2. Субъект: экономическая наука
2.1. Экономика как наука (как вид общественной науки)
2.1.1. Некоторые особенности научного (теоретического) отражения экономики как объективной реальности
Что значит готовиться к практической экономической деятельности?
В уже упомянутом стандарте четко прописаны области профессиональной деятельности экономистов-бакалавров:
– экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности,
– финансовые, кредитные и страховые учреждения,
– органы государственной и муниципальной власти,
– академические и ведомственные научно-исследовательские организации,
– учреждения системы высшего и среднего профессионального образования, среднего общего образования, систем дополнительного образования.
Вот нам и компас в подготовке экономистов. Выбирай и начинай работать стажером-практикантом в перечисленных учреждениях по месяцу-другому и на рабочем месте овладевай профессией.
Проблема не только в нереалистичности такой практической подготовки. А больше в другом – достаточно ли такого поверхностного и беглого знакомства с практической (реальной) экономикой для понимания экономики? К тому же в любом из перечисленных мест работы множество весьма разнообразных сфер деятельности, с которыми надо бы или полезно было бы познакомиться для понимания экономики.
Поэтому всякая подготовка кадров для практической деятельности происходит более всего не через такое перемещение по разным рабочим местам, а через овладение теоретическими (научными) знаниями и навыками. Вот об этой форме подготовки кадров мы коротко и поговорим.
Человек в процессе активной деятельности, направленной на удовлетворение своих нужд и интересов, использует множество форм и способов ориентирования в социальном пространстве и в его овладении. Это относится как к индивиду, так и любому сообществу людей. Ориентирование в социуме и есть то, что обобщенно называется активным отражением всего сущего человеком как сложным биосоциальным существом.
Отражение – условное название очень сложного комплекса явлений и процессов – прежде всего и лишь сначала представляется пассивным видением, всего лишь пониманием (в разной степени) окружающего мира. В действительности это лишь часть, момент в активном овладении человеком-индивидом и человеческим обществом реальности, частью которой является сам познающий и преобразующий субъект (человек и общество). Отражение – это обозначение процесса реагирования обладающим сознанием (в разной степени) субъектом (им может быть индивид или любая социальная общность) на внешнее относительно него окружение и внутреннее, происходящее в нем Такое овладение реальностью представляет собой социальную практику которая представляет собой всю совокупность общественных отношений реальную социальную жизнь.
Кажется очевидным, что подавляющая часть общества не рассматривает познание окружающего мира как самоцель, несмотря на то что такое утверждение не вполне верно по отношению ко многим людям – профессиональным ученым, для которых именно познание как таковое, само по себе является целью и смыслом их профессиональной деятельности.
Дело в том, что виды человеческой деятельности различаются существенно. Предприниматель озабочен получением прибыли, композитор – созданием музыки, наиболее полно выражающей сложный комплекс чувств этого музыканта, ученого интересуют причины существования того или иного явления или выяснение существующих, но еще не выявленных и еще не познанных связей между явлениями природы и общества. Общим, объединяющим все эти процессы, является то, что все это виды человеческой деятельности.
Но различия существенны: различны цели, мотивы, инструменты, способы решения, наконец, результаты разных задач. Другим общим для всех этих субъектов является необходимость их ориентации в социальном пространстве, которое понимается весьма широко – как понимание того, в каких условиях действует каждый из этих субъектов, так и овладение ими предшествующего человеческого наследия в соответствующей сфере занятий (то есть их общее образование и профессиональное обучение).
На уровне индивидуального сознания спектр инструментов отражения, понимаемого столь широко, весьма велик: от ощущений, инстинктивных реакций, чувств, впечатлений, образов, наблюдений, интуитивных соображений до системного анализа окружающей действительности и собственного внутреннего мира. Соотношение этих инструментов в разных видах человеческой деятельности весьма разное.
В общественном масштабе, на уровне социума эти средства, инструменты отражения еще более сложны и разнообразны. По одной из широко известных классификаций, совокупность этих инструментов и сами отношения по поводу их использования составляют то, что называется формами общественного сознания (среди которых можно упомянуть политику, науку, этику, право, идеологию эстетику религию) Мы с вами сейчас находимся в сфере научного (или теоретического) познания что нужно понимать совершенно отчетливо.
Кажется понятным, что нахождение в научной сфере не снимает, не отрицает сосуществования этой особой формы отражения (научной, теоретической) со всеми остальными, не относящимися к науке. Мы пытаемся что-то научно отразить и одновременно принимаем то же самое на веру, или интуитивно признаем это заведомо приемлемым не стремясь к достижению научной строгости Очевидно что научное познание – это вырванная из нашей реальной и многообразной жизни хотя и важная но все же ее часть без которой очень многие люди вполне успешно обходятся, А в реальной жизни во всех общественных отношениях переплетаются все разновидности общественного сознания которые мы перечислили чуть выше.
Даже обыденное, житейское сознание считает очевидным, что кроме научного, есть и другие способы отражения объективной реальности. При этом нужно помнить, что кроме общественного сознания существуют и другие формы социального отражения.
Наука, по распространенному в определенных – и не очень ограниченных – кругах (понятно что это, прежде всего, научные и околонаучные крути) представлению считается высшей формой отражения объективной реальности познающим общественным субъектом высшей с точки зрения ее способности наиболее точно наиболее адекватно объекту его сложности отражать этот объект Но между нами – экономистами – говоря, так можно заявлять только будучи уверенным в том что эти слова не прочитают представители других форм отражения Скажи такое художнику или хореографу или музыканту или священнослужителю они в лучшем случае улыбнутся.
Кроме того, при ответе на этот вопрос вполне уместно следующее уточнение: о каком сознании идет речь – индивидуальном или общественном. Совершенно нелепо утверждать применительно и к современной жизни и к жизни в ближайшие столетия, не говоря уж о прошлом, что личность и деятельность индивида формируется и вообще может формироваться и происходить на научной основе Жизнь всякого индивида – это сочетание сознательного и бессознательного рационального и иррационального, теоретического знания и интуиции человеческого опыта и индивидуального опыта знания и чувств, правильных (и красивых) поступков и неправильных (некрасивых) Но нам здесь не до этого.
Истинность всех этих утверждений (как, впрочем, и всех иных) весьма относительна, зачастую условна, особенно применительно к общественным наукам хотя в то же время в целом эти утверждения – абсолютные истины. Высшая форма не значит абсолютная, идеальная. В этой относительности научной формы познания мы будем убеждаться на протяжении всего нашего курса, при рассмотрении множества если не вообще всех вопросов.
Так что такое научное (теоретическое) отражение как особая форма отражения?
Выделим вначале следующие особенности научного (или теоретического) отражения: оно понятийное (в этом смысле рациональное) и системное. Это не значит что в нем нет интуитивного, чувственного или иррационального. И то, и другое и третье присутствуют в любой деятельности индивида и все они неразрывны неотделимы от всех форм и способов отражения. Рациональность отражения (как его научность) определяются тем что использование понятий (категорий терминов) их логическая соподчиненность системность логическая выводимость, их относительная непротиворечивость в системе, сопоставимость и логическая и практическая проверяемость (верификация) объективной реальностью, выявление множества видов связей, отношений составляют главное, центральное в этом виде отражения.
Ученые не принимают что-либо на веру (вернее, думают, что не принимают, часто верят (!), что не принимают). Наука ищет разносторонние обоснования, подтверждения, доказательства своих заключений, утверждений, выводов. Наука постоянно обновляется, ища опору или основание для пересмотра сложившихся теорий в меняющейся общественной практике.
Все эти характерные черты научного отражения можно выразить не вполне строго и точно, но коротко: наука есть рационально-понятийная форма познания в отличие от художественно, о, эстетического, религиозного, интуитивного, иррационального, рефлекторного, мистического отражения.
Но наука такова лишь в постоянном сосуществовании, конкуренции и сочетаемости со всеми остальными перечисленными способами отражения реальности. В действительном научном познавательном процессе в разной степени присутствуют или могут присутствовать и иррациональное, и мистическое, и художественное, и эстетическое, и интуитивное, и эвристическое. В науке могут быть и обязательно бывают и ложные теории, и неправильное видение реальности, и стереотипы, догмы, заблуждения и многие другие качества, присущие любым другим – не научным (не теоретическим, не рациональным) – формам отражения, поскольку отмеченные свойства присуши любым видам человеческой деятельности – они слитны (синкретичны), как правило.
Еще древние греки очень емко, кратко и иронично продемонстрировали эту ограниченность и одновременно величие логического, рационального как высшей формы познания в своих парадоксах и апориях. Приведем один из таких логических парадоксов: «Я – грек (теоретик, ученый, экономист) и я утверждаю, что все греки (теоретики, ученые, экономисты) говорят неправду!». То есть и это утверждение есть неправда? Тогда это утверждение одновременно и истинное, и ложное, что с точки зрения формальной логики невозможно. Вот вам и пресловутое могущество логического, теоретического мышления!
А, с другой стороны, вот другая не менее знаменитая апория, использовавшаяся для кратчайшего логического доказательства невозможности существования Бога в ответ на столетия доходивших до жестоких кровопролитий и огромных жертв споров по поводу его существования. «Если Бог всемогущ, то может ли он создать такой камень, который сам же будет не в состоянии поднять?» Если Бог всемогущ, он может все. Но если он – всемогущий – может создать такой неподъемный для него камень, где же его всемогущество, если он не в состоянии поднять созданный им же камень?! Это ли не замечательное доказательство силы рационального, логического и в то же время экономного мышления!
Рациональность здесь, между прочим, – это не оптимальность, не наилучшие ответы, решения или варианты поведения, хотя национальность предполагает стремление к оптимальности. Это всего лишь особая форма отражения реальности, осуществляемая с помощью выработки понятий, то есть стремление ко все более осознанному пониманию реальности, что выражается в выработке теорий, объясняющих какие-то стороны, части, «куски» реальности.
В связи с этим вспомним основные функции науки:
• наука призвана и выполняет функцию познания изучаемой части природы, общества, сознания: иными словами, наука объясняет реальность, то есть выясняет, прежде всего, причинно-следственные связи и закономерности явлений;
• прогнозирование на этой основе будущего развития изучаемого, отражаемого объекта;
• практическое использование полученного знания как инструмента изменения и преобразования изучаемого объекта.
Иногда выделяют разновидность последней функции науки (это относится более всего к общественным наукам) в самостоятельную функцию – идеологическую, Почему она есть та же практическая, вполне понятно, так как разработка пропаганда какой-либо общественной идеологии является социально-политическим инструментом подготовки масс групп политических партий или отдельных людей к социально-политическим действиям с целью преобразований общества в чьих-то интересах А общественная идеология выступает связующим звеном между экономической наукой и хозяйственной идеологией которая есть ближайшее основание хозяйственной (экономической) политики.
Попробуйте сопоставить функции науки с «функциями» других форм отражения, и этого будет достаточно для выявления различий между наукой и этими другими формами.
2.1.2. Экономика как вид общественной науки
Теперь от науки вообще перейдем к общественным наукам, одной из которых является экономическая наука, поскольку объектом ее внимания является реальная экономика – часть, элемент общественного организма, социума.
Данное выше перечисление функций науки полностью характеризует и общественные науки, но ситуация здесь несколько более сложная. Эти осложнения являются следствием некоторых особенностей общества как объекта познания. Будем говорить здесь об общественных науках, имея в виду одну ее особенную науку – экономическую.
Эти сложности проистекают прежде всего и более всего из особенностей самого объекта познания – общества и его подсистемы – экономических отношений.
Первой важной особенностью экономики как объекта отражения, изучения его экономической наукой (в отличие от естественных и технических наук) является существенная ограниченность постановки экономического эксперимента чаше всего практическая невозможность проведения полностью воспроизводимого полностью повторяемого эксперимента. Эта сложность обусловлена тем что сам этот объект – экономика – постоянно изменяется. В этом отношении физикам химикам а еще лучше астрономам к примеру, легче хотя бы потому что изучаемый ими объект по отношению к жизни хоть одного хоть десятка поколений ученых остается неизменным Именно к экономике более всего можно отнести знаменитое выражение «нельзя дважды войти в одну и ту же реку»
Вторая особенность. Кроме того, в общественных науках по мере развития общества сам процесс познания последнего является внутренним фактором, внутренним элементом развития, изменения этого общества: теоретическое познание общества, распространяясь, становится идеологической силой и реализуется в деятельности социально-политических сил, что постоянно изменяет само общество.
Третья особенность. Из всего этого следует еще одна сложность: воспроизвести даже теоретически экономическую ситуацию, исследованную ранее другими учеными, в полной мере невозможно: невозможно дважды оказаться в одной и той же экономике. Поэтому изучение одного и того же объекта экономики с позиций последующего этапа развития не может дать старый научный результат, он обязательно будет иным.
Четвертая особенность и трудность экономической науки: прямая ссылка или обращение к социальной практике как высшему критерию истины в экономической науке не так проста, как во многих естественных и тем более в технических науках, как раз благодаря отмеченным особенностям научного отражения экономической реальности. Например, достижения естественных наук в конце концов воплощаются, материализуются в технических образцах, которые самим фактом своего функционирования доказывают верность, истинность того научного видения природы, которые и материализовались, воплотились в технических образцах. А в экономической науке между собственно наукой и социальным воплощением ее достижений в экономике стоит так много посредствующих звеньев и факторов, что в реальном изменении экономики увидеть собственно реализацию того или иного конкретного экономического знания чрезвычайно трудно.
Отсюда и кажущийся совершенно фантастическим по своему многообразию и диапазону разброс мнений, высказываемый разными экономистами по одному и тому же вопросу или факту экономической жизни. «Собери двух экономистов и получишь три мнения». При этом все эти экономисты ссылаются на одну и ту же социально-экономическую практику как конечное основание правильности их собственных выводов, кажущихся часто равно научными.
Пятая очень важная особенность экономической науки. В связи с тем, что отражение экономических процессов связано с деятельностью различных групп, слоев общества, социальных классов – участников экономических событий, объективное положение которых по отношению друг к другу разное, само это отражение так же независимо от желаний ученого, независимо от того, отдает он себе в этом отчет или нет, не может не выражать определенные и объективно существующие, при этом часто пересекающиеся, трудно совмещающиеся и даже противоположные интересы экономических агентов и их групп.
Известнейший пример: экспортеры экономически заинтересованы в ослаблении отечественной валюты, а импортеры, наоборот – в ее усилении. При этом неважно, какими политическими или моральными взглядами обладают те и другие.
Другой пример – распределение бюджетных средств между разными отраслями и сферами экономики: увеличение расходов на поддержку одних отраслей означает соответствующее сокращение расходов на другие.
Итак, инструментом, способом научного, теоретического отражения объективной реальности является системно-понятийное отражение, отражение с помощью рационально вырабатываемых понятий, представленных в теоретической системе. Но заметьте, мы здесь толкуем о результатах научного познания, а не о его процессе. Лишь в конечном результате какие-то понятия любой науки становятся истинными, проверенными социальной практикой. А в процессе их выработки, что иногда может длиться веками, вырабатываемые понятия лишь постепенно становятся истинными, верными.
Сопоставим теперь этот способ отражения реальности, например, с художественным и религиозным отражением жизни. В искусстве этим инструментом является художественный образ (музыкальный, литературный, поэтический, зрительный). В религии таким инструментом является религиозный догмат. Конечно, и в этом случае мы предельно упрощаем реальную картину мира, но это упрощение помогает нам экономно сжато уловить и подчеркнуть суть проблемы.
Однако представление, квалификация науки как рационально вырабатываемой системы знаний об объективном мире и выставление науки как высшей формы человеческого отражения и деятельности вызывает у всякого думающего человека большие сомнения. Оглядываясь в прошлое и глядя на современность, невольно тянет признать сам социальный мир безумным, иррациональным несмотря на то что человек считается разумным существом. Еще великий Вольтер печально заметил что наша Земля выглядит желтым домом Вселенной А ведь с тех пор человечество натворило куда как больше иррационального. Поэтому сомнения в рациональности человеческого познания и самое главное в рациональности самого мира вполне основательны.
При этом возникает законный вопрос: можно ли рациональными средствами познать кажущуюся иррациональной социальную жизнь, общество?
История, да и каждый из нас, знает множество случаев, которые как будто убедительнейшим образом доказывают, что человек и человечество – это загадочный сплав рационального и иррационального. Предприниматель, ставший богачом, упорно и долго сколачивавший свое состояние, за несколько дней проматывающий его в казино; страны, использующие таланты своих ученых, инженеров, рабочих для создания изощренного и дорогостоящего оружия, влезающие в военные авантюры в которых гибнут массы невинных людей и все то, с помощью чего достигается этот крах; постоянная борьба индивидов, партий, наций за достижение часто ложных и иллюзорных целей; постоянное усиление совершенствование средств уничтожения людей (и это мы тоже называем прогрессом!) – вот несколько постоянно повторяющихся сюжетов в человеческой истории.
Но именно двойственность, противоречивость всего сущего проявляется и в том, что как общество и человек противоречивы, такими же являются и методы, способы отражения их природы. Поэтому и в науке как самом рациональном способе отражения реальности всегда присутствует иррациональное, точно так же как и в иррациональном находятся элементы рационального.
Поэтому все сущее отражается и научными, и художественными, и эстетическими, и религиозными, и мистическими, и интуитивными средствами. Вопрос лишь в мере, степени сочетания рационального и иррационального в каждом из них. Для науки это вечная проблема, вечное стремление к достижению максимальной рациональности, строгости теоретического построения, истинности таких построений их адекватности отражаемым реалиям.
2.1.3. Как нас теперь называть?
Уже из этих определений понятно, что слово экономика, как почти всегда и везде, в том числе и экономической науке, полисемантично (многозначно).
Как обычно формируются названия наук? Сначала называется объект, который изучается наукой, а потом слово, означающее науку. Обычно это греческое «номос» (закон как наука) или латинские «логос» (слово, описание как наука) или «графос» (описание). Русскими аналогами являются «знание» (например, естествознание) или «ведение» (например, обществоведение).
Сравни; психика (буквально душа, но – строго научно – это то, что является невещественным «продуктом», результатом деятельности мозга) и психология (наука, изучающая эти «продукты» деятельности мозга). Примеры: греческое «ге» – Земля, геология – наука о земле, или география – наука, описывающая землю; политика и политология; социум (общество) и социология; психика и психология; космос и космология; таксон (класс предметов) и таксономия; звезда (астрон) и астрономия; метод и методология. Этот ряд можно продолжать бесконечно.
Правда, в обыденном словоупотреблении случаются казусы, когда смешиваются оба явления: объект и наука, изучающая этот объект. Например, вместо того, чтобы сказать правильно – у женщин (или, добавим, мужчин, чтобы нас не обвинили в дискриминации женщин) такая особенная психика, говорят – у женщин (мужчин) такая особенная психология. Понятно, что во втором случае имеют в виду то же, что и в первом, а не совсем смешное – то, что у женщин есть особенная наука психология в отличие от мужской науки психологии.
Другой распространенный казус – употребление слова, обозначающего науку, вместо слова, обозначающего объект науки. Например, часто слово методология (буквально наука о методе) употребляют вместо слова метод; и там, где надо правильно сказать метод, используют слово методология.
Можно привести ряд других подобных словоупотреблений, смешивающих, отождествляющих названия объекта науки с названием самой науки.
Иногда одни и те же объекты реального мира, обозначенные разными языками, становятся названиями разных наук. Яркий пример: названия близких нам двух наук – экономики и экологии. Здесь образующий названия этих наук корень – «ойкос» (по-гречески – дом, домашнее хозяйство или хозяйство вообще) – один и тот же, а вторая основа – наука (по-латыни логос, а по-гречески – номос).
Кстати, с экологией происходит та же история, что случилось давно уже с употреблением слов «психология» и «методология». В обыденном словоупотреблении хозяйство в смысле окружающая его среда (ойкос) уже давно называется тем же словом что и наука, изучающая эту окружающую среду. Мы привычно говорим: экология ухудшается имея в виду, что ухудшается не наука изучающая окружающую среду а ухудшается именно эта среда Кстати отметим кажущееся забавным но только на первый взгляд расхождение в противоположные стороны векторов развития окружающей среды и науки экологии; чем хуже обстоят дела с окружающей средой, тем сильнее развивается наука экология.
Но случаются и другие казусы в процессе формирования названия наук. Многие науки своими названиями не отличаются от названия того объекта, который они отражают, изучают. Например, возьмем особую часть экономических отношений, называемую финансами, А название науки об этих финансах звучит точно так же – финансы, а не, к примеру, финансология или финансоведение.
Еще яркий пример. Название реального объекта – физиология человека как совокупность жизненных процессов, происходящих в организме человека, с лингвистической точки зрения звучит как название науки, поскольку здесь присутствует корень «логос. Но то же слово «физиология» есть и обозначение, название науки об этих процессах. К этому привыкают так, что ни у кого уже не вызывает улыбки такая, к примеру шутливая трактовка физиологии беспозвоночных: это наука о жизненных процессах беспозвоночных с помощью которой беспозвоночные изучают себя.
Именно наличие такого рода названий наук позволяет переносить на упомянутую выше психологию отмеченное смешение: ведь в психологии в отличие от физиологии есть два слова для обозначения и объекта науки (психика), и самой науки (психология).
К наукам, в которых не различаются разными названиями объект и сама наука, относится и экономика. Здесь в названии объективной реальности – экономики (как объекта изучения – реальной экономики) и в названии изучающей ее науки – экономики (как теоретической экономики) различий нет, хотя здесь есть свои тонкости и нюансы (чуть ниже мы присмотримся к ним внимательнее) Уже одно это указывает на отмеченную выше полисемантичное (многозначность) слова «экономика»
Как уже отмечено, в русском и немецком языках эта проблема частично снимается или может сниматься наличием особого слова, являющегося синонимом экономики как реального объекта – хозяйства. Если бы не сильное влияние Запада, в русском языке этой путаницы не возникло бы: хозяйство – объект, а экономика – наука о хозяйстве, или науку о хозяйстве называли бы так же на русский манер, например, хозяйствоведение. Подобная история и в немецком языке: экономика – wirtschaft (хозяйство), наука об экономике – wirtschaftslehre (учение о хозяйстве).
Итак, экономика как наука – это отражающая объективно существующую, реальную экономику (хозяйство) масса систематизированных знании, большая часть которых представлена в виде теории и теоретических систем, направлений и течений экономический мысли.
Как всякое определение в формальной логике мы должны произвести две логические операции. Первая: найти ближайший род, класс предметов, к которым относится экономика как наука. Этим родом является общественные науки.
Второй шаг: найти видовые отличия экономики как общественной науки от других видов общественных наук, таких как социология, правоведение, политология, демография и другие общественные науки. Пока ограничимся определением видовых отличий экономики. Экономика как вид общественной науки изучает экономические, или производственные, хозяйственные отношения в отличие от правовых политических и других видов социальных отношений.
2.2. Экономика как вид экономической науки
Вернемся к многозначности слова «экономика», Слово «экономика» имеет и другие значения, кроме двух указанных.
В университетах англоязычных стран есть факультеты экономики, где есть кафедры экономики. На экономическом факультете (что в русском языке лингвистически тождественно факультету экономики) нет особой экономической кафедры или кафедры экономики. Кажется, вполне правомерным считать, что на экономическом факультете все кафедры экономические. Разве профессора кафедр статистики, бухгалтерского учета, прикладного институционального анализа и множества других кафедр любого экономического вуза не занимаются наукой экономикой?
Чтобы внести большую ясность в эти вопросы, введем некоторые уточнения в употреблении ряда понятий.
Для этого выделим в экономике как науке две части или разделим все экономические науки на две неравные части. В первой окажется экономическая наука как общая основа всех остальных экономических наук; это как бы философская и методологическая база всех экономических наук.
Вторая часть: все остальные экономические науки и неэкономические науки, методы и ряд теорий которых используются для исследования экономических явлений. Эти остальные экономические науки можно подразделить (классифицировать) на:
• отраслевые (например, аграрная экономика, экономика промышленности, экономика труда, экономика социальной сферы, финансов и кредита),
• прикладные (например, прикладного институционального анализа),
• функциональные (например, управления производством),
• инструментальные (например, математические методы в экономике или такая особенная наука как эконометрика).
Неэкономические науки, используемые для исследования экономических явлений, частично присутствуют в инструментальных экономических науках, частично находятся в процессе отпочкования от своих наук-матерей; они в процессе становления новых наук, которые постепенно формируются и входят в ряд собственно экономических наук (например, экономическая психология, экономическая статистика, экономическая социология, которые отрываются от психологии, математической статистики, социологии и дрейфуют постепенно в сторону экономики, становясь самостоятельными экономическими науками).
Вернемся к первой из перечисленных экономических наук – общей основе всей экономики как науки. Разве мы не вправе называть эту более конкретную форму общественной науки тоже экономической наукой?
Несколько упрощая и тем самым несколько искажая историю становления экономической науки, заметим, что когда происходило формирование экономики как науки, то есть ее выделение из общественных наук, она представлялась как нечто общее, внутри мало расчлененное. Но по мере развития самой реальной экономики и развития отражающей эту экономику науки шло усложнение последней Одной из форм этого усложнения и является внутренняя дифференциация науки.
Таким образом, у нас уже получилось три значения слова экономика. Еще раз перечислим их.
Первое значение: экономика как объективная реальность (хозяйство). Второе: экономика – как отрасль обществознания, вил общественной науки, занимающаяся изучением этой объективной реальности – экономическая наука вообще, в целом (этой наукой занимаются все ученые и профессора экономических факультетов или специализированных экономических вузов). Третье значение; один из видов экономической науки одно из крупнейших подразделений экономика как науки экономика как синоним общей экономической теории (науки, называемой студентами ОЭТ синоним не экономической науки вообще а название отдельной, вполне самостоятельной особенной экономической науки являющейся общей теоретической и методологической основой всех остальных экономических наук.
Сейчас мы познакомимся чуть ближе с этим третьим значением слова «экономика».
2.2.1. Экономика как разновидность экономической науки, или Общая экономическая теория (ОЭТ)
Чтобы продолжить эту тему, упорядочим и определим такие часто рассматриваемые в качестве синонимов понятия как экономическая наука, экономическая теория, общая экономическая теория, политическая экономия, экономика, экономике.
Вообще теория в узком, собственном, точном смысле, определение которой можно найти в любой энциклопедии, есть самая развитая, высшая, логически строгая, стройная форма организации научного знания, дающая целостное, систематизированное, истинное по назначению, доказанное и доказываемое, развивающееся представление о любом сложном предмете, объекте или его относительно самостоятельной части (например, природе, обществе, экономик, человеке мышлении и бесконечном множестве других объектов, интересующих науку), богатом спектре внутренних, сущностных связей и закономерностей изучаемого объекта. В этом смысле теория есть самостоятельное научное построение, целостность Но по отношению к науке совокупностям теорий или теоретическим системам отдельная теория есть блок или кирпич из которых строится здание всякой конкретной особенной науки.
Сразу заметим, что теория в этом узком, точном смысл слова часто маскируется другими словами. Например, дифференциальное исчисление на самом деле – это теория дифференциального исчисления. Или анализ «затраты-выпуск» В. Леонтьева – это на самом деле тоже самостоятельная довольно целостная теория. Или модель IS-LM – это теоретическая конструкция, теория, проще говоря, объясняющая некоторые функциональные зависимости между важнейшими параметрами национального рыночного хозяйства при некоторых предпосылках Или так называемый механизм Ланге-Лернера – так принято называть теорию этих экономистов Или «Байезианский подход к» есть не что иное как теория Байеса Или кривая Филипса есть не что иное как специфическая теория концепция Есть множество проблем экономики которые разными авторами в разных теоретических системах трактуют одну и ту же категорию совершенно по-разному, то есть как по содержанию, так и по воздействию на всю теоретическую экономическую систему (ТЭС), частью которой являются рассматриваемые трактовки. Эти подходы так и называют часто, например, оптимальность по Парето или оптимальность по Беллману. Отсюда получаются совершенно разные приемы создания этих ТЭС и столь же разные практические рекомендации по их регулированию. Сюда же относятся теории, которые для краткости часто называют законом экономики или законом по имени автора. О законах экономики мы поговорим в следующем разделе.
Но это подтверждает уже высказанную мысль о том, что теория в узком, точном смысле слова (как теорию эту ни называй) – есть первичный камень, кирпич всякой науки, научного построения.
То есть всякая более или менее сложившаяся наука являет собой совокупность теорий, чаще всего, хотя и не всегда – систему теорий. Но опять здесь слово «теория» употребляется в двояком значении – в узком, собственном, точном значении и расширительном. В этом последнем, расширительном смысле слова теория отождествляется с наукой.
Сравните два ряда употребления слова «теория». Экономика как самостоятельная общественная наука в ряду других общественных наук представлена многими конкретными относительно всей экономической науки теориями, например, теорией финансов, теорией статистики, теорией бухгалтерского учета и т. д.
А теперь сравните этот ряд с другим рядом теорий: теории стоимости и полезности, экономического роста, воспроизводства, распределения, теория общественного выбора, теория человеческого капитала, теории цены, ренты, процента, капитала, спроса и предложения, фирмы, издержек производства, отраслевых рынков и множеством других теорий, которые можно назвать частными, конкретными (относительно общей) теориями.
Даже вы – новички в экономике – уже скажете, что последний ряд названных теорий имеет отношение не к теориям финансов, статистики, или бухгалтерского учета. Последние как-то крупнее тех теорий, которые только что перечислены. И вы будете правы. Этот ряд менее крупных перечисленных теорий в узком, точном смысле слова составляют содержание особой науки, называемой общей экономической теорией (ОЭТ).
Тем самым теории финансов, статистики, бухгалтерского учета должны (и называются) более строго и точно соответствующими экономическими науками. То есть финансы, статистика, бухучет являются, строго говоря, не теориями, а видами экономических наук, наряду с ОЭТ. А уж они, в свою очередь, состоят из теорий в узком смысле слова.
И только благодаря рождению новых теорий, частично отрицающих старые, наука развивается, все точнее отражая изучаемый объект. Именно таким образом – через постоянное обновление теорий, здание каждой науки постоянно обновляется, все более правильно отражая меняющийся и усложняющийся отражаемый объект – реальное хозяйство, экономику.
Стало быть, словосочетание «экономическая наука» – это то, что в массовом словоупотреблении часто отождествляется (что неправильно) и с общей экономической теорией (ОЭТ), то есть лишь с особенной, конкретной, одной из экономических наук, и с экономической наукой вообще.
Иногда (сначала) это приводит к путанице в головах студентов. В программах экономического факультета МГУ эта неопределенность и возможность путаницы снимается таким образом: все, что относится к собственно ОЭТ, сейчас имеет свои частные названия как преподаваемые учебные дисциплины: общая экономическая теория (вводный курс), микроэкономика, макроэкономика, теория трансформационных процессов, теория отраслевых рынков, теоретический анализ экономических систем или современные экономические системы.
А отраслевые и прикладные экономические науки имеют, как правило, такие названия, из которых их отдельность, особость, отличие от вышеназванной ОЭТ со своим набором учебных дисциплин и курсов становится вполне очевидной: например, финансовые рынки, экономика общественного сектора, экономическая статистика. Из самих названий ясно, представители каких экономических наук и кафедр преподают эти предметы.
Это не значит, что здесь в практике преподавания невозможно перекрещивание: например, макроэкономику преподают профессора разных кафедр. Или даже некоторые кафедры небольших экономических вузов просто договариваются о разделении сфер своих научных и учебных интересов, исходя из ненаучных соображений, например, таких как наличный кадровый состав.
У словосочетания «общая экономическая теория» (наука), есть еще один, хотя и неявный смысл: оно употребляется и потому, что подразумевает включение в себя совокупности разных и всех составных частей этой особой экономической науки. В этом смысле общая экономическая теория (наука) есть общность всех существующих в настоящее время теорий и всех существовавших в истории именно этой науки – ОЭТ – теоретических систем, направлений, течений собственно теорий В частности поэтому в процессе вашего обучения обшей экономической теории вас знакомят с разными теоретическими системами чтобы студенты получили целостное, а не отрывочное одностороннее или однобокое впечатление и знание об общей а не особенной одной экономической теории А в ОЭТ теорий в точном смысле слова больше сотни наберется Не пугайтесь заранее друзья хотя и в самом деле есть чего бояться: их много а мы одни! Но ведь такая же история и во всех других науках.
Таким образом, можно использовать слово «теория» в узком, строгом смысле, как она определена выше, или в расширительном смысле, толковании – как наука, учение. То есть ОЭТ это есть и должна бы называться обшей экономической наукой (ОЭН). Но ОЭТ как название науки почему-то прижилось а ОЭН – нет.
Точно так же используются в расширительном или узком смысле понятия доктрина (по латыни буквально учение), концепция (от латинского слова система, совокупность). Сам выбор этих понятий тем или иным исследователем не является достаточно строгим, эти слова часто используются как синонимы.
Некоторые исторические обстоятельства придают на какое-то время разным словам негативный и/или специфический оттенок. Например, в течение многих десятилетий в бывших социалистических странах использование в пропаганде слово «доктрина» привело к возникновению уничижительного оттенка и в отношении этого слова и к ряду производных слов, таких как доктринерство (начетничество и догматизм) и индоктринация (принудительное насаждение навязывание какой-либо теории идеологическое оболванивание).
Как и всякая развитая, разветвленная, многоотраслевая наука с большой историей, экономическая наука внутренне сложна и многообразна. Достаточно посмотреть на структуру экономического факультета МГУ, на котором около двух десятков кафедр только экономического профиля чтобы ясно увидеть, как много так называемых конкретных, отраслевых прикладных инструментальных и специальных экономических наук составляют экономическую науку вообще, в целом.
Именно по отношению ко всем этим наукам ОЭТ и употребляется как другое название, синоним некой обшей теоретической и методологической базы всех остальных более конкретных экономических наук.
Даже сама история становления и развития экономической науки показывает процесс возникновения других конкретных экономических наук: от этой общей экономической теории (науки) постепенно отпочковывались отделялись другие, более конкретные или отраслевые экономические науки Это было результатом как усложнения самого изучаемого объекта – реальной экономики, так и усложнения обшей экономической теории (науки) Часто это происходит под влиянием других наук на стыке которых с праматерью экономической науки (обшей экономической теорией существовавшей некогда в такой форме ОЭТ как политическая экономия) возникали новые экономические науки.
Однако не нужно совсем уж буквально воспринимать эту генеральную тенденцию развития экономической науки. K примеру, счетоводство, развившееся впоследствии в бухгалтерский учет, а также страхование, финансы – это науки, которые, пожалуй, будут постарше политической экономии на несколько столетий. Но старше они только как протонауки, а не как сложившиеся современные науки.
Если же мы сделаем еще один шаг в конкретизации структуры экономической науки, мы увидим дальнейшее дробление каждой конкретной экономической науки. Например, в статистике по мере ее развития выделились и сформировались постепенно такие разделы науки статистики, как теория статистики история статистики, математическая статистика, экономическая статистика организация статистики, демографическая статистика, социальная статистика и множество других о чем лучше знают сами статистики.
Тут еще важно помнить происхождение и историю экономической науки в целом. Когда-то существовала лишь единая экономическая наука (хотя она тогда и не считалась наукой в современном смысле слова), из которой постепенно происходили, от которой отпочковывались более конкретные экономические науки.
Первой сложившейся, сформировавшейся зрелой исторической формой этой общей экономической науки (ОЭТ) стала политическая экономия.
Остановимся на этимологии, происхождении этого названия. Древнегреческое слово «экономия» (она же экономика) уже расшифровано нами выше: это ведение (домашнего) хозяйства или само домашнее хозяйство, а также искусство (в смысле мастерство) его ведения. То же слово стало названием обозначением науки (хотя и существовавшей в зачаточной форме] о ведении этого хозяйства Оно возникло (ели речь идет только о Европе! в середине – конце первого тысячелетия до нашей эры то есть более двух тысяч лет назад.
Прилагательное «политическая» происходит от греческого «полис» (буквально город, чем в античной Греции было и государство) и к политике в нынешнем смысле слова имеет весьма косвенное отношение. Наоборот, слово «политика» в современном смысле восходит, происходит также от греческого слова «полис. Дело в том, что в Древней Греции, как вы знаете, формой государственного устройства на протяжении многих сотен лет было то, что называлось городом: город-государство, государство-город.
Конец ознакомительного фрагмента.