Аутотренинг, исихазм и холотропное дыхание
Определим понятия:
Аутотренинг – аутогенная тренировка, АТ – психотерапевтическая методика, направленная на восстановление динамического равновесия механизмов саморегуляции человеческого организма, нарушенных в результате стресса. АТ основана на применении мышечной релаксации, самовнушениии и самовоспитании. АТ отличается от гипнотерапии тем, что пациент активно вовлекается в процесс терапии, в отличие от пассивной роли пациента в лечении гипнозом. АТ была создана немецким врачом Иоганном Шульцем в1932 году.
Исихазм – духовная практика в рамках мистического христианства, составляющая основу православного аскетизма. Практика умно-сердечной молитвы, совмещённая с контролем за всеми исходящими изнутри помыслами, способствующая очищению ума и сердца и подготавливающая подвижника к духовному богосозерцанию.
Холотропное дыхание, ХД – метод трансперсональной психотерапии, заключающийся в гипервентиляции лёгких за счет учащённого дыхания под ритмичную музыку и в сопровождении опытного специалиста. В результате вымывается СО2 из крови, сосуды мозга сужаются, начинается торможение коры головного мозга, и активируется подкорка, что вызывает изменённое состояние сознания, вытесненные в подсознание переживания и образы коллективного бессознательного. ХД был разработан американским психологом С. Грофом в 1970-е годы в качестве замены запрещенному ЛСД.
Имея большой опыт в аутогенной тренировке (АТ) и интуитивно-теоретическое понимание исихазма и холотропного дыхания, осмелюсь сделать сравнительный анализ этих практик, отлично понимая, что исихазм выходит за рамки практики. Возможно, данный анализ поможет нам продвинуться в понимании способности человека к предвосхищению событий.
1. В АТ мы начинаем без установок, желая просто достичь состояний тяжести, тепла, покоя и других локальных состояний тела (например, спокойного дыхания и сердцебиения). В исихазме определенная молитва (другими словами – установка относительно отношений с Богом и диалога с Ним) присутствует с первых шагов практики. Не лишне конечно будет упомянуть, что адепты исихазма – аскеты, ограничивающие себя во всем, в том числе и в еде, тем самым приводя свое тело в особое состояние покоя. Если же тренирующий АТ вегетарианец, то это приближает его к лучшей изначальной позиции, но не уравнивает его с исихастом.
2. Вторая ступень АТ работает с ментальными структурами, включая, в том числе, и остановку потока сознания, давая при этом полную волю случаю в заполнении опустошенного пространства. В исихазме происходит та же работа с мыслями и чувствами, где внимание возвращает адепта к молитве, к образу фаворского света.
3. Проникнув в пространство-время бессознательного с помощью АТ или холотропного дыхания, мы остаемся без поддержки, или, в лучшем случае, в практике холотропного дыхания имеем рядом нейтрального сопровождающего, который будет сдерживать нас от самоповреждений. Мы в этом случае похожи на первооткрывателей, которые идут по незнакомой местности без компаса. В исихазме молитва (концентрация на отношениях с Богом) сопровождает адепта в самых глубоких сферах бессознательного, определяя основной диалог практикующего с Богом, и гарантируя ему поддержку и совершенную цель в конце пути.
4. АТ со временем влияет на жизнь практикующего, привнося в нее дополнительные переживания, опыт, здоровье. Но она не дает цели в жизни, и не объединяет жизненные события во что-то общее. Ученый, исследующий бессознательное, имеет преимущества перед просто практикующим АТ или холотропное дыхание человеком, так как он имеет цель в своих исканиях. Практика исихазма преобразует жизнь адепта, преобразуя тело и душу, образ мыслей и действий, объединяя жизнь и весь опыт в единый путь с определенной целью.
5. АТ развивает диалог с бессознательным, способствуя самопознанию, задавая вопросы (Кто Я? Зачем живу? Что я хочу? и др.), иногда получая ответы, требующие нового уточнения. Исихазм устанавливает диалог с Богом (бессознательным, выраженным в этически и эмоционально значимых образах, выстроенных в определенной иерархии и имеющих исторически обусловленное значение), что способствует самопознанию, не задавая вопросов, и предвосхищая их.
6. АТ раскрывает способности человека, не отягощая его этическими проблемами, способствуя черпанию знаний из хаоса бессознательного. Исихазм ведет по пути совершенствования, давая необходимые знания, развивая способности и выстраивая мир бессознательного в пределах христианского мировоззрения.
7. АТ утверждает бесконечность личности, но не дает поддержки на пороге смерти. Исихазм открывает путь к вечности, поддерживая человека на пороге смерти его тела.
8. Эффект Леонардо да Винчи (смотри одноименную статью) дает нам материал для прогноза того, как может работать исихазм – длительное сосредоточение на лице отождествляет нас с ним, давая интуитивное тотальное знание о личности этого лица. Исихаст – в пределе – становится Всем как и Лик, который был центром его многолетнего сосредоточения.
9. АТ практикуется периодически. Молитва же исихаста все время формирует определенный настрой, состояние, отношение, не давая поддаться внешнему, нарушающему внутренний покой сознания влиянию жизни, как киль не дает опрокинуться яхте в море. Молитва исихаста настраивает его восприятие мира, формируя реакции на него, во многом определяя состояние его здоровья как душевного, так и физического.
Дополнительно можно прочесть в книге С.А.Кравченко «Лицо Личности».
Выводы:
1. Тренирующие АТ начинают с концентрации на телесных переживаниях, и стремятся достичь телесного покоя, в то время как исихаст начинает с диалога с Богом, а телесный покой он уже имеет в результате образа жизни.
2. При остановке потока сознания в АТ, когда достигается молчание души, мы сталкиваемся с последующими случайными траекториями внутреннего пространства бессознательного, тогда как медитативная молитва исихаста определяет его прямой путь.
3. В АТ мы обречены на незащищенные скитания по бесконечному полю бессознательного, тогда как в исихазме защищенность пути способствует продвижению к цели.
4. Практикующий АТ ради здоровья тела и приключений уступает ученому, исследующему лабиринты и структуры бессознательного, в масштабности своих целей. Но исихаст превосходит их обоих, так как совершенство его цели не знает себе равных среди людей.
5. Диалог в АТ ограничен суетной обыденностью. Диалог исихаста объемлет все и предвосхищает будущее.
6. АТ принебрегает этикой в хаосе бессознательного. Исихазм организует хаос в рамках религиозной морали.
7. АТ останавливается на рубеже смерти, тогда как исихазм ведёт душу дальше.
8. Установки АТ превращаются в доморощенную веру молодой одинокой души, тогда как состояние исихаста пропитано большой историей, опытом и памятью ранее прошедших этот путь.
В итоге, очевидно, что даже если атеист с помощью АТ проникает в мир бессознательного, то незащищённость и ограниченность опасностями приведёт его неминуемо к мысли, что жизненно необходимо приобщиться к опыту проверенных духовных практик.
Опираться только на тело можно на первоначальных этапах тренировки саморегуляции, когда мы хотим добиться телесного покоя и тепла, спокойного сердцебиения и дыхания. Двигаясь же дальше, нам может помочь уже визуализация величественных образов, например, чистого неба, что приведёт к остановке потока сознания (смотрите главу «Сознание чистое»). Но дальнейший безопасный путь в сферы бессознательного невозможен без духовной поддержки.
Таким образом, технологии предвидения, предвосхищения с помощью ИСС неминуемо сталкиваются с необходимостью впитать опыт проверенных историей духовных практик.