Исследование способности к предвидению будущего и выявление путей ее совершенствования
Социальная система может пребывать в двух характерных периодах-состояниях: в аттракторном и бифуркационном. Если в аттракторный период будущее общества довольно точно предсказуемо с помощью рационального, научного предвосхищения, то в бифуркационный период, когда система перестраивается и находится в беспокойном состоянии, существует веер возможных перспектив и предсказание будущего логическими средствами непродуктивно. Именно в эти «переломные периоды истории в обществе появляются пророки. Они выходят на первый план, когда наука не в состоянии точно указать верный путь развития общества».1
Пророчество как социальный феномен пытались осмыслить еще Платон, Цицерон и Филон Александрийский. Видят в пророчестве необычное, удивительное, но вполне реальное социальное явление, нуждающееся в более глубоком изучении и современные исследователи (Б.П.Вышеславцева, А.А.Горбовский, П. Лемесюрье, А.П.Хейдок Ю. А. Шрейдер и др.).
И.А.Величко определила общие условия появления способности к предвосхищению будущего человеком, выявила сущность и специфические черты пророчества как особого способа предвосхищения социального будущего, определила особенности пророка как типа личности.2
Установлено, что основой пророчества является человеческая способность предвосхищения, которая составляет собой сложный природно-социальный процесс.
Можно утверждать, что предвосхищение – одна из основных функций человеческого сознания, его интеллектуальной сферы, выражающаяся в способности познания будущего.
Прежде, чем рационально использовать пророчество, (смотри рационализация бессознательного Сивиринова)3 как иррациональный вид предвосхищения будущего, определим проявления, ставящие пророчество в положение особого способа предвосхищения.
Согласно И. А. Величко4 такими проявлениями пророчеств является следующее:
– касается только социального будущего;
– выступает в виде глубокого прочувствованного яркого образа;
– неосознанность оснований, результативность;
– гипотетичность, недостаточная обоснованность (смотри гипотеза в научном методе);
– интуитивность, так как сам процесс постижения будущего протекает латентно;
– многосмысленность, требующая дополнительного истолкования;
– истинность, подтверждающаяся практикой.
Пророк в своем восприятии социальной реальности выходит за пределы бытовых человеческих потребностей, и в особых состояниях сознания постигает коллективное сознание5, которое содержит в себе социальную перспективу.
Пророчество как социальный феномен
Обращаясь к работе И.А.Величко, где она исследует феномен пророчества, который охватывает именно социальное будущее, пересматривая устаревшие стереотипы в его трактовке, можно утверждать, что у пророчества и у высшей формы научного социального предвидения есть одно общее – их основой является человеческая способность предвосхищения, которая представляет собой сложный природно-социальный процесс.
Чтобы прояснить некоторые стороны данного феномена, и выяснить отношение к нему, мы провели опрос, а также встречи, семинары и фокус-группы среди студентов и преподавателей ряда вузов Москвы, а также среди лидеров профсоюзных организаций. В общей сложности выборка составила 300 человек. Методологическим основанием для опросника послужила диссертация Величко И. А. Наш опросник должен был стать инструментом по отбору людей, склонных к социальному предвидению, он содержал 34 вопроса, и мог измерять личность в ее соотношении с качествами пророка-провидца.
Список вопросов:
1. Вы умеете завоевывать доверие людей не логическими доводами, а благодаря яркому образному мышлению?
2. У Вас богатое воображение?
3. У Вас независимый нрав?
4. Вы смелы в высказываниях?
5. Вы содержите в своей личности единство двух ипостасей: «духовного вождя» и «побиваемого камнями»?
6. У Вас активная гражданская позиция?
7. Вам присущ героизм, посвящение своей жизни решению актуальных социальных проблем?
8. Вам свойственно подвижничество?
9. Вам свойственно самопожертвование?
10. Вам свойственен альтруизм?
11. Ваши качества граничат с фанатизмом и максимализмом?
12. Вы имеете активно-критические отношения к окружающему миру?
13. Вам присуще личное мужество?
14. Вы принимаете путь подвижничества?
15. Вы принимаете путь альтруизма?
16. Вы принимаете ориентацию личной активности на социальное служение?
17. Вы имеете убежденность в правоте своих идей?
18. Вам свойственна активная гражданская позиция, которая привлекает внимание людей, служит ориентиром в критической ситуации?
19. В Вашей душе присутствует готовность к подвигу, то есть, преодолению себя?
20. В Вашей душе присутствует самопожертвование во имя идеалов и альтруистическое отношение к другим людям, что граничит с фанатизмом и максимализмом.
21. Вам свойственна наблюдательность?
22. Вы проницательны?
23. Вы тонко чувствует ожидания и настроения людей?
24. Вам свойственны размышления о несовершенстве мира?
25. Вы часто эмоционально проповедуете идеалы?
26. Вы не просто сторонний созерцатель, а творец?
27. Вы деятельны?
28. Вы не останавливаетесь на декларации идеального мироустройства, а стремитесь к его воплощению в действительность, может быть не лично, а через свои идеи, которые будут жить в учениках?
29. Вам приходилось выступать как бы в двух ипостасях: как признанный лидер, наставник и просветитель и как непонятый и отвергнутый изгой?
30. Вы демонстративно отрешали себя от мира, становились к нему в оппозицию?
31. Вы часто участвовали в обличении грехов общества и выявлении правды, восстановлении социальной справедливости?
32. Вы выступали как народный заступник и неподкупный критик?
33. Вы демонстрируете пример стремления к совершенствованию личности?
34. Вы указываете цель, идеал будущего развития общества, к которому оно должно стремиться?
Одна из подгрупп вопросов исследовала структуру личности, которая у пророка-провидца имеет свои особенности и, как показала практика, слабо проявлена у обычных людей.
Суть же основных вопросов исследования была нацелена на следующее: что мы можем развивать и чему должны обучаться, чтобы приблизиться к идеалу провидца?
В результате был получен ряд показателей, дающий нам ответ на главный вопрос. Как мы видим, этот ряд имеет ярко выраженный профиль по 34-м вопросам (темная линия),6 несмотря на то, что он отразился в средних показателях всех групп опрашиваемых.
Диаграмма 1
Если мы посмотрим на средние показатели «Я-реального» всех групп респондентов, то заметим достаточно яркие особенности. Показатели по вопросам 5, 11, 20, 30, 31 и 32 западают. Это значит, что «Я-реальное» менее всего стремится к самопожертвованию, не желает себя отрешать от мира и становиться к нему в оппозицию, участвовать в обличении грехов общества и выявлении правды, восстановлении социальной справедливости, выступать народным заступником и неподкупным критиком. «Я-реальное» мало фанатично, мало содержит в себе качеств «духовного вождя» и одновременно «побиваемого камнями».
Анализируя «Я-идеальное», можно повторить сказанное в анализе показателей диаграммы «Я-реального», за одним исключением, что все показатели немного выше. Наименее низкие показатели по вопросам 29 и 30. Другими словами, мы даже в идеале не хотим выступать как бы в двух ипостасях: как признанный лидер, наставник и просветитель, и как непонятый и отвергнутый изгой; мы мене всего желаем демонстративно отрешать себя от мира и становиться к нему в оппозицию.
Средние показатели всех респондентов по категории личности «Я-лидер» почти идентичны показателям «Я-идеальное».
Диаграмма 2
Теперь посмотрим на обобщающую диаграмму №2. На ней представлены средние показатели по всем группам и по всем категориям. Наиболее темный график показывает средний профиль по всем категориям личности (Я-реальное, Я-идеальнои и Я-лидер).
Анализируя диаграмму, можно сказать следующее. Четыре ярко выраженных провала графика по вопросам 5, 11, 20, 29 и 30 дают нам основание предположить, что подавляющее число опрошенных в структуре своей личности и в деятельности достаточно однозначны и имеют слабую выраженность по пунктам 5 и 11. Это означает, что единство двух ипостасей «духовного вождя» и «побиваемого камнями» в личности присутствует слабо, что соответствует и слабой выраженности этих ипостасей в деятельности человека, когда он может быть и признанным лидером, наставником и просветителем, и непонятым и отвергнутым изгоем. И то и другое, как нам известно, свойственно пророку-провидцу в максимальной степени.
Слабо выражена у опрошенных и склонность к самопожертвованию во имя идеалов и альтруистическое отношение к другим людям, граничащее с фанатизмом и максимализмом. Это характеристика качеств личности, отношения к людям и к себе. Но наименее выраженным оказалось отношение к людям и к миру в ответах на вопрос 30 (Вы демонстративно отрешали себя от мира, становились к нему в оппозицию), где наблюдается наиболее выраженный провал. Респонденты менее всего в своем отношении к социальному миру желают становиться в оппозицию, и отрешать себя от него. Вопрос 30 – особенный вопрос, который следует хорошо толковать и интерпретировать, как социальный феномен, так как он особенно выделяется на общем фоне исследования.
Общий вывод по всему исследованию таков: респонденты в структуре личности и в своей деятельности достаточно однозначны; в отношении к людям их склонность к самопожертвованию во имя идеалов не выражена, и альтруистическое отношение не граничит с фанатизмом и максимализмом; отрешать себя от мира, и становится к нему в оппозицию они не склонны, что говорит о выраженном конформизме и коллективизме.
Я не говорю о самых высоких пиках в наших диаграммах, так как это не входит в дальнейшую канву наших рассуждений. Следует напомнить, что наши результаты находятся в соотношении с качествами пророка-провидца, который олицетворяет совесть народа, предельное проявление совести человеческой. Предельная выраженность (5 баллов) соответствует качествам идеального провидца, у которого присутствуют такие качества личности по всем 34-м параметрам.
Наше исследование было сосредоточено на доказательстве того, что поиск людей со способностями к предвидению реален. Но мы продвинулись дальше, и подошли к теме отбора людей с развитой предрасположенностью к предвосхищению будущего. И это вполне решаемая проблема. Более сложным на наш взгляд является создание условий для развития и совершенствования способностей к предвидению будущего. Для решения данной задачи необходимы дополнительные исследования. Еще более сложной на наш взгляд является проблема обеспечения социокультурной средой для жизни и труда человека, выполняющего в организации или в каком-либо другом социальном сообществе роль провидца. Вместе с выше упомянутым, важно обеспечение техникой безопасности труда людей, способных переживать образы будущего, которые порой невыносимы для восприятия, и вызывают дистресс.
Пророчество – один из видов отражения будущего, которое пока не вошло в сознание основной когорты ученых, как научное понятие, несмотря на то, что значительное число известных мыслителей (Б. П. Вышеславцев, А. А. Горбовский, П. Лемесюрье, А. П. Хейдок, Ю. А. Шрейдер и др.) видят в пророчестве необычное, удивительное, но вполне реальное явление социальной действительности, нуждающееся в более глубоком изучении.
Дополнительные понятия
Альтруизм – самоотверженность, сознательное и добровольное служение людям, желание помогать другим, способствовать их счастью на основе мотива любви, преданности, верности, взаимопонимания, соучастия, сострадания. В некоторых случаях альтруист проявляет полное самопожертвование, самоограничение, отказывается от счастья, своих интересов и желаний. Противоположен эгоизму, индивидуализму, предпочтению личных интересов.
В эмпирических исследованиях человеческое поведение исследуется на способность к альтруизму, который выступает как:
1) критерий нравственного поведения (Дж. Райт) и
2) высший эталон развития личности (Л. Кольберг, Т. Лайкона). [9]
Аттрактор определяется в синергетике как «устойчивый фокус, к которому сходятся все траектории динамики системы». Фактически аттрактор может быть рассмотрен в качестве фактора порядка (параметра порядка для системы, находящейся в процессе самоорганизации), аттрактор выступает как своего рода «стабильное состояние порядка».
Бифуркационный переход – это объективация (выбор системой) одного из возможных вариантов развития, каждый из которых предполагает переход системы в состояния, радикально отличные от исходного. Это позволяет артикулировать ситуацию бифуркационного перехода как ситуацию резкой (как в темпоральном, так и в содержательном плане) смены характера процесса, «быстрой, коренной перестройке характера развития системы». Соответственно этому, и «смена пространственно-временной организации объекта» осуществляется, именно в точках смены «типов решений, т.е. в точках бифуркаций».