Вы здесь

Предвидение. Шестое чувство. Апперцепция и бессознательные перцепции (С. А. Кравченко)

Апперцепция и бессознательные перцепции

Апперцепция [от латин. ad – при и perceptio – восприятие] – 1) в психологии – зависимость восприятия от прошлого опыта, от запаса знаний и общего содержания духовной жизни человека, а также от психического состояния человека в момент восприятия; 2) в идеалистической философии Лейбница (1646—1716), введшего этот термин, – осознанное восприятие, в отличие от бессознательных перцепций: 3) трансцендентальная апперцепция в философии Канта – изначальное единство сознания познающего субъекта, которое якобы обусловливает единство опыта.

Определение Лейбница нам более всего подходит, так как он отделяет осознанное восприятие от бессознательных перцепций. К этому следует добавить еще и восприятие во время переживания бессознательного в измененных состояниях сознания (ИСС). Этому вопросу следует уделить особое внимание, так как именно ИСС дают нам пищу для интуитивного предвидения будущего, и именно в них мы ищем предвестники будущего.

Вместе с этим вопрос о том, кто именно воспринимает, кто наблюдает события в ИСС, еще никто и не ставил. Человек, переживший ИСС, и вынесший из них память о предвестниках будущего, не может с уверенностью утверждать, что события будущего наблюдал именно он. Кто был наблюдателем в пережитом будущем? Настоящая тема значительно пересекается с темой наблюдателя, которая более подробно освещена в главах «О наблюдателе» и «Наблюдатель».

Мышление в просоночном состоянии

Если пробуждение ото сна происходит плавно и без внешних шумов, то есть возможность отследить разницу между потоком сознания с закрытыми глазами и мышлением, что возникает сразу после открывания глаз. В просоночном состоянии, в момент пока не произошло полное пробуждение ото сна, мы способны воспринимать бесконечность. Особенно когда утром уже несколько раз просыпались и достаточно отдохнувшие, чтобы путешествовать по миру сновидений под легким влиянием сознательного мышления. У людей с хорошо развитым образным мышлением события сновидений стоят сразу же за закрытыми глазами. Пока тело еще помнит состояние ночного покоя, при условии, что оно совершенно здорово, можно легко входить в сновидение сразу же после кратковременного пробуждения. Для этого положение сидя более подходит, нежели лежа, так как при положении сидя у сна меньше шансов захватить сознание полностью. Здесь уместно вспомнить практику йогов, где специально существует поза лотоса.

Если удается сохранить состояние балансирования на грани сновидений и сознательного мышления, то поток сознания состоит как минимум из двух потоков. Сознательные мысли, чувства и проблемы дня перемежаются образами и переживаниями просоночного состояния.

Иногда эти два потока не смешиваются и сильно отличаются друг от друга. И если поток сновидений контрастно отличен от проблем сознательной жизни, то слабая душа не может от него отгородиться, и позволяет себя увлечь.

Если по пробуждению нам доступно наблюдение, например, восхода солнца или уникального произведения искусства, то приходит понимание бесконечности красоты проявленного мира. Если же взгляд упирается в стенку проблем и ограниченностей, то сознание будет искать возможность уйти в мир измененных состояний сознания (ИСС) с помощью сна, алкоголя или наркотиков, переутомления или отравления.

Сознательная жизнь, словно поле испытаний и совершенствования души и тела, а просоночные состояния – место встречи с бесконечной мудростью подсознательного и бессознательного мира. Но эта мудрость не пассивна, как в библиотеке или в лекционном зале. Она предстает пред сновидцем в той форме, которая в настоящее мгновение наиболее необходима и востребована. Например, в сновидении могут быть удовлетворены сильные желания, тем самым снижая напряжение потребностей после пробуждения до адаптивного уровня, так как известно, что при слишком больной мотивации эффективность деятельности минимальна.

Сновидение может дать подсказку в решении проблем, в поиске ответов на поставленные вопросы. Пророческие сны приоткрывают нам перспективы нашего и общественного развития, а сновидения со следами памяти предков – откровения истории.

Далее мы переходим в теории сновидений, что можно прочесть в одноименной гаве.

Правило притяжения или отражения?

Есть убежденность у некоторых людей, что существует правило притяжения, когда наши образы притягивают подобное, мысли становятся предметом в физической реальности и в этом процессе образы формирует якобы сам человек в зависимости от своих желаний. Например, желает денег, создает образы, и они притягивают эти деньги. Таким образом, причиной достижения желаемого становится сосредоточение на этом желаемом, как на уже достигнутом, что вызывает соответствующие образы в сознании. Контроль мыслей и чувств выходит на первое место, так как он не позволяет вытеснить желаемые образы иными, нежелательными или противоположными желанию образами.

Есть одно мое наблюдение, которое лишь в некоторой степени соответствует вышеприведенному мнению. Я заметил, что чувства и эмоции в начале дня соответствуют всему дневному настрою, что сопряжено с соответствующими событиями дня. Как в живописи, где на всем холсте доминирует какой-то один тон, например, Джоконда написана в золотисто-коричневых тонах. Или в музыке, когда все произведение звучит в определенной тональности, например, «Лунная соната» Бетховена написана специально для фортепиано в до-диез минор.

Но я не утверждаю, что чувства и эмоции начала дня зависят от моей воли и желаний, что они могут легко создаваться по собственному желанию и тем самым оказывать влияние на события всего дня. Более того, можно утверждать, что утренние чувства отражают то, что только собирается произойти днем. Другими словами, чувства начала дня являются предвестниками событий дня, но не все могут увидеть в них предчувствие будущего.

Те, кто видят сновидения, могут найти причины утреннего настроя в них. Те, кто практикует вхождение в измененные состояния сознания (ИСС) утром, могут увидеть образы и целые сценарии скрытых в подсознании событий, которые где-то уже рядом, словно неминуемый атмосферный поток, который виден с космоса, но который еще не подошел к наблюдателям на Земле.

Вопрос в том, насколько мы властны над изменениями того, что может произойти, и что мы, предчувствуя, отражаем в своих переживаниях накануне! По всей видимости, мы в большей мере только отражаем будущее, видя накануне соответствующие образы, которые прорываются в наше сознание с глубин грядущего мира, но не можем повлиять на него. Лучшее, что можно сделать в этом случае, просто сдать билет, если он на «Титаник».

Уровень причин события – ключевое понятие. Если уровень грядущих событий соответствует силам того, кто их предчувствует, то, видимо, ему и предвосхищать дано их свыше. Например, человек предчувствует личный несчастный случай на скользкой дороге и потому не выходит на улицу. Но что делать человеку, который далек от вершин власти в стране, но предчувствует ее катастрофу? Зачем дается ему это предчувствие? Неужели только для того, чтобы ее покинут?

Проводник, участник или творец?

Человек способен воспринимать сигналы из сфер бессознательного через сновидения или другие измененные состояния сознания (ИСС), например, в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.

Писатель, художник или другой творческий человек идет дальше, так как он не только воспринимает сигналы бессознательного, но и может их воплотить в символах своей сферы деятельности, например, в текстах, красках или в архитектурных формах.

Возникает вопрос, творческий человек играет роль только проводника мудрости, которая становится ему доступной благодаря контакту с бессознательным? Или он может быть активным участником процесса воплощения запредельного и таинственного в жизнь обычную? Имеется ввиду, что художник преобразует данное ему от Бога в своеобразные и уникальные творения.

Третья часть вопроса наиболее провокационная. А может творческий человек просто творит новое как Творец? Это новое отсутствует в тех сферах мироздания, которые обобщают мудрость цивилизации и которыми питается смертный человек во время ИСС?

Возможно, положительно можно ответить на все вопросы. Проводник – уникально, и вместе с этим, роль человека подчиненная. Для нее необходимо быть мастером своего дела и достаточно чутким к сигналам бессознательного. О таком человеке можно сказать, что он мастер от Бога. Его захватил архетип и подчинил себе. Вся жизнь мастера пронизана силами бессознательных энергий.

Роль участника более сложна, так как он имеет силу преобразовать то, что дадено свыше. Чем может руководствоваться такой человек? Силой свой личности, захваченностью еще одним сильным архетипом или чем-то еще? В этом «чем-то еще» кроется ответ и на третий вопрос.

А когда человек творит словно Творец жизнь такую, которой нет в скрытых уровнях вселенной и никакое бессознательное не содержит ничего подобного, что питает его душу и тело? Ведь в этом случае он не может просто черпнуть из закромов бессознательных и поучаствовать в развитии жизни. Он находится на грани творения мира. Он чувствует сам мимолетный процесс творения мира, тот миг, в котором малейшее участие может дать значительные последствия. И усилий одного человека достаточно, чтобы в мгновение становления Вселенной сотворить свою часть мира. В этот момент человек подобен Богу, Богоподобен.

Какие состояния сопровождают процесс творчества? Какое лицо у такого человека? Оно уникально или приближено к какому-то усредненному своеобразию Творца? Может ли оно быть чем-то усредненным, если это лицо Творца?

Какие цели он преследует? Он руководствуется своим идеальным будущим, которое сотворило его сознание и которое Он предвосхищает своей работой?

Кто формирует это идеальное будущее?

Смирение дает предвидение

Смирение пред неизбежным вначале вводит нас в состояние покоя, потом наступает измененное состояние сознания (ИСС), что приводит, в конце концов, к предвидению будущего.

Если смиренному дается предвидение будущего, то возникает вопрос: зачем оно дается именно ему? Что делать смирившемуся перед неизбежным, если ему открывается видение будущего?

Молчать тихо и смиренно, или все же проявить свое видение для других, тем самым дав им возможность предвосхитить будущее, другими словами, что-то предпринять, дабы будущее было более благоприятным для жизни Человека?

Созерцание рассвета

Еще до восхода солнца созерцая рассвет, переживаешь чувство начала нового времени. Оживание природы совпадает с просыпанием сознания, и они расцветают одновременно. Только изредка о себе напоминают сновидения прошедшей ночи. Новые впечатления от красочного неба вытесняют все их образы. Даже город шумит утром не так агрессивно как днем.

Сосредоточившись на лазурном небосводе, легко заполнить сознание чистотой и балансировать на грани полусознания, что способствует особого рода интуиции. Приходят отдельные образы. Ярко, неожиданно и пророчески. Они приносят суть вероятной перспективы, которая определит и организует ближайшее время.

Солнце взошло, и зафиксировало начало дня, начало новой страницы сознания. Полутона отступили и растворились, все стало более определенным, сознательным и рациональным. Мир запульсировал в ярких ощущениях, словно и нет той сути, что его запускает и определяет его траекторию.

Сон

Сон заменяет собой комплексно все виды измененных состояний сознания (ИСС). Если ИСС присутствует в течение дня в каком-либо виде, например, в виде медитации, аутогенной тренировки (АТ) или сосредоточенной молитвы, то потребность во сне уменьшается, или и вовсе может исчезнуть.

Сон – это утверждение, свободное от влияний со стороны сознания, отражающее внутреннюю правду индивида, его внутреннюю действительность – такую, «какова она на самом деле: не мои гипотетические предположения относительно этой действительности, не то, какой сам индивид хотел бы ее видеть, а именно ее самое» (К.Г.Юнг).

Включая память опыта сновидений в опыт личности, мы получаем личность в квадрате, выводя наше восприятие за пределы настоящего времени.