Лекция 3
Предпринимательские объединения
§ 1. Понятие и виды предпринимательских объединений
Концентрация капитала и формирование предпринимательских объединений со сложной структурой управления – это общая черта, присущая экономике многих развитых стран. Создание различного рода объединений – одно из средств повышения эффективности предпринимательской деятельности за счет получения отдельных конкурентных преимуществ.
Предпринимательским объединением является не обладающая статусом юридического лица совокупность экономически взаимосвязанных субъектов, совместно участвующих в осуществлении предпринимательской деятельности; объединение может быть создано как на добровольной основе, так и вследствие экономического контроля одного участника над другими. Предпринимательское объединение обладает признаками организационного единства, его участники являются составными элементами общей системы, управляются из единого центра и действуют для достижения интересов объединения в целом.
Не следует отождествлять понятия «предпринимательское объединение» и «объединение предпринимателей», так как последнее может образовываться участниками как для занятия предпринимательством, так и для осуществления иной, не связанной с извлечением прибыли деятельностью, например для защиты и представительства интересов участников (ассоциации и союзы юридических лиц, торгово-промышленные палаты). Характерно, что многие крупные объединения предпринимателей функционируют сейчас в организационно-правовой форме общественных организаций (Российский союз промышленников и предпринимателей, Лига кооператоров и предпринимателей России). Объединение предпринимателей образуют только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а в состав предпринимательского объединения могут входить и некоммерческие организации. Допустимо существование предпринимательских объединений, созданных физическими лицами, непосредственно не осуществляющими предпринимательскую деятельность (например, гражданин, не являющийся предпринимателем, имеет преобладающую долю участия в нескольких хозяйственных обществах).
Кроме того, понятие «предпринимательское объединение» не всегда совпадает с термином «группа лиц», используемым в антимонопольном законодательстве. Дело в том что группа лиц имеет легальную дефиницию, так как в ст. 9 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» подробно перечисляются признаки (формальные критерии), позволяющие квалифицировать нескольких субъектов в качестве единой группы лиц. В свою очередь, предпринимательское объединение прямо не указано в нашем законодательстве и, по большому счету, допустимо лишь предположительно выявлять его отличительные особенности, руководствуясь только сущностными, а не формальными критериями. В составе группы лиц могут присутствовать граждане, не являющиеся предпринимателями (например, группу лиц образуют хозяйственное общество и физическое лицо, по предложению которого был избран единоличный исполнительный орган этого общества). Группа лиц никогда не выступает в правоотношениях как самостоятельное юридическое лицо, в то время как предпринимательское объединение может быть таковым.
Предпринимательские объединения, конечно, не являются новым экономическим явлением. Они были распространены и в дореволюционный период. Причем существовали как объединения договорного типа (картели, синдикаты), так и объединения, обладающие статусом юридического лица (тресты). В советский период объединения хозяйствующих субъектов приобрели форму государственных трестов и научно-производственных объединений.
В постсоветской России главной формой концентрации производства и экономической власти стали финансово-промышленные группы (ФПГ). ФПГ определялась законом в качестве совокупности юридических лиц, действующих как основное и дочернее общество, либо полностью или частично объединяющих свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынка сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.[21]
Финансово-промышленные группы зачастую называли «особыми экономическими зонами», так как они позволяли минимизировать многие риски, будучи одной из форм организации производственно-хозяйственных комплексов. Нужно отметить, что ФПГ создавались в тот период практически во всех государствах – участниках СНГ. Финансово-промышленная группа не являлась одной из организационно-правовых форм юридических лиц. Она обладала лишь отдельными элементами правосубъектности юридического лица в рамках антимонопольного законодательства, при этом каждый участник группы сохранял юридическую самостоятельность.
Долгое время в России существовали как официальные, зарегистрированные ФПГ(«Интеррос», «Русхим», «Драгоценности Урала», «Нижегородские автомобили» и др.), так и неофициальные ФПГ («Норильский никель», «Газпром», «ОНЭксим-банк», «Альфа-груп» и др.). Причем количество неофициальных ФПГ во много раз превосходило количество зарегистрированных групп, что объяснялось отсутствием каких-либо преимуществ, предоставляемых официально зарегистрированной группировке компаний. Хотя именно ФПГ при условии целенаправленной их поддержки со стороны государства должны были стать объектами экспортно-ориентированного экономического роста, способствующего прогрессивным изменениям в российской экономике.
На практике оказалось, что конкретных мер государственной поддержки ФПГ не получили, как и не получили льгот, перечисленных в законодательстве. Таким образом, многие положения Закона о финансово-промышленных группах имели декларативный характер, а некоторые из них не соответствовали нормам Гражданского и Налогового кодексов[22]. Именно поэтому данный закон был признан утратившим силу. Что касается тех ФПГ, которые все же официально были зарегистрированы в нашей стране, то они не подлежат ликвидации, а продолжают свою деятельность в рамках гражданского, налогового и антимонопольного законодательства.
Самой распространенной формой предпринимательских объединений в современной России являются холдинги. Холдинги как способ интеграции характерны не только для естественных монополий, стратегических отраслей и крупного бизнеса. Средний и даже малый бизнес в настоящее время также представлен зачастую не автономными хозяйствующими субъектами, а созданными на основе «системы участия» и экономического контроля группами хозяйственных обществ.
Современные предпринимательские объединения можно классифицировать по нескольким основаниям.
1. Способ организации.
1.1. Объединения вертикального типа (холдинги, финансово-промышленные группы).
1.2. Объединения горизонтального типа (консорциумы, картели, пулы, простые товарищества).
2. Состав участников.
2.1. Объединения, участниками которых выступают только юридические лица (холдинги, ассоциации, союзы).
2.2. Объединения, участниками которых могут быть как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели (некоммерческие партнерства, простые товарищества).
Как видно из приведенной классификации, наряду с предпринимательскими объединениями, основанными на механизмах контроля собственности и управления, существуют и такие объединения, которые интегрированы по добровольному, договорному принципу. Правовой основой организации и деятельности большинства консорциумов, картелей, синдикатов, пулов является договор простого товарищества. Простое товарищество является предпринимательским объединением, если оно создано для целей предпринимательства и имеет соответствующий состав участников. Простое товарищество не является юридическим лицом, но представляет собой организационное единство, основанное на созданной участниками имущественной базе.
§ 2. Понятие холдинга и сущность холдинговых отношений
Термин «холдинг» происходит от английского глагола «to hold» – держать, иметь.
Холдинговые компании – это «держательские» организации, которым принадлежат акции (доли) в уставных капиталах других предприятий. Холдинговые компании широко распространены в зарубежных странах. Однако термин «холдинговая компания» применяется в основном в странах англо-американской правовой системы. В Германии для обозначения аналогичных производственно-хозяйственных комплексов используются термины «концерн» и «консорциум». В законодательстве ФРГ для обозначения таких объединений используется также термин «связанные предприятия».
В составе такой группировки предприятий основное предприятие («материнская» компания) имеет возможность через принадлежащий ей пакет акций руководить деятельностью дочерних предприятий.
Активы холдинговой компании практически полностью представлены акциями другого юридического лица или лиц. Контроль осуществляется через механизмы корпоративных (акционерных) полномочий. Как правило, холдинговые компании представлены в руководстве своих дочерних компаний, чаще всего в составе совета директоров.
В мировой практике под холдингом или холдинговой компанией традиционно понимают особый тип компании, которая создается для владения контрольными пакетами акций других компаний в целях контроля и управления их деятельностью. Законодательство Великобритании понимает холдинг как компанию, имеющую экономическую власть над другой компанией и осуществляющую контроль над ней. В законодательстве Германии холдинговая компания рассматривается в качестве господствующего предприятия концерна; последний, в свою очередь, представляет собой объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, соглашений о финансировании, производственно-технологическом сотрудничестве.
В бизнес-практике многих стран термин «холдинг» часто используется для обозначения не только материнской, а всей совокупности компаний, имеющих холдинговые связи. В доктрине и правоприменительной практике Ирландии холдинг понимают как объединение, включающее в себя холдинговую (основную) компанию и компании, находящиеся под ее контролем.
В российском законодательстве под терминами «холдинговая компания» и «холдинг» обычно подразумевают объединение юридических лиц, т. е. единый экономический комплекс, в состав которого входят дочерние общества. На наш взгляд, понятия «холдинг» и «холдинговая компания» не являются синонимами, поскольку холдингом следует называть группировку юридических лиц, а холдинговой компанией – основное по отношению к участникам холдинга общество. Холдинговую компанию следует отличать от инвестиционной компании, так как инвестиционная компания вкладывает средства в приобретение акций (долей) других обществ с целью извлечения прибыли, а холдинговая компания – с целью получения контроля над их деятельностью.
Основными преимуществами образования холдингов являются:
распределение коммерческих рисков;
возможность продажи бизнеса по частям, поскольку дочерние компании остаются самостоятельными юридическими лицами.
По способу организации холдинг является объединением вертикального типа или неравноправным объединением, основанным на экономической субординации и контроле одного участника над другими. Холдинг состоит из формально самостоятельных юридических лиц, но их решения определяет основное общество или холдинговая компания как центр интегрированной системы.
По большому счету, если компания планирует территориально и (или) функционально расширить свою деятельность, она может пойти двумя путями: создать филиальную сеть или образовать холдинг. Но если по обязательствам филиалов и представительств головная организация несет полную ответственность, то в составе дочерних и зависимых компаний ее имущество в определенном смысле «скрыто», поскольку эти компании (участники холдинга) – автономные организации и практически во всех случаях самостоятельно отвечают по своим долгам.
Когда имеется одна «ступень участия» или прямая зависимость (основное – дочернее общество), термин «холдинговая компания» совпадает с понятием «основное» или «материнское» общество. В случае наличия «системы участия», когда, наряду с дочерними обществами, имеются так называемые «внучатые», «правнучатые», холдинговая компания является не только основным обществом для первой «ступени участия», но и центром экономической власти для всего предпринимательского объединения.
Холдинговая компания – это юридическое лицо, основной деятельностью которого является владение акциями (обычно контрольным пакетом) другой компании или компаний и управление этими компаниями. Например, в США и Англии контрольным пакетом считается 80% акций.
Реальный объем прав акционера зависит от величины принадлежащего ему пакета акций. Несопоставимо влияние на деятельность общества владельца более 50% акций с возможностями других его участников. Такое лицо может проводить через общее собрание акционеров нужные ему решения по всем вопросам, не требующим квалифицированного большинства. Им в значительной степени определяется состав формируемых органов управления общества (совета директоров, исполнительных органов).
Серьезную роль в обществе играет держатель блокирующего пакета (свыше 25% акций). От него зависит непринятие (блокирование) решений, требующих квалифицированного большинства голосов, которые касаются наиболее важных вопросов деятельности общества.
Однако в действующем российском законодательстве нет определения понятия «контрольный пакет акций (голосов)». Ранее, согласно Положению об акционерных обществах от 25 декабря 1990 г., контрольным считался пакет в размере 50% + 1 акция.
В дальнейшем у акционерных обществ появилась возможность выпускать привилегированные акции. Владельцы привилегированных акций не имеют права голоса по вопросам повестки дня общего собрания акционеров (за исключением голосования по вопросам реорганизации и ликвидации общества). Максимальное количество привилегированных акций может составлять не более 25% уставного капитала общества. В таком случае контрольный пакет должен рассчитываться не от общего количества размещенных акций общества, а от количества его голосующих акций. Кроме того, количество голосов, необходимых для принятия положительного решения, рассчитывается не от общего числа голосующих акций, а от акций, владельцы которых присутствуют на собрании (при условии наличия кворума).
В связи с тем, что выпуск привилегированных акций является правом, а не обязанностью акционерного общества, в каждом конкретном случае соотношение обыкновенных (голосующих) и привилегированных акций будет различным. Также необходимо помнить, что в качестве своеобразного наказания за невыплату обществом дивидендов закон превращает привилегированные акции в голосующие по всем вопросам повестки дня общего собрания акционеров. Следовательно, рассчитать «контрольный пакет» акций можно только применительно к данному акционерному обществу и применительно к конкретному вопросу повестки дня. Поэтому контрольным пакетом является любое количество акций, которое позволяет акционеру определять решения общего собрания (ст. 105 ГК РФ).
Современное законодательство связывает возможность влияния на деятельность организации не только с преобладающим участием в уставном капитале, но и с заключением договора (лицензионный договор, доверительное управление, ипотека, соглашение о совместной деятельности)[23] и иными обстоятельствами.
Конец ознакомительного фрагмента.