8. Виды и структура предпринимательских правоотношений
Предпринимательские отношения имеют сложное содержание и структуру и разделяются на несколько групп.
Первая группа – это отношения, связанные с организацией предпринимательской деятельности. Они основываются на конституционном праве граждан на занятие предпринимательской деятельностью.
Данное положение получило развитие в ГК РФ, в частности:
1) вст. 18 ГК РФ, где определяется содержание правоспособности граждан, включающей право:
а) заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью;
б) создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;
в) совершать любые, не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах;
2) в ст. 23 ГК РФ, регламентирующей предпринимательскую деятельность граждан и устанавливающей государственную регистрацию граждан в качестве индивидуальных предпринимателей;
3) в ст.51 ГК РФ, устанавливающей целый комплекс организационно-имущественных отношений, связанных с созданием юридических лиц – субъектов предпринимательства.
Все эти отношения тесно взаимосвязаны предметным единством: они являются предпринимательскими. Но по своему юридическому режиму методы правового регулирования, если исходить из традиционных в правовой науке взглядов, – это разноотраслевые отношения.
Во вторую группу входят отношения, связанные с самой предпринимательской деятельностью, т. е. непосредственно предпринимательская деятельность – та деятельность, где достигается одна из главных целей предпринимательства – получение прибыли. Речь идет о пользовании имуществом, продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг. Здесь доминирующее положение занимает гражданско-правовое регулирование предпринимательских отношений.
Третью группу составляют отношения по государственному регулированию предпринимательства. Данная группа отношений тесно связана с первой и второй. Но если там инициативной стороной организации предпринимательской деятельности являются главным образом гражданин-предприниматель, иные субъекты предпринимательства, то здесь государство от имени общества устанавливает правила предпринимательства и последствия их нарушения, защищая публичные (социальные, финансовые, бюджетные, экологические и др.) и частные интересы.
Четвертая группа предпринимательских отношений – это внутрихозяйственные, внутрикорпоративные отношения, возникающие в процессе предпринимательской деятельности крупных и сложных предпринимательских структур. Взаимоотношения между относительно обособленными структурными подразделениями регулируются локальными нормативными актами, составляющими значительную часть предпринимательского законодательства.