, 1.7, Peachtree Complete Accounting 2004, БЭСТ-Анализ, Insight for Sales Strategy решают задачи сопровождения проектов (учет времени, затрат, трудозатрат, расходов), составления счетов и платежных ведомостей, анализа товарооборота;

• BS/1 Professional решает задачи расстановки приоритетов, расчета НДС, коммерческого анализа;

• Альт-Финансы, АФСП, Аналитик, Audit Expert, Invest Center, Advanced Financial Statement Analysis & Forecasting, Advanced Business Valuation, Декарт-97, RS-Many, Монитор, ОЛИМП: ФинЭксперт, Audit Expert, VistaUnion&MoneyMaker решают задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, оценки бизнеса, отбора инвестиционных проектов, оценки личных финансов;

• Forecast Expert решает задачи прогнозирования экономических показателей по статистическим данным;

• Marketing Expert, БЭСТ-Маркетинг, Касатка, Marketing Analytic, Marketing Plus, Plan Write for Marketing, ОЛИМП: Маркетинг решают задачи планирования маркетинга, анализа прибыльности сегментов рынка и каналов сбыта;

• Oros Analytics, ABM Tools решают задачи обработки данных, поступающих из ERP- и CRM-систем, их консолидации и принятия решений на этой основе;

• Business Insight решает задачи выбора стратегии бизнеса с помощью экспертной системы («Консультант в коробке»);

• Ithink, iDecide 2000 решают задачи построения и анализа имитационных бизнес-моделей, построения потоковой диаграммы процесса и исследования его «поведения» при различных параметрах;

• Powersim Studio Enterprise решает задачи построения структурной модели бизнес-процесса и окружающей среды, передачи результатов моделирования в ERP-систему;

• Finanseer решает задачи стратегического планирования на основе «метода добавленной стоимости» (EVA), оценки и прогноза рыночной стоимости компании и прогноза стоимости ее акций;

• PCBIRS 3.0, TextAnalyst, Ключи от текста, Следопыт, Фильтр-М, Вариант, Ариадна+, Евфрат, ИАС Барометр, ИПС Артефакт, Либретто решают задачи обработки текстовой информации (поисковые, аналитические системы);

• Да-система, Эвристика, Stadia 7.0, ОЛИМП: Стат-Эксперт, DataScope, TimeLand, Прогноз, Аргонавт, PolyAnalyst Knowledge Discovery System, Экономика России, Бизнес-Астрологос, МАКС решают задачи обработки данных (статистические и аналитические системы);

• Быстрый рейтинг, Метод анализа иерархий, Выбор проекта, Приоритетность финансирования, Оценка и выбор решают задачи составления рейтингов, обработки экспертной информации;

• Договор, Учет договоров, Контракт, Профи-Т, Омни-Линк, Торговый склад, АБДтрейд, Opium Light, T-Flex Doc’s, WorkRoute-II, Циркуляр 3.0, APM-2000, Организатор, Аренда, Деларант, ТН ВЭД, LanHello, VYST, Босс, Галактика, Visual Staff Scheduler Pro, 6.0 решают задачи проведения рабочих операций (составление договоров, управление кассовыми терминалами, складской учет, бухучет, документооборот, таможенное оформление, телефония, управление предприятием, контроль клиентов);

• FlowModel, 2.0; MS Office Visio 2003 Standard for Wm2K/XP, MS Project Pro 2007; GanttProject for WinAll, 1.910 решают задачи построения блок-схем, сетевых графиков, анализа ресурсных ограничений (анализ типа «Что если…?);

• Rational Suite 2002, Together ControlCenter, 5.5, PVCS Pro 3.7, Starbase Collaboration Suite Goalsetting, SQ Task Control, 3.11, Charity Director, Teamflow 4 решают задачи коллективной разработки проектов, контроля бизнес-процессов;

• Aesti Auto Estimator решает задачи определения стоимости строительства.

В интеллектуальном плане наиболее привлекателен ППП Decision, созданный во Всероссийском НИИ проблем вычислительной техники и информатизации [26]. Инструментальная система Decision, являясь воплощением нового, быстро развивающегося научно-практического направления на стыке экономики, математики и информационных технологий, включает два модуля.

Equilibrium позволяет моделировать любые равновесные системы и рассчитывать их параметры в условиях неопределенности и риска:

• анализировать любые рынки, любого масштаба и на любых временных промежутках с учетом конкретных особенностей отрасли;

• рассчитывать нормы и нормативы, например нормы расходов, выплат, запасов, процентные ставки с учетом конкретных условий;

• выполнять разнообразные маркетинговые, экономические, инженерные исследования в интересах различных предприятий и организаций.

Combinatorics решает комбинаторные задачи, т. е. позволяет исследовать ситуации, когда имеются варианты мероприятий (действий, решений) при наличии ресурсов и логических условий. Их необходимо подобрать так, чтобы оптимальным путем достичь заданных целей, в частности компоновать инженерно-экономические проекты, строить оптимальные по надежности системы, управлять работами, предупреждать чрезвычайные ситуации.

Модули могут применяться последовательно или итерационно для исследования и решения комплексных проблем, таких, как разработка инвестиционных проектов, комплексных программ и программ диверсификации производства, выполнение и проведение макро- и микроэкономических исследований и др.

Научные ресурсы ИП формируются в основном посредством теории и методологии. Теоретическая база ИП представляется в форме предмета информационного предпринимательства, под которым условимся понимать совокупность терминов и понятий, структуры, свойств, закономерностей процессов и методов решения задач ИП. В соответствии с данным определением предмет ИП включает: понятийный аппарат ИП, структуру и свойства процессов ИП, закономерности процессов ИП, методы решения задач ИП.

Эффективность адаптации теоретических средств во многом определяется методологией ИП – совокупностью принципов, логики организации, методов и средств, используемых в решении задач создания, функционирования и развития информационного предпринимательства. Структура методологии ИП дана на рис. 3.2.

Принципы ИП определяют аксиоматический аппарат, правила, на основе которых предприниматель строит и ведет свой бизнес (см. § 1.6). Информационное предпринимательство строится на основе логики организации, т. е. совокупности системообразующих категорий ИП, взаимодействие которых обеспечивает целостность и развитие ИП. Логика организации реализуется путем применения соответствующих методов и средств ИП.


Рис. 3.2. Структура методологии ИП

3.5. Финансовые ресурсы

Под финансовыми ресурсами ИПР условимся понимать совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия. Структура финансовых ресурсов ИПР представлена на рис. 3.3. Финансовые ресурсы создаются в процессе производства и реализации ИПУ.


Рис. 3.3. Система финансовых ресурсов ИПР


Финансовые ресурсы составляют денежные средства, имеющиеся в распоряжении конкретного ИПР и обеспечивающие финансирование различных направлений его деятельности. Эти ресурсы обеспечивают кругооборот основного и оборотного капитала, взаимоотношения с государственным бюджетом, налоговыми органами, банками и другими организациями. Финансирование деятельности ИПР может осуществляться за счет внутренних и внешних источников денежных средств. Соотношение источников формирования финансовых ресурсов предприятия отражает структуру финансов. К внутренним источникам относятся:

• уставный капитал (подробно см. § 4.2);

• личные средства, которые в основном используются на первоначальном этапе ИП и состоят из взносов учредителей в уставный капитал ИПР и могут быть в форме денежной суммы, имущества (компьютера), интеллектуальной собственности (патент на программу и др.). Личные средства могут также использоваться в кризисных ситуациях ИП. Кроме того, при наличии акций и ценных бумаг этот ресурс может быть использован в случае необходимости.

Формирование финансовых ресурсов происходит главным образом за счет прибыли и амортизации, выручки от реализации выбывшего оборудования и проч.

Общие доходы предприятия формируются за счет получения:

• доходов от реализации, образуемых за счет выручки от реализации: товаров (работ, услуг) собственного производства; ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке; покупных товаров; финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке; основных средств; товаров обслуживающих производств и хозяйств; другого имущества и имущественных прав;

• внереализационных доходов – от долевого участия в других организациях; от операций купли-продажи иностранной валюты; в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба; от сдачи имущества в аренду (субаренду); от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности; в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам; в виде безвозмездно полученного имущества или имущественных прав; в виде положительной разницы, полученной от переоценки имущества (за исключением амортизируемого имущества, ценных бумаг); в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств; в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанных в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям; в виде доходов, полученных от операций с финансовыми инструментами срочных сделок; в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации; другие обоснованные доходы.

Прибыль является одним из основных интегральных показателей, характеризующим результаты деятельности ИПР, и представляет собой превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Если доходы превышают расходы, то финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. При расходах, превышающих доходы, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат. Прибыль выступает основным элементом собственных финансовых ресурсов предприятия, источником формирования бюджетов различных уровней. Порядок формирования показателей прибыли представлен на рис. 3.4. На практике используется система показателей прибыли:

• экономическая прибыль – разность между доходом предприятия и его экономическими издержками;

• маржинальная прибыль единицы продукции – разность цены продукции (работ, услуг) и переменных затрат на единицу продукции;

• расчетная чистая прибыль единицы продукции – разность между ценой продукции и средними общими затратами (переменные плюс постоянные затраты на единицу продукции) [33].


Рис. 3.4. Порядок формирования показателей прибыли


Основные направления распределения прибыли представлены на рис. 3.5. Под распределением прибыли понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Для каждой организационно-правовой формы предприятия установлен порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, который фиксируется в учредительных документах или определяется в положении, разработанном экономическими и финансовыми подразделениями предприятия и утвержденном его руководящим органом.

Лизинг как источник поступления финансовых ресурсов ИП используется достаточно широко и представляет собой вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга юридическим и физическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях [24]. Можно сказать, что лизинг – нечто среднее между договором аренды и договором на предоставление кредита. Лизингополучатель эксплуатирует оборудование, платит за него арендную плату, а по истечении срока аренды может выкупить оборудование по остаточной стоимости или продлить договор аренды.


Рис. 3.5. Основные направления распределения прибыли ИПР


Франчайзинг (франшизинг) является еще одним источником поступления финансовых ресурсов и представляет собой многолетнее соглашение между двумя организациями на передачу одной организацией другой своего права на использование в пределах оговоренного рынка определенного продукта, товарного знака, технологии, ноу-хау. Договоры франчайзинга широко используются в практике информационного маркетинга. Например, компания 1С реализовала около 2 млн продаж своих программных продуктов с применением франчайзинга. К внешним источникам финансирования относятся: кредит банка, кредит поставщика, правительственные программы и др. Банк – это финансовое учреждение, которое аккумулирует временно свободные денежные средства, предоставляет их во временное пользование в виде кредитов, осуществляет посредничество во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск новых денег. Взаимоотношения ИП с банками строится на учете особенностей системы российских банков. В РФ принята двухуровневая банковская система:

• Центральный банк России (ЦБ) – главный государственный банк страны, наделенный особыми правами, призванный регулировать денежное обращение в стране, осуществлять денежную эмиссию, регулировать кредит и валютный курс, контролировать деятельность коммерческих банков, хранить запасы денежных средств и золота страны;

• коммерческие банки (КБ) – как правило, негосударственные банки, обслуживающие юридических и физических лиц, являющиеся субъектами предпринимательской деятельности с присущими им формами, видами, принципами и ограничениями. Основными функциональными процессами коммерческого банка выступают: прием депозитов (вкладов) и предоставление кредитов, ведение счетов, осуществление безналичных платежей, выплата денег по вкладам, купля и продажа ценных бумаг, валюты и др. С целью диверсификации финансовых услуг через банк могут быть проведены операции по факторингу, форфейтингу, лизингу и др.

Факторинг – перепродажа права на взыскание долгов, коммерческие операции по доверенности, услуги, связанные с получением денег за продажу в кредит. При минимуме оборотных средств ИПР может взять кредит в банке под залог в виде информационного товара, в данное время не реализованного на рынке или пока не произведенного. Как правило, в таких случаях банк назначает повышенную кредитную ставку вследствие повышенного риска сделки. После производства и реализации товара предприятие возвращает кредит.

Форфейтинг – кредитование внешнеэкономических операций в форме покупки у предприятия-экспортера векселей, акцептованных импортером товара. В отличие от обычного учета векселей форфейтинг предполагает переход всех рисков по долговому обязательству к его покупателю – форфейтеру, т. е. банку. Например, московское книжное издательство продает под вексель партию книг книжному магазину в Минске. Московский банк может выкупить вексель у издательства. Информационный предприниматель может взять целевой коммерческий банковский кредит на условиях заключаемого двустороннего договора или кредит у поставщика – другого юридического лица, предприятия, поставляющего свою продукцию в долг, т. е. товарный кредит. Кроме того, возможны кредиты: государственный, гарантийный, вексельный, безотзывный, валютный и др.

Внешние источники финансирования ИП могут быть расширены за счет поступления денежных средств от государственных и других фондов с целью поддержки малого бизнеса, за участие в целевых программах, например «Электронная Россия» и др.

Расширить поступление финансовых средств предприятия могут за счет работы с акциями – ценными бумагами, выпускаемыми акционерным обществом, обладателям которых предоставляются все имущественные и личные права, связанные с обладанием акцией, правом на получение дивидендов, на участие в управлении предприятием, на получение части имущества ИПР при его ликвидации. Права акционера реализуются пропорционально объему его акций.

В организации финансовых ресурсов рациональным является соотношение внутренних (собственных) и внешних (заемных) средств как 2:1.

Финансовое планирование ИПР проводится в рамках финансового менеджмента и представляет собой плановое управление процессами формирования и использования финансовых ресурсов. Финансовое планирование бывает стратегическое (до 5 лет), текущее (до 1 года), оперативное (месяц, квартал – составление кредитного плана, кассового плана, платежного календаря).

Финансовый план ИПР строится с целью обеспечить повышение финансовой устойчивости предприятия в плановом периоде в виде доходов и расходов и состоит из 4 разделов:

1) доходы и поступления средств – все финансовые ресурсы предприятия, кроме полученных от банков и государства;

2) расходы и отчисления средств – финансовые ресурсы, направляемые на расширение и стимулирование производства;

3) кредитные взаимоотношения с банковскими учреждениями. Раздел состоит из двух частей: доходная часть – полученные кредиты и ссуды, расходная часть – их погашение и уплата процентов по ним;

4) взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами. Состоит из двух частей: расходной – платежи в бюджет и внебюджетные фонды, и доходной – баланс доходов и расходов.

Финплан составляется на год с разбивкой по кварталам и является необходимым условием для контроля и рациональной организации работы во всех областях финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Контроль финансовых ресурсов ИП проводится на основе системы финансовой, бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении предприятия и о результатах его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам и формируемая на основании плана счетов бухгалтерского учета (БУ). План счетов БУ – это схема регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в БУ – активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др. В состав бухгалтерской отчетности входят: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки, а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности предприятия, если она в соответствии с законодательством подлежит обязательному аудиту.

Балансовый отчет (баланс) является основным документом, характеризующим текущее финансовое положение предприятия, и представляет собой систему сгруппированных в сводную таблицу показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение предприятия на отчетную дату и отражающих данные о его хозяйственных средствах (активах) и их источниках (пассивах).

Активы состоят из имущества и обязательств предприятия (перед собственниками и третьими лицами) и отражают все, чем владеет предприятие как обособленный объект хозяйствования.

Пассивы представляют собой средства финансирования ресурсов предприятия и являются источниками финансовых средств, которыми оплачивают приобретение активов. Пассивы включают собственный и заемный капитал.

Таким образом, главными экономическими категориями, используемыми при расчете стоимости коммерческой деятельности, являются основные активы, оборотные активы и пассивы. Объединение этих категорий в определенную финансовую форму дает балансовый отчет предприятия, который позволяет рассчитать его оборотный капитал, представляющий собой разницу между текущими активами и пассивами.

Например:

БАЛАНС на 31 марта с.г.

Основные фонды:

Приборы и оборудование – 25,00 млн руб.

Грузовой транспорт – 21,90 млн руб.

25,00 + 21,90 = 46,90 млн руб.

Минус сумма равномерной амортизации – 19,60 млн руб.

46,90–19,60 = 27,30 млн руб. Оборотные средства:

Товарные запасы – 24,73 млн руб.

Дебиторская задолженность – 2,24 млн руб.

Денежные средства (наличные и безналичные) – 1,18 млн руб.

24,73 + 2,24 + 1,18 = 28,15 млн руб. Пассивы:

Кредиторская задолженность – 2,54 млн руб.

Проценты по кредитам – 9,48 млн руб.

Задолженность по налогам – 6,37 млн руб.

2,54 + 9,48 + 6,37 = 18,39 млн руб.

Оборотный капитал:

28,15–18,39 = 9,76 млн руб.


Это показатель способности предприятия выплатить свои долги. Разница между суммарными активами и текущими пассивами равна капиталу или нетто-активам (чистым активам) предприятия. В данном примере отдельные позиции сгруппированы и выражены как итоговые цифры. Так, товарные запасы (24,73 млн руб.) представляют собой сумму нескольких позиций.

Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение понятия «ресурсы информационного предпринимательства».

2. Составьте типологию ресурсов ИП.

3. Проведите классификацию персонала ИПР.

4. Какие основные системы оплаты труда персонала используются на ИПР?

5. Назовите основные категории материальных ресурсов ИПР.

6. Дайте определение понятия «основные средства ИПР» и проведите их классификацию.

7. Как происходят формирование и выбытие основных средств ИПР?

8. Дайте определение понятия «оборотные фонды ИПР».

9. Назовите состав оборотных средств.

Конец ознакомительного фрагмента.