Раздел I. Методологические основы концептуального подхода к предпринимательскому и коммерческому праву
Глава 1. Значение системности в праве. Системообразующие факторы
1.1. Системность в праве: правовые системы, система права, система законодательства
Право – основной регулятор общественных отношений. Его роль и значение в истории человечества трудно переоценить. На всех этапах становления и развития государства правовые институты способствовали достижению устойчивости и стабильности общественных отношений, созданию основ для прогрессивного развития общества и государства. Совершенно справедливо один из крупнейших российских ученых юристов нашего времени профессор С. С. Алексеев подчеркивает огромную социальную ценность права, называет право могучим, действенным и высокоэффективным инструментом общественного развития.[2]
Эффективность права как основного социального регулятора общественных отношений обеспечивается различными его качествами: отражением в праве закономерностей социально-экономического развития, возможностью оперативного реагирования права на количественные и качественные изменения, происходящие в обществе, информационной насыщенностью, гибкостью права, его взаимодействием с другими социальными регуляторами – обычаями, традициями, морально-этическими нормами. Одним из важнейших качеств права является его системность.
Будучи феноменом объективной действительности, право выражается в содержащих правила поведения правовых нормах, находящихся в законах, других нормативных правовых актах и других источниках. Правовые нормы – это материализация права. Совокупность правовых норм – это своеобразная информационная сеть, охватывающая все общественные отношения в данном государстве. Все ячейки и ряды этой информационной сети связаны между собой. Эти взаимосвязи и есть системность права.
В юридической науке системность права рассматривается в трех аспектах.
1. В аспекте взаимозависимости и взаимосвязи основных особенностей национального права с существующей в данном государстве судебной системой и правоприменительной практикой.
Национальное право, судебная система и правоприменительная практика охватываются обобщающим понятием «правовая система», которое позволяет проводить сравнительные исследования правовых систем различных государств и объединять близкие по своим основным особенностям правовые системы различных государств еще более обобщающим понятием «правовой семьи».[3]
2. В аспекте внутреннего иерархического строения права и соотношения структурных подразделений права между собой.
В этом аспекте объективно существующее право представляет собой не просто механический конгломерат или массив единичных правовых норм, а структурированную совокупность правовых норм, находящихся между собой в определенной логической зависимости. Логические взаимосвязи правовых норм – сложные: многоплоскостные или многоуровневые, что объясняется отражением в правовых нормах многочисленных и разнообразных нюансов регулируемых общественных отношений. Взаимосвязи правовых норм, их наслоение друг на друга, переплетение между собой закономерно приводят к структурированию правовой материи. Иначе как единая целостная система, имеющая определенную иерархическую структуру, объективное право не существует и существовать не может.
В аспекте системности объективное право как совокупность правовых норм представляет собой систему права, состоящую из первичных ячеек (правовых норм, наполненных информационным содержанием – общеобязательными правилами поведения, установленными или санкционированными государством).
3. В аспекте иерархии источников права, т. е. их соподчиненности между собой.
Иерархия источников права складывается под воздействием как объективных, так и субъективных факторов. Так, под воздействием объективных политических и социально-экономических обстоятельств в число источников права могут быть включены различные виды обычаев, как, например, обычаи делового оборота в российском гражданском праве – ст. 5 ГК РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры с участием данного государства – п. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК РФ. В одних государствах правовая система воспринимает в качестве источников права судебную практику и теоретически обоснованные толкования и рекомендации ученых (правовую доктрину); в других – судебный прецедент и правовая доктрина не признаются источниками права и, следовательно, остаются за пределами правовой системы. Под воздействием субъективного фактора – усмотрения правотворческих органов государства – устанавливается внешняя форма выражения такого источника права, как нормативные правовые акты.
В процессе принятия и введения в действие новых нормативных актов правотворческие органы учитывают ранее принятые нормативные правовые акты. В целях недопущения возможных противоречий и несогласованности нормативных правовых актов устанавливается определенное соотношение между ними по их юридической силе (вертикальная иерархия) и по сферам применения (горизонтальное соподчинение), что создает возможности для классификации и систематизации нормативных правовых актов и построения системы нормативных правовых актов, исходя из субъективно выбранных критериев.
Вопрос о соотношении системы права и системы законодательства вызывает в юридической науке острейшие дискуссии, в ходе которых высказываются полярные точки зрения вплоть до отказа от понятия системы права. «Решение вопроса, – пишет А. В. Мицкевич, – видится в признании системы права доктринальным выражением и научной основой системы законодательства»[4]. Развивая эту мысль, нельзя, однако, забывать о том, что система права формируется под воздействием определенных объективно существующих факторов и отражает систему общественных отношений. Поэтому следовало бы уточнить, что система права является доктринальным выражением системности объективного права, его внутренней структуры как носителя определенного информационного содержания. Нельзя также отрицать, что и система законодательства в конечном итоге отражает систему общественных отношений, иначе система права и система законодательства существовали бы независимо друг от друга сами по себе, в то время как они связаны определенным соотношением: система законодательства основывается на системе права, хотя и не копирует ее структуру.
Все три аспекта системности в праве необходимо учитывать при анализе российского предпринимательского и коммерческого права.
Становление предпринимательского и коммерческого права в России происходило под влиянием различных национальных правовых систем, относящихся, главным образом к романо-германской правовой семье (по классификации профессора Рене Давида).[5] И в дальнейшем в процессе работы по совершенствованию правового регулирования экономических отношений в России необходимо использовать опыт правового регулирования экономических отношений и поддержки бизнеса в развитых государствах современной цивилизации.
Системность объективного права требует установления места предпринимательского и коммерческого права в системе российского права, выявления соотношения предпринимательского и коммерческого права с теми правовыми образованиями, которые признаются элементами системы российского права.
Признание предпринимательского и коммерческого права элементом системы российского права является необходимой теоретической предпосылкой для определения границ предпринимательского и коммерческого законодательства в рамках системы российского законодательства и может послужить основой для упорядочения того огромного правового массива, каким является предпринимательское и коммерческое законодательство. Как показывает новейшая история России, кодификация отраслевого законодательства осуществляется на основе и с учетом реально существующей структуры системы российского права и всегда через правоприменительную практику оказывает плодотворное воздействие на состояние гражданского общества. Вот почему кодификация является оптимальной формой упорядочения действующего законодательства.
1.2. Структурные подразделения системы права
Элементами системы права являются ее структурные подразделения, объединяющие, как и вся система права в целом, правовые нормы. Поэтому в силу тех же причин, которые обусловливают системность объективного права в целом, структурные подразделения системы права являются также системным феноменом – подсистемами системы права. Количество подсистем различного порядка (уровня) в вертикальной иерархии элементов системы права ограничивается внутренней логикой права, прежде всего, предметными взаимосвязями правовых норм.
Вся правовая, т. е. регулятивная, информация записывается в правовых нормах, которые как носители информации образуют базовый уровень системы права. Сами правовые нормы обладают определенной структурой. В них могут быть выделены следующие части: диспозиция (собственно правило поведения); гипотеза (условия применения правила); санкция (указание на последствия, которые могут наступить в случае нарушения установленного правила). Дальнейшему делению правовые нормы не подвергаются, так как в более дробном виде они утратили бы свое главное качество носителя правовой информации и перестали бы существовать именно как правовые нормы.
Итак, правовые нормы являются первичной структурной клеткой, низшим звеном системы права, наполняющим все структурные подразделения системы.
Основанием для группировки правовых норм в различные структурные подразделения являются логические взаимосвязи правовых норм по предмету регулирования. Группировки, объединяющие все правовые нормы, посвященные регулированию общественных отношений определенного вида, принято называть отраслями права. Отрасль права – это подсистема третьего по восходящей иерархии порядка в системе права. Значение отрасли права состоит в том, что она аккумулирует в себе всю необходимую правовую информацию о предмете регулирования и обеспечивает тем самым логические взаимосвязи между объединяемыми отраслью правовыми нормами различных уровней.
Внутри отраслей складываются группировки более тесно связанных между собой правовых норм, несущих в себе информацию не обо всем предмете регулирования, а о его отдельных частях или аспектах. Такие группировки внутри отраслей права принято называть правовыми институтами. Правовой институт – это подсистема второго порядка в системе права; объем информации, содержащейся в нормах, входящих в правовой институт, является более ограниченным по сравнению с отраслью права. Правовые институты – это своего рода информационные блоки, из которых состоит отрасль права. Значение правовых институтов заключается в том, что благодаря им устанавливается внутренняя структура каждой отрасли права и соединяются воедино правовые нормы, связанные друг с другом своей направленностью на регулирование различных разновидностей (подвидов) общественных отношений, объединяемых общими существенными признаками в одну группу (предмет).
Именно в совершенствовании существующих и формировании новых правовых институтов выражается развитие права. Новые правовые институты способствуют решению определенных экономических, социальных и политических задач, возникающих перед обществом по мере его развития.
Таким образом, объективное право состоит из отдельных правовых норм, которые с учетом предметных взаимосвязей группируются в правовые институты, а правовые институты также с учетом предметной направленности объединяются в отрасли права. Так, схематично, может быть представлена система права, в частности, российского права, и других правовых систем, относящихся к романо-германской правовой семье.
Схема 1. Структура системы права[6]
Эта схема – правовые нормы → правовые институты → отрасли права – не всегда адекватно отражает сложную структуру тех или иных отраслей права. Поэтому возможна более разветвленная группировка правовых норм внутри отрасли путем выделения подсистем, располагающихся как между отраслью в целом и правовыми институтами, так и между институтами и правовыми нормами. Смежные правовые институты, тесно связанные между собой по предмету регулирования, могут быть объединены в более крупные подсистемы, обычно именуемые в юридической литературе подотраслями права. Подотрасли – это большие по объему информации разделы отраслей права, состоящие из двух или более правовых институтов, посвященных определенной части предмета регулирования.
Внутри многих правовых институтов могут быть выделены субподсистемы более низшего порядка, в которые включаются правовые нормы, ориентированные на регулирование отдельных разновидностей тех отношений, которым посвящен весь правовой институт. Внутренние подразделения правового института в юридической литературе принято называть правовыми субинститутами.
При такой более разветвленной систематизации в системе права выделяются по восходящей иерархии следующие звенья: правовые нормы → правовые субинституты → правовые институты → правовые подотрасли → отрасли права.
Но возможна, конечно, еще более дробная систематизация структурных подразделений отрасли. Так, если договорное право рассматривать как раздел (подотрасль) гражданского права, то нормы, посвященные, например, договору аренды (глава 34 «Аренда» части второй ГК РФ, ст. 606–670), составят входящий в эту подотрасль правовой институт договора аренды, в котором выделяется ряд субинститутов, в том числе субинститут договора аренды транспортных средств (параграф третий главы 34 «Аренда транспортных средств», ст. 632–649). Но аренда транспортного средства возможна как с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, так и без предоставления таковых услуг. Оба варианта аренды транспортных средств имеют свои существенные особенности, которые отражены законодателем в специальных правовых нормах, раскассированных по двум подпараграфам параграфа третьего главы 34 ГК РФ. Следовательно, перед нами два структурных подразделения субинститута договора аренды транспортного средства: 1) с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (подпараграф первый, ст. 632–641) и 2) договор аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (подпараграф второй, ст. 642–649).
По аналогии с терминологией, используемой в программировании, группы правовых норм, выделяемые в правовом субинституте, можно было бы именовать первичными блоками правовых норм.
Такая разветвленная структура отрасли права может быть представлена в виде схемы 2.
Подотрасли, юридические институты и субинституты выделяет в составе «однородных отраслей права» один из крупнейших современных ученых юристов профессор О. С. Иоффе. Субинституты он рассматривает как последнее подразделение права. Юридические нормы «не составляют подразделения права. Они объект кодификации или систематизации… Кодификация охватывает все нормы, однородные по предмету и методу регулирования. Систематизация опирается на единый вид отношений при различных регулятивных методах»[7].
Схема 2. Структура отрасли права
Как нам представляется, кодификацией могут быть охвачены правовые нормы, различные по характеру с точки зрения метода регулирования. Это подтверждается наличием таких норм во многих российских кодексах, как нынешних, так и действовавших ранее. С учетом исторической практики кодификации и систематизации законодательства могут быть сделаны следующие выводы: кодификация осуществляется в целях охвата и подчинения единым общим положениям – принципам – правовых норм, регулирующих общественные отношения определенного вида. Основное содержание кодифицированных нормативных правовых актов составляют правовые нормы, однородные по предмету и методу регулирования. В то же время кодификацией могут быть охвачены и включены в кодифицированный законодательный акт правовые нормы, неоднородные с точки зрения предмета и метода правового регулирования.
Систематизация законодательства осуществляется в целях упорядочения многочисленных нормативных правовых актов, посвященных регулированию отношений определенного вида, а иногда и отношений других видов, но связанных с первыми, и расположения их в виде иерархической системы, построенной на основе тех или иных критериев с учетом взаимосвязи регулируемых отношений.
Таким образом, система права и структура отрасли права являются основой кодификации правовых норм и систематизации нормативных правовых актов, которые осуществляются с учетом предмета и метода правового регулирования. Категории предмета и метода правового регулирования не только играют направляющую роль при проведении кодификации и систематизации, они являются критериями для определения состава системы права и отграничения отраслей права друг от друга. Поскольку место предпринимательского и коммерческого права в системе российского права не может быть определено без учета предмета и метода правового регулирования, необходимо выявить те методологические положения, на которых основывается роль предмета и метода регулирования как системообразующих факторов в системе права и системе законодательства.
1.3. Предмет правового регулирования как системообразующий фактор в системе права
Изучая процессы образования и функционирования системы права и системы законодательства, юридическая наука разработала учение о предмете и методе правового регулирования. Каждая отрасль права обладает своим предметом и своим методом или методами. Только благодаря наличию своего предмета и собственного правового метода группа правовых институтов обособляется от других правовых институтов и правовых норм и конституируется в наиболее объемную подсистему объективного права – самостоятельную(!) отрасль права. Из двух названных критериев – предмета и метода – ведущая роль принадлежит предмету, поскольку его особенностями определяются особенности метода.
Предмет – это те общественные отношения, которые подвергаются правовому регулированию в целях обеспечения определенного порядка отношений в обществе, защиты прав и интересов участвующих в отношениях лиц. Выступающие в качестве предмета правового регулирования общественные отношения неоднородны с точки зрения присущих им признаков. Но для правового регулирования значение имеют далеко не все свойства и аспекты общественных отношений, а лишь те из них, в которых отражается процесс существования и развития отношений в пространстве и времени в соотношении с общим порядком социальных связей, существующим в данном государстве. Свойства или признаки общественных отношений, приобретающие юридическое значение и учитываемые в правовом регулировании, можно было бы назвать конструктивными элементами регулируемых общественных отношений.[8]
К таким конструктивным элементам относятся: субъектный состав, т. е. лица, участвующие в отношении; объекты – материальные и нематериальные блага, по поводу которых субъекты вступают в отношения друг с другом и благодаря которым обеспечивается удовлетворение их интересов и потребностей; основания возникновения отношений и мотивы, побуждающие людей к вступлению в отношения с другими лицами; содержание отношений, под которым в аспекте фактических обстоятельств (пока еще не в юридическом аспекте) следует понимать совершаемые (действия) или несовершаемые (бездействие) поступки участвующих в отношениях лиц; структура отношения, т. е. соотношение правового положения участвующих в отношениях лиц относительно друг друга.
Общественные отношения, имеющие общие признаки всех конструктивных элементов, являются в силу совпадения этих признаков, однородными отношениями. Принято считать, что однородные отношения составляют предмет одной отрасли права, а неоднородные (разнородные) отношения не могут входить в предмет дной самостоятельной отрасли права. В отраслевых юридических науках ведутся исследования общественных отношений, рассматриваемых как предмет правового регулирования, выявляются их характерные черты и особенности, что в конечном итоге позволяет определить границы отраслей права и ориентировать на эти границы законодателя.
Например, исследуя особенности предмета гражданского права, профессор Н. Д. Егоров пришел к выводу о том, что для общественных отношений, которые входят в предмет гражданского права, характерен взаимооценочный характер, поэтому «предмет гражданского права можно определить как взаимооценочные общественные отношения в виде имущественных – стоимостных и личных неимущественных отношений».[9] Естественно, существуют и другие научные позиции относительно общих признаков и особенностей предмета гражданского права, как и других отраслей права, которые нашли отражение в научных работах и учебной литературе.
В современном российском законодательстве учение о предмете правового регулирования, несомненно, учитывается; особенно это проявляется в кодифицированных законодательных актах – кодексах, в которых предмет отрасли очерчивается на основе господствующей в данной отраслевой юридической науке теоретической доктрины. В каждом российском кодексе, действующем в настоящее время, дается характеристика общественных отношений, которые регулируются соответствующей отраслью права. Так, ст. 2 Гражданского кодекса РФ, «Отношения, регулируемые гражданским законодательством», посвящена предмету и методу гражданского права и отграничению гражданского права от других отраслей права. В ст. 2 Налогового кодекса РФ характеризуются отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, т. е. являющиеся с точки зрения законодателя предметом налогового права. Предмет бюджетного права охарактеризован в ст. 1 Бюджетного кодекса РФ. В ст. 1 Трудового кодекса РФ называются трудовые отношения и непосредственно связанные с ними иные отношения, регулируемые трудовым законодательством[10]. И так далее.
Но даже законодательные положения, определяющие круг отношений, регулируемых той или иной отраслью права, не устраняют дискуссии относительно системы права и не исключают колебаний в квалификации спорных отношений в правоприменительной практике. В качестве примера различного понимания вопроса в юридической литературе можно привести проблему самостоятельности семейного права и его соотношения с гражданским правом. Опираясь на одни и те же положения Семейного кодекса РФ, главным образом, на ст. 4 и 5, некоторые ученые приходят к выводу о том, что семейное право является самостоятельной отраслью системы российского права,[11] другие ученые – к выводу о том, что «семейные отношения являются разновидностью отношений, регулируемых гражданским правом, обладающей, однако, рядом специфических особенностей».[12] Колебания в квалификации спорных отношений в связи с определением предмета правового регулирования могут быть проиллюстрированы возникающими иногда в практике ошибками в разграничении трудового договора и гражданско-правовых договоров подряда, поручения, простого товарищества, ошибками, допускаемыми в установлении подведомственности ряда категорий экономических споров, охватываемых общим процессуальным понятием «гражданские дела», судам общей юрисдикции или арбитражным судам и т. п.
В составе общественных отношений, выступающих в качестве предмета определенной отрасли права, выделяются виды и подвиды (разновидности) отношений, которым помимо общих конструктивных признаков (элементов), обеспечивающих их однородность, присущи какие-либо специфические дополнительные признаки. Правовые нормы, отражающие дополнительные признаки видов и подвидов отраслевых отношений, группируются в подсистемы разного порядка – внутренние структурные подразделения отрасли. Другими словами, внутренняя структура отрасли, иерархия ее составных частей определяется составом однородных общественных отношений, являющихся предметом данной отрасли. Предметный признак лежит в основе внутренней структуры отрасли.
Все это позволяет сделать предварительный вывод о том, что консолидация правовых норм и правовых институтов ведется в юридической науке и правотворчестве по видам общественных отношений, которые являются предметом правового регулирования, с учетом применяемых методов правового регулирования.
Это постулируемое в юридической науке положение опирается на понимание общественных отношений, или – просто «отношений», как абстрактного универсального понятия, которым могут быть охвачены любые проявления жизнедеятельности людей. Для характеристики предмета правового регулирования и разграничения отраслей права друг от друга понятие отношения используется в неподвижном статическом виде, чем обедняется его смысловое значение. Критикуя традиционные подходы к понятию отношения и правового отношения, профессор Ю. И. Гревцов обращает внимание на абстрактный характер понятия юридического отношения, поскольку это понятие «отрывалось от интересов и устремлений сторон таких отношений – живых людей. Место и роль последних в самом возникновении правовых отношений подменялись то материальными отношениями, то нормой права, то юридическими фактами. Само же правовое отношение оставалось и, увы, продолжает оставаться во многом не понятым и не объясненным».[13] Опираясь на труды Г. В. Плеханова, Ю. И. Гревцов подчеркивает взаимосвязь между общественными отношениями и деятельностью людей: «они не могут ни существовать, ни изменяться независимо от человеческой деятельности. Это – важная характеристика общественного отношения, имеющая принципиальное значение для понимания и правовых отношений».[14]
Представляется, что как предмет правового регулирования общественные отношения выступают в динамике, т. е. в процессе возникновения и развития, а этот процесс есть не что иное как деятельность людей. Реальные отношения неразрывно связаны с деятельностью. Поэтому предмет правового регулирования – это не только сами по себе общественные отношения, взятые в их статичном положении, но и деятельность, обусловливающая динамику отношений. Другими словами, в предмете правового регулирования отношения и деятельность выступают во взаимосвязи.
Многие правовые нормы сформулированы таким образом, что они содержат правовую информацию не о признаках регулируемых общественных отношений, а о признаках определенных видов деятельности.
Например, в Федеральных законах «О банках и банковской деятельности» и «Об организации страхового дела в Российской Федерации» называются операции и сделки, которые вправе осуществлять кредитные организации и, соответственно, страховые организации, и перечисляются виды деятельности, которыми запрещено заниматься кредитным организациям: производственная, торговая и страховая деятельности (ст. 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»), и страховым организациям: производственная, торгово-посредническая и банковская деятельности (ст. 6 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»). Правовое регулирование многих видов договорных отношений направлено на урегулирование деятельности исполнителя в договорном обязательстве: по энергоснабжению (ст. 539–548 ГК РФ), строительству (ст. 740–757 ГК РФ), оказанию услуг (ст. 779–783 ГК РФ), перевозкам (ст. 784–800 ГК РФ), поручению (ст. 971–979 ГК РФ) и др.
Составы уголовно наказуемых деяний сформулированы в Уголовном кодексе РФ как различные виды незаконных действий или незаконной деятельности, например, «Незаконное предпринимательство» (ст. 171), «Незаконная банковская деятельность» (ст. 172), «Заведомо ложная реклама» (ст. 182), «Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг» (ст. 186), «Контрабанда» (ст. 188) и т. д.
Казалось бы, наличие в источниках права многочисленных правовых норм, несущих информацию о тех или иных видах деятельности, бесспорно означает, что не только общественные отношения, но и деятельность людей также является предметом правового регулирования. Тем не менее, поставленный вопрос не актуализируется в современной юриспруденции. Систематизация правовых институтов по отраслям права традиционно ведется в юридической науке по видам общественных отношений, которые признаются единственным предметом правового регулирования, с учетом применяемых методов правового регулирования. Согласно общепринятой точки зрения виды деятельности не могут рассматриваться в качестве критериев, имеющих системообразующее значение для построения системы права. Так, профессор О. С. Иоффе, исследуя структуру хозяйственного законодательства, писал в 1979 г.: «Если система норм, регулирующих один и тот же вид общественных отношений, где бы они ни возникали, есть отрасль права, то система норм, регулирующих один и тот же вид общественной деятельности, какие бы отношения ею ни порождались, есть отрасль законодательства».[15] В этом ставшем хрестоматийным положении необходимо подчеркнуть три момента. Во-первых, иерархическая система законодательства – законы → указы Президента РФ → постановления Правительства РФ → ведомственные и межведомственные нормативные правовые акты – может строиться и действительно строится с учетом видов деятельности, например, адвокатской, архитектурной, аудиторской, банковской, космической, лизинговой, оценочной, риэлтерской, страховой, охранной и т. д. Это подтверждается практикой законотворчества в современный период. За последние годы принято значительное число федеральных законов, не говоря уже о подзаконных нормативных правовых актах, посвященных регулированию различных видов деятельности. Некоторые из федеральных законов этой группы еще подлежат принятию.
Во-вторых, следует уточнить, что понятие отрасли законодательства соотносится не только с понятием системы правовых норм, но и с понятием системы нормативных правовых актов, из которых состоит вся система законодательства, включающая в себя отдельные отрасли законодательства.
В-третьих, говоря о системе норм, «регулирующих один и тот же вид общественной деятельности», О. С. Иоффе фактически признает, что предметом правового регулирования являются не только различные виды общественных отношений, но и различные виды деятельности.
Методологическое значение приведенного положения О. С. Иоффе состоит в том, что оно ориентирует на исследование вопроса о соотношении деятельности с общественными отношениями в предмете правового регулирования. Установление взаимосвязи деятельности с общественными отношениями позволяет уточнить критерии разграничения отраслей права в системе права и критерии систематизации действующего законодательства.
Как уже указывалось выше, в предмете правового регулирования общественные отношения и виды деятельности связаны между собой. Взаимосвязи между ними проявляются в следующем:
1. Определяя виды деятельности, которые вообще запрещены, и виды деятельности, которые подлежат лицензированию, государство тем самым закладывает основы правового регулирования общественных отношений в зависимости от того, возникают они в связи с осуществлением законного или незаконного вида деятельности. Так, совершаемые частными лицами сделки по купле-продаже наркотиков или изъятых из оборота редкоземельных элементов[16] являются недействительными, ничтожными сделками с применением конфискационных последствий, предусмотренных ст. 169 ГК РФ, поскольку деятельность по свободной реализации наркотиков, драгоценных и редкоземельных металлов запрещена[17].
2. Право на осуществление не запрещенных видов деятельности относится к числу конституционных прав и свобод граждан и организаций даже в том случае, если какой-либо вид общественно полезной, т. е. социальной, деятельности прямо не назван в Конституции РФ.
Как правовой феномен право на осуществление общественно полезной деятельности является элементом гражданской правоспособности граждан, организаций, муниципальных образований и государства. Осуществление или занятие общественно полезной деятельностью является, следовательно, реализацией признаваемой законом гражданской правоспособности перечисленных лиц.
3. Осуществляя тот или иной вид общественно полезной деятельности, лицо вступает в два вида общественных отношений, подвергаемых правовому регулированию и принимающих вследствие этого правовую форму – абсолютные и относительные.
В абсолютных отношениях (правоотношениях) лицу, осуществляющему общественно полезную деятельность, противостоят все остальные лица, которые по отношению к действующему лицу являются обязанными лицами. Обязанность их состоит в том, что все они и каждое из них не вправе препятствовать действующему лицу осуществлять общественно полезную деятельность и не вправе вмешиваться в его деятельность. В относительных отношениях (правоотношениях) лицу, осуществляющему общественно полезную деятельность, противостоят те лица, которые оказывают ему необходимую помощь, услуги, либо лица, потребляющие услуги действующего лица.
4. Правовое регулирование абсолютных и относительных отношений осуществляется различными правовыми средствами. Абсолютные отношения регулируются путем установления общих и равных для всех дозволений и запретов. Так, на лиц, занимающихся какой-либо общественно полезной деятельностью, возлагается общая обязанность действовать добросовестно, не нарушать общественные интересы, не причинять вред другим лицам, не злоупотреблять своим правом иным образом. Относительные отношения регулируются путем установления корреспондирующих друг другу прав и обязанностей участвующих в отношениях лиц относительно объектов – материальных и нематериальных благ, по поводу которых возникают отношения.
5. Любые виды общественно полезной деятельности находятся в государстве под тем или иным контролем со стороны государственных органов исполнительной власти. При проведении проверок и ревизий, предоставлении бухгалтерской отчетности, налоговых и таможенных деклараций, статистических данных возникают относительные отношения (правоотношения) между действующими лицами и компетентными государственными органами.
6. Деятельность как таковая представляет собой совокупность последовательно совершаемых отдельных действий, в том числе производственного характера. В этом аспекте деятельность является технологическим процессом, именно технологическим, т. е. протекающим во времени и пространстве, а не только техническим процессом.
Как процесс, деятельность может подвергаться не только правовому регулированию, но при наличии необходимости – техническому нормированию путем установления специальных требований технического, производственного, экологического, экономического и другого порядка. Такие специальные требования являются техническими либо технико-экономическими нормами и нормативами. Они содержатся в технических инструкциях, стандартах, СНИПах (строительных нормах и правилах) и иных нормативных документах пруденциального и технического характера.
Правовое регулирование общественно полезной деятельности в аспекте технологического процесса состоит в том, что правовыми нормами на лиц, осуществляющих определенные виды деятельности, возлагаются обязанности по соблюдению технических норм и нормативов, а государственные органы исполнительной власти наделяются правомочиями по осуществлению контроля за лицами, осуществляющими эту деятельность. Такие правовые нормы содержатся в целом ряде федеральных законов, входящих в различные блоки законодательства: «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «Об отходах производства и потребления», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.
Все изложенное позволяет сделать вывод о том, что как общественные отношения между лицами, так и их социальная (общественно полезная) деятельность являются предметом правового регулирования. Следовательно, при характеристике предмета регулирования и определении границ отраслей права общественные отношения и виды деятельности не должны отрываться друг от друга и тем более противопоставляться друг другу.
Соотношение общественных отношений и видов деятельности в предмете правового регулирования может быть двояким.
В одних случаях конструктивные элементы (признаки) общественных отношений, являющиеся основанием дифференциации правового регулирования, могут не реагировать на особенности видов социальной деятельности, которые опосредуются этими общественными отношениями, быть индифферентными к ним. В таких случаях предмет отрасли права определяется только по виду регулируемых общественных отношений без учета опосредуемых ими видов социальной деятельности. Примером такой отрасли права является трудовое право, основные нормы и институты которого регулируют трудовые отношения безотносительно к тому, во взаимосвязи с какими видами социальной деятельности возникают трудовые отношения.[18]
В других случаях в особенностях конструктивных элементов (признаков) общественных отношений отражаются особенности опосредуемых этими отношениями видов социальной деятельности. Более того, сами общественные отношения могут подвергаться правовому регулированию лишь постольку, поскольку они порождаются и индивидуализируются осуществлением определенной социальной деятельности. В таких случаях общественные отношения и опосредуемые ими виды деятельности в своей неразрывной взаимосвязи образуют единый предмет правового регулирования определенной отрасли права.
Взаимосвязь отношений и деятельности в предмете правового регулирования получила яркое воплощение в действующем Гражданском кодексе РФ. Характеристика регулируемых отношений дается в ст. 2 «Отношения, регулируемые гражданским законодательством». Из контекста и содержания статьи ясно, что в ней определяются предмет и метод российского гражданского права.
Как следует из содержания п. 1 ст. 2 Кодекса, отношения, включенные в предмет гражданского права, характеризуются тем, что они основываются «на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников». В составе таких отношений выделены отношения двух видов: имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
Кроме того, оговорено, что гражданское «законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность или с их участием…».
Отсюда видно, что характеристика одной из групп отношений, отнесенных к отношениям, регулируемым гражданским законодательством (или, что то же самое – включенных в предмет гражданского права) дается законодателем с использованием в качестве критерия вида деятельности, опосредуемого данными отношениями.
Хотя позиция законодателя с точки зрения теоретического обоснования системы права далеко не бесспорна, положения, содержащиеся в п. 1 ст. 2 ГК РФ, подтверждают наш тезис о неразрывной и диалектической взаимосвязи видов отношений и видов деятельности в предмете правового регулирования.
Диалектическая взаимосвязь видов регулируемых общественных отношений и опосредуемых ими видов деятельности имеет самое непосредственное значение для определения места предпринимательского и коммерческого права в системе права и системе законодательства.
1.4. Метод правового регулирования как системообразующий фактор в системе права
Исследуя проблемы системы права, ученые юристы пришли к выводу о том, что одного критерия – вида и характера общественных отношений как предмета регулирования – явно недостаточно для признания отраслевой самостоятельности группировок правовых норм и для разграничения отраслей права друг от друга. В связи с этим в научный оборот было введено понятие метода отрасли права и стало общепризнанным положением, что наряду с предметом метод так же является критерием выделения отраслей права и разграничения их друг от друга.
Под правовыми методами, или методами правового регулирования, понимаются способы воздействия права на поведение людей как участников общественных отношений. Выраженные или закрепленные в правовых нормах, эти способы воздействия являются правовыми методами. Воздействие на поведение людей осуществляется через их сознание и волю. Это воздействие заставляет людей сообразовывать свои действия с требованиями правовых норм как общеобязательных правил поведения.
Если в качестве критерия классификации выбрать направленность воздействия правовых норм, то можно выделить три группы правовых норм: 1) содержащие дозволения или дозволительные правовые нормы, 2) содержащие запреты или запретительные правовые нормы, 3) содержащие предписания (позитивные обязывания) или предписывающие правовые нормы. «Правовая же норма, – пишет теоретик права А. В. Поляков, – в качестве таковой как раз и функционирует путем реального обязывания, дозволения или запрещения совершения каких-либо действий, и вне правовой нормы, как правовые явления, эти феномены не существуют».[19] Но тем не менее А. В. Поляков, как и большинство других ученых юристов, не рассматривает дозволения, предписания и запреты как методы права (методы правового регулирования, методы отраслей права). Из современных авторов, пожалуй, только профессор В. Д. Сорокин рассматривает дозволения, предписания и запреты как собственно методы права, которые в различных сочетаниях характеризуют особенности отраслей права. «В конечном счете, метод правового регулирования проявляется при помощи трех основных, первичных способов воздействия на поведение людей, тесно взаимодействующих между собой и закрепленных в правовых нормах… Если иметь в виду именно первоначальные, исходные способы, то кроме трех названных остальные отсутствуют либо выступают в качестве вторичных, производных способов. К числу таких производных способов, например, следует отнести рекомендации, которые в социально-правовой сфере приобретают юридические качества».[20] По мнению В. Д. Сорокина, признание дозволений, предписаний и запретов элементами единого метода правового регулирования открывает возможности «для исследования широчайшего спектра модификации названных элементов единого метода правового регулирования».[21] Можно предположить, что эти модификации и образуют специфические методы отдельных отраслей права. Но позиция В. Д. Сорокина не была воспринята юридической наукой.
Дело в том, что, согласно общепринятой точке зрения, метод права – сложное многофункциональное явление, выходящее за пределы содержания диспозиции отдельных правовых норм. Методы права отражают многообразие особенностей правового регулирования, разнообразие применяемых правовых средств. Воздействие на поведение людей осуществляется не только конкретными дозволениями, предписаниями и запретами, но также определенным характером и направленностью правового регулирования, которые свойственны различным отраслям права.
Так, дозволения выражаются как в наличии дозволительных диспозиций в конкретных правовых нормах, так и в отсутствии запретов относительно какого-либо поведения или вида деятельности. Например, в последние годы активно дискутируется проблема клонирования людей, т. е. создания человеческого эмбриона искусственным путем. У идеи клонирования много противников. Но пока дискуссии продолжаются, наука продвигается вперед и ученые уже создают клоны человека[22]. Правомерна ли деятельность по клонированию людей? Ведь от чисто научных экспериментов ученые могут перейти к практической реализации технологии клонирования; в недалеком будущем могут оказываться услуги по клонированию за вознаграждение, т. е. такая деятельность приобретет качества предпринимательской деятельности! Ответ на поставленный вопрос может быть следующим: до тех пор, пока в действующем законодательстве отсутствовали правовые нормы, запрещающие клонирование человека или клонирование вообще, и клонирование человека не противоречило общим началам и принципам российской правовой системы, постольку соответствующая деятельность не могла быть признана неправомерной до принятия и вступления в силу соответствующего федерального закона.[23] Это прямой ответ с правовых позиций. Но сама проблема клонирования нуждается во всестороннем исследовании и предложения по ее разрешению могут быть самыми различными.
В связи с рассмотрением вопроса о соотношении дозволений и запретов и приведением иллюстрирующих примеров следует сделать оговорку о том, что принцип дозволительного регулирования – ultra veris – складывается из двух диалектически связанных положений: 1) дозволено то, что прямо не запрещено законом, 2) не все, прямо законом не запрещенное, является дозволенным. Так, деятельность по легализации доходов, полученных преступным путем, никогда не могла признаваться правомерной и допустимой даже в отсутствие специальных запретительных норм. Принятие специальных законов и других нормативных правовых актов является реакцией государства на необходимость более жесткой и организованной борьбы с криминализацией сферы финансовых операций, совершаемых в целях легализации капиталов, полученных преступным путем[24].
Таким образом, право воздействует на поведение людей не только путем установления дозволений, предписаний и запретов. Правовое воздействие оказывается через особенности, которые присущи всем институтам и другим структурным подразделениям, объединяемым в отрасли права. Отраслевые особенности адекватны особенностям регулируемых общественных отношений и видов деятельности, т. е. взаимосвязь предмета и метода правового регулирования носит закономерный объективно обусловленный характер.
«Метод, – пишет профессор Л. И. Спиридонов, – определяется предметом (и не только в юриспруденции!) и потому представляет собой не что иное, как юридическое выражение его (предмета) особенностей».[25] Такое понимание метода является распространенным и общепризнанным в литературе по общей теории права.[26]
Можно было бы дать следующее определение метода правового регулирования или, что то же самое, метода отрасли права: это совокупность особенностей, присущих отрасли права, в которых отражаются способы воздействия институтов данной отрасли на поведение людей и, тем самым, на регулируемые нормами данной отрасли общественные отношения и опосредуемые ими виды социальной деятельности.
Исходя из такого понимания метода правового регулирования, должен быть рассмотрен вопрос о методе предпринимательского и коммерческого права и его особенностях в сравнении с методами других отраслей права.
1.5. Взаимосвязи публично-правового и частноправового аспектов в правовом регулировании общественных отношений
С вопросом о предмете и методах права тесно связана проблема единства и дуализма правового регулирования. Суть этой проблемы коренится в соотношении интересов: индивидуальных, или частных, отдельных физических и юридических лиц и общих, или публичных, выразителем которых является государство в лице государственных органов. В дореформенный период советское право обеспечивало и защищало прежде всего публичные, государственные и общественные интересы. Индивидуальные интересы граждан находились на заднем плане. Это относилось и к сфере экономики. Подход к правовому регулированию экономических отношений опирался на известное ленинское положение о том, что для социалистического государства все в области хозяйства является публично-правовым, а не частным. Отсюда вытекала официальная доктрина о необходимости всеобъемлющего государственного вмешательства в экономические отношения.
Этот постулат был несостоятельным в целом и ошибочным даже для социалистической экономики, поскольку любая экономика основывается на экономическом соревновании, конкуренции, а конкуренция возможна лишь при многообразии форм собственности, существовании различных экономических интересов и хотя бы относительной автономии их носителей. Тем более этот постулат не приемлем для рыночной экономики, в которой действуют носители различных интересов, опирающиеся на различные формы собственности.
В демократическом правовом государстве должно обеспечиваться оптимальное соотношение – баланс – между частными и публичными интересами. Это общесоциологическая задача, но решаться она должна исключительно правовыми средствами.
Поиски оптимального баланса частных и публичных интересов в правовом регулировании ведутся на различной теоретической основе. Одной из самых популярных правовых концепций в настоящее время является учение о делении права на частное и публичное.
«Интеграция России в сообщество европейских государств – Совет Европы, – пишет профессор В. И. Гойман, – предполагает интернационализацию российской правовой системы, сближение национального законодательства с европейским правом.
Понятно, что деление права на частное и публичное, признанное правовыми системами всех европейских стран, будет способствовать решению означенной проблемы».[27]
Теория частного и публичного права неизбежно ведет к дуализму в правовом регулировании общественных отношений. Не случайно С. С. Алексеев, будучи одним из самых последовательных приверженцев идеологии частного права, с которым он связывает зарождение гражданского права и формирование гражданского общества, в том числе и современного, предостерегает против упрощенного подхода к этой проблеме, к делению системы права на частное и публичное. «Деление права на публичное и частное – не просто классификационное подразделение, позволяющее распределить юридические нормы и правоотношения по наиболее крупным рубрикам. Публичное и частное право – качественно разные области правового регулирования, два разных… „континента“ или две „юридические галактики“».[28] Но предостережение, увы, не срабатывает. Не только другие ученые юристы, но и сам С. С. Алексеев противопоставляет отрасли публичного права частному праву; институты, построенные в «вертикальной» плоскости, на началах власти и подчинения, на принципах соподчиненности, субординации, – институтам, в которых господствуют «горизонтальные» отношения, основанные на юридическом равенстве субъектов, координации их воли и интересов.[29]
Ориентируясь на публичное и частное право как на основные подразделения системы права, в литературе по общей теории права называют теперь всего лишь два метода правового регулирования: 1) императивный (централизованный, директивный), или метод власти и подчинения, 2) диспозитивный (децентрализованный, автономный), или метод равенства сторон регулируемых отношений.[30] Вопрос о других правовых методах и об остальных отраслях права тем самым отпадает и снимается с повестки дня. Но при таком подходе исчезает методологическая основа, на базе которой вырабатываются принципы правового регулирования, определяются критерии – предмет и метод, – столь необходимые для систематизации и кодификации нормативного правового материала.
Деление права на частное и публичное опровергается системностью права, которая, как было показано выше, является объективной закономерностью – внутренним законом права как особого социального феномена. В этом вопросе нельзя не согласиться с исследователем проблемы дуализма в праве профессором В. В. Ровным, который пишет: «Если строго следовать логическому подходу, вся совокупность отдельных норм, образующая систему права, не подлежит разделению по признаку принадлежности одних норм к частному, тогда как других к публичному праву… Одни и те же нормы, не говоря уже о более крупных их образованиях в виде институтов и отраслей права, одновременно преследуют и частный, и публичный интерес… В такой ситуации несложно заметить, что дуализма права как явления в чистом виде не существует».[31]
Приходя к такому, казалось бы, однозначному выводу, B. В. Ровный далее заявляет: «Явление дуализма права представляет собой рациональную классификацию права на субъективном уровне и иррациональную на объективном».[32] Что это означает, можно понять, только прочитав всю монографию В. В. Ровного. Проблема дуализма в праве ставится им применительно к гражданскому праву и сводится к проблеме самостоятельности предпринимательского (торгового, коммерческого) права. Но В. В. Ровный проводит знак равенства между частным и гражданским правом. По его мнению, сущность частного права «должна обусловливаться сущностью права гражданского».[33] Этот тезис является, вероятно, первоначальной теоретической посылкой, на основе которой ученый в результате исследования феномена предпринимательства приходит к своей конечной цели – выводу о том, что предпринимательское право не может являться самостоятельной отраслью системы права (об этом будет рассказано ниже).
Как нам представляется, проблема единства и дуализма в праве многоаспектна. Она существует в системном аспекте применительно к системе права и системе законодательства, также она обозначает проблему правового обеспечения оптимального соотношения публичных и частных интересов. Это общая проблема для всей системы права, всех правовых отраслей, причем как материально-правовых, так и процессуально-правовых. Не случайно в последнее время проблеме соотношения публичных и частных интересов уделяется в юридической литературе много внимания.[34] Ученые юристы стремятся выработать концептуальные позиции и обосновать рекомендации, которые могли быть восприняты в правотворчестве и реализованы в правовой политике государства.
В каждой отрасли права проблема единства и дуализма права (оптимального соотношения частных и публичных интересов) имеет свои оттенки.
Например, в правовом регулировании трудовых отношений применяются такие предусмотренные законом правовые формы, обеспечивающие сочетание частных и публичных интересов в области труда, как коллективные договоры и соглашения. Обязательность и порядок заключения коллективных договоров различного уровня предусмотрены Законом «О коллективных договорах и соглашениях». Так, в начале 2002 г. было заключено Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002–2004 гг. Не по всем вопросам названные стороны пришли к соглашению (имеется протокол разногласий), но по большинству социальных и экономических аспектов, отражающих частные интересы и публичные интересы, позиции сторон оказались согласованными.[35]
Правовая сторона проблемы взаимодействия частных и публичных интересов в сфере экономики заключается в обеспечении полного правового равенства государства, индивидуальных предпринимателей, государственных и негосударственных коммерческих организаций при осуществлении ими экономической деятельности и при их участии в коммерческом обороте.
Закрепленный в Гражданском кодексе РФ принцип равенства субъектов распространяется и на гражданские отношения, в которых участвуют государство и муниципальные образования, – ч. 1 и 2 п. 1 ст. 2 и п. 1 ст. 124 ГК РФ. Однако в п. 2 ст. 124 ГК РФ, в которой говорится о том, что к государству и муниципальным образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, содержится отсылочная оговорка, допускающая исключения из принципа равенства: «если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов».
Имеется достаточно много случаев, когда государство, будучи носителем различных экономических интересов, оказывается в правовых отношениях в привилегированном положении по сравнению с индивидуальными предпринимателями и негосударственными коммерческими организациями.
Так, например, в законодательстве о приватизации предусматривалось, что в отношении открытых акционерных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий, либо при принятии решений о продаже находившихся в собственности государства акций таких обществ могут быть приняты решения об использовании специального права на участие государства или муниципальных образований в управлении указанными открытыми акционерными обществами: так называемая «золотая акция». Используя «золотую акцию», представители государства могли применять право вето при принятии общим собранием акционеров решений по важнейшим вопросам деятельности общества: например, о его реорганизации и ликвидации, изменении уставного капитала, совершении крупных сделок, внесении изменений и дополнений в устав – п. 1 ст. 5 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации». Возможность применения Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации специального права («золотой акции») предусматривается и в новом Федеральном законе «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. (ст. 38). Обладание специальным правом, включающим в себя право вето, ставит государство в особое привилегированное положение по сравнению с акционерами общества, которые владеют акциями, но не обладают такими правовыми возможностями, как государство. Согласно п. 5 ст. 38 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» специальное право «используется с момента отчуждения из государственной собственности 75 процентов акций соответствующего открытого акционерного общества». Это означает, что вместо того, чтобы эффективно использовать находящиеся в его собственности акции, государство продает их, но по закону оставляет за собой специальное право, которое позволяет ему осуществлять контроль за деятельностью коммерческой организации, в уставном капитале которой нет его вклада.
В сфере экономических споров государство также имеет преимущество перед индивидуальными предпринимателями и негосударственными коммерческими организациями, поскольку в силу пп. 1 и 3 п. 3 ст. 5 Закона «О государственной пошлине» органы государственной власти, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. В судебно-арбитражной практике этой норме дается расширительное толкование и государственные органы, в каком бы качестве они ни выступали в процессе – истца, ответчика, третьего лица с самостоятельными требованиями – освобождаются арбитражным судом от уплаты госпошлины. По этой причине в арбитражных судах возникает много ненужных споров с участием государственных органов по вопросам, которые могли бы быть разрешены во внесудебном порядке.
Подобные «двойные стандарты» не соответствуют закономерностям рыночной экономики. В правовом регулировании экономических отношений не должно быть дуализма с предоставлением государству каких-либо льгот и преимуществ по сравнению с другими участниками экономической деятельности. Правовое регулирование экономических отношений должно быть единым, т. е. должно основываться на одних и тех же принципах и основных положениях, тогда и будет достигнут оптимальный баланс частных и публичных интересов в сфере экономики. В этом должно состоять магистральное направление экономической и правовой политики государства, а не в том, чтобы радикально сократить участие государства в экономике.[36]
С нашей точки зрения, такая политика государства является ни чем иным, как разбазариванием государственной собственности, влекущим за собой постепенную утрату экономической безопасности государства. В сложившихся условиях, если российское государство не в состоянии управлять своей собственностью (хотя почему не в состоянии?), необходимо использовать разнообразные правовые средства, которые позволяют и сохранить имущество в собственности государства, и обеспечить эффективное его использование, например, путем передачи в аренду, доверительное управление, коммерческую концессию и т. д.
Глава 2. Экономическая деятельность и экономические отношения
2.1. Способы воздействия государства на экономику
Исследуя методологические предпосылки предпринимательского и коммерческого права в аспекте занимаемого им места в системе права и системе законодательства, необходимо выявить роль и функции права в целом и предпринимательского и коммерческого права, в частности, в системе мер государственного воздействия на экономику и экономические отношения. При этом следует исходить из общих социологических закономерностей соотношения экономики и государства. Экономика как сфера производства и распределения материальных благ первична относительно государства как надстройки, опирающейся на тот материальный базис – производство, производительные силы, – который существует в экономике. Но первичность экономики относительно государства не означает, что государству по отношению к экономике отведена пассивная, созерцательная роль.
Вопрос заключается не в том, воздействует ли государство на экономику. Вся история человечества подтверждает единственно правильный ответ на этот вопрос: государство воздействует на экономику, но это воздействие может быть позитивным, с положительными социально-экономическими результатами, и негативным, с отрицательными социально-экономическими результатами. Вопрос заключается в том, как избежать этих отрицательных социально-экономических результатов – кризисов, дефолтов, безработицы, нищеты, застоя и как добиться положительных результатов – роста объемов производства, всеобщей занятости, улучшения материального благосостояния населения, замедления инфляции. Какие мероприятия должны проводиться государством, чтобы добиваться положительных результатов?
Целенаправленное воздействие государства на экономику может быть охвачено понятием экономической политики государства. В экономической политике государства ведущая роль принадлежит собственно экономическим средствам – денежному обращению и эмиссии государственных ценных бумаг, инвестициям, субсидиям, кредитам; экономическим нормативам: размерам налогов и сборов, регулированию тарифов и цен, ставке рефинансирования по кредитам государственного банка (Центрального банка РФ) и т. д.
В зависимости от идеологических воззрений и теоретических позиций руководящих государственных деятелей в экономической политике государства могут использоваться методы планирования и программирования показателей экономического развития. В период социализма государство, опиравшееся на обобществленную социалистическую собственность на средства производства, создавало иллюзии возможности всеобъемлющего планирования, которым охватывалась как экономика в целом, так и отдельные предприятия и организации. Исходя из предположения о подвластности экономики государству и партийной догмы о приоритете политики над экономикой, плановые органы рассчитывали не только производственные показатели – объемы производства, добычи и переработки, но и обобщающие социально-экономические показатели – процент прироста валового национального продукта, рост производительности труда, снижение цен, повышение доходов и улучшение жизненного уровня трудящихся, объемы капитальных вложений и т. д. Планировались также хозяйственные связи между изготовителями и потребителями продукции по материально-техническому снабжению и сбыту, подрядными строительными организациями и организациями – заказчиками по капитальному строительству, организациями – грузоотправителями и транспортными предприятиями по перевозкам грузов и др. Такие плановые показатели не могли адекватно отражать объективные закономерности, действующие в экономике, и реально происходящие в ней процессы. В конечном итоге жесткое всеобъемлющее планирование явилось одной из причин замедления темпов роста и застоя в социалистической экономике, которые вызвали необходимость политики перестройки и последующих политических и социально-экономических преобразований.
В рыночной экономике вследствие разгосударствления и демонополизации отсутствуют сами основы для всеобъемлющего планирования государством показателей экономического развития. Государством, не основанном на планово-административной системе, планирование применяется в ограниченных пределах. В основном – это бюджетное планирование, планирование уровня инфляции, планирование производства и закупок некоторых видов продукции и товаров, например, зерна, через систему государственного заказа, в целях обеспечения экономической безопасности государства.
С экономической политикой государства тесно связано правовое регулирование экономики.
Правовое регулирование является неотъемлемой частью экономической политики государства. Так же как экономическая политика в целом, правовое регулирование должно опираться на выявляемые закономерности и тенденции и обеспечивать правовые основы социально-экономического прогресса.
В теоретических исследованиях общих проблем соотношения экономики и права ученые постоянно подчеркивают служебную роль права относительно экономики. «Экономические отношения процессов товарного производства и обращения, – пишет экономист профессор В. П. Шкредов, – представляют собой объективно необходимую форму функционирования производительных сил, которая в каждый данный момент не зависит от политики государства, практических методов планирования, законодательства, не говоря уже об образе мыслей и действий отдельных людей как участников хозяйственной жизни… Посредством законодательства, планирования и т. п. государство может изменять поверхностные формы проявления процессов товарного производства и обращения (устанавливать цены, распределять по плану товары, регулировать выпуск денег и т. п.). Но оно не в силах вырвать корни товарного производства, превратить его с помощью всякого рода запретов и ограничений в нетоварное по своему существу».[37]
Эти положения, так энергично отстаиваемые В. П. Шкредовым, теперь настолько очевидны, что не нуждаются в каких-либо пояснениях. Также нет возражений против тезиса академика В. В. Лаптева, выдвинутого им в 1981 г. положения о том, что «нормативное правовое регулирование является основополагающей формой руководства экономикой».[38] Правовое регулирование и осуществляется главным образом, в форме нормативных правовых актов. Вопрос сейчас не в этом, а в том – что и как регулировать.
В монографии Б. И. Пугинского и Д. Н. Сафиуллина, опубликованной в 1991 г., исследуются такие узловые проблемы экономики и права, как законность в хозяйственной деятельности, правовые константы собственности, роль договора в рыночной экономике, укрепление ответственности в хозяйственной сфере. Как пишут названные ученые, «по мере того как усиливается роль экономических рычагов, все бо́льшая нагрузка переносится на такие инструменты саморегуляции отношений между хозорганами, как договор, односторонние сделки, меры имущественной ответственности и др. Они в наибольшей степени обеспечивают в рамках необходимой устойчивости возможность проявления субъектами инициативы, хозяйственной предприимчивости, взаимной требовательности за исполнение обязательств. Именно эти правовые структуры создают желаемую экономическую динамику при сохранении стабильных форм деятельности в изменяющихся условиях».[39]
Очевидно, что назначение и роль правового регулирования экономики принципиально различны в планово-административной системе управления экономикой и в децентрализованной системе с многообразием форм собственности на средства производства.
Когда государственное воздействие на экономику осуществляется посредством всеобъемлющего планирования, основное назначение правового регулирования состоит в том, чтобы обеспечить обязательность плановых заданий, их исполнение под страхом применения принудительных мер – организационных и имущественных санкций. Напротив, в децентрализованной системе государственного воздействия на экономику основное назначение правового регулирования состоит в том, чтобы обеспечить нормальное функционирование и позитивное развитие экономики без применения каких-либо принудительных мер.
Как пишет профессор В. Ф. Яковлев, «по сути дела, судьба рыночной экономики, ее становление и успешное развитие зависят от формирования в России того, что называется правовым государством.
Переход к правовому государству, по существу, означает создание новой технологии государственного воздействия на экономику… Это означает, что соотношение нормативного и индивидуального регулирования должно быть резко изменено в пользу нормативного регулирования – регулирования через законы». Нормативное регулирование, – подчеркивает В. Ф. Яковлев, – «прекрасно сочетается с саморегулированием, ибо саморегулирование вводится в определенные нормативные рамки и, будучи основанным на законе, приобретает наибольшую эффективность с точки зрения достижения позитивных общественно полезных результатов».[40]
Как мы видим, российские ученые – экономисты и юристы – придают первостепенное значение определению границ воздействия государства на экономику, повышению роли нормативного правового регулирования, которое в современных условиях должно осуществляться, главным образом, на уровне законов как актов высшей юридической силы, а не путем издания огромного количества подзаконных, в том числе ведомственных нормативных правовых актов.
Экономику капиталистических государств принято называть рыночной экономикой, поскольку она функционирует и развивается не под воздействием всеобъемлющего централизованного планирования, а под воздействием объективных закономерностей, определяющих соотношение спроса и предложения, т. е. закономерностей, действующих в сфере товарного или торгового оборота, отсюда – рынок, рыночная экономика. Но неплановую экономику можно было бы также назвать самодеятельной экономикой, так как без мер принудительного воздействия в виде обязательных для выполнения плановых заданий экономика функционирует и развивается не только благодаря государству, но во многом благодаря самодеятельности и инициативе тех, кто создает необходимые для общества материальные блага на свой страх и риск.
2.2. Понятие, признаки и субъекты экономической деятельности
Механизмом рыночной, или самодеятельной, экономики, которую представляет собой хозяйство (народное хозяйство) России в современную нам эпоху, является деятельность по производству и реализации материальных благ, осуществляемая различными лицами, выполняющими производственные – изготовительские, финансовые, посреднические и др. – функции в экономике. Эту деятельность можно было бы назвать производственной, но прилагательное «производственный» не воспринимается как самый обобщающий термин, отражающий механизм рыночной экономики, так как оно ориентирует на производственно-технические процессы, тогда как экономика не исчерпывается только производственно-технологическим циклом, например, промышленным, строительным или сельскохозяйственным. Экономика – это не только сфера собственно производства, это и сфера распределения и обращения материальных благ. Поэтому деятельность, составляющую сердцевину механизма рыночной экономики, принято называть экономической деятельностью. Понятие экономической деятельности – более широкое, чем понятие производственной деятельности; оно охватывает виды деятельности, осуществляемые в экономике, в любом ее секторе (отрасли) или сегменте (подотрасли). Понятие экономической деятельности употребляется в нормативных правовых актах, экономической и юридической литературе, судебных актах и иных документах.
В п. 1 ст. 8 Конституции РФ в числе тех принципов, которые гарантируются Конституцией РФ, названа свобода экономической деятельности. Термин «экономическая деятельность» содержится также в п. 1 и 2 ст. 34 Конституции РФ. Гарантируя единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободы экономической деятельности (п. 1 ст. 8), Конституция РФ не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34). Сопоставление приведенных конституционных положений показывает, что понятие экономической деятельности употреблено в Конституции РФ в конкретном смысловом значении, а именно в значении, адекватном по смыслу понятию экономического механизма. А механизм – это динамика экономики, процесс ее функционирования. Формы собственности и производительные силы – это статика экономики, ее база, а экономическая деятельность – динамика экономики, ее механизм.
В Конституции РФ употребляется также термин «предпринимательская деятельность» во взаимосвязи с термином «экономическая деятельность» (п. 1 ст. 34). Для того, чтобы установить соотношение этих терминов и их значение для правового регулирования, сначала необходимо выявить признаки экономической деятельности как более общего понятия, чем понятие предпринимательской деятельности.
Из контекста конституционных положений о свободе экономической деятельности и недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, вытекает, что под экономической деятельностью в Конституции РФ понимается деятельность в сфере экономики. Такая деятельность является разновидностью общеполезной (социальной) деятельности людей как одной из наиболее общих социологических категорий. Что характерно для экономической деятельности?
В сфере экономики осуществляется и такая деятельность, которая не может признаваться экономической деятельностью, например, деятельность федеральных и региональных органов исполнительной власти по выполнению отдельных государственных функций относительно экономики: стандартизация, лицензирование отдельных видов деятельности, регистрация прав на недвижимое имущество, сбор и обобщение статистических данных, контроль и надзор за производством с точки зрения промышленной безопасности, санитарии, экологии и т. д. Выполнение государственных управленческих и контрольных функций лишено экономического содержания, поскольку не связано с использованием какого-либо имущества в производственных, торговых или иных хозяйственных целей.
Там же, где деятельность преследует цели, направленные на изменение положения имущества, по поводу которого и осуществляется эта деятельность, имеет место определенное экономическое содержание: воздействие на имущество, несение материальных или финансовых затрат, с этим связанных; достижение результатов в виде изменений в составе имущества, его положении, получение доходов. Наличие у определенных видов деятельности, осуществляемой в сфере экономики, экономического (или, что то же самое в контексте формулируемой дефиниции – имущественного) содержания и позволяет квалифицировать такие виды деятельности, как деятельность экономическую.
Субъектами экономической деятельности могут быть любые лица, наделенные по закону гражданской правоспособностью и дееспособностью – граждане, организации, государство, муниципальные образования.
Следует специально подчеркнуть, что и государство является субъектом экономической деятельности. Оно не может не осуществлять экономическую деятельность, поскольку государству принадлежат огромные материальные ценности, которые подлежат использованию в интересах государства и общества: земля, за исключением тех участков, которые находятся в собственности граждан и организаций, недра, воды, леса, имущественные комплексы государственных унитарных предприятий и иное имущество. Эти материальные ценности необходимо надлежащим образом эксплуатировать в целях достижения определенных экономических результатов: получения доходов, поступающих в государственный бюджет, удовлетворения потребностей граждан. Эксплуатация имущества, находящегося в собственности государства, – один из видов экономической деятельности, которой занимается государство.
Также государство осуществляет и другие виды экономической деятельности: приватизацию государственного имущества, эмиссию денежных знаков и государственных ценных бумаг, размещение государственных заказов на поставку товаров и строительство объектов для государственных нужд, государственные закупки, образование государственных материальных резервов, предоставление кредитов, субсидии, выдачу правительственных гарантий и поручительств и т. д. Экономическая деятельность государства достаточно разнообразна.
Таким образом, можно назвать следующие отличительные признаки экономической деятельности:
– она осуществляется в сфере экономики,
– является видом общеполезной (социальной) деятельности,
– осуществляется по поводу материальных ценностей и иного имущества,
– преследует цели, связанные с изменением положения используемого имущества: его приращением, получением доходов от его использования и т. д.,
– влечет за собой производство расходов, которые должны быть возмещены полученными доходами,
– осуществляется любыми лицами, обладающими гражданской правоспособностью: гражданами, организациями, государством и муниципальными образованиями,
– в соотношении с понятием экономики отражает динамику экономики, ее механизм.
Названные признаки позволяют сформулировать доктринальное определение понятия экономической деятельности:
Экономическая деятельность – это один из видов общеполезной деятельности, осуществляемой в сфере экономики любыми праводееспособными лицами путем эксплуатации принадлежащего им имущества или путем совершения иных действий в целях достижения каких-либо результатов, связанных с изменением положения этого имущества, и возмещения производимых в связи с этим затрат за счет получаемых доходов.
Методологическое значение понятия экономической деятельности состоит в том, в законодательстве используются производные от этого понятия, так или иначе отражающие различные аспекты экономики и учитываемые в правовом регулировании экономических отношений.
Так, возникающие в сфере экономики споры принято называть экономическими спорами. Рассмотрение дел по экономическим спорам, в которых участвуют юридические лица и индивидуальные предприниматели, независимо от того, из каких правоотношений – гражданско-правовых, административных или иных – они возникают, относится, согласно пп. 1 п. 1 ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее по тексту – АПК РФ), к подведомственности арбитражных судов. Это означает, что и споры между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, с одной стороны, и государственными органами исполнительной власти, с другой стороны, также являются экономическими спорами, поскольку они возникают из правоотношений, так или иначе связанных с экономической деятельностью. Такие споры также подведомственны арбитражным судам, а не судам общей юрисдикции. В данном случае подведомственность дел определяется видом спора, а не юридической природой отношений, из которых возникает спор.
Таким образом, несмотря на то, что ни в АПК РФ, ни в Федеральном конституционном законе «Об арбитражных судах» не дается определение понятия экономического спора, несомненно, что экономические споры – это такие споры, которые возникают в сфере экономики и так или иначе связаны с экономической деятельностью.
Правонарушения, которые совершаются в сфере экономики, могут быть охвачены обобщающим понятием экономических правонарушений. Но в законодательстве термин «экономические правонарушения» не употребляется. В Кодексе РФ об административных правонарушениях составы правонарушений, совершаемых в отдельных секторах (отраслях) экономики, сгруппированы в отдельные главы, например: Глава 9 «Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике» (ст. 9.1–9.14); Глава 10 «Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель» (ст. 10.1-10.14); Глава 11 «Административные правонарушения на транспорте» (ст. 11.1-11.29); Глава 13 «Административные правонарушения в области связи и информации» (ст. 13.1-13.24). В отдельную 14 главу выделены административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (ст. 14.1-14.25), что, по нашему мнению, нарушает логику системы Кодекса, поскольку предпринимательская деятельность как вид экономической деятельности, о чем будет сказано ниже, не образует отрасли экономики, а осуществляется во всех ее секторах и сегментах: промышленности, строительстве, энергетике, сельском хозяйстве, на транспорте и т. д. Составы правонарушений, совершаемых в отдельных отраслях (секторах) экономики и в области предпринимательской деятельности, в научных целях могут быть объединены понятием административных экономических правонарушений или административных правонарушений в сфере экономики.
В Уголовном кодексе РФ составы уголовно наказуемых деяний, совершаемых в сфере экономики, объединены в Разделе VIII. Преступления в сфере экономики. Это один из шести разделов Особенной части Уголовного кодекса РФ. Он состоит из трех глав: Глава 21 «Преступления против собственности» (ст. 158–168), Глава 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» (ст. 169–200) и Глава 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» (ст. 201–204).
Название Раздела VIII УК РФ явно неудачно, поскольку далеко не все преступления, включенные в этот раздел, совершаются в сфере экономики. Но все преступления этого раздела носят имущественный характер: либо они совершаются по поводу имущества, либо преследуют корыстные имущественные цели. Поэтому Раздел VIII мог быть назван по-другому: «Имущественные преступления». В специальной литературе как эквивалент понятия «преступления в сфере экономики» используется понятие «экономические преступления», хотя, как отмечает профессор Б. В. Волженкин, «Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе по уголовному праву и криминологии не существует единообразного понимания того, что же следует относить к экономическим преступлениям».[41] Однако законодатель дал ответ на этот вопрос, поскольку все преступления, составы которых включены в Раздел VIII УК РФ, следует рассматривать как экономические преступления, по крайней мере, с точки зрения российского законодателя.
Существует также понятие теневой экономики, под которой понимается экономическая деятельность, осуществляемая вне правового поля. Проявления теневой экономики разнообразны: выпуск и реализация неучитываемого товара, проведение коммерческих операций без отражения в системе бухгалтерского учета, вымогательство (экономический рэкет), занятие запрещенными видами деятельности и т. д., но цель одна – уход от налогов и накопление капитала незаконными способами. Теневая экономика препятствует эффективному развитию экономики в целом, поэтому государство должно вести активную борьбу против незаконной экономической деятельности.
2.3. Экономическая деятельность, экономические интересы и экономические отношения
С понятием экономической деятельности тесно связаны еще два обобщающих понятия: понятие экономических интересов и понятие экономических отношений. В отличие от понятия экономической деятельности понятия экономических отношений и экономических интересов не содержатся в лексиконе российского законодательства. Это представляется нелогичным, поскольку общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением экономической деятельности, можно было бы считать экономическими отношениями, а интересы участников экономической деятельности признать экономическими интересами. Однако вместо понятий «экономические отношения» и «экономические интересы» юридическая наука оперирует понятиями «имущественные отношения» и «имущественные интересы». Особенности российской юридической терминологии объясняются историко-политическими причинами.
В дореформенный период использование термина «экономические интересы» вызывало упреки в вульгарном экономизме и отсутствии понимания закономерностей исторического и диалектического материализма, а употребление термина «экономические отношения» неизбежно требовало установления соотношения понятия экономических отношений с понятиями производственных и идеологических отношений, отражавшими основополагающие положения исторического материализма о базисе и надстройке. Не случайно, определяя предмет правового регулирования, юридическая наука отдала предпочтение понятию «имущественные отношения» как более нейтральному и независимому от официальной идеологической доктрины, ибо понятие имущественных отношений не вытекает непосредственно ни из понятия производственных, ни из понятия идеологических отношений, хотя в юридической литературе высказывались различные точки зрения о соотношении этих понятий. Их тщательно проанализировал в своей статье «Понятие права собственности» профессор, член-корреспондент Российской академии наук Г. К. Толстой. Автор пришел к выводу о том, что «наиболее правильно рассматривать понятия имущественных и производственных отношений как тождественные понятия… Таким образом, понятия производственные, экономические и имущественные отношения мы будем употреблять как тождественные».[42] Представляется, что общее смысловое содержание этих понятий накладывается друг на друга, но все же в определенном контексте употребление одного из этих понятий может более точно соответствовать семантическим взаимосвязям используемой терминологии.
Так, характеристика каких-либо общественных отношений как имущественных означает, что они возникают по поводу вещей, денег, ценных бумаг;[43] предметом таких отношений могут быть и другие объекты, имеющие стоимостную оценку, а также имущественные права, т. е. все то, что охватывается собирательным понятием имущества.[44] Таким образом, по своей материальной сущности имущественные отношения являются разновидностью экономических отношений, носят экономический характер.
Под влиянием господствующей правовой доктрины понятие имущественных отношений было воспринято законодателем и было введено в легальную лексику в ходе кодификации гражданского законодательства 60-х гг. и сохранено при кодификации российского гражданского законодательства в середине 90-х гг. прошедшего столетия.
Однако, как представляется, понятие экономических отношений имеет самостоятельное значение, если под экономическими понимать именно те общественные отношения, которые возникают в связи с экономической деятельностью и опосредуют ее. Выше (§ 1.3) было обосновано одно из отправных методологических положений настоящей работы о неразрывном единстве общественных отношений и общеполезной деятельности в предмете правового регулирования. Опираясь на это положение, можно сделать вывод о наличии таких экономических отношений, которые возникают и существуют лишь постольку, поскольку они связаны с экономической деятельностью. Это не просто доктринальный постулат, а концептуальная позиция, вызванная существованием диалектических взаимосвязей между деятельностью и отношениями. Многие виды общественных отношений, возникающих в связи с экономической деятельностью, не могут быть квалифицированы иначе, как экономические отношения.
Например, отношения, порождаемые экономической деятельностью государства (эмиссия государственных ценных бумаг, выдача гарантий и поручительств, реструктуризация задолженности организаций-налогоплательщиков по обязательным платежам в бюджет и др.), должны быть квалифицированы как экономические отношения потому, во-первых, что они возникают в связи с экономической деятельностью, и, во-вторых, обладают экономическим содержанием, определяемым наличием у субъектов экономической деятельности определенных экономических интересов. Экономические интересы заключаются в получении доходов, сохранении и приумножении имущества.
В настоящее время российское законодательство строится на позиции непризнания экономических отношений предметом правового регулирования. Это привело к тому, что отношения, складывающиеся при осуществлении экономической деятельности, оказались в системном аспекте разъединенными и включенными в предметы различных отраслей российского права. Однако бюджетные, налоговые, имущественные гражданские, трудовые, природоресурсовые, как бы различны не были эти отношения по своей структуре и содержанию, все они, поскольку связаны с экономической деятельностью, являются разновидностями экономических отношений.
Естественно, что в силу определенной предметной специфики все названные виды общественных отношений регулируются нормами различных отраслей права, но единая – экономическая – основа этих отношений создает предпосылки для применения к ним некоторых правовых положений, являющихся для них общими. Это конституционные положения о свободе экономической деятельности и недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию рынка и недобросовестную конкуренцию.