Глава 2
Асоциальный статус предпринимательства в информационной сфере
2.1. Предпринимательство в информационной сфере как особый вид предпринимательства
Значение ИП обусловливается тем, насколько оно будет нужно как для общества в целом, так и для каждого гражданина. Государство и общество вправе предъявлять свои требования к ИП как социально значимой системе [25, 33], исходя из связи социальных проблем и назначения ИП.
Принципиально назначение ИП определяется в основном целями, задачами и функциями ИП, поэтому назначение ИП целесообразно рассмотреть следующим образом:
• назначение ИП в краткосрочной перспективе – предоставление разным потребителям доступа практически к любым источникам информации; организация доступа специалистов, работающих в различных отраслях, к деловой и коммерческой информации, без которой решение задач бизнеса невозможно. Получение массовой информации относится к задаче, которую решают отдельные люди в определенных жизненных ситуациях;
• назначение ИП в среднесрочной перспективе – удовлетворение информационных интересов общества. В этом аспекте для российских потребителей информации и информационных предпринимателей особое значение приобрел Интернет. Предпринимательская деятельность посредством этой сети обеспечила мощный поток деловой и массовой информации и ее использования в различных слоях общества;
• назначение ИП в долгосрочной перспективе связано с тем, что национальные информационные ресурсы являются частью духовной и материальной культуры общества. От их наличия и возможностей широкого и недорогого доступа к ним зависит потенциал развития не только экономики, но общества и страны в целом. Информационные предприниматели, участвуя в реализации этих проектов, способствуют развитию социальной сферы, здравоохранения, охраны труда, образования, культуры, фундаментальной науки, информатизации и др.
Одним из алгоритмов реализации назначения ИП в решении социальных проблем является алгоритм предпринимательской идеи, который состоит из следующих укрупненных этапов:
1) социально-экономическая проблема в информационной сфере;
2) возникновение предпринимательской идеи по проблеме;
3) оценка идеи (изучение спроса, предложения, емкости и динамики рынка ИПУ, цен и других параметров);
4) выбор формы предпринимательской деятельности (индивидуальное или коллективное предпринимательство), выбор организационно-правовой формы ИП;
5) оценка экономического результата будущей деятельности (расчет прибыльности, срока окупаемости, показателей эффективности деятельности и др.);
6) анализ и принятие решения о создании ИПР;
7) организация и реализация предпринимательской идеи;
8) анализ полученных результатов.
2.2. Социальное значение предпринимательства в информационной сфере
Значимость определенного вида предпринимательства зависит от его социального статуса – позиции, которую он занимает в структуре национальной экономики. В существенной мере значимость ИП определяется отношением к нему государства и общества. Для обеспечения результативности ИП государство выполняет следующие основные функции [25].
Создание правовой основы. Государство в законодательных и других нормативных документах определяет право-хозяйственного ведения ИП; определяет субъектов ИП – граждан РФ и других государств; определяет сферы деятельности ИП, предоставляя право действия субъектов не только на территории РФ, но и за рубежом. Вместе с тем государство вводит некоторые ограничения предпринимательской деятельности, например выпуск ИПУ надлежащего качества. Определяя статус потребителя информации, государство тем самым защищает его интересы и т. д.
Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность всех субъектов предпринимательской деятельности. В противном случае в стране возможно развитие криминальной обстановки – уголовной преступности, мафии, коррупции, взяточничества и других негативных явлений, что пагубно влияет на предпринимательскую деятельность.
Стабилизация экономики, т. е. устойчивое развитие экономики, когда достигаются и поддерживаются на адекватном уровне основные макроэкономические показатели – объем валового национального продукта, национальный доход, уровень инфляции и уровень безработицы и др.
Обеспечение социальной защиты и социальной гарантии – сущность активной социальной политики государства, которое обязано гарантировать всем работающим заработную плату не менее минимальной.
Защита конкуренции – одного из основных регулирующих инструментов в рыночной экономике. Конкуренция – основа прогресса во всех сферах экономики, она заставляет производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции.
Совершенствование налоговой системы оказывает существенное влияние на ИП, особенно на малые предприятия.
Создавая условия для информационного предпринимательства, государство вправе рассчитывать на выполнение требований, которые оно и общество выдвигают в адрес ИП. Развитие и усложнение науки, техники и бизнеса, формирование межотраслевых и проблемно-ориентированных знаний порождают потребности в увеличении объемов, улучшении качества ИПУ, создании новых видов ИПУ, применение которых обеспечит повышение производительности труда и эффективности работы ИПР.
Особую социальную значимость ИП приобретает как экономическое явление, как экономический процесс и как особый вид предпринимательского дела.
Как экономическое явление ИП отражает:
• весь комплекс отношений – экономических, социальных, производственных, управленческих, организационных и др., связанных с созданием, ведением и развитием предпринимателем собственного информационного дела;
• систему отношений, которые возникают у предпринимателя со всеми другими субъектами рынка ИПУ. Как экономический процесс ИП:
• создает новые информационные товары, услуги, обладающие особой значимостью для потребителя, являющегося элементом информационного общества;
• добивается максимальной эффективности информационного производства на основе применения рациональных методов решения задач, комбинирования факторов производства, эффективного использования имеющихся ресурсов;
• генерирует творческие идеи по созданию инновационных информационных продуктов и услуг и реализации их на информационном рынке с получением повышенной прибыли.
Как особый вид предпринимательского дела ИП характеризуется:
• особым видом производимой продукции – информационная продукция и услуги отличаются повышенной востребованностью обществом в силу его интеллектуально высокого уровня;
• ответственностью за принимаемые решения, повышенным риском ИП в силу его интеллектуального и вероятностного характера;
• ориентацией на повышенный коммерческий успех и стремлением к получению повышенной нормы прибыли за свой интеллектуальный труд;
• повышенным профессионализмом, информированностью в теории и методологии бизнес-процессов, независимостью и оперативностью в принятии нужных решений.
Критерием успеха ИП, видимо, является соответствие потребностей общества и деятельности ИП. Частными критериями выступают производство ИПУ адекватного содержания, диверсифицированной номенклатуры, ее хорошего качества, обоснованной цены и др.
2.3. Социальный статус информационного предпринимателя
Социальный статус самого важного компонента в структуре ИП – информационного предпринимателя как субъекта правоотношений определяют общество и государство [5]. В этом плане между государством и информационным предпринимателем существует как бы социальное соглашение. Согласно закону, информационный предприниматель может позиционировать себя как юридическое лицо. Статус юридического лица в общем случае предполагает: имущественную обособленность, самостоятельную имущественную ответственность, самостоятельное выступление в хозяйственном процессе от собственного имени, организационное единство. Только при этих условиях возможна реализация информационного предпринимателя как креативного субъекта экономической системы.
Государство устанавливает права и ответственность информационного предпринимателя, порядок его деятельности, реализации произведенной продукции и др. Предприниматель должен соблюдать требования социального соглашения: он организует и осуществляет свой бизнес в правовом поле и на основе этических стандартов.
Если говорить об отношении общества к информационному предпринимателю, то оно определяется отношением вообще к предпринимателям как социальной страте. Следует отметить, что это отношение не однозначно. Во-первых, само общество по своей сути неоднородно и каждый имеет собственное мнение о предпринимателях вообще и об информационных предпринимателях в частности. Во-вторых, часть общества относится положительно к информационному предпринимательству, особенно к таким его традиционным видам, как книжный бизнес.
Решение индивида стать информационным предпринимателем далеко не всегда зависит от мнения общества. Кроме того, существуют и другие факторы: желание предпринимателя улучшить материальные условия семьи, осуществить собственный информационный проект, утвердить себя как личность, проявить солидарную ответственность и др.
От того, насколько информационный предприниматель будет социально ответственным в своем деле, зависит его положение в социальной структуре не только предпринимательства, но и общества в целом.
2.4. Социальный портрет информационного предпринимателя
Информационный предприниматель является субъектом и продуктом трудовой деятельности в обществе.
Успешность предпринимателя в значительной мере определяется тем, насколько он соблюдает нормы деловой этики, которые всегда связываются с честностью и порядочностью, насколько он толерантен, готов к развитию корпоративной культуры для всех категорий работников своего ИПР. В деловом мире и особенно в информационном, имеется много противоречивых идей, позиций, мнений. Поэтому предприниматель должен уметь понять и оценить мнение других специалистов, а следовательно, быть коммуникабельным.
Решая задачи, предприниматель выступает в нескольких ролях:
• управляющий, облеченный властью, руководящий трудовым коллективом;
• лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции;
• дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние барьеры;
• воспитатель с высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло;
• инноватор, который может оценить роль науки в современных условиях, внедрить в производство то или иное новшество;
• человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих, готовым понять проблемы подчиненных и оказать помощь в их решении.
Лидерство – это искусство влияния на людей, способность вдохновить людей на то, чтобы они по доброй воле стремились достичь целей информационного предпринимателя. Заметим, что в системе управления эффективные лидеры не всегда являются одновременно и эффективными управляющими.
Совокупность качеств информационного предпринимателя как руководителя можно разделить на три группы – профессиональные, личные и деловые.
К профессиональным относят качества, которые характеризуют любого грамотного специалиста и наличие которых является лишь необходимой предпосылкой для выполнения обязанностей руководителя:
• культура – общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая;
• способность предвидеть ситуацию, решительно и ответственно решать возникающие проблемы;
• высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в информационной профессии;
• широта взглядов, эрудиция, глубокое знание как информационной, так и смежных сфер деятельности;
• постоянное стремление к самосовершенствованию, профессиональному росту, критическому восприятию и переосмыслению действительности;
• инициативность, творческое начало, генерирование идей, поиск новых форм работы, помощь окружающим, их обучение;
• умение планировать свою карьеру и работу, заключать сделки. Личные качества руководителя в принципе не должны отличаться от личных качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались. Положительные качества – тоже всего лишь предпосылка к успешному руководству. Прежде всего это:
• честность и порядочность, предполагающие соблюдение норм общечеловеческой морали;
• скромность и справедливость к окружающим;
• физическое и психологическое здоровье;
• высокий уровень внутренней культуры;
• отзывчивость, заботливость, благожелательное отношение к людям;
• оптимизм, уверенность в себе.
Однако руководителем делают человека не профессиональные или личные, а деловые качества:
• умение создать организацию, обеспечить ее деятельность всем необходимым, ставить и распределять среди исполнителей задачи, координировать и контролировать их осуществление, побуждать к труду;
• энергичность, честолюбие, здоровое стремление к власти, личной независимости, лидерству в любых обстоятельствах, а порой и завышенной ценой, высокий уровень притязаний, смелость и решительность, напористость и воля, требовательность, бескомпромиссность в отстаивании своих прав;
• контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой;
• целеустремленность, оперативное решение проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нем;
• стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчиненных.
Вопросы для самопроверки
1. В чем заключаются особенности информационного предпринимательства?
2. Какие информационные ресурсы предоставляет ИП обществу в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе?
3. Из каких этапов состоит реализация алгоритма предпринимательской идеи?
4. Определите характер взаимосвязи государства и ИП.
5. Какие основные функции выполняет государство для обеспечения результативности ИП?
6. Что дает информационное предпринимательство обществу?
7. Какие условия определяют специфику ИП?
8. Какие условия необходимы для реализации информационного предпринимательства как креативного субъекта экономической системы?
9. Назовите профессиональные качества информационного предпринимателя.
10. Какими личными качествами должен обладать информационный предприниматель?
11. Укажите деловые качества информационного предпринимателя.